г. Краснодар |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А32-10857/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Драбо Т.Н. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - сельскохозяйственного акционерного общества "Старомышастовское" (ИНН 2330025046, ОГРН 1022303618490) - Рогаль Д.А. (доверенность от 14.12.2021), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного акционерного общества "Старомышастовское" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А32-10857/2021, установил следующее.
Сельскохозяйственное акционерное общество "Старомышастовское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконным снятие с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0403000:16, 23:07:0403000:17, 23:07:0403000:18;
- возложить на управление обязанность восстановить в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведения в отношении указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств, подтверждающих принадлежность обществу названных участков на каком-либо праве. Суд апелляционной инстанции отклонил довод заявителя о принадлежности ему объектов недвижимости в границах земельных участков. Данное обстоятельство требует проведения новых землеустроительных работ для формирования границ земельного участка, необходимого для эксплуатации таких объектов. Доказательств проведения землеустроительных работ для постановки на кадастровый учет земельных участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, не представлено. Апелляционный суд также указал, что на основании постановления главы муниципального образования Динской район от 01.02.2007 N 169 и постановления главы муниципального образования Динской район от 30.05.2007 N 1029 заявитель не оформил права на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0403000:16 (и входящие в его состав обособленные участки с кадастровыми номерами 23:07:0403000:17 и 23:07:0403000:18), не исполнил обязанность по постановке участков на государственный кадастровый учет.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на ошибочное применение судами положений пункта 181 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - приказ N 943), без учета нахождения в границах снятых с кадастрового учета земельных участков принадлежащих обществу объектов недвижимости.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Суд округа объявлял перерыв в судебном заседании до 15 часов 40 минут 21 июня 2022 года. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя общества.
В судебном заседании 21.06.2022 представитель общества на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, при производстве по делу N А32-4519/20 общество узнало о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0403000:16, 23:07:0403000:17, 23:07:0403000:18 сняты с кадастрового учета в сентябре 2020 года, сведения о них исключены из ЕГРН. Общество уведомления о предстоящем снятии спорных земельных участков с кадастрового учета не получало.
Общество, указывая, что сведения о названных участках исключены из ЕГРН в отсутствие предусмотренных законом оснований, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), с 01.01.2017 - Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
Земельный участок, как объект недвижимости, участвующий в гражданском обороте, в силу положений статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, подлежит государственному кадастровому учету с внесением сведений о нем в ЕГРН.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:07:0403000:16 (единое землепользование; кадастровые номера участков, входящих в единое землепользование: 23:07:0403000:17, 23:07:0403000:18) внесены в государственный кадастр недвижимости 11.11.2004. Сведения о зарегистрированных правах на участки отсутствуют. В то же время в ЕГРН содержались сведения о расположенных в пределах этого землепользования объектах недвижимости (сооружения дорожного транспорта, кадастровые номера 23:07:0403000:79, 23:07:0403000:80), принадлежащих обществу на праве собственности (т. 1, л. д. 108 - 117; т. 2, л. д. 88, 89).
Последовательность действий регистрирующего органа при снятии с кадастрового учета таких земельных участков в рассматриваемый период определялась пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом N 943.
В отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРН сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Законом о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРН сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
Письмом от 10.09.2019 N Д23и-30808 Минэкономразвития России разъяснило порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 01.03.2008, установленный пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом N 943. Земельные участки, учтенные до 01.03.2008, могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, являющемся исходным для таких участков и соответственно наличия или отсутствия в государственном кадастре недвижимости или ЕГРН сведений о правообладателе на исходный земельный участок: в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 01.03.2008; в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 01.03.2008 и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Суд округа признает правомерным довод жалобы общества о том, что уполномоченный орган не доказал направление в его адрес (как собственника сооружений на участке) уведомления, предусмотренного подпунктом 2 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом N 943. В то же время данного обстоятельства недостаточно для удовлетворения заявления общества, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса.
Так, в рамках дела N А32-4519/2020 разрешен иск общества о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0403000:16. В удовлетворении искового заявления отказано, поскольку общество не владеет земельным участком, не несет связанных с правом постоянного (бессрочного) пользования обязанностей по оплате земельного налога. Кроме того, земельный участок находится в пользовании иных лиц.
Суд апелляционной инстанции также правомерно указал, что наличие на частях названных участков принадлежащих обществу дорог само по себе не порождает право на всю площадь землепользования и требует формирования и приобретения прав на самостоятельные участки, необходимые для эксплуатации объектов заявителя.
Приведенный вывод апелляционного суда является верным в силу следующего. Землепользование с кадастровым номером 23:07:0403000:16 площадью 1225,95 га образовано из земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не тождественно земельному участку, занятому зданием, строением, сооружением и необходимому для их использования исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности.
Иные доказательства, позволяющие заключить о нарушении прав общества оспариваемыми действиями управления, в деле отсутствуют. Право на получение земельных участков, необходимых для эксплуатации принадлежащих ему объектов, может быть реализовано заявителем в самостоятельном порядке.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, а также о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам данного дела. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статей 69 и 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на общество в соответствии с правилами статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А32-10857/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенный вывод апелляционного суда является верным в силу следующего. Землепользование с кадастровым номером 23:07:0403000:16 площадью 1225,95 га образовано из земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не тождественно земельному участку, занятому зданием, строением, сооружением и необходимому для их использования исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности.
...
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, а также о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам данного дела. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам с указанием на определенные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статей 69 и 71 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июня 2022 г. N Ф08-3499/22 по делу N А32-10857/2021