г. Краснодар |
|
31 мая 2022 г. |
Дело N А53-15121/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Кочарян О.С. (доверенность от 09.03.2022), от общества с ограниченной ответственностью "М-Стандарт-Юг" (ИНН 6102061691, ОГРН 1146181003210) -
Рощенко Д.А. (доверенность от 02.12.2021), Зесенко Ю.С. (доверенность от 23.11.202) в отсутствие представителей прокуратуры Советского района города Ростова-на-Дону, муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района города Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу N А53-15121/2021, установил следующее.
ООО "М-Стандарт-Юг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 01.02.2021 по делу N 061/01/16-1505/2020.
Определением суда от 21.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Советского района города Ростова-на-Дону, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района города Ростова-на-Дону.
Решением суда от 16.09.2021 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2022 решение суда от 16.09.2021 отменено, признано недействительным решение управления от 01.02.2021 N 060/01/16-1505/2020, как не соответствующее Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Закупка по выполнению работ по зимнему содержанию автомобильных дорог и тротуаров стоимостью 4 334 283 рубля 78 копеек не могла осуществляться у единственного исполнителя, а должна проводиться конкурентным способом. Заключение контракта с обществом способствовало созданию ему преимущественного положения и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. Заключив спорные договоры без проведения публичных процедур, МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Советского района города Ростова-на-Дону и общество нарушили пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В отзыве на общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы, а представители общества отклонили их по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 15.11.2019 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (организатор совместной закупки; далее - департамент) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок разместил извещение N 0358300392919000022 о проведении совместного электронного аукциона с объектом закупки "Выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети на территории районов города Ростова-на-Дону в 2020 - 2022 годах".
15 ноября 2019 года департамент разместил изменения извещения N 0358300392919000022 о проведении совместного электронного аукциона.
Дата и время окончания подачи заявок - 02.12.2019, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 04.12.2019, дата проведения аукциона в электронной форме - 05.12.2019.
21 ноября 2019 года в ФАС России поступила жалоба ООО "ДорАльянс" на действия заказчиков и департамента при проведении электронного аукциона N 0358300392919000022 с указанием на то, что в один объект закупки неправомерно было объединено выполнение не связанных между собой работ по содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах города Ростова-на-Дону, а также не связанных единым технологическим процессом, что ограничивает количество участников закупки.; даны разъяснения положений документации об аукционе, изменяющие её суть; в объект закупки неправомерно включены услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; неправомерно не проводилось обязательное общественное обсуждение; в документации об аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в закупке; в документации об аукционе неправомерно установлено условие о заключении государственного контракта сроком на 3 года.
15 и 27 ноября 2019 года департаментом размещены разъяснения аукционной документации.
ФАС России возбудила дело N 19/44/105/3164 по жалобе ООО "ДорАльянс", по результатам рассмотрения которого 28.11.2019 вынесла решение о признании жалобы ООО "ДорАльянс" обоснованной в части неправомерного объединения в один объект закупки выполнения не связанных между собой работ по содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети, находящихся в разных районах города Ростова-на-Дону, а также предоставления разъяснений положений документации об аукционе, изменяющих её суть; о признании в действиях заказчиков, организатора совместной закупки нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона N 44-ФЗ; о выдаче заказчикам, аукционной комиссии, организатору совместной закупки, оператору электронной площадки предписания об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ.
ООО "Дорстрой" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения департамента от 05.12.2019; о возложении на департамент обязанности разместить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.12.2019 N 0358300392919000022-4 на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (http://roseltorg.ru) и в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://zakupki.gov.ru/) в целях возможности заключения контрактов заказчиками по редакции изменения извещения о проведении электронного аукциона от 15.11.2019; о признании незаконным решения и предписания ФАС России от 28.11.2019 по делу N 19/44/105/3164.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2019 ходатайство ООО "Дорстрой" о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Суд приостановил решение и предписание, вынесенные 28.11.2019 по делу N 19/44/105/3164 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок до рассмотрения дела по существу и вступления решения суда в законную силу. Департаменту запрещено вносить изменения в действующую документацию об аукционе (изменения извещения о проведении электронного аукциона от 15.11.2019 N ИИЗ) с учетом решения и предписания от 28.11.2019 по делу N 19/44/105/3164 и размещать соответствующую документацию на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://zakupki.gov.ru) и назначать новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона до вступления в законную силу решения суда по существу.
5 декабря 2019 года департамент опубликовал извещение об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.12.2019 N 0358300392919000022-4.
