г. Краснодар |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А32-49201/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (ИНН 2310099811, ОГРН 1052305684727) - Рачевой Г.В. (доверенность от 10.01.2022), от заинтересованного лица - закрытого акционерного общества "Санаторий "Жемчужина моря"" (ИНН 2304012594, ОГРН 1022300768820) - Кирющенко И.И. (доверенность от 11.05.2022), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Санаторий "Жемчужина моря"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-49201/2021, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - служба) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Санаторий "Жемчужина моря"" (далее - санаторий) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 22.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2022, санаторий привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа. Судебные акты мотивированы наличием в действиях санатория состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 Кодекса, соблюдением процедуры и срока привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4 и 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился санаторий с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что служба не представила бесспорные доказательства того, что непроведение или ненадлежащее проведение санаторием внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности не повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или иные последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ). В данном случае внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществлен после поступления жалобы и после выздоровления пребывающего в санатории Иванова В.В. (далее - ребенок) и не мог повлечь предусмотренные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ последствия. На момент привлечения санатория к административной ответственности трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку подлежал исчислению с даты окончания 10-дневного срока проведения целевой (внеплановой) проверки, т. е. с 14.09.2021.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Министерством здравоохранения Краснодарского края санаторию выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности от 24.03.2017 N ЛО-23-01-011132.
В ходе проверки поступившего 30.08.2021 в службу обращения гражданина Иванова В.А. по вопросу организации и оказания санаторием медицинской помощи ненадлежащего качества его сыну служба установила несоблюдение санаторием требований к проведению внутреннего контроля качества при оказании медицинской помощи ребенку, а именно: без внимания комиссии, без разработки мероприятий недопущения в дальнейшем нарушений при оказании медицинской помощи остались факты, свидетельствующие о нарушении санаторием требований, установленных статьями 37, 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в части ведения медицинской документации неустановленного образца и отсутствия контроля за ведением медицинской документации, методических рекомендаций "Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (далее - приказ N 4н), пункта 8 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Порядок N 502н).
Установив, что в нарушение действовавшего на момент оказания медицинской помощи ребенку подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение N 291), санаторием не соблюдены установленные статьей 90 Закона N 323-ФЗ требования, предъявляемые к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, служба составила протокол об административном правонарушении от 08.10.2021 N 161/21 и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении санатория к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Суды правомерно удовлетворили заявление службы, исходя из следующего.
При осуществлении медицинской деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 3 Закона N 99-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 5 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Как установлено статьей 85 Закона N 323-ФЗ, контроль в сфере охраны здоровья включает в себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности, который осуществляется, в том числе, посредством внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который, в свою очередь, в силу статьи 90 Закона N 323-ФЗ осуществляется организациями государственной системы здравоохранения в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как предусмотрено подпунктом 4 части 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом 11 статьи 79 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская организация обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" (далее - Требования N 785) утверждены требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которыми установлено, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в целях обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества, направлен на решение задач по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления; обеспечению и оценке соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности.
Внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю медицинской организации, которая осуществляет функции в соответствии с Положением о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Внутренний контроль включает оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ, учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (пункт 9 Требований N 785).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 502н в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам создается врачебная комиссия медицинской организации, в функции которой согласно пункту 4.22 Порядка N 502н входит организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно пункту 8 Порядка N 502н врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) должна состоять из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
В силу пункта 11 Требований N 785н при поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи, а также по иным вопросам осуществления медицинской деятельности в медицинской организации, содержащих информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и здоровью граждан, проводятся целевые (внеплановые) проверки.
В соответствии с пунктом 17 Требований N 785н целевая (внеплановая) проверка, осуществляемая в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, предусматривают оценку, в том числе следующих показателей: наличия в медицинской организации нормативных правовых актов (в том числе изданных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации), регламентирующих вопросы организации медицинской деятельности; обеспечения оказания медицинской помощи в медицинской организации в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций; обеспечения преемственности оказания медицинской помощи на всех этапах (в том числе при переводе и выписке пациента из медицинской организации); обеспечения своевременного оказания медицинской помощи при поступлении и (или) обращении пациента, а также на всех этапах ее оказания; соблюдение требований к назначению лекарственных препаратов; осуществления контроля за ведением медицинской документации.
По результатам целевых (внеплановых) проверок комиссией (службой), в соответствии с пунктом 20 Требований N 785н составляется отчет, который должен включать выработку мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников.
Как предусмотрено Методическими рекомендациями "Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей", при наличии клинических проявлений острой респираторной инфекции в виде повышения температуры тела выше 37,5 °C, боли в горле, слабости, случай считается подозрительным на COVID-19, который требует применения следующей тактики: изоляция, взятие биоматериала (мазок из носо- и ротоглотки на наличие РНК SARS-CoV-2 методом ПЦР) в 1, 3, 11 день обращения по cito!, контроль результатов мазка через день после забора и назначение лечения, при этом назофарингеальный и орофарингеальный мазки должны быть собраны как можно быстрее после выявления лица, подлежащего первичной диагностике.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - приказ N 198н) определено, что при ОРВИ легкого течения, при уровне насыщения крови кислородом (SpO2) > 95% (обязательный критерий) и температуре тела < 38 °C, обязательно должны выполняться: забор мазка из носо- и ротоглотки для проведения лабораторного исследования на COVID-19 с первичным осмотром врача.
