В соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 сентября 2023 года N 247 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чеченской Республики "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики".
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2021 года N 347 "Об утверждении государственной программы Чеченской Республики "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики";
постановление Правительства Чеченской Республики от 14 апреля 2022 года N 103 "О внесении изменений в постановление Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2021 года N 347";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Чеченской Республики N 103 следует читать как "от 14 апреля 2023 г."
постановление Правительства Чеченской Республики от 27 сентября 2022 года N 224 "О внесении изменений в постановление Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2021 года N 347";
постановление Правительства Чеченской Республики от 27 сентября 2022 года N 235 "Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на подготовку проектов межевания земельных участков и проведение кадастровых работ на условиях софинансирования из федерального бюджета";
постановление Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2022 года N 306 "О внесении изменений в постановление Правительства Чеченской Республики от 27 сентября 2022 года N 235";
постановление Правительства Чеченской Республики от 14 марта 2023 года N 87 "О внесении изменений в постановление Правительства Чеченской Республики от 27 сентября 2022 года N 235".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики, осуществляющего полномочия по координации деятельности органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.
Председатель |
М.М. Хучиев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 26 декабря 2023 г. N 338
Государственная программа Чеченской Республики
"Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики"
1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Чеченской Республики "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики"
1.1. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса в части вовлеченности земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Чеченской Республики
Государственная программа "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики" (далее - Государственная программа) предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, а также вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий.
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе региона сложилась следующая ситуация.
Сельскохозяйственное производство является одной из важнейших отраслей экономики Чеченской Республики. Более 61,9% населения проживает в сельской местности. В земельном фонде Чеченской Республики 77,6 процентов занимает сельскохозяйственные угодья, при этом 29 из них пашня, которая на 50 процентов расположена в зоне рискованного земледелия.
По состоянию на 1 января 2021 года мелиоративный фонд Чеченской Республики составляет 128,0 тыс. га.
Несмотря на относительно небольшую территорию, Чеченская Республика характеризуется значительным разнообразием климатических условий. Здесь встречаются все переходные типы климатов, начиная с засушливого климата Терско-Кумской полупустыни и заканчивая холодным влажным климатом снежных вершин Бокового хребта. С его географическим положением связано значительное количество тепла, поступающего в течение календарного года, поэтому лето в республике жаркое, а зима мягкая и короткая.
Атмосферные осадки выпадают неравномерно. Максимум осадков выпадает в июне - июле. Летние осадки чаще всего носят характер ливневых дождей, недостаточно увлажняющих почву, так как большая их часть стекает по поверхности в реки. Минимум осадков на равнинах и в горах бывает зимой. Снеговой покров на равнинах устанавливается в декабре и сходит в марте, но благодаря малому количеству зимних осадков и частым оттепелям, он неустойчив.
Меньше всего осадков выпадает в северной части республики - 300-400 мм; в предгорьях количество осадков увеличивается до 700-800 мм, а в высокогорье достигало 1000 и более миллиметров. В Чеченской Республике орошаемые земли распределены по следующим зонам увлажнения:
1) зона увлажнения - засушливая: Наурский район - 25072,9 га; Шелковской район - 30295 га. (55 367,9 га - 43,24%);
2) полузасушливая зона увлажнения: Надтеречный район - 14769 га;
Грозненский городской округ - 3799 га; Аргунский городской округ - 3463 га; Грозненский район - 4630 га; Гудермесский район - 21748,8 га; Шалинский район - 3557,9 га; Серноводский район - 7009 га. (58976,7 га - 46,1%);
3) полувлажная зона увлажнения Ачхой-Мартановский район - 8835 га; Урус-Мартановский район - 4852 га. (13687 га - 10,7%).
Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплексной мелиорации земель, включающей наряду с гидромелиорацией агролесомелиорацию, фитомелиорацию и проведение культуртехнических работ, что является условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции.
Так, к 2010 году площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения Чеченской Республики составляло более 44 тыс. га, что составляло более 15 процентов от общей площади пашни региона.
Причиной возникновения неиспользуемой пашни послужил кризисный период 90-х. На сегодняшний день причиной возникновения незначительной доли неиспользуемой пашни связано с не разграниченной государственной собственности после реорганизации государственных унитарных предприятий (ГУПы).
