г. Краснодар |
|
10 июня 2022 г. |
Дело N А63-4538/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Черных Л.А.,
судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Диалог" (ИНН 2635808860 ОГРН 1112651034847), заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (ИНН 2636055320 ОГРН 1082635013670), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, прокурора Ставропольского края, Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", Овчинниковой Татьяны Ивановны, Магомедова Мурада Магомедовича, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 00589 4, 00587 0, 00591 7, 00592 4, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющей компании "Диалог" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А63-4538/2021,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Диалог" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (далее - инспекция) от 16.02.2021 N 52 об устранении нарушений лицензионных требований до 15.03.2021, взыскании с инспекции 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требований отказано по мотиву наличия оснований для выдачи предписания.
В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить требование. Ссылается на отсутствие негативных последствий от выявленных нарушений, вероятность банкротства в случае исполнения предписания и иные тяжелые для общества и его сотрудников последствия. Суд не учел, что с целью надлежащей реализации предписания общество неоднократно ходатайствовало о продлении срока его исполнения, что является доказательством неисполнимости предписания. По мнению общества, целью вынесения спорного предписания является дальнейшее наложение штрафа за его неисполнение, а не восстановление нарушенных прав. Общество утверждает, что состав вмененного нарушения отсутствует.
В отзыве на жалобу инспекция и Овчинникова Т.И. просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения от 09.02.2021 N 317 (получено обществом 10.02.2021 входящий N 12) инспекция провела внеплановую выездную проверку по жалобе о неудовлетворительном техническом состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном по адресу: Ставрополь, Ленина, 301 (далее - МКД). По фактам выявленных нарушений инспекция вынесла предписание от 16.02.2021 N 52 об устранении до 15.03.2021 таких нарушений, как: неисправность примыканий кровельного покрытия к несущим стенам (вблизи окон квартиры N 143); невыдержанные уклоны кровли вблизи квартиры N 143; частичное отсутствие участка желоба водосточной системы нежилого помещения, неудовлетворительное содержание сетей электроснабжения, проходящих по несущей стене (над окнами квартиры N 143 частично отсутствуете крепление, сети не убраны в защитные гофры, каналы); обеспечить полный отвод воды с поверхности кровли. Общество обжаловало предписание инспекции в арбитражный суд.
В силу части статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД. Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении МКД, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)).
Правила и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170). Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем (пункт 4.6.1.13 Правил N 170). Приклейка гидроизоляционных слоев к основанию и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраска светлого тона.
Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п. Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли (пункт 4.6.3.3 Правил N 170).
Неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение 5 сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы (пункт 4.6.4.1 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле - и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле - и радиоаппаратуры (пункт 5.6.6 Правил N 170).
Суд счел доказанным и материалами дела подтверждается совершение обществом выявленных управлением нарушений содержания жилого фонда, выявленные управлением нарушения свидетельствуют о нарушении обществом установленных Правилами N 170 требований. Следовательно, возложение на него обязанностей по их устранению законно и обоснованно. Доказательства неисполнимости предписания в силу объективных, не зависящих от общества, причин или наличия исключительных обстоятельств, не позволивших ему выполнить требования закона, недостаточности установленного срока для устранения выявленных недостатков, принятия каких-либо мер по устранению выявленных нарушений, в материалы дела не представлены. Доводам общества о нарушении процедуры проведения проверки получили надлежащую правовую оценку. Общество 10.02.2021 получило распоряжение о проведении проверки, наличие выявленных нарушений зафиксировано в присутствии инженера общества, о чем свидетельствует его подпись в акте проверки.
Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу N А63-4538/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле - и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле - и радиоаппаратуры (пункт 5.6.6 Правил N 170)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2022 г. N Ф08-5226/22 по делу N А63-4538/2021