г. Краснодар |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А32-12379/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А32-12379/2020, установил следующее.
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2020 N 13 о назначении административного наказания по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Решением от 01.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2022, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что на момент вынесения управлением оспариваемого постановления истек установленный статьей 4.5 Кодекса двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования. Заявитель жалобы полагает, что общество не представило документы, подтверждающие выраженную в установленном порядке волю собственника или лица, им уполномоченного, на использование земельного участка, на котором расположены эксплуатируемые последним вышки сотовой связи. По мнению управления, суды не учли, что письмом прокурора Новокубанского района не выявлен сам факт совершения административного правонарушения; сведения о проведении прокурором Новокубанского района проверки соблюдения земельного законодательства в отношении общества в материалах дела отсутствуют; прокурором Новокубанского района не выносилось определение о возбуждении дела об административном правонарушении. В данном случае срок давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с 12.02.2020, поскольку акт административного обследования объекта земельных отношений N 9, которым установлен и зафиксирован факт наличия события и состава административного правонарушения, составлен Межмуниципальным отделом по г. Армавиру и Новокубанскому району 12.02.2020.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, прокурор Новокубанского района направил управлению письмо от 04.09.2019 N 6637 (вх. от 06.09.2019 N 21-24/2019-2362) с приложениями, в соответствии с которым органу местного самоуправления района поступила информация о том, что имеются земельные участки (права на которые никем не оформлены), на которых расположены эксплуатируемые вышки сотовой связи, что свидетельствует о самовольном занятии земельных участков с расположением на них вышек сотовой связи, указанных в приложении к письму; информация направлена управлению для организации проведения проверочных мероприятий и привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса; руководителю Межмуниципального отдела по г. Армавиру и Новокубанскому району управления предписано сообщить о результатах проверки прокурору района до 30.11.2019.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231, категория земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения объекта инженерной инфраструктуры (далее - спорный земельный участок), правами не обременен.
На основании предоставленной прокурором Новокубанского района информации административный орган установил, что спорный земельный участок используется для размещения антенно-мачтового сооружения связи.
12 февраля 2020 года при административном обследовании указанного земельного участка управление установило, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231 по внешним признакам используется в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием - для размещения объекта инженерной инфраструктуры - на земельном участке расположено антенно-мачтовое сооружение связи.
Установив в результате обследования, что спорный земельный участок используется обществом без предусмотренного законодательством Российской Федерации права, для размещения антенно-мачтового сооружения связи, управление составило протокол об административном правонарушении от 27.02.2020 N 9 и постановлениемот12.03.2020N 13 привлекло общество к административной ответственности по статье 7.1. Кодекса в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.
Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В суде первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 7.1 Кодекса самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка - от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тыс. рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка, выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды, со ссылкой на положения статей 5, 40 - 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4.5, 7.1, 24.5 Кодекса, сделали вывод о том, что на момент вынесения управлением оспариваемого обществом постановления истек двухмесячный срок для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса.
При этом суды исходили из того, что факт обнаружения рассматриваемого правонарушения стал известен управлению фактически из существа и содержания письма прокурора Новокубанского района от 04.09.2019 N 6637 (зарегистрировано 06.09.2019) с приложениями, согласно которому от органов местного самоуправления района поступила информация о том, что имеются земельные участки, права на которые никем не оформлены, на которых расположены эксплуатируемые вышки сотовой связи; данные обстоятельства свидетельствуют о самовольном занятии земельных участков, на которых расположены вышки сотовой связи, указанные в приложении к письму; данная информация направлена для организации проведения проверочных мероприятий, установления и привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса.
Суды, указав, что днем, с которого подлежит исчислению срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, является 06.09.2019 (дата получения управлением письма прокурора Новокубанского района от 04.09.2019 N 6637), а постановление вынесено управлением 12.03.2020, пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено управлением за пределами срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, поскольку срок давности привлечения общества к административной ответственности истек 05.11.2019.
Вместе с тем вывод судов о пропуске управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности является недостаточно обоснованными, поскольку основан на неполном исследовании представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц.
В материалах дела отсутствуют сведения о проведении прокурором Новокубанского района проверки соблюдения земельного законодательства в отношении общества, письмом от 04.09.2019 прокурора Новокубанского района не выявлен сам факт совершения обществом административного правонарушения. В письме указано, что имеются земельные участки, права на которые никем не оформлены, на которых расположены эксплуатируемые вышки сотовой связи; данные обстоятельства свидетельствуют о самовольном занятии земельных участков, на которых расположены вышки сотовой связи, указанные в приложении к письму. Письмо с указанной информацией направлено управлению для организации проведения последним проверочных мероприятий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абзацу 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Рассматриваемое административное правонарушение является длящимся.
