г. Краснодар |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А32-46028/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Гиданкиной А.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю (ИНН 2365000010 ОГРН 1042313063022) - Гуляевой С.А. (доверенность от 28.02.2020), Дашко Т.В. (доверенность от 17.05.2022), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Татульяна Геннадия Гургеновича (ИНН 235500172788 ОГРНИП 318237500293213), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 53793 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Татульяна Г. Г. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А32-46028/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Татульян Г. Г. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений от 12.07.2021 N 1694, 1696, 1697 о взыскании штрафов за неуплату акцизов по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано по мотиву наличия у предпринимателя обязанности уплатить акцизы и вмененного состава правонарушения.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требования. Указывает, что произведенная подакцизная продукция не является объектом налогообложения, поскольку не реализована конечному потребителю, перемещены со склада в магазины розничной торговли. Инспекция не выделила фактически реализованную продукцию от перемещенной в магазины розничной продажи.
В отзыве на жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители инспекции поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей инспекции, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральные налоговые проверки налоговых деклараций предпринимателя от 11.02.2021 по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за июль - сентябрь 2020 с заявленными подлежащих уплате в бюджет акцизов за июль в размере 14 973 рубля, за август - 40 951 рубль, за сентябрь - 14 229 рублей. Из данных отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предпринимателя в ЕГАИС инспекция установила, что: реализация за июль 2020 продукции (вина) составила 869 литров, в представленной декларации за июль 2020 - 483 литра, налоговая база занижена на 386 литров; реализация за август 2020 года - 1 510 литров, в декларации - 1 321 литра, налоговая база занижена на 189 литров; реализация за сентябрь 2020 года - 2 100 литров, в декларации - 459 литров, налоговая база занижена на 1 641 литр.
Инспекция привлекла предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения по части 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату акцизов решениями от 12.07.2021 N 1694 в виде взыскания 1 196 рублей 60 копеек штрафа, взыскания 11 966 рублей акцизов и 507 рублей 62 копейки пеней за июнь 2020 года, N 1694 - 585 рублей 90 копеек штрафа, 5 859 рублей акцизов и 187 рублей 63 копейки пеней за август 2020 года, N 1697 - 5 087 рублей 10 копеек штрафа, 50 871 рублей акцизов и 1 935 рублей 38 копеек пеней за сентябрь 2020 года. Решениями Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю от 30.08.2021 N 24-13-1197, N 24-13-1198, N 24-13-1199 апелляционные жалобы предпринимателя оставлены без удовлетворения. Предприниматель обжаловал решения инспекции в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд обоснованно указал, что налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, на которые установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении (подпункт 1 пункта 2 статьи 187 Налогового кодекса).
Если налоговая база по алкогольной и спиртосодержащей продукции, определенная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 статьи 187 Налогового кодекса менее объема реализованных указанных подакцизных товаров за соответствующий налоговый период, отраженного в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), то налоговая база по таким подакцизным товарам определяется на основе данных ЕГАИС.
Для целей исчисления и уплаты акцизов в соответствии с пунктом 2 статьи 195 Налогового кодекса дата реализации (передачи) подакцизных товаров определена как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.
Уплата налога при продаже налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров осуществляется ежемесячно исходя из фактической реализации указанных товаров за истекший налоговый период (пункт 3 статьи 204 Налогового кодекса).
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота, сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны осуществлять учет и декларирование производства, хранения и поставки вина, игристого вина (шампанского), а также объема винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского) (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)). Статья 26 Закона N 171-ФЗ запрещает оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
Суд сделал обоснованный вывод о том, что реализация производителями подакцизных товаров, в том числе операции по передаче в собственные магазины розничной торговли для дальнейшей реализации населению, является объектом налогообложения. При этом акциз начисляется на дату передачи такой продукции в указанные магазины, а не на момент реализации через розничную сеть.
Ссылки на "Журнал учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" подлежат отклонению, он на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка отсутствует, его данные не являются доказательством отсутствия налоговой базы (операций по производству вина).
Налоговое законодательство не раскрывает понятие "структурное подразделение организации". В общепринятом смысле структурное подразделение представляет собой официально выделенную часть организации, вместе с относящимся к ней персоналом, выполняющая те или иные задачи, установленные организацией. Пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 2), под структурными подразделениями понимает как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д. Цех, в котором осуществляется производство вина, является структурным подразделением, в функции которого входит производство продукции, а магазины - структурные подразделения, занимающиеся, непосредственно реализацией произведенной продукции.
Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 по делу N А32-46028/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота, сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны осуществлять учет и декларирование производства, хранения и поставки вина, игристого вина (шампанского), а также объема винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского) (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)). Статья 26 Закона N 171-ФЗ запрещает оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
...
Налоговое законодательство не раскрывает понятие "структурное подразделение организации". В общепринятом смысле структурное подразделение представляет собой официально выделенную часть организации, вместе с относящимся к ней персоналом, выполняющая те или иные задачи, установленные организацией. Пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 2), под структурными подразделениями понимает как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д. Цех, в котором осуществляется производство вина, является структурным подразделением, в функции которого входит производство продукции, а магазины - структурные подразделения, занимающиеся, непосредственно реализацией произведенной продукции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2022 г. N Ф08-4350/22 по делу N А32-46028/2021