г. Краснодар |
|
30 мая 2022 г. |
Дело N А32-26709/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Бережного Юрия Анатольевича (ИНН 231203077478, ОГРНИП 309231234300073), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309023102, ОГРН 1022301428038), государственного казенного учреждения Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (ИНН 2308265684, ОГРН 1192375039119), общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Сана" (ИНН 2309091991, ОГРН 1052304946803), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бережного Юрия Анатольевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А32-26709/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Бережной Ю.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) об оспаривании решения от 31.03.2020 N 453/2021-КС по делу N 023/06/64- 1427/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Специализированная клиническая психиатрическая больница N 1" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - больница, заказчик), государственное казенное учреждение Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (далее - ГКУ "Дирекция государственных закупок"), ООО "Производственно-коммерческая фирма "Сана" (далее - ООО "ПКФ "Сана").
Решением суда от 08.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ подлежит лицензированию.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что заказчик не обосновал требование наличия лицензий на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии. Услуги прачечных, по стирке прямого хлопчатобумажного и льняного белья, по дезинфекции белья отсутствуют в перечне видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Заказчик, не заявляя требования по предоставлению услуг по коду ОКПД2 86 "Услуги в области здравоохранения", устанавливает требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность. Дезинфектология не подлежит лицензированию. Из определений понятий "медицинская деятельность" и "санитарно-противоэпидемические (профилактических) мероприятия" не следует, что указанные мероприятия могут проводиться только в рамках медицинской деятельности. Мероприятия по дезинфекции не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, поэтому не требуют наличия лицензии по "дезинфектологии".
В отзывах на кассационную жалобу управление и больница считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" - проводился электронный аукцион: "Услуги прачечной" (извещение N 0818500000821001307). Заказчик - больница. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 300 187 рублей 50 копеек.
В пункте 22 "Информационной карты" аукционной документации указаны требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) - "Требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): наличие лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") на работы (услуги), в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность по дезинфектологии".
Согласно пункта 44 "Информационной карте" аукционной документации "Если позиция 22 содержит требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки", предоставляется документ "выписка из реестра лицензий или оригинал (или копия) лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") на работы (услуги), в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность по дезинфектологии".
Предприниматель обратился в управление с жалобой на действия заказчика, выразившиеся в составлении аукционной документации, по его мнению, с нарушением требований Закона N 44-ФЗ.
Решением от 31.03.2021 N 453/2021-КС по делу 023/06/64-1427/2021 (с учётом определения от 20.07.2021 об исправлении технической ошибки) управление признало жалобу необоснованной, отменило приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821001307).
Считая незаконным решение управления, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьей 41 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и пришли к выводу о законности оспариваемого решения управления, отсутствии нарушения прав и законных интересов предпринимателя. При этом суды, установив, что основным видом услуг, который должен оказать исполнитель, является дезинфекция больничного белья, дезинфекционные же работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие "медицинская деятельность", указали на правомерность включения заказчиком в условия аукциона требования о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и сложившейся судебной практике Верховного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии при оказании третьим лицам таких самостоятельных услуг вне рамок лечебной медицинской деятельности (определение от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344).
Проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Закона N 52-ФЗ).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, пункту 3 Положения о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, в том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие, в том числе, из работ по дезинфекции, включающей в себя (в соответствии с общепринятой терминологией) работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды. Следовательно, указанное понятие рассматривается как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляет терминологическую основу СП 3.5.1378-03 и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные работы не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, деятельность по проведению дезинфекционных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Суды верно заключили, что при включении в описание объекта закупки оказания услуг по дезинфекции - получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным (пункт 3 Положения о лицензировании).
Аналогичная правовая позиция закреплена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073, не противоречит пункту 5 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 06.12.2017 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения".
Поскольку, в рассматриваемом случае объектом закупки являлось оказание "Услуги прачечной" для медицинского учреждения - больницы, то требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявки копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии подлежало в обязательном порядке включению в документацию об электронном аукционе.
В ходе проверки по существу законности оспариваемого решения управления, применительно к вышеперечисленным нормам права, руководствуясь при оценке имеющихся в деле доказательств статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности включения в документацию об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дизенфектологии, соответствии такого требования пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Суды также учли, что заказчик является специализированной клинической психиатрической больницей с круглосуточным пребыванием пациентов и персонала, белье медицинского учреждения имеет множество специфических пятен от загрязнений белковыми выделениями, кровью, лекарственными средствами, которые требуют отдельных технологических приёмов для их удаления с учетом ГОСТ Р 52058-2003 "Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия", ГОСТ Р 56247-2014 "Прачечные промышленные. Общие требования".
Таким образом, вышеуказанные требования действующих государственных стандартов обязывают потенциального участника закупки иметь в наличии специфическое оборудование, необходимое при оказании услуг.
С учетом изложенного оснований для признания оспариваемого решения управления у судов не имелось, в связи с чем в удовлетворении заявленных предпринимателем требований суды отказали правомерно.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны тем, что заявлялись в судах нижестоящих инстанций.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в ходе кассационного рассмотрения не выявлены.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по делу N А32-26709/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки по существу законности оспариваемого решения управления, применительно к вышеперечисленным нормам права, руководствуясь при оценке имеющихся в деле доказательств статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности включения в документацию об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дизенфектологии, соответствии такого требования пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Суды также учли, что заказчик является специализированной клинической психиатрической больницей с круглосуточным пребыванием пациентов и персонала, белье медицинского учреждения имеет множество специфических пятен от загрязнений белковыми выделениями, кровью, лекарственными средствами, которые требуют отдельных технологических приёмов для их удаления с учетом ГОСТ Р 52058-2003 "Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия", ГОСТ Р 56247-2014 "Прачечные промышленные. Общие требования"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2022 г. N Ф08-3284/22 по делу N А32-26709/2021