12 февраля 2020 года при административном обследовании земельного участка управление установило, что на спорном земельном участке расположено антенно-мачтовое сооружение связи, что подтверждается актом административного обследования объекта земельных отношений от 12.02.2020 N 9. В акте административного обследования объекта земельных отношений от 12.02.2020 N 9 указано, что административное обследование объекта земельных отношений проведено путем визуального осмотра земельного участка, а также путем изучения данных, содержащихся в ЕГРН, ЕГРИП и другими методами; в результате проведенного административного обследования получены достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке статьи 28.1 Кодекса в отношении общества (том 1, л. д. 28 - 29). Соответственно срок давности привлечения общества к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение начинает исчисляться с 12.02.2020.
Доказательства того, что до 12.02.2020 управление знало о размещении на спорном земельном участке антенно-мачтового сооружения, принадлежащего именно обществу, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах является преждевременным вывод судов о пропуске управлением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Суды установили, что в соответствии с договором от 01.12.2010 N 535-18/2, заключенным предпринимателем Горяйновой О.В. и обществом, дополнительным соглашением от 16.05.2011 N 1 к договору, обществу предоставлены услуги по размещению оборудования базовых станций сотовой связи и антенных опор, в том числе по адресу: г. Новокубанск, Краснодарского края, Пересечение улиц Осенняя и Сокольская (приложение N 6 к договору). Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 02.11.2017 по делу N 2-1581/2017 договор аренды от 05.10.2011 спорного земельного участка, заключенный предпринимателем и Администрацией муниципального образования Новокубанский район, признан недействительным. Установив указанные обстоятельства, суды исходили из того, что последующее признание недействительным договора аренды, заключенного предпринимателем и администрацией, не свидетельствует о недобросовестности общества, разместившего оборудование на арендованном земельном участке с законным титульным владельцем на момент заключения договора, а также при условии внесения платы за пользование земельным участком. Кроме того, после признания недействительным договора аренды (решение суда от 02.11.2017) общество приняло меры по легализации пользования спорным земельным участком, на котором расположено оборудование, заключив 18.05.2020 договор аренды земельного участка с администрацией.
При этом судебные инстанции не дали оценку доводу административного органа о том, что на момент обследования спорного земельного участка (февраль 2020 года) общество использовало земельный участок без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на этот земельный участок и не учли, что заключение обществом и администрацией нового договора аренды указанного земельного участка свидетельствует об устранении обществом негативных последствий своего поведения, что в свою очередь, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества вины и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 Кодекса.
Следовательно, судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.
Таким образом, судам необходимо повторно рассмотреть вопрос о соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности с учетом положений части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 14 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и в зависимости от его разрешения рассмотреть вопрос о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.1 Кодекса, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в их совокупности.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно установленным и исследованным обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 по делу N А32-12379/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в соответствии с договором от 01.12.2010 N 535-18/2, заключенным предпринимателем Горяйновой О.В. и обществом, дополнительным соглашением от 16.05.2011 N 1 к договору, обществу предоставлены услуги по размещению оборудования базовых станций сотовой связи и антенных опор, в том числе по адресу: г. Новокубанск, Краснодарского края, Пересечение улиц Осенняя и Сокольская (приложение N 6 к договору). Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 02.11.2017 по делу N 2-1581/2017 договор аренды от 05.10.2011 спорного земельного участка, заключенный предпринимателем и Администрацией муниципального образования Новокубанский район, признан недействительным. Установив указанные обстоятельства, суды исходили из того, что последующее признание недействительным договора аренды, заключенного предпринимателем и администрацией, не свидетельствует о недобросовестности общества, разместившего оборудование на арендованном земельном участке с законным титульным владельцем на момент заключения договора, а также при условии внесения платы за пользование земельным участком. Кроме того, после признания недействительным договора аренды (решение суда от 02.11.2017) общество приняло меры по легализации пользования спорным земельным участком, на котором расположено оборудование, заключив 18.05.2020 договор аренды земельного участка с администрацией.
При этом судебные инстанции не дали оценку доводу административного органа о том, что на момент обследования спорного земельного участка (февраль 2020 года) общество использовало земельный участок без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на этот земельный участок и не учли, что заключение обществом и администрацией нового договора аренды указанного земельного участка свидетельствует об устранении обществом негативных последствий своего поведения, что в свою очередь, не свидетельствует об отсутствии в действиях общества вины и состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 Кодекса.
Следовательно, судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.
Таким образом, судам необходимо повторно рассмотреть вопрос о соблюдении срока давности привлечения к административной ответственности с учетом положений части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указаний Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 14 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и в зависимости от его разрешения рассмотреть вопрос о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 7.1 Кодекса, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в их совокупности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июня 2022 г. N Ф08-4231/22 по делу N А32-12379/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4231/2022
02.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23557/2022
15.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12379/20
08.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4231/2022
07.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21596/2021
01.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12379/20