Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Ространснадзора
от 19.12.2023 N ВБ-422фс
Программа профилактики
рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.
Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта
Управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Госморречнадзор) и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - федеральный контроль) в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства от 29.06.2021 N 1047 (далее - Положение).
Объектами федерального контроля являются:
а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;
б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;
в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;
е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;
ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;
и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;
л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта.
По состоянию на 01.09.2023 подлежит контролю в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта деятельность более пяти тысяч шестисот организаций и индивидуальных предпринимателей и порядка десяти тысяч объектов контроля.
Федеральный контроль осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
По состоянию на 01.09.2023 территориальными органами Госморречнадзора проведено 30 контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами (за аналогичный период 2022 г. (далее - АППГ) - 64 мероприятия). В ходе их проведения выявлено 190 нарушений обязательных требований (АППГ - 57 нарушений).
За 8 месяцев 2023 года значительно увеличилось количество проводимых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами. За указанный период Госморречнадзором было проведено 3 371 наблюдение за соблюдением обязательных требований (АППГ - 950) и 1 180 выездных обследований (АППГ - 391). В результате проведения этих мероприятий выявлено 2999 нарушений (АППГ - 1 057 нарушений).
В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований инспекторами Госморречнадзора проведено 1 630 постоянных рейдов (АППГ - 527), в результате которых выявлено 1 870 нарушений обязательных требований (АППГ - 332 нарушения).
Доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений, срок устранения по которым уже наступил, на 01.09.2023 составила 98%.
По состоянию на 01.09.2023 по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий привлечено к административной ответственности 1 433 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей (за аналогичный период 2022 г. - 1 333). Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила 16 042 тыс. руб. (АППГ - 15 776 тыс. руб.).
Чаще всего выявлялись административные правонарушения, квалифицируемые по статьям 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов); 11.7 КоАП РФ (нарушение правил плавания судов); 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления).
По состоянию на 01.09.2023 территориальными органами Госморречнадзора было предоставлено 278 лицензий и внесено изменений в реестр по 571 лицензии, всего - 849 (АППГ - 878). Проведена 681 оценка соискателей лицензии и лицензиатов (АППГ - 795). В 121 случае (АППГ - 75) были выявлены несоответствия лицензионным требованиям и в предоставлении (переоформлении) разрешительных документов было отказано.
По состоянию на 01.09.2023 центральным аппаратом Управления государственного морского и речного надзора была рассмотрена 41 декларация безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 26, отказано в утверждении 15 деклараций. Выдано 26 разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений.
Увеличилось количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих работоспособное техническое состояние (повышение с 149 до 158), нормальный уровень безопасности (повышение с 155 до 164).
По-прежнему выявляются случаи невыполнения мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности и технического состояния судоходных гидротехнических сооружений.
Причинами происшествий на водном транспорте, произошедших за 8 месяцев 2023 года, по итогам проведенного анализа являлись:
- невыполнение экипажами или судовладельцем нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания - 73%;
- несоблюдение норм и правил технической эксплуатации морских судов, а также технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций - 11%;
- недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской службы на судах при плавании в узкостях - 12%.
Таким образом, анализ состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта свидетельствует о снижении административной нагрузки на контролируемых лиц со стороны Госморречнадзора.
Отмечается увеличение количества контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также постоянных рейдов.
За 8 месяцев 2023 года при проведении вышеуказанных контрольных (надзорных) мероприятий выявлено большее, чем за аналогичный период предыдущего года, количество нарушений, допускаемых контролируемыми лицами.
Описание текущего развития профилактической деятельности
Виды профилактических мероприятий при осуществлении федерального контроля определены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта и проводятся в соответствии с планом, утвержденным приказом Ространснадзора от 20.12.2022 N ВБ-583фс "Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2023 год".
При осуществлении федерального контроля за соблюдением обязательных требований в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта проводятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.
В рамках информирования на сайте Ространснадзора размещены и поддерживаются в актуальном состоянии: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля, сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска; перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о федеральном контроле.
Также с целью информирования Госморречнадзором на официальном сайте в сети "Интернет" размещаются сведения о состоянии аварийности на водном транспорте и ежегодные сборники характерных аварийных случаев на море и внутренних водных путях.
Количество профилактических мероприятий, проведенных в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта за 8 месяцев 2023 года, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При наличии у Госморречнадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба), контролируемым лицам объявлялось предостережение и предлагалось принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По состоянию на 01.09.2023 объявлено 1 760 предостережений о недопущении нарушения обязательных требований (АППГ - 1 325).
По состоянию на 01.09.2023 должностными лицами Госморречнадзора проведено 6 086 консультирований (АППГ - 2 331). Консультирование осуществлялось по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам: осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального контроля; исполнение обязательных требований, являющихся предметом федерального контроля; проведение профилактических мероприятий; режим работы территориальных органов контрольного (надзорного) органа.
Инспекторами Госморречнадзора проводятся профилактические визиты, в ходе проведения которых контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, подлежащей федеральному контролю, Госморречнадзором проводятся обязательные профилактические визиты.
По состоянию на 01.09.2023 инспекторами Госморречнадзора проведено 262 профилактических визита (АППГ - 250), из них 157 обязательных профилактических визитов.
В соответствии с утвержденным планом-графиком проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики (по состоянию на 01.09.2023 проведено 9 мероприятий).
