г. Краснодар |
|
17 июня 2022 г. |
Дело N А53-3365/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании представителей администрации г. Новочеркасска Ростовской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, Управления Федерального казначейства по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Ростовской области и администрации города Новочеркасска Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А53-3365/2021, установил следующее.
УФССП России по Ростовской области обратилось в суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - казначейство, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий казначейства, оформленных в письме от 23.11.2020 исх. N 58-111-45/511, об отказе к принятию к исполнению постановлений Новочеркасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 01.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Новочеркасска (далее - администрация).
Решением суда от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2022, заявление удовлетворено, признаны незаконными как не соответствующие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации действия, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановления Новочеркасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области (письмо от 23.11.2020 исх. N 58-111-45/511). На казначейство возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и повторного рассмотрения вопроса о принятии к исполнению указанных постановлений Новочеркасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области.
В кассационных жалобах администрация и казначейство просят отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателей жалоб, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом постановления судебного пристава-исполнителя не включены в перечень исключений, предусмотренных пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Казначейство наделено полномочиями только по организации исполнения судебных актов, решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений. Организация исполнения органами казначейства постановлений судебных приставов по делам об административных правонарушениях и о взыскании исполнительского сбора не входит в их компетенцию, а также не предусмотрена порядком, установленным главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суды не приняли во внимание, что по отдельным постановлениям истек двухлетний срок исполнения.
Отзыв на жалобы в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, письмами от 05.11.2020 N 20/582550 и 20/582551 Новочеркасский городской отдел судебных приставов УФССП России по Ростовской области направил в адрес заинтересованного лица для исполнения постановления о взыскании с администрации исполнительского сбора и о привлечении администрации г. Новочеркасска к административной ответственности в виде штрафа по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за неисполнение решения суда (т. 1, л. д. 81 - 92).
Названные постановления вынесены в ходе исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании решений Новочеркасского городского суда, обязывающих администрацию предоставить физическим лицам, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения.
Вместе с тем постановления не были исполнены, денежные средства по указанным исполнительным документам на депозитный счет Новочеркасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области не поступили.
Письмом от 23.11.2020 N 8-111-45/511, направленным в Новочеркасский городской отдел судебных приставов УФССП России по Ростовской области, казначейство сообщило о том, что постановления службы судебных приставов о взыскании исполнительского сбора и по делам об административном правонарушении в рамках исполнительного производства исполняются должником самостоятельно в соответствии с порядком проведения органами Федерального казначейства кассовых операций путем представления в установленном порядке платежного документа об оплате, связи с чем постановления перенаправлены должнику (администрации г. Новочеркасска) сопроводительными письмами для дальнейшего исполнения.
Не согласившись с действиями казначейства, указывая на то, что постановления Новочеркасского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ростовской области о назначении административного наказания и постановления о взыскании исполнительского сбора должны быть исполнены в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Новочеркасский городской отдел судебных приставов УФССП России по Ростовской области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 3, 5, 7, 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 239, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывали разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым вступает бюджетное учреждение", и исходили из того, что акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях и постановления судебного пристава-исполнителя подпадают под действие Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как признаются исполнительными документами; администрация как должник по исполнительному производству является учреждением, финансируемым из соответствующего бюджета (и в этом смысле бюджетным учреждением), и не имеет счетов, открытых в учреждениях Банка России или в иной кредитной организации; финансирование деятельности администрации осуществляется за счет средств краевого бюджета через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что действия казначейства по отказу от исполнения данных постановлений являются незаконными.
Ссылка заинтересованного лица на закрытый перечень исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации и подлежащих исполнению органами казначейства, а также на необходимость добровольного исполнения администрацией постановлений не может быть принята во внимание. Обстоятельства дела, отраженные в судебных актах, свидетельствуют о том, что именно неисполнение должником в добровольном порядке названных постановлений явилось причиной их обращения к принудительному исполнению путем направления в казначейство.
Довод кассационной жалобы о том, что истек срок, в течение которого может быть исполнено исполнительное производство в целях исполнения судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен как несостоятельный, поскольку согласно части 8 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Довод администрации о том, что судами не учтена уплата 2 450 тыс. рублей по постановлениям об административных правонарушениях от 24.11.2019 N 410 - 449, 451 - 457, 459, подлежит отклонению как противоречащий содержанию резолютивной части решения. Служба судебных приставов не просила суд возложить на казначейство обязанность рассмотреть вопрос о принятии к исполнению постановлений от 24.11.2019 (уточненные требования от 13.12.2021) (т. 5, л. д. 7 - 58). Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу N А53-3365/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявление, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 3, 5, 7, 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьями 239, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывали разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым вступает бюджетное учреждение", и исходили из того, что акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях и постановления судебного пристава-исполнителя подпадают под действие Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как признаются исполнительными документами; администрация как должник по исполнительному производству является учреждением, финансируемым из соответствующего бюджета (и в этом смысле бюджетным учреждением), и не имеет счетов, открытых в учреждениях Банка России или в иной кредитной организации; финансирование деятельности администрации осуществляется за счет средств краевого бюджета через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства.
...
Довод кассационной жалобы о том, что истек срок, в течение которого может быть исполнено исполнительное производство в целях исполнения судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен как несостоятельный, поскольку согласно части 8 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июня 2022 г. N Ф08-5158/22 по делу N А53-3365/2021