В силу определения суда от 10.12.2019 по делу N А53-44141/2019 о принятии обеспечительных мер иные действия, указанные в оспариваемом обществом предписании, департаментом не совершались.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-44141/2019 суд признал недействительными решение и предписание ФАС России от 28.11.2019 по делу N 19/44/105/3164, извещение департамента от 05.12.2019 об отмене протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.12.2019 N 0358300392919000022-4. Суд возложил на департамент обязанность разместить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.12.2019 N 358300392919000022-4 на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (http://roseltorg.ru) и в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://zakupki.gov.ru).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.06.2020 решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-44141/2019 оставлено без изменения.
11 декабря 2019 года на официальном сайте департаментом размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0358300392919000031 с объектом закупки "Выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону в первом квартале 2020 года" по заданию заказчика - МКУ "Управление благоустройства Советского района" города Ростова-на-Дону (далее - учреждение) со следующим сроком выполнения работ: начало - с 01.01.2020; окончание - по 14.03.2020 (включительно).
В силу положений части 16 статьи 66 Закона N 135-ФЗ названный аукцион признан несостоявшимся, поскольку единственная поданная заявка на участие в данном электронном аукционе - ООО "Лес", была признана не соответствующей требованиям документации об аукционе, о чем указано в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.12.2019.
20 декабря 2019 года департамент разместил извещение о проведении электронного аукциона N 0358300392919000032 с объектом закупки "Выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону в первом квартале 2020 года" по заданию заказчика - учреждения со следующим сроком выполнения работ: начало - с 11.01.2020; окончание - по 14.03.2020 (включительно).
На участие в аукционе подана единственная заявка ООО "РОСТВАЛК", с которым и был заключен контракт 10.01.2020 N 36168026345 20 000001.
31 декабря 2019 года учреждение и ООО "РОСТВАЛК" заключили договоры N 35/19-41/19 на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону (содержание автомобильных дорог маршруты N 1 - 7) с 01.01.2020 по 10.01.2020 на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей по каждому договору. Общая сумма семи договоров составила 1 993 277 рублей 46 копеек.
31 декабря 2019 года учреждение и общество заключили договоры N 42/19-49/19 на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону (механизированное подметание автомобильных дорог, подметание тротуаров - маршруты N 1 - 5, содержание остановочных комплексов) с 01.01.2020 по 10.01.2020 на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей по каждому договору. Общая сумма семи договоров составила 1 347 286 рублей 17 копеек.
31 декабря 2019 года учреждение и общество заключили договоры N 50/19-53/19 на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону (сбор случайного мусора на объектах озеленения - маршруты N 1 - 4) с 01.01.2020 по 10.01.2020 на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей по каждому договору. Общая сумма четырех договоров составила 993 720 рублей 15 копеек.
По данным фактам в управление из прокуратуры Советского района города Ростова-на-Дону поступили материалы проверки по осуществлению учреждением закупок у единственного поставщика, а именно: нарушение выразилось в заключении учреждением с обществом 18 муниципальных контрактов на сумму 4 334 283 рубля 78 копеек, которые возможно образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного ограничения (закупка на сумму до 300 тыс. рублей), в целях уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Решением управления от 01.02.2021 по делу N 061/01/16-1505/2020 учреждение и общество признаны нарушившими положения пункта 4 статьи 16 Закона N 135-ФЗ, нарушение выразилось в заключении учреждением с обществом 18 муниципальных контрактов на сумму 4 334 283 рубля 78 копеек, которые образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного ограничения (закупка на сумму до 300 тыс. рублей), в целях уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
При принятии постановления суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 24, 93 Закона N 44-ФЗ, статьями 4, 16 Закона N 135-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В ноябре 2019 года размещена информация о проведении аукциона на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети на весе районы города Ростова-на-Дону, с 01.01.2020 по 31.12.2023.
До подведения результатов аукциона N 0358300392919000022 у МКУ "Управление благоустройства Советского района" не было необходимости в инициировании иной конкурентной процедуры.
По результатам рассмотрения дела N А53-44141/2019 государственный контракт по итогам электронного аукциона согласно извещению N 358300392919000022 учреждением и ООО "Дорстрой" подписан 06.02.2020.
11 декабря 2019 года на официальном сайте департамент разместил извещение о проведении электронного аукциона N 0358300392919000031 на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону в первом квартале 2020 года. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 19.12.2019, дата проведения аукциона в электронной форме - 20.12.2019.
