г. Краснодар |
|
24 мая 2022 г. |
Дело N А32-3306/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Лео" (ИНН 2319001637, ОГРН 1022302928350) - Юматовой А.О. (доверенность от 11.08.2021), в отсутствие истца - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А32-3306/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Лео" (далее - общество) с иском о взыскании задолженности по арендной плате с 16.05.2019 по 31.12.2020 в размере 2 567 720 рублей 52 копеек по договору от 01.08.2012 N 4900007743 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 331 949 рублей 30 копеек.
Иск основан на положениях статей 309, 310, 395, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 1, 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы неисполнением обществом обязательства по внесению арендной платы за пользование муниципальным земельным участком, предоставленным по договору от 01.08.2012 N 4900007743, расторгнутому в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021, иск удовлетворен в части. С общества в пользу администрации взыскана задолженность по арендной плате с 16.05.2019 по 31.12.2020 в размере 581 099 рублей 23 копеек и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 30 011 рублей 05 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7903 рублей.
Суды установили, что между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 01.08.2012 N 4900007743 аренды земельного участка площадью 5400 кв. м с кадастровым номером 23:49:0303006:122, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Фурманова, 7. Участок с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации складских помещений предоставлен арендатору на 49 лет. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2019 по делу N А32-42381/2018 договор аренды земельного участка от 01.08.2012 N 4900007743 расторгнут. На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303006:122 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0303006:1331, 23:49:0303006:1306, 23:49:0303006:1307, принадлежащие обществу на праве собственности, которое не вносило плату за фактическое пользование земельным участком с 16.05.2019 по 31.12.2020. Расчет платы (суммы неосновательного обогащения) выполнен администрацией с применением методики, утвержденной постановлением администрации от 18.07.2016 N 1699 "О порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город - курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов" (далее - постановление N 1699). Размер платы за пользование земельным участком за 2019 год составил 1 546 691 рубль 96 копеек, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 71 294 526 рублей и ставки 2% с применением коэффициентов инфляции. Размер арендной платы с 16.05.2019 по 31.12.2020 составил 2 567 720 рублей 52 копейки. В связи с неисполнением арендатором обязательства по внесению арендной платы с 16.05.2019 по 31.12.2020, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 309, 310 Гражданского кодекса, статьями 1, 27, 39.7, 65 Земельного кодекса. Суды установили, что обязанность по внесению арендных платежей в спорный период обществом не исполнялась. Судебные инстанции признали расчет задолженности, подготовленный администрацией в соответствии с методикой, утвержденной постановлением N 1699, неправильным. Размер арендной платы за муниципальный земельный участок должен определяться в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Такие принципы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582). Постановлением Правительства Российской Федерации N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582" (далее - постановление N 531), действующим с 12.08.2017, основные принципы определения арендной платы дополнены принципом N 7. Данный принцип предусматривает, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в публичной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582. В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается. В указанном случае при определении размера арендной платы целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте. Данные положения (принцип N 7) основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте. Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующим с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями. Материалы дела подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122 ограничен в обороте, поскольку входит в границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта (относится к землям особо охраняемых природных территорий). На данном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу. Вид разрешенного использования земельного участка (для размещения и эксплуатации складских помещений) не изменялся, на нем фактически расположены складские помещения. Поэтому суды рассчитали размер арендной платы (неосновательного обогащения) с применением ставки, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского собрания Сочи от 11.12.2017 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи", в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, равной земельному налогу. Исходя из кадастровой стоимости участка в размере 71 294 526 рублей 60 копеек и ставки земельного налога 0,5%, плата за пользование земельным участком (размер неосновательного обогащения) с 16.05.2019 по 31.12.2020 составляет 581 099 рублей 23 копейки. Администрация также заявила требование о взыскании с общества процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.06.2019 по 08.12.2020 в размере 331 949 рублей 30 копеек. Ответчиком выполнен контррасчет процентов за пользование чужими денежными средствами, из которого следует, что с учетом перерасчета платы за пользование земельным участком с применением земельного налога, размер процентов за пользование чужими денежными за указанный период составил 30 011 рублей 05 копеек. Данный расчет признан судебными инстанциями правильным, которые взыскали с общества в пользу администрации 581 099 рублей 23 копейки долга по арендной плате (неосновательного обогащения) и 30 011 рублей 05 копеек процентов.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суды не учли, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122 ранее находился у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое переоформлено на право аренды (договор от 01.08.2012 N 4900007743). Следовательно, к спорным правоотношениям применяется подпункт "г" пункта 3 постановления N 1699, в соответствии с которым в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости. Таким образом, расчет задолженности, представленный администрацией, является правильным, он основан на нормах действующего законодательства. Кроме того, правильность расчета задолженности по методике, предложенной администрацией, подтверждается вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Краснодарского края (дела NN А32-41694/2014, А32-44690/2017, А32-42381/2018, А32-15097/2020).
