г. Краснодар |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А32-19629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - ООО "Кубань-Папир" - Пензиева С.В. (доверенность от 01.12.2022), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Хавириди А.В. (доверенность от 25.03.2022, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Папир" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А32-19629/2021, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Папир" (далее - общество, заявитель, ООО "Кубань-Папир") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор, управление, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 04-23-175-Ф-1 и о прекращении производства по делу либо снижении назначенного штрафа до 150 тыс. рублей.
Решением 29.11.2021, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу N А32-19629/21 прекращено.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение о прекращении производства по делу, либо снижении размера назначенного обществу штрафа до 150 тыс. рублей.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Кубань-Папир" является пользователем недр на основании лицензии на право пользования недрами КРД 03567 ВЭ (зарегистрирована 15.09.2008), вид целевого назначения: "Добыча питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов".
В период с 01.03.2021 по 29.03.2021 Росприроднадзор в результате плановой выездной проверки установил, что ООО "Кубань-Папир" по месту осуществления фактической деятельности в г. Краснодаре осуществляет пользование недрами в отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в отсутствие наблюдательных скважин. В ходе проверки установлено, что проект горного отвода в уточненных границах для добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов, пользователем недр ООО "Кубань-Папир" по лицензии КРД 03567 ВЭ у предприятия отсутствует. Владелец лицензии при пользовании участком недр обязан осуществлять эксплуатацию водозаборных скважин с применением современной технологии работ, обеспечивающей рациональное использование и охрану подземных вод от загрязнения и истощения, принимать меры к сокращению расхода воды на производственные нужды и потери, соблюдать требования безопасного ведения работ, применять современную, рациональную и экологически чистую технологию работ, обеспечивающих безопасное их проведение.
Управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 12.04.2021 N 04-23-175-Ф по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и постановлением от 22.04.2021 N 04-23-175-Ф-1 привлекло общество к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, общество по существу не оспаривает, что установлено судебными инстанциями и подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции его представителем, не согласившись с размером административного наказания в размере 300 тыс. рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных пользованием недрами, охране окружающей среды, выполнение условий, установленных лицензией (статья 22 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Закона о недрах).
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточнении границы горного отвода".
Судебные инстанции установили, что при проведении проверки административный орган установил, что проект горного отвода в уточненных границах для добычи питьевых подземных вод для технологического обеспечения водой промышленных объектов у общества отсутствует. ООО "Кубань-Папир" осуществляет пользование недрами из 4-х эксплуатационных водозаборных скважин N Д-08-79/01, Д-10-79/3, 38430/2А, 78801/5, при этом наблюдательные скважины у общества отсутствуют.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств суды, установив, что ООО "Кубань-Папир" по месту осуществления фактической деятельности в г. Краснодаре осуществляет пользование недрами в отсутствие документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в отсутствие наблюдательных скважин, сделали правильный вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса.
Нарушения порядка привлечения ООО "Кубань-Папир" к административной ответственности не установлено. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, для данной категории дел.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществления предпринимательской деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований в материалах дела отсутствуют.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, суд обоснованно прекратил производство по делу по указанному требованию на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса. Не установили суды и совокупность обстоятельств для применения статьи 4.1 Кодекса. Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что в каждом конкретном случае применение положений статей 2.9, 4.1 Кодекса является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
При этом применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющей применить в рассматриваемом случае положения статей 2.9, 4.1 Кодекса, с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 по делу N А32-19629/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточнении границы горного отвода"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2022 г. N Ф08-3870/22 по делу N А32-19629/2021