Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области"
1.1. Оценка текущего состояния сферы образования Липецкой области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы образования Липецкой области
Дошкольное образование
На территории Липецкой области функционируют 407 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (из них 12 частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей), в которых более 45,7 тысяч детей получают дошкольное образование.
Доступность дошкольного образования для детей раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет и от 3 до 7 лет в 2023 году составляет 100 процентов. Дети, желающие получать дошкольное образование, обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях. Этому способствовало активное создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях за счет строительства, реконструкции детских садов, перепрофилирования групп. За последние четыре года в 2019 - 2022 годах в рамках регионального проекта "Содействие занятости" и других программ по области введено более 4,1 тысяч новых мест для дошкольников.
Вместе с тем, есть сельские населенные пункты, в которых детские сады отсутствуют или родители в силу личных причин воспитывают дошкольников дома.
Остается актуальным вопрос организации получения детьми дошкольного образования в форме семейного. С этой целью организовано предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы с родителей в консультационных центрах на базе образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (в 2023 году функционирует 263 консультационных центра).
Ключевые проблемы развития:
недостаточные обеспеченность и качество образовательной инфраструктуры дошкольного образования: переуплотнение дошкольных образовательных организаций;
недостаточная обеспеченность региональных образовательных организаций кадровыми ресурсами.
Общее образование
Региональная система общего образования представлена 264 общеобразовательными организациями со 124 филиалами, в том числе 31 малокомплектной школой, 118 школами с дошкольными группами, 9 школами-интернатами, 7 частными общеобразовательными организациями. В данных образовательных организациях обучается более 124 тысяч человек.
С 2019 года активно развивается инфраструктура в сфере общего образования:
построено и введено в эксплуатацию 7 школ на 4364 места (г. Липецк, г. Усмань, с. Пятницкое Измалковского муниципального округа, с. Большой Хомутец Добровского муниципального округа, г. Грязи);
введены новые пристройки к 6 школам на 1125 мест (с. Преображеновка Добровского муниципального округа, с. Лавы Елецкого муниципального района, с. Мокрое Лебедянского муниципального района, п. Ключ Жизни Елецкого муниципального района, с. Тербуны, г. Лебедянь);
проведена реконструкция двух образовательных организаций на 207 мест (детский сад в с. Подгорное Липецкого муниципального района, школа в с. Лавы Елецкого муниципального района).
В рамках реализации мероприятий регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в 2023 году начато строительство еще трех школ со сроком ввода в эксплуатацию в 2024 году:
школа в г. Лебедяни по ул. Некрасова на 1 224 места;
школа по адресу ул. В. Музыки - М. Трунова в г. Липецке на 1 500 мест;
школа в мкрн. "Елецкий" г. Липецка на 1 225 мест.
С 2022 года реализуется региональный проект "Модернизация школьных систем образования". В рамках данного регионального проекта выполнен капитальный ремонт и оснащены средствами обучения и воспитания две школы: СШ с. Становое и Лицей N 5 г. Ельца. В 2023 году завершаются капитальные ремонты еще двух школ в г. Липецке: СШ N 54 и СШ N 63. Также выполняются встречные обязательства региона по обеспечению школ новыми учебниками, выполнением в них требований к антитеррористической защищенности, обеспечено дополнительное профессиональное образование педагогических работников. В 2024 - 2026 годах в рамках данного проекта будет отремонтировано еще 50 школ.
В рамках антитеррористической защищенности объектов образования с 2018 по 2023 год достигнут стопроцентный показатель обеспеченности по большинству критериев инженерно-технической оснащенности зданий образовательных организаций (тревожная кнопка, система видеонаблюдения, ограждение территории, система контроля и управления доступом, система экстренного оповещения и управления эвакуацией, металлоискатели, КПП на въезде на объекты 1 категории опасности). С 2022 года все объекты образования 1-3 категории опасности обеспечены физической охраной.