Вся внутрихозяйственная мелиоративная система региона в кризисный период была разрушена и выведена из эксплуатации на 90 процентов, что способствовало выбытию из сельскохозяйственного оборота мелиорированных земель, расположенных в зоне рискованного земледелия.
Также в регионе существует проблема опустынивания пастбищных угодий Наурского и Шелковского муниципальных районов, из которых до 40 процентов подверженных в разной степени опустыниваю (подвижные пески).
Более 20 процентов полезащитных лесных насаждения требуют проведения мероприятий по реконструкции и создании новых защитных насаждений.
Программный подход к решению проблем, накопившихся в отрасли, имеет особое значение. Приоритеты развития социальной и инженерной инфраструктуры села на долгосрочный период определяются органами местного самоуправления согласно действующему законодательству.
Меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивают повышение финансовой устойчивости и доходности.
Для улучшения условий сельскохозяйственного производства на мелиорированных землях необходимо решение задач, связанных с приведением гидротехнических сооружений в нормативно-техническое состояние, обеспечением их безопасной эксплуатации и недопущением аварийных ситуаций, соблюдением требований природоохранного законодательства, которые включают внедрение новых технологий и техники для ремонтно-эксплуатационных работ на мелиоративных системах и очистки каналов за счет повышения уровня материально-технического обеспечения подведомственных учреждений, организацию рационального водопользования и водораспределения, расчистку мелиоративных каналов.
В прогнозный период намечены следующие значимые тенденции:
повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий.
Реализации Государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов).
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Государственная программа является инструментом реализации государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, приоритеты которой отражены в следующих стратегических документах Российской Федерации:
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В соответствии с такими документами в качестве основных приоритетов и целей государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации определены:
восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий;
совершенствование оборота сельскохозяйственных земель;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией.
Дополнительно определены задачи развития мелиоративного водохозяйственного комплекса:
повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации;
удовлетворение потребностей сельского населения, объектов агропромышленного комплекса в качественных водных ресурсах;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
защита населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод на основе сбалансированного решения социально-экономических проблем;
сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, особенно в части сохранения и повышения плодородия почв, а также сохранения природных водных объектов.
На долгосрочную перспективу в качестве основных приоритетов государственной поддержки эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Чеченской Республики определены:
повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий за счет реконструкции и строительства мелиоративных систем на инновационной технологической основе и эффективного использования природных ресурсов;
повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий;
расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель.
К 2030 году планируется достигнуть следующие целевые значения показателей (индикаторов):
- ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования - 32,8 тыс. га.;
- защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания - 18,30 тыс. га.:
- за счет проведения фитомелиоративных основных мероприятий, направленных на закрепление песков - 18 тыс. га.;
- за счет проведения агролесомелиоративных основных мероприятий - 0,30 тыс. га.;
- вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения - 27,40 тыс. га;
- за счет проведения кадастровых работ на площади - 4,975 тыс. га.
1.3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
Основные задачи государственного управления в сфере реализации Государственной программы и способы их эффективного решения определены Стратегией.
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению земель;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения;
увеличение объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий;
повышение уровня водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения;
предотвращение процесса опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий;
достижение экономии водных ресурсов за счет повышения коэффициента полезного действия мелиоративных систем, внедрения микроорошения и водосберегающих аграрных технологий;
создание новой товарной массы продукции АПК Чеченской Республики в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью путем проведения гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий;
повышение плодородия почв.
Решение вышеперечисленных задач Государственной программы осуществляется путем реализации соответствующих мероприятий.
Строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений предусматривается осуществлять на инновационной технологической основе, то есть водосберегающих технологий (дождевальные машины фронтального и кругового орошения, барабанного типа).
1.4. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Чеченской Республики
В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей в сфере мелиорации.
Рост внутреннего производства за счет мероприятий в области мелиорации позволит существенно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение.
Бюджетная эффективность мероприятий Государственной программы характеризуется следующими показателями:
реализация Государственной программы будет способствовать стабилизации социально-экономической ситуации, созданию новых рабочих мест, повышению благосостояния и качества жизни сельского населения республики;
выполнение мероприятий Государственной программы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса, но и других отраслей экономики республики.
Государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям региона предусматривается в виде субсидий за счет средств федерального и республиканского бюджетов на возмещение части фактически осуществленных расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением на инновационной технологической основе оросительных систем, а также агролесомелиоративным, фитромелиоративным и культуртехническим мероприятиям.
Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на подготовку проектов межевания земельных участков и проведение кадастровых работ на условиях софинансирования из федерального бюджета приведен в приложении к Государственной программе.
1.5. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731, в рамках которого предусмотрено создание условий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, повышение водообеспеченности мелиорированных земель, инновационное развитие мелиоративного комплекса и его эффективности организационное и экономическое управление.
Приоритетами Государственной программы являются создание условий для обеспечения условий эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса и обеспечение реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. Участие в ней муниципальных образований носит заявительный характер. Кроме того, в основу Государственной программы заложен проектный принцип ее реализации, что позволяет комплексно развивать комплексную мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного, целенаправленно повышая их экономический и социальный потенциал.
Государственной программой Российской Федерации эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731 установлены 4 цели, достижение которых планируется к концу 2031 года:
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13234,8 тыс. гектаров;
сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация почв на пашне на площади не менее 2895,2 тыс. гектаров;
обеспечение водного режима гидромелиоративных систем на площади не менее 1353,5 тыс. гектаров;
предотвращения от выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте на площади не менее 3688,6 тыс. гектаров.
2. Состав Государственной программы
N п/п |
Тип документа |
Наименование документа |
Вид и реквизиты документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Стратегические приоритеты государственной программы |
Об утверждении государственной программы "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики" |
Постановление Правительства Чеченской Республики |
2. |
Паспорт государственной программы |
Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
3. |
Паспорт регионального проекта, не входящего в состав национального проекта |
Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения |
Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
4. |
Правила предоставления субсидий юридическим лицам |
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также мероприятий в области известкования кислых почв на пашне |
Постановление Правительства Чеченской Республики от 15 февраля 2022 года N 19 (в редакции постановлений Правительства Чеченской Республики от 31 мая 2022 года N 139, от 22 февраля 2023 года N 9) |
5. |
Правила предоставления субсидий муниципальным образованиям Чеченской Республики |
Порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на подготовку проектов межевания земельных участков и проведение кадастровых работ на условиях софинансирования из федерального бюджета |
Приложение к государственной программе Чеченской Республики "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики" |
Приложение
к государственной программе
Чеченской Республики
"Эффективное вовлечение в оборот
земель сельскохозяйственного
назначения и развитие мелиоративного
комплекса Чеченской Республики"
Порядок
предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики на подготовку проектов межевания земельных участков и проведение кадастровых работ на условиях софинансирования из федерального бюджета
1. Настоящий Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Чеченской Республики (далее - муниципальное образование, муниципальные образования) на подготовку проектов межевания земельных участков и проведение кадастровых работ (далее - проведение межевания и (или) кадастровых работ) на условиях софинансирования из федерального бюджета (далее - субсидия, субсидии).
Настоящий Порядок применяется в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, устанавливающим порядок и условия предоставления субсидий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
2. Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в разделе единого портала) не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона Чеченской Республики о бюджете (закона Чеченской Республики о внесении изменений в закон о бюджете).
3. Субсидии предоставляются в рамках реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731 и мероприятий государственной программы Чеченской Республики "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики", в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении ими полномочий по вопросам местного значения, связанных:
с подготовкой проектов межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся на день подготовки проектов межевания в собственности муниципальных образований;
с проведением кадастровых работ с последующим внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении:
земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена и в отношении которых исполнительные органы Чеченской Республики или органы местного самоуправления получают право распоряжения ими после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет;
земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся на день проведения кадастровых работ в собственности муниципальных образований.
4. Субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных законом Чеченской Республики о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Чеченской Республики (далее - Министерство) на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка.
5. Главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, является Министерство.
6. Субсидии предоставляются по результатам отбора, проводимом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) в соответствии с Порядком и критериями отбора заявок субъектов Российской Федерации на подготовку проектов межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года N 194 (далее - отбор).
Предельный уровень софинансирования Чеченской Республикой расходного обязательства муниципального образования составляет 99,9% от объема средств, необходимого для реализации мероприятий на проведение межевания и (или) кадастровых работ.
Субсидии направляются для софинансирования расходов муниципальных образований на проведение межевания и (или) кадастровых работ и подлежат зачислению в доход их бюджетов.
