Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 22.12.2023 N 505
Государственная программа
Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края"
1. Оценка текущего состояния сферы комплексного развития сельских территорий Алтайского края
Алтайский край по численности постоянно проживающего населения (по состоянию на 01.01.2023 - 2130,9 тыс. человек) занимает 23 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе.
В сельской местности проживают 888,0 тыс. человек, или 41,7% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). А плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) также превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.
Территория Алтайского края составляет 16,8 млн. га, из которых 11,7 млн. га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн. га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн. га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации и занимает треть таких земель Сибирского федерального округа.
По объему производства валовой продукции сельского хозяйства Алтайский край занимает ведущее место среди регионов Сибирского федерального округа и входит в десятку крупнейших аграрных регионов Российской Федерации (в 2022 году был шестым).
Однако, несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан отстают от среднегородских значений. Развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских показателей: в муниципальных районах, муниципальных округах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.
Алтайский край по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет ярко выраженную агарную специфику. Он включает 694 муниципальных образования, из которых 56 являются муниципальными районами, 9 - городскими округами, 4 - муниципальными округами, 618 - сельскими поселениями, 7 - городскими поселениями.
Основную долю муниципальных образований составляют сельские поселения - 89%, притом количество сельских населенных пунктов составляет 1587 единиц. Этим объясняется сложившаяся структура размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, фиксирующая их подавляющее нахождение в сельской местности. В сельских населенных пунктах края расположены от 60% до 80% общекраевого количества общеобразовательных организаций, учреждений здравоохранения и культуры, а также значительное количество объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. По состоянию на 01.01.2023 протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в крае составляет 15783,5 км, из которых 1524,4 км - грунтовые дороги, а протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения - 36538,8 км.
Принимая во внимание, что большинство инфраструктурных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, было простроено# десятки лет назад и имеет высокую степень износа, издержки на содержание данной сферы значительны, как и затраты на поддержание в рабочем состоянии инженерных систем и коммуникаций. В общей структуре расходов муниципальных бюджетов соответствующие затраты достигают 50%.
Традиционными особенностями сельской социальной и инженерной инфраструктуры (по сравнению с городской) являются меньшая развитость и оснащенность материально-техническими средствами, относительно небольшой объем оказываемых услуг, зависимость развития инфраструктуры от экономического состояния местных хозяйствующих субъектов, оказывающих помощь в решении вопросов местного значения. На качество жизни сельского населения влияет также обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Основными проблемами в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края на текущем этапе являются:
ветхость инженерной инфраструктуры (требуют замены около 35% тепловых, более 40% водопроводных и 25% канализационных сетей);
ненадлежащий уровень качества питьевой воды (более 30% подземных вод, используемых для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных норм и правил);
недостаточный уровень газификации поселений природным газом (уровень газификации территории региона составляет 18,5%, в том числе в сельской местности - 7,6%, тогда как в среднем по России газифицировано 68,3% территории, а показатели газификации городских и сельских населенных пунктов равны соответственно 71,3% и 59,4%);
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры (в нормативном состоянии находится 34% автодорог, соответственно 66% - не отвечает нормативным требованиям), высокая степень износа транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки;
значительное количество поселений с небольшой численностью населения и низкой плотностью расселения в сельской местности диктует необходимость содержания широкой сети медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную помощь, и обусловливает существенные сложности в обеспечении сельских жителей равнодоступностью специализированной медицинской помощи, а также в организации работы скорой медицинской помощи.
По большинству основных показателей социального и экономического развития сельская местность не достигает среднекраевых значений. Более низкие качество жизни и уровень доходов сельского населения, ограниченные возможности для самовыражения подталкивают сельских жителей к миграции, создают условия для распространения различных социальных заболеваний и ведут к более высоким показателям смертности.
В то же время сельская местность края обладает уникальным природным и рекреационным потенциалом, эффективное использование которого является важной составляющей регионального развития, позволяет повысить уровень благосостояния местного населения, улучшить состояние его здоровья, сохранить высокий уровень охраны природы и окружающей среды.