В целях обновления парка школьного автотранспорта с 2018 по 2023 год закуплено 245 школьных автобусов, из них в рамках Федеральной программы "Школьный автобус" 126 автотранспортных средств (2019 год - 32, 2020 год - 8, 2021 год - 26, 2022 год - 50, 2023 год - 10); за счет средств софинансирования регионального и муниципальных бюджетов - 119 школьных автобусов (2018 год - 10, 2019 год - 63, 2021 год - 26, 2022 год - 13, 2023 год - 7).
Охват горячим питанием детей в начальной школе составляет 100 процентов (52,6 тыс. человек), из них: одноразовым питанием - 60 процентов, двухразовым питанием - 40 процентов.
Реализуются мероприятия федерального проекта "Современная школа", направленные на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект "Доброшкола"), в рамках которого оборудованы и оснащены мастерские, учебные кабинеты, кабинеты для психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-развивающей работы, кабинеты для реализации программ дополнительного образования в семи подведомственных школах-интернатах.
В рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда" в 2023 году оснащена материально-техническая база по внедрению цифровой образовательной среды в 34 школах региона. Всего за период с 2019 по 2023 годы оснащено 257 школ региона.
Продолжена работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. В 2023 году создано 19 центров "Точка роста". Всего к концу 2023 года будет функционировать 139 таких центров.
В рамках реализации федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" с начала 2022-2023 учебного года в 220 общеобразовательных организациях Липецкой области приступили к работе советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
На базе военно-патриотического лагеря "Авангард", открытого 1 ноября 2022 года, проводятся учебные сборы с обучающимися (юношами) 10 классов.
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда" в 2023 году в 24 образовательных организациях созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного и доступного образования.
В рамках создания регионального предуниверсария с 1 сентября 2023 года на базе двух вузов (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского" и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Липецкий государственный технический университет") для обучающихся, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской) деятельности, открыты общеобразовательные классы:
в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского" - 10-й класс технологического профиля (психолого-педагогическая направленность);
в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Липецкий государственный технический университет" - 10-й класс технологического (инженерного) профиля.
В целях своевременного восполнения кадрового ресурса образовательных организаций реализуются меры социальной поддержки молодых специалистов, к которым относится, в том числе единовременная социальная выплата педагогическим работникам (молодым специалистам), впервые трудоустроившимся в государственные или муниципальные общеобразовательные и дошкольные образовательные организации области, в размере 120 тыс. рублей.
В целях повышения социального статуса и формирования престижа педагогических профессий на территории региона организована системная работа по проведению региональных этапов всероссийских конкурсов профессионального мастерства, к которым относятся Всероссийские конкурсы "Учитель года России", "Воспитатель года России", проводятся приемы и церемонии награждения работников отрасли образования областными премиями, государственными и ведомственными наградами, организуется участие педагогов в международных, всероссийских, межрегиональных мероприятиях, проводится ежегодный образовательный форум.
С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек.
Педагогические работники системно повышают свой профессиональный уровень, в том числе путем получения дополнительного профессионального образования. Для поддержания высокого профессионального уровня педагогических работников на региональном уровне предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на дополнительное профессиональное образование педагогических работников муниципальных образовательных организаций.
Ключевые проблемы развития:
недостаточные обеспеченность и качество образовательной инфраструктуры общего образования: значительный удельный вес обучающихся во вторую смену;
недостаточная обеспеченность региональных образовательных организаций кадровыми ресурсами.
Дополнительное образование
Воспитание как неотъемлемый элемент образования является важной частью реализации образовательных программ как общего, так и дополнительного образования. Основной охват дополнительным образованием в Липецкой области обеспечивается организациями сферы образования (учреждениями дополнительного образования, а также общеобразовательными организациями).
Сеть учреждений дополнительного образования детей Липецкой области представлена 54 учреждениями (51 муниципальных и 3 областных), в которых обучается 132,9 тысяч детей.