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Суды пришли к обоснованным выводам, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122 ограничен в обороте (расположен на землях курорта), то общество должно вносить арендную плату в размере, равном земельному налогу (принцип N 7, введенный постановлением N 7). Ссылка администрации на то, что ранее вступившими в законную силу судебными актами с общества взыскана задолженность, исходя из методики, предлагаемой администрацией, не должна приниматься во внимание. Изменения в нормы земельного законодательства, на которые ссылается общество, вступили в силу 12.08.2017. О наличии судебных актов по делам 2019 и 2020 годов общество узнало в процессе исполнения, когда судебные акты уже вступили в законную силу, без обжалования в суд апелляционной инстанции, без возможности выразить обоснованную позицию относительно требований администрации.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечила.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 01.08.2012 N 4900007743 аренды муниципального земельного участка площадью 5400 кв. м с кадастровым номером 23:49:0303006:122, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Фурманова, 7. Участок с видом разрешенного использования - для размещения и эксплуатации складских помещений предоставлен арендатору на 49 лет.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2019 по делу N А32-42381/2018 договор аренды от 01.08.2012 N 4900007743 расторгнут.
На земельном участке с кадастровым номером 23:49:0303006:122 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:49:0303006:1331, 23:49:0303006:1306, 23:49:0303006:1307, принадлежащие обществу на праве собственности, которым с 16.05.2019 по 31.12.2020 не вносилась плата за фактическое пользование земельным участком.
Расчет платы за пользование земельным участком (суммы неосновательного обогащения) выполнен администрацией с применением методики, утвержденной постановлением N 1699. Размер платы за пользование земельным участком за 2019 год составил 1 546 691 рубль 96 копеек, исходя из его кадастровой стоимости в размере 71 294 526 рублей и ставки 2% с применением коэффициентов инфляции. Размер арендной платы с 16.05.2019 по 31.12.2020 составил 2 567 720 рублей 52 копейки.
В связи с неисполнением обществом обязательства по внесению платы за пользование земельным участком с 16.05.2019 по 31.12.2020, администрация обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения (подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Таким образом, одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса и статьи 39.7 Земельного кодекса плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен. При этом размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Постановлением N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 531, применяемым с 12.08.2017, Основные принципы дополнены принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582. В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса).
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122, на котором в спорный период располагались объекты недвижимости, принадлежавшие обществу на праве собственности, расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта. Следовательно, данный участок является ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса). В этой связи суды руководствовались постановлением N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 531 и исходили из того, что принцип N 7 подлежит применению к правоотношениям сторон. Таким образом, общество в спорный период должно было вносить за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122 арендную плату в размере, равном земельному налогу. Размер арендной платы (неосновательного обогащения) подлежит определению с применением ставки, установленной в подпункте 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского собрания Сочи от 11.12.2017 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи". В этой связи судебные инстанции частично удовлетворили исковые требования администрации, взыскав с общества 581 099 рублей 23 копейки долга по арендной плате (неосновательного обогащения) и 30 011 рублей 05 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы администрации о применении к спорным отношениям подпункта "г" пункта 3 постановления N 1699, в соответствии с которым в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости, подлежит отклонению. Данный довод не учитывает нормативные правовые акты, которые суды первой и апелляционной инстанций применили к отношениям сторон после того, как установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122, на котором располагаются объекты недвижимости, принадлежащие обществу, расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта (ограничен в обороте).
Не может быть принят и довод администрации о том, что правильность расчета задолженности подтверждается вступившими в законную силу решениями арбитражного суда Краснодарского края по ранее рассмотренным делам. Дела N А32-41694/2014 и N А32-44690/2017 рассмотрены до внесения постановлением N 531 изменений в постановление N 582 (дополнившим Основные принципы принципом N 7). Из содержания судебных актов по делам N А32-42381/2018 и N А32-15097/2020 не следует, что судами устанавливались фактические обстоятельства, которые установлены судебными инстанциями при разрешении данного спора (часть 2 статьи 69 Кодекса).
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам спора, они основаны на исследовании материалов дела, им не противоречат. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А32-3306/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122, на котором в спорный период располагались объекты недвижимости, принадлежавшие обществу на праве собственности, расположен во второй зоне горно-санитарной охраны курорта. Следовательно, данный участок является ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса). В этой связи суды руководствовались постановлением N 582 в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 531 и исходили из того, что принцип N 7 подлежит применению к правоотношениям сторон. Таким образом, общество в спорный период должно было вносить за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303006:122 арендную плату в размере, равном земельному налогу. Размер арендной платы (неосновательного обогащения) подлежит определению с применением ставки, установленной в подпункте 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского собрания Сочи от 11.12.2017 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи". В этой связи судебные инстанции частично удовлетворили исковые требования администрации, взыскав с общества 581 099 рублей 23 копейки долга по арендной плате (неосновательного обогащения) и 30 011 рублей 05 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2022 г. N Ф08-1989/22 по делу N А32-3306/2021