Перспективы развития сельских территорий связаны в том числе с несельскохозяйственной занятостью населения. Поэтому для региона актуальна государственная поддержка предпринимательства, гибкость сельского рынка труда, привлечение молодежи. А одним из ключевых факторов повышения привлекательности сельских территорий является создание комфортных условий для проживания - строительство современного жилья, повышение уровня его благоустройства.
В крае наблюдается концентрация населения вокруг городов и районных центров. В соответствии со сложившейся системой расселения, имеющимся природно-ресурсным потенциалом, инженерной и транспортной инфраструктурой основным направлением пространственной политики в Алтайском крае является создание агломерационных систем, а также центров экономического роста на базе городов (районов) Алтайского края - опорных территорий для повышения качества жизни населения.
Таким образом, в настоящее время прорабатываются вопросы приоритетного опережающего развития опорных территорий, на базе которых планируется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры, досуга и спорта, а также реализацию иных потребностей сельского населения.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края
Приоритеты государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края установлены на основании следующих документов:
указы Президента Российской Федерации:
от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
план мероприятий по реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.06.2017 N 1166-р;
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р;
перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р;
закон Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Алтайского края, утвержденная Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края.
Приоритетами государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края являются:
сохранение доли сельского населения в общей численности населения региона;
увеличение величины соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
увеличение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах;
увеличение доли специалистов, оставшихся работать на сельских территориях, в общей численности специалистов, прошедших обучение либо привлеченных на практику на сельские территории в результате оказания государственной поддержки;
увеличение количества сельских населенных пунктов, транспортная доступность которых улучшена.
Целью государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края является комплексное развитие сельских территорий в целях обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения, сохранения социального и экономического потенциала села.
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Настоящая государственная программа разработана с учетом стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696.
4. Задачи государственного управления в сфере комплексного развития сельских территорий Алтайского края, способы их эффективного решения
С учетом приоритетов и целей государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий определены следующие ключевые задачи государственного управления в указанной сфере:
1. Создание условий для улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях.
В целях реализации указанной задачи предусмотрено:
предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях или изъявившим желание проживать на сельских территориях и нуждающимся в улучшении жилищных условий. На улучшение жилищных условий бюджетам муниципальных образований Алтайского края предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с правилами, установленными в приложении 1 к настоящей государственной программе;
строительство (приобретение) жилья, предоставляемого гражданам, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения. На указанные цели бюджетам муниципальных образований Алтайского края предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с правилами, установленными в приложении 2 к настоящей государственной программе;
обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку. На указанные цели бюджетам муниципальных образований Алтайского края предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с правилами, установленными в приложении 3 к настоящей государственной программе.
2. Повышение транспортной доступности объектов, расположенных на сельских территориях.
В целях реализации указанной задачи планируется осуществлять строительство (реконструкцию) и ремонт автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции.
3. Повышение комфортности среды проживания граждан в сельских населенных пунктах.
Решение данной задачи будет осуществляться путем реализации проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях. На реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий бюджетам муниципальных образований Алтайского края предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с правилами, установленными в приложении 4 к настоящей государственной программе.
4. Качественное улучшение и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях.
В рамках данной задачи предполагается реализация муниципальных проектов комплексного развития сельских территорий, направленных на осуществление мероприятия настоящей государственной программы по приданию сельским территориям современного облика. На обеспечение комплексного развития сельских территорий бюджетам муниципальных образований Алтайского края предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета в соответствии с правилами, установленными в приложении 5 к настоящей государственной программе.
5. Создание условий для привлечения специалистов отраслей агропромышленного комплекса к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и в организациях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях.
Решение данной задачи будет обеспечено за счет:
направления на обучение граждан, планирующих осуществление трудовой деятельности у сельскохозяйственных товаропроизводителей и в организациях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях;
привлечения обучающихся для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности у сельскохозяйственных товаропроизводителей и в организациях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, на сельских территориях;
направления граждан для обучения по ученическим договорам и договорам оказания услуг по обучению работников, заключенным с обучающимися в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Алтайского края (в целях обеспечения бесперебойной работы предприятий агропромышленного комплекса).
6. Обеспечение условий для оперативной работы муниципалитетов в решении вопросов местного значения.
В рамках решения этой задачи будет осуществляться приобретение автотранспортных средств для муниципальных образований в целях оперативного взаимодействия с населением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.