С целью формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, в Липецкой области реализуются проекты "Современная школа", "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
В рамках проектов в Липецкой области к концу 2023 года будет:
6 детских технопарков "Кванториум", в том числе 1 мобильный, 3 на базе общеобразовательных организаций;
2 центра цифрового образования детей "IT-куб;
14 спортивных залов, которые обновили материально-техническую базу для занятий детей физической культурой и спортом;
7024 новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;
сеть цифровых площадок дополнительного образования "IT-bit" в 19 муниципальных образованиях.
Важнейшей задачей, стоящей перед системой дополнительного образования детей от 5 до 18 лет, является поэтапное повышение охвата дополнительным образованием детей. По итогам 2022 года охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием составил 81,5%.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей позволяет сформировать современные управленческие и организационно-экономические механизмы через создание сети региональных модельных центров дополнительного образования детей и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования детей, обновление содержания программ и внедрение моделей доступности дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.
При государственной поддержке активно развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики и позволяющая ежегодно вовлекать в свою деятельность более 130 тыс. детей.
Среднее профессиональное образование
В Липецкой области подготовку кадров осуществляют 22 профессиональные образовательные организации (далее - ПОО) по 42 профессиям и 79 специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО), 120 профессиям в рамках программ профессионального обучения.
18 профессиональных образовательных организаций находятся в ведении управления образования и науки Липецкой области, 2 организации в ведении управления культуры и искусства Липецкой области и 2 организации в ведении управления здравоохранения региона. Расположены они в 12 из 20 муниципальных образований, что обеспечивает доступность среднего профессионального образования для жителей региона.
Кроме того, вузы Липецкой области также реализуют программы СПО. Численность студентов системы СПО составляет около 26 тыс. человек. В области 40 процентов образовательных организаций являются многоуровневыми: реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, программы профессионального обучения.
В системе СПО Липецкой области проводится аттестация с использованием механизма демонстрационного экзамена. В 2023 году экзамен прошли 2 278 студентов.
Липецкая область участвует в реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование", реализует одноименный региональный проект. В рамках реализации проектов и программ движения "Молодые профессионалы" ежегодно проводится региональный чемпионат профессионального мастерства "Профессионалы" по 66 компетенциям.
В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" с 2019 года по 2022 год созданы 35 современных мастерских по таким отраслям как: Промышленность, IT, Транспорт, Сельское хозяйство, Социальная сфера (медицина, образование).
С 2019 года Липецкая область принимает участие в реализации мероприятий проекта "Государственная поддержка ПОО в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям".
Для эффективного взаимодействия работодателей, сферы образования, органов власти Липецкой области функционируют 8 производственно-образовательных кластеров в строительной, агропромышленной, металлургической, машиностроительной, железнодорожной, жилищно-коммунальной, газовой отраслях, а также в сфере питания, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
В настоящее время элементы дуальной модели обучения реализуются в 12 ПОО по более 20 профессиям и специальностям СПО с охватом более 2,6 тыс. студентов и более 500 наставников со стороны 42 работодателей.
В целях укрепления потенциала системы профессиональной подготовки и СПО, в том числе и в формате государственно-частного партнерства, проводится организационно-аналитическая работа, направленная на создание в Липецкой области сети многофункциональных центров прикладных квалификаций. В настоящее время создано 9 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 2 региональных инновационно-образовательных центра, функционируют ресурсные центры.
С 1 сентября 2022 года функционирует центр опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП). ЦОПП - основа формирования системы непрерывного обновления компетенций и квалификаций всех категорий граждан. ЦОПП, выполняя свои функции, в том числе агрегирует перспективы развития региона, формирует предпосылки и стимулирует изменения в системе СПО. Около 8,0 тыс. граждан будут охвачены деятельностью данного центра к концу 2023 года.