Повторное предоставление субсидии из республиканского бюджета на одни и те же мероприятия, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, в отношении одних и тех же земельных участков не допускается.
7. Министерство не позднее 2 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о сроках проведения Минсельхозом России отбора и сроках приема документов для участия в отборе и (или) со дня получения Министерством извещения о проведении отбора осуществляет информирование муниципальных образований о начале проведения предварительного отбора (далее соответственно - предварительный отбор, извещение) путем размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) информации и документов, связанных с проведением отбора и предоставлением субсидий (далее - извещение о предварительном отборе).
8. К участию в предварительном отборе допускаются муниципальные образования при соблюдении ими следующих условий:
1) наличие заявки на участие в предварительном отборе по форме, установленной в извещении о предварительном отборе;
2) наличие в муниципальном образовании земельного участка, в отношении которого проведены и (или) проводятся межевание и (или) кадастровые работы, а также запланировано проведение межевания и (или) кадастровых работ;
3) наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
4) наличие решения о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств по проведению муниципальным образованием межевания и (или) кадастровых работ в размере не менее 0,1% от объема средств, необходимых для проведения межевания и (или) кадастровых работ;
5) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством и муниципальным образованием (далее - соглашение);
6) обязательство по достижению значения результата использования субсидии, установленного соглашением.
9. Муниципальные образования для участия в предварительном отборе в сроки, указанные в извещении о предварительном отборе, представляют в Министерство следующие документы:
1) заявку на проведение межевания и (или) кадастровых работ, оформленную по форме согласно приложению, к извещению о предварительном отборе;
2) справку, подписанную главой администрации муниципального образования или иным уполномоченными лицом (с представлением документов, подтверждающих его полномочия), содержащую:
сведения о наличии (отсутствии) препятствий для осуществления на земельном участке или планируемом к образованию земельном участке (далее - земельный участок) сельскохозяйственного производства (наличие и площадь (в процентах) (в случае отсутствия точных данных муниципальным образованием указывается примерное значение) зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями, нарушений почвенного слоя, оврагов, необходимость проведения мелиоративных мероприятий и иные факторы, препятствующие осуществлению сельскохозяйственного производства на земельном участке);
сведения о наличии на дату подачи заявки в Министерство на территории муниципального образования, в котором расположен земельный участок, проектов мелиорации, субсидируемых в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий, а также мероприятий в области известкования кислых почв на пашне, приведенных соответственно в приложении N 6 к Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731, и (или) мелиоративных мероприятий, субсидируемых в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 года N 2196;
сведения о наличии на дату подачи заявочной документации в Министерство на территории муниципального образования, в котором расположен земельный участок, проектов комплексного развития сельских территорий, субсидируемых в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение комплексного развития сельских территорий, приведенных в приложении N 11 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696;
3) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, полученную не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки в Министерство на предварительный отбор (предоставляется в отношении заявок, предусматривающих мероприятия, связанные с подготовкой проектов межевания земельных участков, проведением кадастровых работ с целью выдела невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, а также в случае если на дату участия заявки в отборе в отношении земельного участка проведены мероприятия, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, и такой земельный участок отчужден, предоставлен в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование);
4) документы, подтверждающие проведение работ по проведению мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, а также понесенные затраты на проведение указанных работ (в случае если на дату участия заявки в отборе в отношении земельного участка проведены мероприятия, указанные в пункте 3 Порядка);
5) в случае если на дату участия заявки в отборе в отношении земельного участка проведены мероприятия, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, и такой земельный участок отчужден, предоставлен в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование, муниципальным образованием представляются копии правоустанавливающих документов, подтверждающих:
право собственности муниципального образования на земельный участок в период проведения мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
основания перехода права собственности на земельный участок либо его предоставление в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование.
Министерство посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления на участие в предварительном отборе запрашивает документ, указанный в подпункте 3 настоящего пункта, в случае если муниципальное образование не представило указанный документ по собственной инициативе.
10. К участию в предварительном отборе допускаются заявки муниципальных образований, связанные с реализацией мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, расходы по которым планируется произвести в году предоставления субсидии или произведены в году предоставления субсидии, а также расходы, произведенные в году, предшествующему году предоставления субсидии.
11. Документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляются муниципальными образованиями в Министерство на бумажном носителе и (или) в электронной форме.
Представляемые документы (копии документов) подписываются главой администрации муниципального образования или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), подпись скрепляется печатью.
Министерство принимает к рассмотрению и регистрирует документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, в день поступления в журнале регистрации заявок, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
12. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, но не позднее сроков, установленных Минсельхозом России для направления заявочной документации для участия в отборе:
в порядке очередности представления заявок рассматривает представленные муниципальным образованием документы на предмет соответствия муниципального образования и представленных им документов условиям, установленным в пункте 8 настоящего Порядка, с учетом документов, полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
принимает решение о направлении документов, представленных муниципальным образованием, в Минсельхоз России в составе заявочной документации для участия в отборе либо об отказе в направлении указанных документов в составе заявочной документации для участия в отборе.
Решение о направлении представленных муниципальным образованием документов в Минсельхоз России в составе заявочной документации для участия в отборе доводится до муниципального образования в течение 3 рабочих дней со дня его принятия путем размещения на официальном сайте реестра заявок на проведение межевания и (или) кадастровых работ, направляемых в Минсельхоз России для участия в отборе.
Об отказе в направлении представленных муниципальным образованием документов в Минсельхоз России в составе заявочной документации для участия в отборе муниципальное образование уведомляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения письмом Министерства с указанием причин отказа, которое направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке, или вручается под подпись лично главе администрации муниципального образования либо представителю по доверенности, или направляется заказным письмом.
13. Основаниями для отказа муниципальному образованию в участии в отборе являются:
1) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, за исключением документа, указанного в подпункте 3 пункта 9 настоящего Порядка;
2) подача муниципальным образованием документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, после даты установленной в извещении о предварительном отборе;
3) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных муниципальным образованием;
4) несоответствие муниципального образования условиям предварительного отбора, и положениям, установленным настоящим Порядком;
5) невозможность распределения субсидий исходя из лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств республиканского бюджета на предоставление субсидий.
14. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о направлении представленных муниципальными образованиями документов в Минсельхоз России в составе заявочной документации для участия в отборе, но не позднее сроков, установленных Минсельхозом России для направления заявочной документации для участия в отборе, обеспечивает направление соответствующей заявочной документации в Минсельхоз России.
15. Министерство в течение одного рабочего дня со дня опубликования на сайте Минсельхоза России протокола заседания комиссии по организации и проведению отбора Минсельхоза России направляет в муниципальное образование, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, письменное уведомление об отборе заявки на проведение межевания и (или) кадастровых работ Минсельхозом России.
16. Министерство не позднее чем за 15 рабочих дней до даты начала приема заявлений на предоставление субсидий размещает на официальном сайте извещение о приеме заявлений на предоставление субсидий муниципальным образованиям, заявки на проведение межевания и (или) кадастровых работ которых прошли отбор, с указанием в нем:
сроков приема документов;
даты начала подачи или окончания приема заявлений на предоставление субсидий, которая не может быть ранее 10-го календарного дня, следующего за днем размещения объявления;
результатов предоставления субсидий в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка;
наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Министерства;
целей предоставления субсидий в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка;
порядка подачи заявлений на предоставление субсидий в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок и документов в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка;
порядка отзыва заявлений, порядка возврата заявлений, определяющего в том числе основания для возврата заявлений, а также порядка внесения изменений в заявления на предоставление субсидий;
правил рассмотрения и оценки заявлений на предоставление субсидий в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка;
порядка предоставления бюджету муниципального образования, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, разъяснений положений извещения, даты начала и окончания срока такого предоставления;
срока, в течение которого глава администрации муниципального образования или уполномоченное им лицо, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, должен подписать соглашение, предусмотренное настоящим Порядком;
условий признания муниципального образования, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, уклонившимся от заключения соглашения, предусмотренного настоящим Порядком.
Условия, указанные в извещении, должны соответствовать настоящему Порядку.
17. В целях получения субсидии муниципальное образование, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, представляет в Министерство:
1) заявление о предоставлении субсидии по форме, утверждаемой Министерством;
2) расчет размера субсидии;
3) документы, подтверждающие факт предоставления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования земельных участков в целях сельскохозяйственного производства, в отношении которых были реализованы мероприятия, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка;
4) утвержденный в установленном порядке проект межевания земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований, - при реализации мероприятий, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 настоящего Порядка;
5) документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, образованных из состава земель сельскохозяйственного назначения, или документы, подтверждающие постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований - при реализации мероприятий, предусмотренных абзацами третьим - пятым пункта 3 настоящего Порядка.
