г. Краснодар |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А53-30243/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Ростовской области (протокол судебного заседания ведет помощник судьи Королькова Н.Н.), от истца - межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) - Помниковой О.И. (доверенность от 22.12.2021), от ответчика - государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) - Вдовенко Д.В. (доверенность от21.02.2022), рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А53-30243/2021, установил следующее.
Межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - истец, управление) обратилось в арбитражный суд с иском к ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании 2 431 882 рублей 79 копеек вреда, причиненного водному объекту.
Решением от 25.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2022, иск удовлетворен. Суды исходили из доказанности нарушения ответчиком законодательства в области охраны окружающей среды. Размер ущерба определен на основании соответствующей методики.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, перерасчет массы сброшенных веществ (Mi) с учетом перерасчета показателей Сф1 (средняя фактическая концентрация за период сброса) и Сд1 (Сфон) выполнен без учета результатов проб, отобранных 25.09.2020 (протокол КХА от 12.10.2020 N 814 и 813) и продолжительности сброса (Т) равной 24, 23 часам. При учете этих показателей ущерб, причиненный водному объекту в период с 28.09.2020 по 29.09.2020 по выпуску стоков в балку Ракова, должен составлять 570 779 рублей 17 копеек. Экспертные заключения, на которых основаны расчеты и исследования, составлены Шахтинским филиалом лаборатории, которому область аккредитации сокращена в 2020 году именно по тем показателям, которые отражены в экспертных заключениях, поэтому они являются недопустимыми доказательствами по делу. Привлечение предприятия к административной ответственности по другому судебному делу не имеет преюдициального значения для настоящего дела ввиду нетождественности предметов спора. По мнению заявителя, вменяемое ему нарушение вызвано действиями (бездействием) администрации г. Красный Сулин.
В отзыве на кассационную жалобу управление указало на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения административного расследования установлено, что предприятие осуществляет сброс сточных вод в водный объект балка Ракова (бассейн реки Кундрючья) с очистных сооружений канализации г. Красный Сулин (далее - ОСК г. Красный Сулин), расположенных по адресу:
Ростовская область, г. Красный Сулин, ул. Памяти, 24а.
На основании определения от 23.09.2020 N 0272/04/3418/227-КНД/РС/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования совместно со специалистами ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" (далее - ЦЛАТИ) 25.09.2020, 28.09.2020, 29.09.2020 отобраны пробы сточных вод в указанный водный объект в точке географических координат: широта 47.893906, долгота 40.129236, а также природных вод после впадения балки Ракова в реку Кундрючья выше и ниже по течению реки Кундрючья.
Согласно экспертным заключениям ЦЛАТИ от 22.10.2020 и 23.10.2020 N 46, 47, 48 допущено превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства отражены в постановлении о назначении административного наказания от 01.12.2020 N 0378/04/3418/227-КНД/РС/2020.
В результате совершения правонарушения причинен вред водному объекту в размере 2 431 882 рублей 79 копеек.
Полагая, что в результате совершения ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, водному объекту причинен вред, рассчитанный в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор на основании статей 35, 44, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации, положений главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление N 21), оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения участвующих в деле лиц, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны в соответствии с законодательством возместить его в полном объеме.
Согласно пункту 3 названной статьи вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается согласно утвержденным в установленном порядке таксам и методикам исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Суды установили, что предприятие своими действиями нарушило требования в области охраны водного объекта. Ответчик не отрицал сброс сточных вод с нарушением требований об их очистке. Расчет размера вреда судом проверен и признан арифметически и методологически верным. Нарушение ответчиком требований в области охраны водного объекта подтверждается актом обследования территории, фототаблицей, экспертными заключениями, протоколами отбора проб, постановлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и иными материалами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" установлено, что эта методика разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Соответствующая методика утверждена приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" и обоснованно применена истцом при расчете размера вреда.
Довод предприятия об отсутствии у ЦЛАТИ соответствующей лицензии на деятельность по определению уровня загрязнения водных объектов, выдаваемой Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, отклонен апелляционным судом, поскольку ЦЛАТИ имеет лицензию от 25.06.2019 N Р/2019/3858/100/Л на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, что подтверждается разделом "Реестра лицензий Росгидромета" https://www.meteorf.ru/services/gosuslugi/registers/30/. Исследования вод произведены уполномоченным филиалом ЦЛАТИ при наличии соответствующей аккредитации, итоговые заключения составлены ЦЛАТИ на основании протоколов испытаний, проведенных Ростовской испытательной лабораторией ЦЛАТИ.
Довод ответчика о неправильности осуществления расчета размера вреда документально не подтвержден и основан на неправильном толковании ответчиком положений методики.
Утверждение подателя жалобы об обусловленности вменяемого ему нарушение бездействием администрации Красносулинского района, проверены и отклонены судами со ссылками на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и договор субаренды, на основании которого ответчик эксплуатирует спорные объекты.
Проанализировав приведенные нормы права и положения заключенного предприятием договора, суды пришли к выводу о том, что обязанность по содержанию в сохранности (надлежащем состоянии) спорных очистительных сооружений и, как следствие, по недопущению загрязнения водного объекта, возложена на ответчика.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат нормам права.
Иные доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, поэтому в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам кассационной жалобы не установлены.
Определением суда округа от 19.05.2022 предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которую с учетом рассмотрения кассационной жалобы следует взыскать с данного лица.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А53-30243/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227) в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" установлено, что эта методика разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Соответствующая методика утверждена приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" и обоснованно применена истцом при расчете размера вреда.
...
Утверждение подателя жалобы об обусловленности вменяемого ему нарушение бездействием администрации Красносулинского района, проверены и отклонены судами со ссылками на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и договор субаренды, на основании которого ответчик эксплуатирует спорные объекты."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2022 г. N Ф08-2824/22 по делу N А53-30243/2021