В 2022 году на базе Липецкого металлургического колледжа в рамках реализации федерального проекта "Профессионалитет" создан образовательно-производственный центр (кластер) в области металлургия, сетевыми образовательными организациями являются еще 2 колледжа. Кроме того, в рамках реализации данного проекта в 2023 году создается образовательно-производственный центр (кластер) "Цифровое машиностроение" на базе Елецкого колледжа экономики, промышленности и отраслевых технологий, а также образовательный кластер "Здравоохранение Липецкой области" на базе Липецкого медицинского колледжа. Сетевыми образовательными организациями данных кластеров являются еще 6 колледжей. Таким образом, уже 11 профессиональных образовательных организаций вовлечены в федеральный проект.
В 2024 году на базе ФГБОУ ВО "Липецкий государственный технический университет" будет создан образовательно-производственный центр (кластер) "Цифровизация электроэнергетики", куда вошли еще 3 учреждения системы среднего профессионального образования.
Липецкая область по Всероссийскому рейтингу входит в первую тройку регионов с высоким уровнем трудоустройства.
Высшее образование, научные исследования и разработки
В Липецкой области функционирует 10 образовательных организаций высшего образования (далее - ООВО), среди них 3 государственных (ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского", ФГБОУ ВО "Липецкий государственный технический университет", ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина") и 7 филиалов, 4 из которых являются государственными.
ФГБОУ ВО "Липецкий государственный технический университет" (далее - ЛГТУ) готовит специалистов для металлургической, машиностроительной, химической и других отраслей промышленности, а также для академической, вузовской и отраслевой науки. Для осуществления научно-исследовательских работ созданы и работают научные, инженерные, инновационные и другие центры. Среди постоянных партнеров университета крупные предприятия Липецкой области.
ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина" (далее - ЕГУ) ведет подготовку кадров в области математики, естествознания и техники, психологии и педагогики, права и экономики, истории и культуры, филологии, физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, агропромышленного комплекса и медицины.
Программа развития ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского" (далее - ЛГПУ) в качестве приоритетных направлений определяет подготовку кадров в области образования и педагогических наук, математики и механики, физики и астрономии, химии, наук о земле, биологических наук, информатики и вычислительной техники, информационной безопасности, экономики и управления, социологии и социальной работы, политических наук и регионоведения, сервиса и туризма, языкознания и литературоведения, истории и археологии, теологии, физической культуры и спорта, культуроведения и социокультурных проектов, изобразительного и прикладных видов искусств.
Согласно Программе развития Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситета) до 2025 года научно-исследовательская экосистема включает наукоориентированную политику, направленную на развитие научных, в том числе междисциплинарных исследований. Филиал планирует стать региональным научно-образовательным центром, реализующим систему непрерывного образования и подготовки кадров для нужд региональных органов власти и экономики на базе востребованных образовательных программ. Филиал будет способствовать расширению академических обменов с головным вузом, запуску совместных образовательных программ, развитию научных проектов и трансфера технологий, а также более эффективному взаимодействию с региональными органами власти и бизнесом в области образования, науки и технологий.
Приоритетными направлениями научных исследований и разработок Липецкого филиала РАНХиГС являются выработка методологических подходов для формирования механизма реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на региональном уровне в условиях реализации национальных проектов.
В Липецкой области функционируют 10 научно-исследовательских институтов, занимающихся актуальными для развития региона, в том числе для развития высокотехнологичных наукоемких производств и внешнеэкономической деятельности темами:
исследованиями в области селекции, семеноводства, генетики, биотехнологии рапса, земледелия и животноводства; селекции, семеноводства и агротехники картофеля;
разработкой и внедрением новых технологических процессов алюминиевого литья;
исследованием и разработкой новых видов строительных материалов, и совершенствованием технологии их производства, разработкой технологий утилизации промышленных отходов;
исследованиями по проблемам фундаментостроения, разработкой новых технологий производства фундаментов;
исследованиями в области технологии получения кремнеорганических продуктов, созданием новых образцов лакокрасочных материалов;
комплексным мониторингом плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, агрохимическим мониторингом почв;
совершенствованием и развитием процессов сбора, обработки, хранения и использования региональных ресурсов информационной деятельности, сопровождением целевых программ, ведением мониторинга научно-технической деятельности предприятий для отраслей экономики области, патентными исследованиями;
комплексными исследованиями и мониторингом природной среды региона ("Летопись" природы).
