В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением объектов использования атомной энергии) на 2023 год (далее - Программа профилактики).
2. Управлению государственного строительного надзора Ростехнадзора (А.Н. Горлову):
1) обеспечить выполнение мероприятий Программы профилактики в установленные сроки;
2) не позднее 30 марта 2024 г. представить заместителю руководителя Ростехнадзора, курирующему направление федерального государственного строительного надзора, годовой отчет о реализации Программы профилактики, включающий в том числе информацию о реализации Программы профилактики территориальными органами Ростехнадзора.
3. Территориальным органам Ростехнадзора:
1) не позднее 20 января 2023 г. утвердить график реализации профилактических мероприятий на 2023 год и назначить должностных лиц, ответственных за его выполнение;
2) не позднее 25 февраля 2024 г. представить в Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы профилактики.
4. Управлению государственного строительного надзора (А.Н. Горлову) не позднее 15 апреля 2024 г. представить руководителю Ростехнадзора годовой отчет о реализации Программы профилактики.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору В.И. Сергеева.
Руководитель |
А.В. Трембицкий |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Ростехнадзора
от 10 января 2023 г. N 3
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного строительного надзора на 2023 год
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного строительного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного строительного надзора
В соответствии с частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "Об утверждении Положения о федеральном государственном строительном надзоре" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Кодекса, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, а также при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
По состоянию на 1 октября 2022 г. количество поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора объектов капитального строительства (за исключением объектов использования атомной энергии), включая объекты, по которым в 2022 году были выданы заключения о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации), составило 12 227 объектов (либо отдельных этапов их строительства или реконструкции).
Информация о видах и количестве объектов капитального строительства, поднадзорных Ростехнадзору, представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Информация о видах и количестве объектов капитального строительства, поднадзорных Ростехнадзору
N |
Вид поднадзорного объекта |
Количество поднадзорных объектов |
Доля в общем количестве поднадзорных объектов, % |
1. |
Объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации |
125 |
1,02 |
2. |
Объекты в исключительной экономической зоне Российской Федерации |
0 |
0 |
3. |
Объекты на континентальном шельфе Российской Федерации |
5 |
0,04 |
4. |
Объекты во внутренних морских водах Российской Федерации |
2 |
0,02 |
5. |
Объекты в территориальном море Российской Федерации |
9 |
0,07 |
6. |
Объекты обороны и безопасности |
82 |
0,7 |
7. |
Автомобильные дороги федерального значения |
283 |
2,31 |
8. |
Объекты культурного наследия федерального значения |
58 |
0,47 |
9. |
Гидротехнические сооружения I и II классов |
110 |
0,9 |
10. |
Сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи |
14 |
0,11 |
11. |
Линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более |
62 |
0,5 |
12. |
Объекты космической инфраструктуры |
40 |
0,33 |
13. |
Объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации |
192 |
1,57 |
14. |
Объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте |
549 |
4,5 |
15. |
Объекты инфраструктуры внеуличного транспорта |
12 |
0,99 |
16. |
Портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов |
98 |
0,8 |
17. |
Тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше |
26 |
0,21 |
18. |
Подвесные канатные дороги |
17 |
0,14 |
19. |
Опасные производственные объекты (далее - ОПО), из них: |
9 732 |
79,6 |
19.1 |
ОПО I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, (ед.), из них: |
6 873 |
56,2 |
19.1.1 |
ОПО добычи нефти, газа и газового конденсата; |
1 090 |
0,09 |
19.2 |
ОПО, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более |
20 |
0,16 |
19.3 |
ОПО, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых |
1 309 |
10,7 |
19.4 |
иные ОПО |
1 532 |
12,53 |
20. |
Уникальные объекты |
45 |
0,37 |
21. |
Объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов |
113 |
0,92 |
22. |
Объекты, сведения о которых составляют государственную тайну |
35 |
0,29 |
23. |
Иные объекты, определенные Правительством Российской Федерации |
616 |
5,04 |
Итого (поднадзорных объектов): |
12 227 |
100 |
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности
В соответствии с Положением о федеральном государственном строительном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, в рамках федерального государственного строительного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного строительного надзора приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного строительного надзора за 2021 год и 9 месяцев 2022 года
N |
Наименование мероприятия |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
1. |
В целях информирования поднадзорных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии: |
|
|
1.1. |
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного строительного надзора; перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного строительного надзора, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований |
да |
да |
1.2. |
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору |
да |
да |
1.3. |
сведения о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц Ростехнадзора |
да |
да |
2. |
Подготовлено и размещено на официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет" докладов по результатам обобщения правоприменительной практики за истекший год, ед. |
1 |
- |
3. |
Объявлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед. |
94 |
264 |
4. |
В рамках консультирования: |
|
|
4.1. |
проведено публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований (конференций, семинаров, вебинаров, заседаний рабочих групп, совещаний и др.), ед. |
10 |
6 |
4.2. |
направлено разъяснений на запросы, поступившие в адрес центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, от граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований в рамках полномочий федерального государственного строительного надзора, ед. |
1617 |
370 |
5. |
Проведено профилактических визитов*, ед. |
15 |
200 |
------------------------------
* В соответствии с пунктом 16 Положения о федеральном государственном строительном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087, в отношении всех контролируемых лиц не позднее 3 месяцев со дня поступления в Ростехнадзор (его территориальный орган) от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должен проводиться обязательный профилактический визит.
