г. Краснодар |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N А53-14486/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "РСУ-58"" (ИНН 6165171626, ОГРН 1116165006363) - директора Трухловой И.А., Иванова Н.Н. (доверенность от 10.01.2022), от ответчика - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (ИНН 6167111598, ОГРН 1136100005579) - Красниковой Е.А. (доверенность от 11.05.2022), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022 по делу N А53-14486/2021, установил следующее.
ООО "Управляющая организация "РСУ-58"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к НО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - фонд) о возложении обязанности принять протокол от 14.10.2018 N 5 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 65, об изменении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; перечислить средства фонда капитального ремонта на специальный счет по реквизитам: ИНН 6165171626, КПП 616401001, р/сч 40705810052090000573, в Юго-Западный ПАО Сбербанк г. Ростов-на-Дону, кор/сч 30101810600000000602, БИК 046015602, ОКПО 92167788; в течение пятнадцати дней после вступления решения в законную силу передать владельцу специального счета - обществу - сведения о помещениях в данном многоквартирном доме (номер помещения, общая площадь, тип и право, на основании которого лицо владеет помещением) с указанием фамилии, имени, отчества собственника, сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в отношении каждого собственника помещения, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней, общей сумме взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сведения о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (при наличии), в том числе судебные решения, документы, связанные с исполнительным производством, незавершенных судебных и исполнительных производствах, кредитах, займах, привлеченных в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при наличии) с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также сведения о погашении таких кредитов, займов, видах и сроках проведенных региональным оператором услугах и (или) работах по капитальному ремонту с приложением копий договоров о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирного дома, копий актов выполненных работ, размере средств, направленных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (при наличии) с приложением копий платежных документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) (уточненные требования).
Решением от 08.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.01.2022, иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 12 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты и принять новое решение. По мнению заявителя, вывод судов о том, что адресатами получения денежных средств в виде дополнительного финансирования являются собственники помещений спорного многоквартирного дома, не обоснован. В соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) именно региональный оператор является получателем средств финансовой поддержки.
В материалы дела не представлено доказательств обращения собственников помещений с заявкой на предоставление средств финансовой поддержки для обеспечения проведения капитального ремонта крыши, фасада и финансирования данных работ. Денежные средства, предоставленные ответчику из фонда содействия реформированию ЖКХ, являются частью общего фонда капитального ремонта. Вывод о том, что у собственников помещений многоквартирного дома отсутствует необходимость погашения потраченных средств на капитальный ремонт крыши и фасада, предоставленных ответчику из фонда содействия реформированию ЖКХ и из местного бюджета, образующих общий фонд капитального ремонта, противоречит пункту 7 статьи 182 Жилищного кодекса, постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П. Обстоятельства, установленные кассационным судом в рамках дела N А53-20701/2019, не могут не подлежать доказыванию в рамках рассматриваемого спора, так как истцами выступают разные лица.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 65 приняли решение изменить способ формирования фонда капитального ремонта с формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Владельцем специального счета выбрано общество, что подтверждается протоколом от 14.10.2018 N 5 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Копия протокола от 14.10.2018 N 5 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме направлена с сопроводительным письмом от 16.10.2018 N 1124 и получена ответчиком 17.10.2018.
Поскольку фонд не исполнил обязанности по перечислению средств фонда капитального ремонта на специальный счет, не передал владельцу специального счета документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 1 статьи 170 Жилищного кодекса взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 данного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Жилищного кодекса имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) платежей собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
3) других, не запрещенных законом источников.
На основании пункта 2 статьи 173 Жилищного кодекса в случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 191 Жилищного кодекса финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 168 данного Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 2 статьи 191 Жилищного кодекса меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия у фонда правовых оснований для отказа в перечислении денежных средств на специальный счет общества ввиду недоказанности наличия задолженности, которая бы в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Жилищного кодекса препятствовала изменению способа формирования фонда капитального ремонта. После выполнения мероприятий по капитальному ремонту остаток денежных средств на лицевом счете многоквартирного дома по-прежнему принадлежит собственникам помещений и может быть использован для следующих мероприятий по капитальному ремонту данного многоквартирного дома, перечислен на специальный счет (если общим собранием собственников помещений будет принято соответствующее решение), в некоторых случаях выплачен непосредственно собственникам помещений в соответствии с их долями. Иное распоряжение такими денежными средствами законодательством не предусмотрено.
Денежные средства фонда капитального ремонта принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме и не могут быть присвоены региональным оператором или любыми другими лицами, в том числе собственниками помещений в другом доме.
Региональный оператор или владелец специального счета вправе лишь контролировать начисление и уплату взносов в фонд и распоряжаться средствами фонда капитального ремонта с согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом фонд не является лицом, которое может обеспечить бюджетное администрирование, в том числе по учету бюджетного долга.
Более того, такой долг отсутствует, в связи с освоением целевого финансирования.
Фонд также не является адресатом такого финансирования, а только лицом, обеспечивающим его освоение, поскольку поддержка предоставляется собственникам помещений, а не фонду.
Ответчик не доказал, что осуществленное за счет бюджетных средств субсидирование на цели ремонта фасада и крыши спорного дома являлось безадресным и нецелевым, не приведены нормы права, по которым субсидирование считалось бы предоставленным на возвратной основе.
При указанных обстоятельствах требования общества признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основания для отмены или изменения решения и постановления доводам жалобы не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2022 по делу N А53-14486/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия у фонда правовых оснований для отказа в перечислении денежных средств на специальный счет общества ввиду недоказанности наличия задолженности, которая бы в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Жилищного кодекса препятствовала изменению способа формирования фонда капитального ремонта. После выполнения мероприятий по капитальному ремонту остаток денежных средств на лицевом счете многоквартирного дома по-прежнему принадлежит собственникам помещений и может быть использован для следующих мероприятий по капитальному ремонту данного многоквартирного дома, перечислен на специальный счет (если общим собранием собственников помещений будет принято соответствующее решение), в некоторых случаях выплачен непосредственно собственникам помещений в соответствии с их долями. Иное распоряжение такими денежными средствами законодательством не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2022 г. N Ф08-3430/22 по делу N А53-14486/2021