Реализация государственной политики в сфере защиты прав детей
На территории Липецкой области проживает 2 698 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1,24 процента от общей численности детского населения. Количество детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях, составляет 92,5 процента.
Органами опеки и попечительства приняты меры к устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. В области на учете в органах опеки и попечительства состоит 720 приемных семей и 1 189 опекунских семей, в них проживает соответственно 401 и 940 детей данной категории.
На учете в региональном банке данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 200 детей.
Количество организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за последние 10 лет сократилось в 2,5 раза, в настоящее время в регионе 5 таких организаций, в которых воспитываются 185 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проживание детей в организациях осуществляется по принципу семейного воспитания. Группы созданы по квартирному типу. Количество детей в воспитательной группе не превышает 6 человек.
Во всех организациях обеспечивается обучение детей по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение детьми спортивных секций и кружков, а также участие в конкурсах и олимпиадах. Организовано сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, которое дает возможность заниматься в секциях на базе учреждений.
Общее количество специалистов в сфере опеки и попечительства составляет 120 человек, в организациях для детей-сирот - 534 человека.
В области организована работа по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), детям. Данную помощь оказывают: Г(О)БУ Центр "СемьЯ" и Г(О)БУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Г(О)БУ Центр "СемьЯ" является региональным ресурсным центром психологической службы в системе образования Липецкой области.
На базе Г(О)БУ Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и Центра "СемьЯ" работают горячие линии детского телефона доверия.
В каждом муниципальном образовании Липецкой области налажена деятельность муниципальных консультационных пунктов по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
В Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоят - 2 436 человек, из них наступило право на получение жилого помещения у 1 740 человек. Указанной категории лиц предоставляются жилые помещения и сертификаты на социальную выплату.
В настоящее время существуют следующие проблемы в сфере опеки и попечительства: адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни; отсутствие возможности предоставления койко-мест из резервного фонда для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения; недостаточное приобретение жилых помещений, сертификатов для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Решением вышеуказанных проблем является: развитие служб постинтернатного сопровождения и наставничества; достаточное финансирование, необходимое на приобретение жилых помещений, сертификатов для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Отдых и оздоровление детей
Современное состояние системы организации отдыха и оздоровления детей Липецкой области является результатом реализации государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с Указами и Поручениями Президента Российской Федерации и нормами действующего федерального и регионального законодательства в сфере образования и социальной политики.
Сфера реализации мероприятий государственной программы "Развитие образования Липецкой области" охватывает функционирующую в регионе систему организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время региональная система отдыха и оздоровления детей представлена 502 оздоровительными организациями, из которых 15 стационарных организаций отдыха детей и их оздоровления (в том числе 12 государственной, 2 муниципальной и 1 частной форм собственности). Общий охват организованными формами отдыха и оздоровления составляет 68,6 тыс. обучающихся школьного возраста, из них 11,3 тыс. детей в загородных оздоровительных лагерях.
С целью сохранения и развития современной инфраструктуры системы организации отдыха и оздоровления детей в 2021 - 2022 годах:
создан объединенный кластер лагерей "Липецкие каникулы", в составе ДЗОЛ "Орленок", ДОЛ "Елочка", ДОЛ "Чайка" и прилегающей к ним территории;
начаты восстановительные работы в санаторно-оздоровительном комплексе "Прометей", принятом в 2022 году в областную собственность;
обновлена материально-техническая база детского оздоровительного лагеря "Олимп" в части создания условий безопасности, информативности, комфортности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2023 году Липецкая область стала получателем субсидии на реализацию мероприятий, направленных на создание некапитальных объектов отдыха детей и их оздоровления. Созданы два быстровозводимых модуля в ОК "Березка", вместимостью 45 мест каждая, что позволило увеличить вместимость лагеря на 90 мест.