18. Документы, указанные в пункте 17 настоящего Порядка, предоставляются муниципальными образованиями, заявки на проведение межевания и (или) кадастровых работ которых прошли отбор, в Министерство на бумажном носителе и (или) в электронной форме.
Представляемые документы (копии документов) подписываются главой администрации муниципального образования, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), подпись скрепляется печатью.
Министерство принимает к рассмотрению и регистрирует документы, указанные в пункте 17 настоящего Порядка, в день поступления в журнале регистрации заявок, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью.
19. Муниципальные образования, заявки на проведение межевания и (или) кадастровых работ которых прошли отбор, могут отозвать или внести изменения в заявления о предоставлении субсидий до даты окончания срока подачи заявлений, направив в Министерство соответствующее письменное уведомление, подписанное главой администрации или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица). Заявление считается отозванным или измененным со дня получения Министерством указанного письменного уведомления, если оно поступило в Министерство до даты окончания срока подачи заявлений.
20. Министерство в течение 15 рабочих дней со дня регистрации принятых документов осуществляет их проверку, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии, направляет в муниципальное образование, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, письменное уведомление о принятом решении. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении также указываются причины отклонения.
21. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
1) несоответствие представленных документов требованиям, определенным пунктом 18 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 17 настоящего Порядка;
2) недостоверность представленной муниципальным образованием, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, информации;
3) подача муниципальным образованием, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, документов после даты и (или) времени, определенных для подачи документов.
В случае принятия Министерством решения о предоставлении субсидии Министерство в течение 1 рабочего дня с даты принятия данного решения уведомляет муниципальное образование, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, об этом путем размещения информации на официальном сайте.
22. Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования (Wi), рассчитывается по формуле:
Wi = Wмежi + Wкадi, где:
Wмежi - размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на соответствующий финансовый год, в целях софинансирования расходных обязательств по предоставлению из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на возмещение расходов, произведенных в текущем финансовом году и (или) году, предшествующем текущему финансовому году, на исполнение расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка;
Wкадi - размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на соответствующий финансовый год, в целях реализации мероприятий, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 3 настоящего Порядка.
23. Общая стоимость затрат на проведение межевания и (или) кадастровых работ рассчитывается по формуле:
V = СkR х Qch х (1 + НДС), где:
V - общая стоимость затрат на проведение межевания и (или) кадастровых работ, рублей;
CkR - стоимость кадастровых работ за человеко-час без учета налога на добавленную стоимость, необходимая на проведение межевания и (или) кадастровых работ, рублей/человеко-час;
Qch - количество человеко-часов на проведение межевания и (или) кадастровых работ, человеко-часов;
НДС - величина налога на добавленную стоимость, долей.
24. Распределение средств республиканского бюджета на предоставление субсидий муниципальным образованиям, заявки на проведение межевания и (или) кадастровых работ которых прошли отбор, осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных в установленном порядке до Министерства на предоставление субсидий, и утверждается правовым актом Правительства Чеченской Республики о распределении субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований.
25. Министерство в течение 2 рабочих дней со дня размещения информации на официальном сайте (в случаях возникновения документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы, документы о подтверждении которых представляются в Министерство вместе с подписанным соглашением - в течение 3 рабочих дней со дня размещения информации на официальном сайте) заключает с муниципальным образованием, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, соглашение.
В случае нарушения срока, установленного в абзаце первом настоящего пункта, муниципальное образование, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, признается уклонившимся от подписания соглашения и ему субсидия не предоставляется, а получателем средств будет являться муниципальное образование, заявка на проведение межевания и (или) кадастровых работ которого прошла отбор, следующий за уклонившимся от подписания соглашения получателем средств. В этом случае Министерство в течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока, необходимого для заключения соглашения, издает приказ об отказе в предоставлении субсидии и внесении изменений в утвержденный список муниципальных образований, заявки на проведение межевания и (или) кадастровых работ которых прошли отбор, предусматривающий исключение указанного получателя средств, а также направляет соответствующим получателям средств уведомления о принятых решениях с указанием оснований для принятия указанных решений.