Протоколом от 19.12.2019 комиссия департамента рассмотрела единственную заявку участника - ООО "Лес", признав её не соответствующей требованиям аукционной документации, и аукцион был признан несостоявшимся.
20 декабря 2019 года департамент разместил извещение о проведении электронного аукциона N 0358300392919000032 с объектом закупки "Выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону в первом квартале 2020 года" по заданию заказчика - учреждения со следующим сроком выполнения работ: начало - с 11.01.2020; окончание - по 14.03.2020 года (включительно).
По аукциону N 0358300392919000032 период выполнения работ с 11.01.2020 поскольку, в соответствии с требованиями законодательства срок подписания контракта не мог быть ранее 10.01.2020.
Протоколом от 30.12.2019 комиссия департамента рассмотрела единственную заявку участника - ООО "РОСТВАЛК" как соответствующую аукционной документации и признала аукцион несостоявшимся.
10 января 2020 года учреждение заключило с ООО "РОСТВАЛК" контракт N 36168026345 20 000001 на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону в первом квартале 2020 года со следующим сроком выполнения работ: начало - с 11.01.2020 года; окончание - по 14.03.2020 (включительно).
Доказательства того, что у департамента или учреждения с 20.12.2019 имелась возможность проведения аукциона по названному объекту закупки, предусмотренного частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ и позволяющего обеспечить выполнение работ с 01.01.2020, в материалы дела не представлены.
Таким образом, в согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ единственно возможным в силу возложенной статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности конкурентным способом определения подрядчиков (исполнителей) на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону с 01.01.2020 по 10.01.2020 (включительно), для учреждения являлась закупка путем сопоставления предложений у иных лиц.
Согласно материалам дела при осуществлении учреждением названной закупки, 20.12.2019 им были запрошены сведения о представлении информации о стоимости выполнения работ у следующих лиц: общества; ЗАО "Зеленстрой"; ООО "Ландшафт-Сити". В пояснениях учреждение указало, что выбор лиц, которым были направлены запросы, был основан на осуществляемой такими лицами деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом на запрос учреждения была предложена минимальная цена выполнения работ.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что запрос учреждением сведений о стоимости выполнения комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в холодный, в том числе в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону с 01.01.2020 по 10.01.2020 (включительно), обеспечило осуществление конкурсного отбора исполнителей путем сравнения предложений о стоимости работ.
Учитывая сокращенные временные рамки, в которые необходимо было найти лицо, принявшее на себя обязательства выполнить работы в праздничные дни, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что управление не представило доказательств того, что учреждение допустило ограничение конкуренции в каком-либо виде. Доводы об аффилированности общества и учреждения не заявлены. Управление не указало, со ссылкой на нормы права, почему общество должно было отказаться от заключения контрактов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствуют нарушения требований статьи 16 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение управления от 01.02.2021 по делу N 061/01/16-1505/2020 правомерно признано недействительным, поскольку не соответствует Закону N 44-ФЗ и нарушает права и законные права общества, вменяя ему несоблюдение требований статьи 16 Закона N 135-ФЗ при заключении 30.12.2019 с учреждением 18 муниципальных контрактов на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону с 01.01.2020 по 10.01.2020 (включительно).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу N А53-15121/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая сокращенные временные рамки, в которые необходимо было найти лицо, принявшее на себя обязательства выполнить работы в праздничные дни, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что управление не представило доказательств того, что учреждение допустило ограничение конкуренции в каком-либо виде. Доводы об аффилированности общества и учреждения не заявлены. Управление не указало, со ссылкой на нормы права, почему общество должно было отказаться от заключения контрактов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствуют нарушения требований статьи 16 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение управления от 01.02.2021 по делу N 061/01/16-1505/2020 правомерно признано недействительным, поскольку не соответствует Закону N 44-ФЗ и нарушает права и законные права общества, вменяя ему несоблюдение требований статьи 16 Закона N 135-ФЗ при заключении 30.12.2019 с учреждением 18 муниципальных контрактов на выполнение комплекса работ по уборке, содержанию (обслуживанию) объектов улично-дорожной сети и объектов озеленения и благоустройства, прилегающих к улично-дорожной сети в зимний период на территории Советского района города Ростова-на-Дону с 01.01.2020 по 10.01.2020 (включительно)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2022 г. N Ф08-4044/22 по делу N А53-15121/2021