Данные меры увеличат пропускную способность лагерей на 2,5 тыс. детей в год.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области", сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, определенными в стратегии социально-экономического развития Липецкой области, иных документах стратегического планирования Липецкой области в сфере реализации государственной программы "Развитие образования Липецкой области"
Стратегические приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области" определены в соответствии с:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, от 21 апреля 2021 года и от 21 февраля 2023 года;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 4 сентября 2014 года N 1726-р";
Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827;
Комплексом мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019 - 2023 годы, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 28 февраля 2019 г. N 1814п-П8.
Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25 октября 2022 года N 207-ОЗ (далее - Стратегия).
Приоритетами государственной политики являются:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
- повышение качества результатов образования на разных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование);
- совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи в образовательном процессе;
- создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся и студентов, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
- развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, интерактивных и мультимедиа-комплексов), их концентрация в базовых школах;
- модернизация подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том числе организация подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадрового дефицита;
- совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и личностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих кадров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений).
Реализация Государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области" (далее - Государственная программа) оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
Возможности для самореализации и развития талантов:
- вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Цифровая трансформация:
- достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
В Государственной программе отражена взаимосвязь с национальными целями:
с национальной целью "возможности для самореализации и развития талантов":
- обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, обеспечение возможности для педагогических работников профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
- создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды;
- создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи;
- создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры, развития и поддержки добровольчества (волонтерства);
- обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан;
с национальной целью "сохранение населения, здоровье и благополучие людей":
- создание условий, способствующих полноценному воспитанию и развитию каждого обучающегося, осваивающего образовательные программы общего образования (включая воспитание культуры питания, поддержание здоровья школьников, их физического и умственного развития, способности к эффективному обучению);
- обеспечение возможности для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет получать дошкольное образование, обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях;
с национальной целью "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство":
- обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда;
с национальной целью "цифровая трансформация":
- обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, обеспечение онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования.
Также Государственная программа направлена на достижение стратегической цели и подцелей, определенных в Стратегии:
Липецкая область - 2030 - регион, обеспечивающий самореализацию личности и развитие талантов:
- система образования Липецкой области - доступная, эффективная и технологичная система развития талантов и самореализации, готовящая высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей региона, в том числе в сфере ESG, на базе современной образовательной инфраструктуры;
- высокое качество и доступность дошкольного и общего образования Липецкой области;
- эффективная система выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи в Липецкой области;
- эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Липецкой области.
Для достижения целей в сфере образования основными задачами, определенными в Стратегии, являются:
1) в части приоритетов по повышению качества и доступности дошкольного и общего образования:
- создание условий для всестороннего развития детей от 2 месяцев, в том числе обеспечение их местами в дошкольных образовательных организациях;
- создание новых (дополнительных) мест, качественных и комфортных условий в общеобразовательных организациях, соответствующих современным требованиям;
- приведение в нормативное состояние зданий общеобразовательных организаций и их оснащение современными средствами обучения и воспитания;
- создание сетевого образовательного пространства через развитие инфраструктуры цифрового образования;
- привлечение и повышение квалификации педагогических кадров, а также профессиональная подготовка управленческих команд;
- формирование эффективной системы организации отдыха и оздоровления детей, в том числе каникулярных профориентационных смен;
- развитие ESG-грамотности и финансового образования в дошкольных и общеобразовательных организациях;
2) в части приоритетов развития эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи в Липецкой области:
- развитие дополнительного образования, повышение доступности дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей;
- формирование комплексной системы выявления, развития и сопровождения талантливых и одаренных детей;
- создание комплексной модели профессиональной ориентации обучающихся;
3) в части приоритетов развития эффективной системы подготовки высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Липецкой области:
- создание экономически эффективной инновационно-образовательной среды, готовящей конкурентоспособных специалистов совместно с социальными и индустриальными партнерами;
- развитие системы научных исследований и разработок, повышение уровня их результативности, а также расширение интеграции высшего образования и науки;
- развитие системы непрерывного образования, в том числе расширение и повышение эффективности программ дополнительного профессионального образования на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- разработка и внедрение образовательных программ, направленных на освоение компетенций в сфере ESG, устойчивого развития и финансовой грамотности (на базе профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и корпоративных университетов).
