Реализация программы направлена на достижение цели Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года на период 2022 - 2026 годов, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26 октября 2021 г. N 232 (далее - Стратегия), по развитию человеческого потенциала путем повышения социального благополучия населения города Перми. Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Планом основных мероприятий до 2027 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г.
N 122-р, реализует мероприятия в рамках расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала, учитывает особенности текущего периода развития города Перми, Пермского края и Российской Федерации.
Важнейшим стратегическим аспектом реализации программы является повышение социального благополучия населения и уровня доступности городской инфраструктуры.
Данная цель реализуется путем решения основных задач:
создание безбарьерной среды для маломобильных граждан;
оказание дополнительных мер социальной помощи и поддержки населения;
обеспечение социальной безопасности семей с детьми;
пропаганда приоритета института семьи, семейных ценностей, здорового образа жизни;
организация оздоровления и отдыха детей города Перми.
Одной из наиболее важных проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности отдельных групп населения, является создание доступной городской инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Население города Перми по состоянию на 01 января 2024 г. составляет 1 027 157 чел., из них:
инвалиды - 68 426 чел., из них дети-инвалиды - 3 698 чел.;
граждане пожилого возраста - 286 250 чел.;
беременные женщины, состоящие на учете в женских консультациях, - 14 896 чел.
На протяжении длительного периода времени при формировании городского пространства не учитывались особенности различных категорий граждан, вызванные ограничениями в передвижении, что привело к формированию городской среды, недоступной для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Сегодня изменить сложившуюся ситуацию в короткие сроки не представляется возможным в связи с необходимостью осуществления достаточно больших материальных вложений и значительного объема работ по адаптации объектов. Для решения сложившейся ситуации и в целях поэтапной адаптации объектов действующими федеральными и региональными программами предусмотрено первоочередное обеспечение доступности приоритетных объектов. Перечень приоритетных объектов формируется и корректируется с учетом мнения общественных объединений инвалидов. В настоящее время Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Пермского городского округа", утвержденным постановлением администрации города Перми от 14 ноября 2016 г. N 1016, в качестве приоритетных муниципальных объектов определены 97 объектов отраслей "Образование", "Культура и молодежная политика", "Физическая культура и спорт". К 2026 году планируется обеспечить доступность порядка 95% приоритетных объектов.
С 2010 года проводится планомерная работа по увеличению количества низкопольных транспортных средств на маршрутах городских пассажирских перевозок и обеспечению наличия такого транспорта на всех маршрутах муниципального пассажирского транспорта. Так к концу 2022 года доля низкопольных транспортных средств на маршрутах городских пассажирских перевозок составляла 90,7%, доля маршрутов, обеспеченных низкопольными транспортными средствами, - 100%. 831 транспортное средство является низкопольным и количество таких транспортных средств постоянно увеличивается.
Увеличивается количество остановочных пунктов городского общественного транспорта, обустроенных с учетом требований доступности для маломобильных категорий граждан, - к концу 2022 года доля таких остановочных пунктов составила 64%.
Ремонт улично-дорожной сети выполняется с обязательным учетом требований доступности для инвалидов.
Увеличивается доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового, звукового и голосового сопровождения для слабовидящих и незрячих граждан. Доля светофорных объектов, оборудованных устройствами звукового сопровождения, по итогам 2022 года составила 84,1%.
Наиболее острой остается проблема приспособления для нужд инвалидов объектов социальной инфраструктуры - зданий, сооружений.
В связи с этим ряд мероприятий программы направлен на обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры (муниципальных учреждений), развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и повышения их социального статуса.
К началу 2024 года доля доступных (частично доступных) муниципальных объектов, в которых размещаются учреждения, функциональные и территориальные органы администрации города Перми, составила 39,2%.
На территории города Перми создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к информации. С 2009 года на телеканалах города транслируется передача, освещающая вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельность администрации города Перми в этом направлении.
Об оценке эффективности реализуемых мероприятий, направленных на создание доступной среды для инвалидов в городе Перми, свидетельствует ежегодный рост показателя "Уровень удовлетворенности инвалидов и иных маломобильных групп населения доступностью объектов городской инфраструктуры от общей численности опрошенных", который по итогам 2022 года составил 80,6%.
Сохранены и реализуются дополнительно принятые Пермским городским округом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и адресной социальной муниципальной помощи жителям города Перми: инвалидам, детям-инвалидам, гражданам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях в связи с пожарами, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, террористическими актами и трудными жизненными ситуациями, которые они не могут преодолеть самостоятельно.
В целях реализации отдельных положений Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" в рамках программы предусмотрено мероприятие по реализации альтернативной формы предоставления земельных участков - единовременные денежные выплаты, предоставленные многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
По состоянию на 01 января 2024 г. в реестре многодетных семей в целях получения земельного участка состоит 7 421 семья.
Реализация программы также направлена на повышение социального благополучия семей с детьми и отдельных категорий граждан.
В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, необходимо переходить к политике поддержки семейного благополучия, экономической устойчивости семей, формированию у населения мотивов укрепления семьи и семейных ценностей, создания среды, дружественной к семье и детям.
В 2022 году зафиксировано снижение численности несовершеннолетних, совершивших преступления, на 23%.
Вместе с тем высока доля семей, поставленных на учет в СОП из группы "норма", что свидетельствует о недостаточной работе по раннему выявлению фактов детского и семейного неблагополучия - в среднем около 17% от всех семей, поставленных на учет в СОП.