Характеристика проблем,
на решение которых направлена программа профилактики
Со стороны контролируемых лиц продолжают существовать риски нарушения обязательных требований в сфере морского и внутреннего водного транспорта, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления событий (аварий, транспортных происшествий), следствием которых могут являться гибель или причинения вреда здоровью людей, загрязнение окружающей среды, причинение материального ущерба.
Профилактические мероприятия, проводимые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта направлены на предупреждение причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области безопасной эксплуатации судов, портовых гидротехнических сооружений и при осуществлении лицензируемых видов деятельности.
Количество выявляемых Госморречнадзором административных правонарушений свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей судоводителями и отсутствии должного контроля со стороны судовладельцев.
При эксплуатации портовых гидротехнических сооружений нарушение требований технических регламентов собственниками (эксплуатирующими организациями) зачастую обусловлено незнанием либо неисполнением положений регламентов об обеспечении безопасности объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Нарушения требований законодательства в области осуществления лицензируемых видов деятельности, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств и объектов инфраструктуры, допускаются лицензиатами при ведении хозяйственной деятельности в целях экономии средств.
II. Цели и задачи программы профилактики нарушений
В современных условиях, при которых надзор развивается в направлении снижения административной нагрузки, сокращения плановых и внеплановых мероприятий по контролю, сокращения сроков административных процедур, расширения видов профилактических мероприятий и повышения их эффективности, внедрения механизмов открытости деятельности органов контроля и клиентоцентричности, основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере морского и внутреннего водного транспорта являются:
- создание условий для доведения до контролируемых лиц обязательных требований, повышение информированности о способах их соблюдения;
- предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами.
Программой профилактики предусматривается решение следующих основных задач:
- создание системы, обеспечивающей прозрачность, понятность содержания обязательных требований законодательства Российской Федерации, подлежащих соблюдению;
- оптимизация работы по предупреждению и профилактике нарушений, совершаемых в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
III. Перечень профилактических мероприятий на 2024 год
N |
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Периодичность (сроки) проведения |
Ответственный |
1. |
Информирование. Размещению и поддержанию в актуальном состоянии подлежит следующая информация: а) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального контроля; б) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу; в) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; г) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; д) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; е) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов федерального контроля к категориям риска; ж) перечень объектов федерального контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; з) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий; и) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; к) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; л) сведения о применении мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; м) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; н) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; о) доклады о федеральном контроле; п) информация о способах и процедуре самообследования (при наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами. |
Подготовка и размещение информации на сайте Ространснадзора, сайтах территориальных органов в сети Интернет |
Не реже одного раза в год. При наличии изменений - в течение месяца после официального опубликования |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора, начальники межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора |
2. |
Обобщение правоприменительной практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта |
Подготовка доклада |
Один раз в год, не позднее 21.02.2023 |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора |
3. |
Объявление предостережения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушения обязательных требований |
Объявление предостережения |
Незамедлительно при наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований |
Начальники межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора |
4. |
Консультирование. Осуществляется по вопросам: - осуществление контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального контроля; - исполнение обязательных требований, являющихся предметом федерального контроля; - по вопросам проведения профилактических мероприятий; - режима работы территориальных органов контрольного (надзорного) органа. |
Способы проведения: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. По 3-м и более однотипным обращениям консультирование осуществляется по мере их поступления посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по вопросам, изложенным в таких обращениях |
По мере поступления запросов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при проведении профилактических или контрольно-надзорных мероприятий |
Начальники межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора |
5. |
Обязательный профилактический визит проводится в отношении: а) объектов федерального контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска; б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, подлежащей федеральному контролю. |
Визит по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. Перечень контролируемых лиц, в отношении которых проводятся профилактические визиты, определяется ежеквартальными планами, утверждаемыми начальниками МТУ Ространснадзора и размещаемыми на официальном сайте в сети "Интернет". |
Лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, предлагается проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности. Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день |
Начальники межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора |
6. |
Самообследование |
Проводится контролируемыми лицами в личном кабинете проверяемого лица на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет". |
Регистрация и размещение на официальном сайте Ространснадзора в сети "Интернет" декларации соблюдения обязательных требований осуществляется по мере поступления деклараций |
Начальники межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора |
7. |
Меры стимулирования добросовестности |
Оценка добросовестности контролируемого лица осуществляется при рассмотрении копий документов, подтверждающих выполнение критериев добросовестности контролируемого лица. Территориальное управление Госморречнадзора Ространснадзор принимает мотивированное решение о соответствии контролируемого лица критериям добросовестности. В случае соответствия контролируемого лица критериям добросовестности присвоенная категория риска понижается на одну категорию. |
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены деятельность контролируемого лица или производственный объект. |
Начальник Управления государственного морского и речного надзора, начальники межрегиональных территориальных управлений Ространснадзора |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Показателями результативности и эффективности выполнения программы профилактики в 2024 году являются:
1. Снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма посредством повышения эффективности осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Значения показателя установлены утвержденным паспортом Ведомственного проекта "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта".
2. Доля охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями.
В 2024 году доля охвата подконтрольных субъектов должна составлять не менее 80% от общего числа контролируемых лиц.
Показатель определяется по формуле: Д о = (К с / К общ) * 100%, где Д о - доля охвата контролируемых лиц, К с - количество субъектов, в отношении которых проводились профилактические мероприятия, К общ - количество контролируемых лиц (по данным отчетной формы 1-Контроль).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.