Соглашение, дополнительные соглашения к соглашению, предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, с соблюдением требований о защите государственной тайны в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В случае внесения в закон о республиканском бюджете Чеченской Республики на текущий финансовый год и плановый период изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии, Министерство обеспечивает внесение в соглашение соответствующих изменений в срок не позднее 30 календарных дней после дня вступления в силу изменений в указанный закон.
Соглашение должно предусматривать:
1) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет муниципального образования, а также объем бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств;
2) уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, предусмотренного в бюджете муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в соответствии с абзацем вторым пункта 6 настоящего Порядка;
3) значения результатов использования субсидии и обязательства муниципальных образований по их достижению;
4) обязательства муниципального образования по согласованию с Министерством муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, внесения в них изменений, которые влекут изменения объемов финансирования и (или) результатов и (или) изменения состава мероприятий, на реализацию которых предоставляются субсидии;
5) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия (при наличии такого акта);
6) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии;
7) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;
8) обязательства муниципального образования по возврату субсидий в республиканский бюджет в соответствии с пунктами 22, 25 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам, утвержденными постановлением Правительства Чеченской Республики от 24 декабря 2020 года N 415 (далее - Правила формирования субсидий);
9) порядок внесения изменений в соглашение;
10) ответственность сторон за нарушение условий соглашения;
11) обязательства муниципального образования обеспечить не позднее года, следующего за годом проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, предоставление земельного участка, в отношении которого реализованы указанные мероприятия, для сельскохозяйственного производства;
12) условие о вступлении в силу соглашения.
26. Министерство в течение 2 рабочих дней с даты заключения соглашения составляет реестр муниципальных образований на предоставление субсидии и направляет его в Министерство финансов Чеченской Республики с приложением справок-расчетов.
При получении реестра на предоставление средств Министерство финансов Чеченской Республики в течение 4 рабочих дней перечисляет бюджетные средства на лицевой счет Министерства, открытый в Управлении Федерального казначейства по Чеченской Республике.
27. На основании заключенных соглашений на получение субсидии Министерство в течение 2 рабочих дней со дня получения бюджетных средств производит перечисление причитающихся сумм субсидий на лицевые счета муниципальных образований по соответствующему коду администратора доходов, открытые в Управлении Федерального казначейства по Чеченской Республике.
28. Субсидии, не использованные в течение финансового года, подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
29. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к муниципальному образованию при невыполнении им условий соглашения, порядок последующего использования средств, перечисленных из бюджетов муниципальных образований в республиканский бюджет в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности, устанавливаются Правилами формирования субсидий.
30. Муниципальные образования:
ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство отчет о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме, установленной соглашением по итогам за I-III кварталов текущего года;
в срок до 12 января года, следующего за годом предоставления субсидии, представляют в Министерство отчет о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и отчет о достижении значения результата использования субсидии по формам, установленным соглашением, по итогам отчетного года;
несут ответственность за недостоверность представляемых в Министерство сведений и нецелевое использование субсидий.
31. Результатами использования субсидий являются:
1) по мероприятию, указанному в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка, - "подготовлены проекты межевания земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (тыс. гектаров)";
2) по мероприятиям, указанным в абзацах третьем - пятом пункта 3 настоящего Порядка, - "осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, из состава земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков, выделяемых в счет невостребованных земельных долей, находящихся в собственности муниципальных образований (тыс. гектаров)".
32. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством на основании сравнения значений результатов использования субсидий, установленных соглашением, и фактически достигнутых муниципальными образованиями по итогам отчетного года.
33. Министерство осуществляет проверку соблюдения муниципальным образованием условий и порядка использования субсидии, в том числе в части достижения результатов использования субсидии. Органы государственного финансового контроля Чеченской Республики осуществляют проверку в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
34. Муниципальное образование несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерное получение субсидий и представление недостоверной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Чеченской Республики от 26 декабря 2023 г. N 338 "Об утверждении государственной программы Чеченской Республики "Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Чеченской Республики"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальное сетевое издание "Вести Чеченской Республики" (www.vesti095.ru) 26 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2023 г. N 2000202312300010
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 28 октября 2024 г. N 252
Изменения вступают в силу с 28 октября 2024 г.