г. Краснодар |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А32-35725/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Государственного автономного учреждения культуры Краснодарского края "Кубанькино" (ИНН 2310095165, ОГРН 1042305700172) - Машко Л.Г. (доверенность от 01.03.2022), Бибоева И.Ж. (доверенность от 01.03.2022), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Ефимова А.В. (доверенность от 30.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Государственного автономного учреждения культуры Краснодарского края "Кубанькино" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу N А32-35725/2021, установил следующее.
Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края "Кубанькино" (далее - учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 17.05.2021 N 47 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде взыскания 1 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях учреждения правонарушения, соблюдением фондом процедуры привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указал, что отчет направлен 25.04.2021 в электронном виде в 23 часа 51 минуту, что подтверждается документом специализированного оператора. Суды не учли положения части 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, допустили неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела в части установления наличия вины страхователя в получении фондом отчета на 28 секунд позднее установленного срока. При привлечении к ответственности фонд не учел возможность применения малозначительности, поскольку ранее учреждение не допускало нарушений в части перечисления страховых взносов, не нанесло вреда общественным интересам.
В отзыве на кассационную жалобу и уточнении к нему фонд считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель фонда в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, уточнения к нему, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить на основании следующего.
Как видно из материалов дела, основанием для привлечения учреждения к ответственности в виде взыскания 1 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) послужило выявление фондом факта непредставления учреждением в установленный законом срок сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 4 квартал 2020 года. Соответствующий расчет представлен 26.01.2021.
По данному факту фонд составил акт камеральной проверки от 12.04.2021 N 47 и вынес решение от 17.05.2021 N 47 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде взыскания 1 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в суд с заявлением.
На основании пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации расчет по установленной форме на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает такой предел, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. При представлении расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов территориальный орган страховщика обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно статье 19 Закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременному представлению страховщику установленной отчетности.
В силу части 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 тыс. рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления учреждения, суды руководствовались приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.02.2010 N 19 "О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования", которым утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология).
В соответствии с пунктом 4.1 Технологии приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи, страхователь представляет подготовленный расчет в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов.
При получении шлюзом приема расчетов файла расчета каждому файлу расчета присваивается уникальный идентификатор и проводятся следующие этапы его контроля (пункты 4.4, 4.5 Технологии):
- проверка формата наименования и размера файла расчета в электронном виде;
- расшифровка файла расчета и проверка электронной подписи страхователя;
- проверка соответствия структуры файла расчета утвержденному формату;
- проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля.
В результате обработки файла расчета формируются соответствующий протокол проверки, квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками. Протокол проверки доступен на странице "Проверка и контроль" шлюза приема расчетов (пункт 4.5 Технологии).
Квитанция о получении расчета и квитанция о получении расчета с ошибками - электронные документы, формируемые Фондом социального страхования Российской Федерации в зашифрованном виде, заверенные электронной подписью уполномоченного должностного лица Фонда социального страхования Российской Федерации, содержащие сведения о дате и времени получения расчета Фондом социального страхования Российской Федерации; данные квитанции свидетельствуют о том, что файл расчета получен Фондом социального страхования Российской Федерации и действительно является файлом расчета (пункт 1 Технологии).
Согласно пункту 4.6 Технологии датой и временем получения расчета Фондом социального страхования Российской Федерации считаются соответственно дата и время, зафиксированные шлюзом приема расчетов после прохождения стадии получения файла расчета и указанные в квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками.
Расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом социального страхования Российской Федерации будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации (то есть не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом)) (пункт 4.7 Технологии).
При повторной отправке файла расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующими, а датой и временем получения расчета Фондом социального страхования Российской Федерации также будут считаться дата и время, указанные в первой квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками (пункты 4.8, 4.12 Технологии).
Суды установили, что файл расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 4 квартал 2020 года предоставлен учреждением в фонд в форме электронного документа в последний день - 25.01.2021 в 23 час. 51 мин., то есть за девять минут до окончания календарного дня.
Фонд представил скриншот страницы шлюза приема расчета по форме 4-ФСС, из которого следует, что файл расчета получен фондом 26.01.2021 в 00:00:28, расшифровка файла и проверка ЭЦП проведена 26.01.2021 в 00:00:28, форматный контроль 26.01.2021 в 03:04:25, логический контроль 26.01.2021 в 03:04:29, формирование квитанции завершено 26.01.2021 в 03:04:33, то есть с нарушением установленного пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ срока на 1 день.
Представленный учреждением файл с расчетом прошел все этапы контроля, указанные в пункте 4.5 Технологии, и принят фондом на основании пункта 4.7 Технологии, в связи с чем учреждение получило квитанцию со статусом "Успешно" 26.01.2021 (т.1, л. д.107).
