г. Краснодар |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А20-3940/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании в судебном заседании заявителя - муниципального унитарного предприятия "Нальчикская теплоснабжающая компания" (ИНН 0726016530 ОГРН 1160726055984), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711027218 ОГРН 1020700739344), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Хаханаева Мурата Салимовича, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 47768 1, 47767 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А20-3940/2021, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Нальчикская теплоснабжающая компания" (далее - предприятие, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) от 27.08.2021 по делу N 007/07/3-844/2021 о признании заказчика нарушившим пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и предписало заказчику отменить протоколы запроса предложений, внести изменения в конкурсную документацию. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Хаханаев М.С.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования удовлетворены. Суд указал, что выявленные управлением нарушения с учетом закупочной документации не повлекли и не могли ограничить число участников закупки.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает, что допущенные нарушения позволяют заказчику манипулировать правами участников на допуск к торгам, поскольку при выполнении требований документации (соответствии утратившим силу ГОСТам) участник нарушит требования антимонопольного законодательства. Условие о перечислении характеристик, устанавливаемых при испытании конкретной партии товара невыполнимо.
В отзыве на жалобу предприятие просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель предприятия возражал против них, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприятие является организатором торгов при осуществлении закупки "Поставка материалов для ремонта котельных", извещение N 32110501987 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - закупка).
Закупка осуществлялась в форме запроса предложений в электронной форме в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Закупочная деятельность предприятия регламентируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия "Нальчикская теплоснабжающая компания" (т. 2 л.д. 27 - 59, далее - Положение о закупке).
В управление 05.08.2021 поступила жалоба Хаханаева М.С. (т. 1 л.д. 124 -126) на действия заказчика. Хаханаев М.С. указывает на нарушение его прав тем, что в документации указаны недействующие ГОСТы; установлены избыточные требования к описанию предмета закупки; установлены требования о необходимости указания конкретных числовых значений товара.
Решением от 27.08.2021 управление признало жалобу заявителя обоснованной в части установления требований к описанию товара в соответствии с недействующим ГОСТом, а также установления требований о подробном описании в заявке химического состава и (или) компонентов товара, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства. Управление признало заказчика нарушившим пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и выдало предписание от 27.08.2021 об отмене протоколов, составленных при проведении запроса предложений (при наличии события); внесении изменений в документацию запроса предложений по правилам Закона N 223-ФЗ и с учетом замечаний, изложенных в решении. Предприятие обжаловал решение и предписание в арбитражный суд.
Торги проводились на основании документации о запросе предложений "Поставка материалов для ремонта котельных" (далее - документация, т.1 л.д. 58 - 77).
В документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Если заказчиком в документации о закупке не используются указанные требования, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Суд установил, что заказчик указал два недействующих ГОСТа (ГОСТ 2405-52 вместо ГОСТа 2405-88 и ГОСТ 30732-2006 вместо ГОСТа 30732-2020), установил требование о подробном описании в заявке химического состава и (или) компонентов товара, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства. Перечисленные действия нарушают пункты 1, 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Суд правомерно отметил, что управление не учло пункт 15 документации (т. 1 л.д 63 - 65), устанавливающий, что в случае наличия в документации о запросе предложений ссылок на государственные стандарты и иные документы, утратившие силу на момент составления заявки утратили силу, при составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими нормами, при этом участник закупки в обязательном порядке указывает действующие ГОСТы. Участники аукциона должны указывать действующие ГОСТы, что соответствует требованиям антимонопольного законодательства. С учетом изложенного суд отклонил довод о нарушении заказчиком пункта 1 части 10статьи 4 Закона N 223-ФЗ как не соответствующий материалам дела.
Суд проверил и отклонил довод о нарушении предприятием пункта 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, поскольку пунктом 15 документации установлено, что при наличии в техническом задании требований к значениям, определяемым в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) с целью выявления конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии, не требуется. Эти показатели формируются исключительно на основании технического задания и требований ГОСТа (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает его, если не обладает такими сведениями, допускается назвать их в соответствии с документацией и нормативными актами. Соответственно, такие требования не могут ограничивать права лиц на участие в торгах.
Суд отметил, что указание в документации условий, позволяющих участникам закупки не применять устаревшие ГОСТы и не указывать в определенных случаях конкретные показатели, исключает возможность ограничения прав участников закупки по вменяемым заказчику нарушениям.
Суд обоснованно принял во внимание характер деятельности предприятия, указав, что отмена составленных протоколов и проведение повторной закупки может привести к нарушению прав неопределенного круга жителей городского округа Нальчик в случае аварии теплотрассы или в котельных.
С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о незаконности решения и предписания. Правильно установив фактические обстоятельства дела, суд применил к ним Закона N 223-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.10.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу N А20-3940/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд проверил и отклонил довод о нарушении предприятием пункта 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, поскольку пунктом 15 документации установлено, что при наличии в техническом задании требований к значениям, определяемым в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) с целью выявления конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ, а также иметь такой товар в наличии, не требуется. Эти показатели формируются исключительно на основании технического задания и требований ГОСТа (при их наличии). Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает его, если не обладает такими сведениями, допускается назвать их в соответствии с документацией и нормативными актами. Соответственно, такие требования не могут ограничивать права лиц на участие в торгах.
...
Суд обоснованно принял во внимание характер деятельности предприятия, указав, что отмена составленных протоколов и проведение повторной закупки может привести к нарушению прав неопределенного круга жителей городского округа Нальчик в случае аварии теплотрассы или в котельных.
С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод о незаконности решения и предписания. Правильно установив фактические обстоятельства дела, суд применил к ним Закона N 223-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2022 г. N Ф08-3690/22 по делу N А20-3940/2021