Также сохраняется высокая доля семей, находящихся в СОП длительный период времени, имеющих низкий реабилитационный потенциал, в отношении которых необходима разработка и реализация комплекса специальных мероприятий, - в среднем около 11% семей, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа.
Кроме того, порядка 18% подростков, находящихся в СОП, совершают преступления повторно.
Также по итогам 2022 года отмечается рост количества попыток суицида несовершеннолетних на 13% (2022 год - 35 попыток суицида, 2021 год - 31 попытка суицида).
Вместе с тем в 2022 году произошло снижение в два раза завершенных суицидов (2022 год - 4 законченных суицида, 2021 год - 8 законченных суицидов).
Таким образом, профилактика подростковой преступности, детского и семейного неблагополучия должна быть эффективной за счет развития технологий раннего выявления факторов риска отклоняющегося поведения детей; организации индивидуальной коррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, а также оказания необходимой психологической помощи.
Помимо организации работы с семьями и детьми, находящимися в различных стадиях благополучия, мероприятия программы направлены на формирование позитивных, социально активных установок в детско-подростковой среде.
В сложившихся социально-экономических условиях одной из важных задач является вовлечение детей в общественно значимую деятельность, создание условий для развития их социальной активности, ответственности и компетентности, распространение эффективных практик в сфере ученического самоуправления.
Доля родителей, считающих, что в городе Перми созданы условия, благоприятные для семей с детьми, ежегодно увеличивается и в 2022 году составила 62,1% от числа опрошенных.
Одним из важнейших принципов социальной политики в интересах детей является поддержка семьи в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей. В рамках данного направления департамент является уполномоченным органом, осуществляющим координацию деятельности функциональных и территориальных органов администрации города Перми, организаций и учреждений города Перми по вопросам организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми.
Ключевым целевым показателем Соглашения, ежегодно заключаемого между Министерством социального развития Пермского края и администрацией города Перми, является охват детей в возрасте от 7 до 17 лет (включительно) всеми формами оздоровления, отдыха и занятости за счет средств консолидированного бюджета и привлеченных средств, который не должен быть ниже 90,0%.
В целях осуществления мониторинга и обеспечения эффективной организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми установлен показатель конечного результата цели программы "Доля детей города Перми в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости за счет средств бюджетов различного уровня, от общей численности детей данного возраста", значение которого в 2022 году составило 35,8%.
В общем количестве детей, охваченных различными формами оздоровления, отдыха и занятости, учитываются дети города Перми (в том числе оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты), охваченные мероприятиями по организации отдыха и оздоровления, трудовой занятости, занятости на спортивно-досуговых площадках.
Прогнозная численность детского населения в возрасте от 7 до 18 лет составляет:
2022 год - 136 516 чел.;
2023 год - 140 610 чел.;
2024 год - 145 599 чел.;
2025 год - 149 204 чел.;
2026 год - 151 239 чел.
Правовое регулирование реализации программы:
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Закон Пермского края от 19 декабря 2006 г. N 44-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности";
Закон Пермского края от 02 апреля 2010 г. N 607-ПК "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления";
Закон Пермского края от 01 декабря 2011 г. N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае";
Закон Пермского края от 05 февраля 2016 г. N 602-ПК "Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае";
Закон Пермского края от 04 апреля 2016 г. N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края";
Закон Пермского края от 04 сентября 2017 г. N 121-ПК "Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление";
постановление Правительства Пермского края от 31 марта 2016 г. N 169-п "Об утверждении порядков по реализации государственных полномочий в сфере обеспечения отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае";
постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 902-п "Об утверждении Порядка предоставления родителям компенсации части расходов на оплату стоимости самостоятельно приобретенной путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные лагеря санаторного типа, расположенные на территории Российской Федерации, детские специализированные (профильные) лагеря, расположенные на территории Пермского края";
решения Пермской городской Думы:
от 24 июня 2008 г. N 219 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат студентам и учащимся города Перми";
от 23 июня 2009 г. N 135 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Перми";
от 22 сентября 2009 г. N 213 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных муниципальных выплат за проезд в медицинские организации, осуществляющие свою деятельность на территории города Перми, для проведения амбулаторного гемодиализа жителям города Перми с хронической почечной недостаточностью";
постановления администрации города Перми:
от 29 апреля 2011 г. N 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми";
от 30 июня 2011 г. N 319 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики, развития человеческого потенциала";
от 19 ноября 2014 г. N 864 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам местного значения в сфере социальной политики";
от 26 февраля 2015 г. N 100 "Об установлении расходного обязательства Пермского городского округа по вопросам организации и осуществления мероприятий по профилактике правонарушений на территории города Перми";
от 22 марта 2016 г. N 57 "Об установлении расходного обязательства на увеличение финансового обеспечения переданных государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления";
от 27 июня 2017 г. N 117 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в случае рождения троих или более детей одновременно";
от 27 августа 2019 г. N 156 "Об установлении расходного обязательства по предоставлению многодетным семьям единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно и о внесении изменения в Положение о департаменте социальной политики администрации города Перми, утвержденное решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 221";
от 01 октября 2019 г. N 618 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты многодетным семьям, состоящим на учете по месту жительства в городе Перми в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно";
от 15 сентября 2023 г. N 833 "Об установлении расходного обязательства по исполнению переданных государственных полномочий по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности"
|