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, в рамках которой определены следующие цели:
Развитие образования:
- вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
- увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента в 2030 году;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году;
- к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления, достигнет 100 процентов.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики.
К 2030 году в результате реализации Государственной программы прогнозируется достижение следующих целей:
Цель 1. Повышение доступности и качества образования в соответствии с потребностями экономики и населения, повышение уровня образования до 75,5% к 2030 году.
Цель 2. Достижение уровня эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, до 32% к 2030 году.
Цель 3. Создание современных условий для увеличения охвата отдыхом и оздоровлением детей до 75% к 2030 году.
Для достижения целей Государственной программы определены следующие показатели государственной программы:
- доступность дошкольного образования детей (от 2 мес. до 3 лет, от 3 лет до 7 лет);
- доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций;
- уровень образования;
- доля образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по наиболее востребованным профессиям, направлениям;
- результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории области;
- количество созданных новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа;
- доля образовательных организаций, включивших модули ESG-грамотности в учебную и внеучебную деятельность;
- эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- доля школьников 7-10 классов, прошедших профессиональное обучение в рамках профориентационного проекта "Будущее с уверенностью";
- доля детей, обеспеченных организованными формами отдыха и оздоровления (в загородных оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, палаточных лагерях, лагерях труда и отдыха) от общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.
Липецкая область участвуют в государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 1642, в части реализации осуществляемых полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированном бюджете Липецкой области.
Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по годам ее реализации.
1.4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере образования Липецкой области и сфере государственного управления
Для достижения цели "Повышение доступности и качества образования в соответствии с потребностями экономики и населения, повышение уровня образования до 75,5% к 2030 году" решаются следующие задачи:
обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях;
обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
обновление содержания, формирование нового ландшафта сети среднего профессионального образования, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований;
реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;
укрепление здоровья школьников и поддержка семей с детьми, включающие продолжение работы по организации качественного бесплатного горячего питания для всех учеников 1 - 4 классов, медицинского обслуживания, подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;
создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства - получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка, правовое сопровождение родителей, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала, совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизацию дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи;
внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования, предполагающее работу по переводу услуг в электронный вид и выводу их на Единый портал государственных услуг, развитие различных цифровых инструментов и сервисов и создание условий для их использования в образовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников в области цифровых технологий, искусственного интеллекта.
Элементы безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом дополнят традиционную систему образования, обеспечат равные условия для получения качественного образования на всей территории Липецкой области.
Повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии.
Создается система непрерывного профессионального роста, задающая карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий), внедрение программы наставничества с привлечением в качестве наставников учителей предпенсионного и пенсионного возраста, молодых учителей в части развития компетенций по информационно-коммуникационным технологиям, адресное повышение квалификации и методическая поддержка педагогов.
Будет продолжена реализация программы "Земский учитель".
Решаются задачи формирования новой (более эффективной) модели среднего профессионального образования, синхронизированной с прогнозными запросами отраслей экономики и региональных рынков труда, вовлечения отраслевых предприятий в подготовку рабочих кадров посредством софинансирования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций. Модернизируется материально-техническая база профессиональных образовательных организаций.
Реализация инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Профессионалитет", представляющей собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики и нацеленной на выстраивание новой отраслевой модели подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, включает повышение квалификации педагогических работников по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися, в том числе обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Будет продолжено развитие института демонстрационного экзамена как основной формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
Ежегодное проведение чемпионатов по профессиональному мастерству, а также чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" и формирование системы поощрений их победителей будут способствовать эффективной профессиональной ориентации и мотивации молодежи.
Цель "Достижение уровня эффективности системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, до 32% к 2030 году" достигается за счет реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности дополнительного образования, выявление выдающихся способностей и талантов детей и молодежи, а также получивших государственную поддержку в различных формах за проявление выдающихся способностей.