Суды не приняли довод учреждения о том, что для установления факта своевременного представления расчета следует исходить из даты направления отчета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов, а не из даты, определяемой квитанцией о получении расчета или квитанцией о получении расчета с ошибками, как того требует пункт 4.7 Технологии.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу, что квитанцию об отправлении отчетности по Форме 4-ФСС учреждение получило только 26.01.2021 в 03:04:33, то есть, по истечении срока на представление отчетности на один день, что повлекло за собой правомерное применение к учреждению штрафной санкции в размере 1 тыс. рублей на основании пункта 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ.
Принимая судебный акт, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Осуществляя в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверку законности оспариваемого решения, суды не должны были ограничиваться констатацией наличия формальных оснований для начисления штрафа, оставляя без оценки иные вопросы, указанные данной нормой: при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, арбитражный суд в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Арбитражным судом оценка нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 120, часть 2, Конституции Российской Федерации и часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не только выступает частью процедуры выбора подлежащих применению норм права, с необходимостью присущей принятию любого судебного решения, но и служит еще одним способом защиты нарушенных прав (абзац тринадцатый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), имеющим процессуально-правовое содержание. При этом праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос"").
По рассматриваемому делу об оспаривании решения фонда от 17.05.2021 N 47, необходимо не просто указать на выбор подлежащих применению норм права, но, по сути, требуется оценка Технологии на предмет ее соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы.
Само по себе отсутствие в Технологии положения о фиксации даты отправки страхователем расчета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов и формировании подтверждения даты отправки расчета в электронном виде, а также условие пунктов 4.7 и 4.8 Технологии о том, что для установления факта своевременного представления расчета следует исходить из даты, определяемой квитанцией о получении расчета или квитанцией о получении расчета с ошибками, не могут изменять обязанность страхователя представить расчет в электронной форме в срок, установленный пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ, не формирует у страхователей обязанность руководствоваться при представлении расчета иным сроком, не предусмотренным нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Отсылка в пункте 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ на установление страховщиком форматов и порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика, не уполномочивает Фонд социального страхования Российской Федерации устанавливать срок представления такого расчета с учетом времени прохождения процедур, выполнение которых при получении шлюзом приема расчетов файла расчета предусмотрено пунктами 4.4, 4.5 Технологии и согласно их буквальному содержанию свидетельствует о прохождении стадии получения (а не представления) файла расчета и этапов контроля расчета (а не представления).
С момента отправки страхователем расчета в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов его обязанность по представлению расчета прекращается, он не может влиять на дальнейший процесс получения и контроля расчета Фондом социального страхования Российской Федерации.
Событие и состав правонарушения по пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ установлены применительно к нарушению срока представления расчета страхователем, установленному пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ, и не обусловлены его дальнейшим получением и проверкой фондом.
Учитывая изложенное, направление расчета учреждением в электронном виде 25.01.2021 в 23.51 и формирование квитанции о получении расчета, в которой указаны время и дата его получения, 26.01.2021 в 00.00.28, не образует нарушение срока представления расчета, установленного пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 26.30 данного Закона.
С учетом указанных обстоятельств, не опровергнутых фондом, суды неправомерно указали на отсутствие оснований считать принятое фондом решение не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы учреждения.
При рассмотрении дела суды допустили ошибку в применении закона. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты надлежит отменить как принятые без учета требований норм материального права.
Поскольку судебными инстанциями все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований; признании незаконным решения фонда от 17.05.2021 N 47, взыскания с него в пользу учреждения 6 тыс. рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу N А32-35725/2021 отменить.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.05.2021 N 47.
Взыскать с государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) в пользу Государственного автономного учреждения культуры Краснодарского края "Кубанькино" (ИНН 2310095165, ОГРН 1042305700172) 6 тыс. рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отсылка в пункте 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ на установление страховщиком форматов и порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика, не уполномочивает Фонд социального страхования Российской Федерации устанавливать срок представления такого расчета с учетом времени прохождения процедур, выполнение которых при получении шлюзом приема расчетов файла расчета предусмотрено пунктами 4.4, 4.5 Технологии и согласно их буквальному содержанию свидетельствует о прохождении стадии получения (а не представления) файла расчета и этапов контроля расчета (а не представления).
...
Событие и состав правонарушения по пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ установлены применительно к нарушению срока представления расчета страхователем, установленному пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ, и не обусловлены его дальнейшим получением и проверкой фондом.
Учитывая изложенное, направление расчета учреждением в электронном виде 25.01.2021 в 23.51 и формирование квитанции о получении расчета, в которой указаны время и дата его получения, 26.01.2021 в 00.00.28, не образует нарушение срока представления расчета, установленного пунктом 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 26.30 данного Закона.
...
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2022 по делу N А32-35725/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2022 г. N Ф08-3238/22 по делу N А32-35725/2021