------------------------------
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Программа профилактики разрабатывается в целях соблюдения застройщиками, техническими заказчиками и лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 Кодекса:
соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Кодекса (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Кодекса частью такой проектной документации);
требований о наличии разрешения на строительство;
требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Кодексом, иными нормативными правовыми актами;
требования к обеспечению консервации объекта капитального строительства в случае приостановки строительства на срок более 6 месяцев;
требований о членстве в саморегулируемых организациях, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Кодекса.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями реализации программы профилактики являются:
а) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) доведение обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
в) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного строительного надзора, сроки (периодичность) их проведения в 2023 году приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного строительного надзора, сроки (периодичность) их проведения
N |
Профилактические мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения |
Ответственные подразделения |
Пояснения по порядку реализации |
1. Информирование
| ||||
1.1 |
Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного строительного надзора |
Постоянно, по мере принятия или актуализации |
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора, территориальные органы Ростехнадзора |
В порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре" |
1.2 |
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного строительного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу |
В течение 15 дней после официального опубликования |
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора |
-//- |
1.3 |
Размещение перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования |
Постоянно, по мере принятия или актуализации |
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора |
-//- |
1.4 |
Размещение перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований |
В течение 10 рабочих дней после официального опубликования (или по мере актуализации) |
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора |
-//- |
1.5 |
Размещение исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться надзорным органом у контролируемого лица |
Постоянно, по мере принятия или актуализации |
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора |
-//- |
2. Обобщение правоприменительной практики
| ||||
2.1 |
Подготовка материалов в доклад о правоприменительной практике |
До 30 января 2023 года по итогам работы за 2022 год |
Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора; территориальные органы Ростехнадзора |
В порядке, установленном приказом Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 |
3. Объявление предостережения
| ||||
3.1 |
В случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям выдача застройщикам, техническим заказчикам и лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 Кодекса, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований |
Территориальные органы Ростехнадзора |
В порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 "О федеральном государственном строительном надзоре" |
4. Консультирование
| ||||
4.1 |
Предоставление консультаций при личном обращении граждан и представителей контролируемых лиц, посредством телефонной связи, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия |
Постоянно |
Территориальные органы Ростехнадзора; Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора |
-//- |
4.2 |
Предоставление консультаций посредством электронной почты, при получении запроса в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и организаций |
Постоянно |
Территориальные органы Ростехнадзора; Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора |
-//- |
5. Профилактический визит
| ||||
5.1 |
Проведение профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Не позднее 3 месяцев со дня поступления от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса |
Территориальные органы Ростехнадзора |
-//- |
4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
4.1. Информирование
Наименование показателя |
2021 г. |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Доля размещенной информации в общем количестве информации, подлежащей размещению на официальном сайте Ростехнадзора в сети "Интернет" в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, % |
100 |
100 |
100 |
4.2. Обобщение правоприменительной практики
Наименование показателя |
2021 г. |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество подготовленных проектов докладов о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением объектов использования атомной энергии) за предшествующий год, ед. |
1 |
1 |
1 |
4.3. Объявление предостережений
Наименование показателя |
2021 г. |
2022 г. (9 месяцев) |
Прогноз на 2023 г. |
Количество объявленных предостережений застройщикам, техническим заказчикам и лицам, осуществляющим строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 54 Кодекса, ед. |
94 |
264 |
300 |
4.4. Консультирование
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
Наименование показателя |
2021 г. |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
4.5.1. Доля предоставленных консультаций от общего числа обращений за консультациями, % |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
при личном обращении граждан и представителей юридических лиц |
100 |
100 |
100 |
посредством телефонной связи |
100 |
100 |
100 |
посредством видео-конференц-связи |
100 |
100 |
100 |
в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия |
100 |
100 |
100 |
4.5.2. Доля предоставленных письменных разъяснений от общего числа поступивших за письменными разъяснениями обращений, содержание которых относится к полномочиям Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного строительного надзора, % |
100 |
100 |
100 |
4.5. Профилактический визит
Наименование показателя |
2021 г. |
Прогноз на 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Принятие решения о проведении профилактического визита в срок не позднее 3 месяцев со дня поступления в Ростехнадзор (его территориальный орган) от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса, ед. |
15 |
200 |
200 |
Ключевым показателем эффективности и результативности осуществления федерального государственного строительного надзора, в том числе при проведении профилактических мероприятий, отражающим уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, является снижение количества аварий, произошедших при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в отчетном году по сравнению со средним значением за последние 5 лет количества аварийных ситуаций, произошедших при строительстве, реконструкции объектов, в отношении которых Ростехнадзором (его территориальными органами) осуществляется федеральный государственный строительный надзор.
Количество аварийных ситуаций, произошедших в 2022 году, увеличилось по сравнению со средним количеством произошедших аварий за предыдущие 5 лет на 25%.
Целевым значением ключевого показателя является уменьшение количества аварий за отчетный год в сравнении со средним количеством произошедших аварий за предыдущие 5 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 января 2023 г. N 3 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного строительного надзора на 2023 год"
Опубликование:
-