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей является важнейшим направлением работы, ориентированным на создание условий и возможностей для развития потенциала самореализации обучающихся в образовательном пространстве.
Эффективным инструментом выявления талантливой молодежи выступают интеллектуальные, творческие, спортивные и профессиональные конкурсы.
Расширение потенциала выявления и поддержки талантливых детей и молодежи возможно, в том числе с использованием системы дополнительного образования.
Это также позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжить решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности. Продолжится создание детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций, центров цифрового образования "IT-куб". Продолжится внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе социального заказа.
Реализация мероприятий, направленных на физическое воспитание и формирование здорового образа жизни детей и молодежи, позволит увеличить долю обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, участвующих в туристско-краеведческой деятельности.
Для достижения цели "Создание современных условий для увеличения охвата отдыхом и оздоровлением детей до 75% к 2030 году" получат дальнейшее развитие государственные меры поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления. Будут созданы условия в организациях отдыха детей и их оздоровления, обеспечена доступность для детей школьного возраста получать качественные услуги по организации отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления различных организационно-правовых форм.
Продолжится реализация мероприятий по созданию некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления, проведению капитальных ремонтов и укреплению материально-технической базы в загородных стационарных лагерях отдыха и оздоровления детей, будет увеличено количество палаточных лагерей.
Будут созданы условия для организации отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Продолжится реализация программ воспитания с использованием современных технологий и тенденций развития общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых".
Реконструкция детского лагеря "Прометей", переданного в областную собственность, - это глобальный многолетний проект с поэтапным проведением работ. До 2026 года планируется полная реконструкция: перестройка всех корпусов, площадок, строительство новых объектов, а самое главное - наполнение новым содержанием педагогических программ.
В новом облике СОК "Прометей" станет самым крупным, современным круглогодичным центром образовательного отдыха для детей и молодежи, не имеющим аналогов в ЦФО.
Приоритетом работы "Прометея" станет создание и внедрение инновационных программ дополнительного образования, а также отдыха и оздоровления детей и молодежи. В образовательной составляющей - проектная деятельность, интеллект и творчество, здоровый образ жизни, IT-творчество и цифровая трансформация, профориентация и рыночное мышление. Это будет уникальная площадка для реализации проектов президентской платформы "Россия - страна возможностей", Российского движения детей и молодежи, Всероссийского конкурса для школьников "Большая перемена", проведения всероссийских и межрегиональных мероприятий, соревнований и конференций для детей и молодежи с интеграцией сфер культуры, образования и спорта, а также отдыха и оздоровления детей. Центр сможет единовременно принимать до 1 тыс. человек.
Главным эффектом реализации проекта станет увеличение охвата детей организованными формами отдыха, а также возрождение исторической значимости "Прометея", создание единой экосистемы образовательного отдыха, оздоровления, воспитания и развития детей и молодежи, инфраструктуры Российского движения детей и молодежи.
Для финансового обеспечения достижения целей государственной программы Липецкой области "Развитие образования Липецкой области" разработаны:
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях, приведенный в разделе XVI;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на модернизацию инфраструктуры общего образования, приведенный в разделе XVII;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях, приведенный в разделе XVIII;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования, приведенный в разделе XIX;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на оснащение средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующими современным условиям обучения, новых мест, созданных в общеобразовательных организациях, приведенный в разделе XX;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на создание некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления, приведенный в разделе XXI;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на приобретение автотранспорта для подвоза детей в общеобразовательные организации, приведенный в разделе XXII;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на выполнение требований пожарной безопасности образовательных организаций, приведенный в разделе XXIII;
порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию муниципальных программ, направленных на дополнительное профессиональное образование педагогических работников муниципальных образовательных организаций, приведенный в разделе XXIV.
Перечень объектов капитального строительства (укрупненных инвестиционных проектов), приведен в приложении к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.