Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3055-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества Талдомский опытный завод "Промсвязь" на нарушение его конституционных прав частью 6.1 статьи 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и частью 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы акционерного общества Талдомский опытный завод "Промсвязь" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Акционерное общество Талдомский опытный завод "Промсвязь" (далее - АО ТОЗ "Промсвязь") оспаривает конституционность части 6.1 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которой в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 данного Федерального закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта); указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
В жалобе также оспаривается конституционность части 4 статьи 12 Федерального закона от 7 апреля 2020 года N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которой годовое общее собрание акционеров в 2020 году проводится в сроки, определяемые советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через девять месяцев после окончания отчетного года (пункт 1).
Как следует из представленных материалов, в период с 10 августа 2020 года по 10 ноября 2020 года АО ТОЗ "Промсвязь" на основании решения Федеральной налоговой службы было исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что доля владения голосующими акциями заявителя у его акционера, не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, превысила установленное допустимое значение и составила более сорока девяти процентов, а держатель реестра акционеров общества не представил в Федеральную налоговую службу предусмотренные частью 6.1 статьи 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о заявителе (в связи с непроведением заявителем общего собрания акционеров на отчетную дату). Это повлекло начисление заявителю страховых взносов в более высоком размере.
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении заявления АО ТОЗ "Промсвязь" о признании указанного решения Федеральной налоговой службы незаконным. Доводы заявителя о том, что регистратор, осуществляющий ведение реестра его акционеров, имел право направить в Федеральную налоговую службу сведения о заявителе после проведения заявителем общего собрания акционеров, состоявшегося 20 августа 2020 года (с учетом положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 7 апреля 2020 года N 115-ФЗ), были судами отклонены. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам этого суда.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как позволившие в силу своей неопределенности исключить его из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 10 августа 2020 года по 10 ноября 2020 года, не соответствуют статье 8 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Заявитель также просит обязать Правительство Российской Федерации разработать и внести законопроект, предусматривающий действие положений Федерального закона от 27 октября 2020 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с даты вступления в силу Федерального закона от 7 апреля 2020 года N 115-ФЗ.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 6.1 статьи 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает порядок предоставления сведений в целях ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства держателями реестров акционеров акционерных обществ, не содержит какой-либо неопределенности и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Что касается оспариваемой части 4 статьи 12 Федерального закона от 7 апреля 2020 года N 115-ФЗ, то из представленных судебных актов не следует, что она была применена судом при разрешении дела с участием АО ТОЗ "Промсвязь".
Формально оспаривая конституционность указанных законоположений, заявитель фактически предлагает Конституционному Суду Российской Федерации оценить правильность установления и исследования судами фактических обстоятельств его дела и выбора, толкования и применения правовых норм, что, однако, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и разрешение вопроса об обязании Правительства Российской Федерации разработать и внести целесообразные, с точки зрения заявителя, предложения по изменению действующего законодательства.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества Талдомский опытный завод "Промсвязь", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2023 г. N 3055-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества Талдомский опытный завод "Промсвязь" на нарушение его конституционных прав частью 6.1 статьи 4.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и частью 4 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов..."
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-