В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 сентября 2021 г. N 429 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 19 января 2018 г. N 20" и постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 октября 2017 г. N 552 "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2024 год.
2. Отделу контрольно-надзорной деятельности (Мурзаева О.В.) обеспечить выполнение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Купцова С.В.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
И.В. Князьков |
Утверждено
приказом Министерства социальной защиты,
труда и занятости населения
Республики Мордовия
от "20" декабря 2023 г. N ОД-490
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2024 год
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2024 год (далее - Программа профилактики) |
||
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"; постановлением Правительства Республики Мордовия от 10 сентября 2021 г. N 429 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 19 января 2018 г. N 20". |
||
Разработчик программы |
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (далее - Министерство) |
||
Цели программы |
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности; - стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований в области квотирования рабочих мест, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - обязательные требования), всеми контролируемыми лицами; - создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; - выполнение контролируемыми лицами установленной квоты для приема на работу инвалидов в полном объеме; - снижение административной нагрузки на работодателей; - снижение напряженности на региональном рынке труда среди граждан, имеющих инвалидность и повышение занятости граждан, имеющих инвалидность |
||
Задачи программы |
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей объектов контроля, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - повышение квалификации должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - государственный контроль (надзор)); - использование современных информационно-телекоммуникационных технологий при проведении профилактических мероприятий; - осуществление планирования проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества контролируемых лиц |
||
Сроки реализации программы |
2024 год |
||
Источники финансирования |
Республиканский бюджет Республики Мордовия |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - увеличение доли законопослушных контролируемых лиц; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц государственного контроля (надзора); - повышение прозрачности профилактической деятельности государственного контроля (надзора); - уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц; - повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами; - мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению; - выполнение контролируемыми лицами установленной квоты для приема на работу инвалидов в полном объеме |
||
Структура программы |
1.1. Описание текущего развития профилактической деятельности государственного контроля (надзора) 1.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики |
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Настоящая программа профилактики предусматривает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляемого Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (далее - Министерство) в 2024 году.
1.1. Описание текущего развития профилактической деятельности государственного контроля (надзора)
Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и обязательны для исполнения:
согласно статье 13.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости):
- устанавливается квота для приема на работу инвалидов работодателям:
численность работников которых превышает 100 человек, в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников;
численность работников которых превышает 35 до 100 человек включительно, в размере не более 3 процентов среднесписочной численности работников;
- квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Республики Мордовия от 7 февраля 2005 года N 9-З "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (в редакции от 9 сентября 2022 года N 57-3) (далее - Закон о квотировании) работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Мордовия, у которых численность работников превышает 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 3 процента - для приема на работу инвалидов и 1 процент - для приема на работу иных категорий граждан, указанных в подпункте 2 статьи 2 Закона о квотировании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона о квотировании работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Мордовия, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, но не менее одного человека.
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Обязательные требования закреплены в Законе Республики Мордовия от 7 февраля 2005 года N 9-3 "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (в редакции от 9 сентября 2022 года N 57-3) и постановлении Правительства Республики Мордовия от 10 сентября 2021 г. N 429 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Мордовия от 19 января 2018 г. N 20".
Профилактические мероприятия осуществляются в отношении работодателей, которым установлена квота для приема на работу инвалидов.
Количество работодателей региона, которым установлена квота для приема на работу инвалидов на 01.10.2023 года составляет 571 организация и (или) ИП, из которых 391 работодатель отнесен к категории среднего риска (численность работников от 35 до 100 человек) и 180 к категории высокого риска (численность работников более 100 человек).
Наиболее значимыми рисками для охраняемых законом ценностей являются:
- неисполнение работодателем обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
- отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты;
- несвоевременное представление информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, предусмотренной законом, а также представление такой информации в неполном объеме и (или) в искаженном виде, что является нарушением части 3 статьи 25 Закона о занятости населения и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ;
- не оформление в установленном порядке работодателем трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.
1.2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 октября 2017 г. N 552, Министерство осуществляет контроль и надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
2. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Республики Мордовия от 7 февраля 2005 года N 9-З "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (в редакции от 9 сентября 2022 года N 57-3) работодателям устанавливается квота для приема на территории Республики Мордовия, у которых численность работников превышает 100 человек, в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 3 процента - для приема на работу инвалидов и 1 процент - для приема на работу иных категорий граждан, указанных в подпункте 2 статьи 2 Закона о квотировании; у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников, но не менее одного человека.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять в органы службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты по приему на работу инвалидов.
Невыполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде - влечет предупреждение или наложение административного штрафа. На должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
В соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год, утвержденного по согласованию с органами Прокуратуры Республики Мордовия приказом Министерства от 07 ноября 2022 года N ОД-419 (с изменениями, внесенными приказами от 09 февраля 2023 года N ОД-64 и от 06 марта 2023 года N ОД-98) в отчетном году проведены восемь плановых проверок юридических лиц на предмет соблюдения обязательных требований по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с Законом Республики Мордовия о квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по результатам которых в адрес работодателей выдано 7 предписаний и составлено 4 протокола об административных правонарушениях.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые контрольные мероприятия проводились в отношении организаций, относящихся исключительно к высокой категории риска.
Кроме того, в 2023 году осуществлялись проверки без взаимодействия с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, было осуществлено 8 подобных мероприятий. Практически по итогам всех проверочных мероприятий, в адрес проверяемых направлены предостережения с требованием устранения нарушений, выявленных в результате их проведения.
В 2023 году оснований для проведения внеплановых проверок не имелось.
Ежеквартально формируемым заданием на проведение проверок без взаимодействия с контролируемыми лицами только на 1 квартал 2024 года предусмотрено 7 проверок.
Одним из направлений контрольных (надзорных) мероприятий в Министерстве является проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, направленных на профилактику нарушений и выдачу предостережений, которая заключается в предупреждении работодателей об имеющемся или возможном нарушении требований правовых актов.
Основными проблемами подконтрольной среды, на решение которых направлена программа являются:
неисполнение работодателями обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой (отсутствие фактического трудоустройства инвалидов на созданные (выделенные) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой);
непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление в искаженном виде ежемесячной информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Варианты решения проблем:
повышение уровня информированности работодателей об обязанностях в сфере квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
оказание методической помощи работодателям по организации создания рабочих мест для инвалидов.
Раздел 2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями реализации Программы профилактики являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- выполнение контролируемыми лицами установленной квоты для приема на работу инвалидов в полном объеме;
- снижение административной нагрузки на работодателей;
- снижение напряженности на региональном рынке труда среди граждан, имеющих инвалидность и повышение их занятости;
- повышение эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей объектов контроля, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение квалификации должностных, осуществляющих государственный контроль (надзор);
- использование современных информационно-телекоммуникационных технологий при проведении профилактических мероприятий;
- осуществление планирования проведения профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, информационной открытости, полноты охвата ими максимального количества контролируемых лиц.
Координатором Программы является Мурзаева Оксана Валерьевна, начальник отдела контрольно-надзорной деятельности Министерства, тел. 8(8342) 39-15-63, e-mail: mtszn-kro@e-mordovia.ru (далее - координатор Программы).
В обязанности координатора Программы входят:
организация исполнения мероприятий профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренных разделом 3 настоящей Программы; подготовка внесения изменений в настоящую Программу; подготовка ежегодного доклада о результативности и эффективности Программы профилактики.
Раздел 3. Профилактические мероприятия, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Наименование мероприятия |
Содержание мероприятия |
Сроки реализации мероприятия |
Ответственное структурное подразделение (контактные данные) |
1. |
Информирование |
Размещение на официальном сайте Министерства: - текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление контроля (надзора); - сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу; - руководства по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; - перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; - перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; - программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; - перечень сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица; - сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; - сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц; - доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства. |
в течение года (по мере необходимости) в течение года (по мере необходимости)
1 раз в год в течение года (по мере необходимости) 1 раз в год
1 раз в год
в течение года
в течение года
в течение года
(по мере необходимости) 1 раз в год |
отдел контрольно-надзорной деятельности Министерства |
2. |
Консультирование |
- проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований; - проведения обучающих совещаний; - направление информационных писем; - консультирование (при письменном обращении, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических визитов) |
в течение года (по мере необходимости) |
отдел контрольно-надзорной деятельности Министерства |
3. |
Обобщение правоприменительной практики |
Подготовка доклада о правоприменительной практике по результатам осуществления государственного контроля (надзора) |
1 раз в год |
отдел контрольно-надзорной деятельности Министерства |
4. |
Объявление предостережения |
Направление контролируемым лицам, на основе анализа исполнения квот для приема инвалидов, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в части выполнения обязанности по созданию и (или) выделению рабочих мест в соответствии с установленной квотой |
в течение года |
отдел контрольно-надзорной деятельности Министерства |
5. |
Профилактический визит |
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска |
в течение года |
отдел контрольно-надзорной деятельности Министерства |
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Оценка эффективности Программы профилактики осуществляется координатором Программы ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут только в условиях конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счет снижения административного давления;
проведение мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами с выдачей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований.
Количественные показатели оценки эффективности Программы:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
проведение публичных обсуждений правоприменительной практики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 20 декабря 2023 г. N ОД-490 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на 2024 год"
Вступает в силу с 25 декабря 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 25 декабря 2023 г. N 1301202312250003