Суды установили, что 23.07.2021 в 17:00 (на десятый день пребывания в санатории) ребенок обратился с жалобами на подъем температуры до 39°С, "першение в горле" и головную боль. Ребенок осмотрен врачом-педиатром санатория, установившим диагноз "о. фарингит" и назначила лечение "парацетамол, мирамистин в зев, анжисепт 1 др. 3 р в день", после чего ребенок переведен в изолятор. В связи с повторным 23.07.2021 в 21:00 подъемом температуры тела до 39,5°С врач-педиатр санатория назначил "литическую смесь", вызвал бригаду скорой медицинской помощи, которая доставила ребенка в ГБУЗ "Городская больница города-курорта Геленджик" Министерства здравоохранения Краснодарского края, куда ребенок госпитализирован для оказания медицинской помощи.
После выписки ребенка (в связи с отказом от лечения) из детского инфекционного отделения ГБУЗ "Городская больница города-курорта Геленджик" министерства здравоохранения Краснодарского края, ребенку даны рекомендации по дальнейшему лечению, в том числе с парентеральным применением антибактериальных препаратов (лекарственным препаратом "Цефтриаксон"), а также рекомендации по наблюдению участковым педиатром, продолжение антибиотикотерапии и обработка зева лекарственным препаратом "Мирамистин" в течение 5 дней, контроль общего анализа крови через 5 дней.
Суды установили, что согласно представленной санаторием медицинской карте амбулаторного больного ребенку проводилась "обработка зева мирамистином 3 раза в день", а также антибактериальная терапия, режим которой 26.07.2021 и 27.07.2021, согласно записям в медицинской документации изменен и обозначен "1 р/д" (без указания способа и времени введения лекарственного препарата "Цефтриаксон"), что является нарушением приказа N 4н, согласно которому назначения лекарственных препаратов осуществляется с указанием способа введения лекарственного препарата, с указанием дозы, частоты, времени приема (введения) и его длительности. Иные назначения, в том числе противовирусных препаратов, в медицинской документации ребенка отсутствуют. Лекарственный препарат "Ацикловир", которым предусмотрено лечение в течение 7 дней в соответствии со стандартом специализированной медицинской помощи при остром тонзиллите, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1505н, назначен и применялся лишь в период нахождения ребенка в детском инфекционном отделении (с 24.07.2021 по 26.07.2021). После выписки из стационарного медицинского учреждения, в санатории лечение данным лекарственным препаратом ребенку не проводилось.
Суды отклонили доводы санатория о выполнении им мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, оформлении протокола заседания врачебной комиссии от 23.08.2021 N 21, указав, что из данного протокола не следует проведение санаторием внеплановой целевой проверки; в протоколе отсутствуют указания на выявленные нарушения при оказании ребенку медицинской помощи и перечень мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников.
Суды указали, что врачебная комиссия санатория сформирована с нарушением пункта 8 Порядка N 502н, в силу которого в состав входят председатель, секретарь и пять членов врачебной комиссии, а заместитель председателя комиссии в составе комиссии не предусмотрен.
При таких обстоятельствах суды мотивированно поддержали доводы службы о том, что санаторий не проводил целевую (внеплановую) проверку в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в результате несоблюдения требований к проведению внутреннего контроля качества при оказании медицинской помощи ребенку без внимания комиссии, без разработки мероприятий недопущения в дальнейшем нарушений при оказании медицинской помощи нарушен порядок оказания медицинской помощи ребенку.
Суды критически оценили доводы санатория об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, квалифицируемые по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что действия санатория повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью ребенка.
Суды отметили, что Методические рекомендации "Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей" не является обязательной к применению, и носят рекомендательный характер. Вместе с тем, из медицинской документации стационарного лечебного учреждения следует, что санаторию надлежало завершить курс назначенного ребенку препарата, что санаторий не выполнил.
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали позицию службы о совершении санаторием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды верно исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства невозможности соблюдения санаторием лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суды проверили процедуру привлечения санатория к административной ответственности и не установили существенных процессуальных нарушений.
Довод санатория об истечении срока давности привлечения к административной ответственности был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для снижения штрафа ниже низшего предела, установленного частью 4 статьи 14.1 Кодекса. При этом суды правильно исходили из того, что лицензирование отдельных видов деятельности предполагает повышенный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны государства путем установления лицензионных требований и условий.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы санатория отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А32-49201/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для снижения штрафа ниже низшего предела, установленного частью 4 статьи 14.1 Кодекса. При этом суды правильно исходили из того, что лицензирование отдельных видов деятельности предполагает повышенный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны государства путем установления лицензионных требований и условий."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2022 г. N Ф08-3769/22 по делу N А32-49201/2021