г. Краснодар |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А20-3540/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Племенной совхоз "Кенже"" (ИНН 0725022033, ОГРН 1170726001786) - Мамиевой Ж.Х. (доверенность от 11.01.2021), заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике - Пачева М.Р. (доверенность от 12.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А20-3540/2020, установил следующее.
ООО "Племенной совхоз "Кенже"" (далее - совхоз) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12.07.2020 N 07-ЕМ-03/3618, об отказе в предоставлении совхозу в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105001:33 площадью 149 687 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже, 3 км на северо-запад от здания администрации с. Кенже; земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105001:32 площадью 763 890 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже, 4,2 км на северо-запад от здания администрации с. Кенже; земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105001:202 площадью 359 797 кв. м, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, с. Кенже; возложении на территориальное управление обязанности по передаче в собственность совхозу без проведения торгов указанных земельных участков путем подписания проектов договоров купли-продажи от 10.06.2020 N 1-2020, 2-2020, 3-2020, направленных с заявлением от 10.06.2020 N 10/06, по цене, равной 15% от кадастровой стоимости данных участков (уточненные требования; т. 2, л. д. 59 - 63).
Решением от 23.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 77, пунктом 6 статьи 27, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пунктами 2, 4 статьи 1, пунктами 1, 2 статьи 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), статьей 8 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьей 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Закон N 23-РЗ), указал, что на момент обращения совхоза в уполномоченный орган с заявлением о приватизации спорных земельных участков действовал мораторий, установленный Законом N 23-РЗ; приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возможна только по истечении действия моратория. С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый отказ территориального управления не нарушает права и законные интересы заявителя, соответствует действующему законодательству.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.03.2022 решение от 23.11.2021 отменено; заявленные требования совхоза удовлетворены: признано незаконным решение территориального управления, изложенное в письме от 12.07.2020 N 07-ЕМ-03/3618, об отказе в предоставлении заявителю в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 07:09:0105001:32; 07:09:0105001:33; 07:09:0105001:202; на территориальное управление возложена обязанность в пятнадцатидневный срок, с момента вступления в законную силу данного постановления, заключить с совхозом договоры купли-продажи земельных участков согласно проектам от 10.06.2020 N 1-2020, 2-2020, 3-2020, направленным с заявлением от 10.06.2020 N 10/06, по указанным в них ценам (для земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105001:32 - 587 813 рублей 36 копеек; 07:09:0105001:33 - 115 184 рубля 15 копеек; 07:09:0105001:202 - 276 863 рубля 79 копеек); с территориального управления в пользу совхоза взыскано 4500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины; заявителю из федерального бюджета возвращено 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Суд второй инстанции исходил из того, что спорные земельные участки, находившиеся в пользовании федерального государственного унитарного предприятия "Племенной совхоз "Кенже"" по состоянию на момент вступления в действие Закона N 101 разграничены в силу федерального закона (пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ) и отнесены к федеральной собственности, что установлено в рамках дела N А20-3970/2011. Поскольку испрашиваемые земельные участки относятся к федеральной собственности, - положения Закона N 23-РЗ к спорным отношениям неприменимы. Федеральный законодатель установил обязанность лица переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды (пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ). Мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 4 статьи 1 Закона 101-ФЗ) в силу пункта 7 статьи 10 Закона 101-ФЗ не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Законом N 137-ФЗ, который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством. Соблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора подтверждено направленными 15.06.2020 в адрес заинтересованного лица заявлением о предоставлении земельных участков и приложенными к нему проектами договоров купли-продажи от 10.06.2020. Возражений относительно изложенных в проектах условий выкупа спорных земельных участков заинтересованное лицо не представило.
В кассационной жалобе территориальное управление просит апелляционное постановление от 30.03.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что согласно нормам Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""; далее - Закон N 113-ФЗ (вступил в силу 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, - приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации. Определение момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Момент начала приватизации земельных участков названной категории законодатель субъекта Российской Федерации вправе определить самостоятельно (пункт 4 статьи 1, пункт 2 статьи 19.1 Закона N 101-ФЗ). Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован Законом N 23-РЗ. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, может осуществляться по истечении 49 лет с момента вступления в силу Закона N 23-РЗ (статья 3). Правила, установленные статьей 3 Закона N 137-ФЗ, относятся к переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренды, однако, приоритетное применение данного закона в случаях приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в Законе N 137-ФЗ либо другом акте не установлено. Из части 1 статьи 3 Закона N 23-РЗ (в редакции, действующей с 02.11.2012) исключены слова "Кабардино-Балкарской Республики", следовательно, с 02.11.2012 данный Закон распространяет действие на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Положения части 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ необходимо применять с учетом части 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ и регионального закона, устанавливающего момент начала приватизации. Вывод суда апелляционной инстанции о нераспространении Закона N 23-РЗ на приватизацию земельных участков, находящихся в федеральной собственности, необоснован.
Отзыв на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлен.
В судебном заседании, проводимом в режиме видеоконференц-связи, представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями, в соответствии с государственным актом от 19.10.1989 серии А-I N 208732 за совхозом "Кенже" в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования закреплено 2077,82 га земли в границах согласно плану землепользования (т. 1, л. д. 47 - 54).
На основании решения Нальчикского горисполкома от 18.06.1991 N 848 совхоз "Кенже" переименован в "Племенное хозяйство "Кенже"". Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1998 N 402 "Племенное хозяйство "Кенже"" приобрело статус федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и переименовано в ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" (т. 1, л. д. 56, 57).
В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р и распоряжением Минимущества имущественных отношений Российской Федерации от 27.01.2003 N 316-р, Министерством имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (осуществляло функции собственника имущества Российской Федерации на территории субъекта) издано распоряжение от 16.07.2003 N 195 о приватизации ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" путем преобразования в открытое акционерное общество "Племенной совхоз "Кенже"".
Согласно уставу заявитель создан путем реорганизации в форме преобразования ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"", является его правопреемником. По передаточному акту от 05.09.2003 имущественный комплекс ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" передан в уставный капитал данного юридического лица. В соответствии с передаточным актом в собственность заявителя переданы земельные участки площадью 34,38 га; участки сельскохозяйственного назначения, находившиеся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"", в перечень имущества, подлежащего приватизации, не вошли. На основании решения от 20.02.2017 N 2-2017 единственного участника акционерное общество реорганизовано в форме преобразования в ООО "Племенной совхоз "Кенже"" (регистрационная запись N 1170726001786 от 15.03.2017).
По передаточному акту от 20.02.2017 к заявителю перешло право постоянного (бессрочного) пользования, в том числе, в отношении следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 07:09:0105001:32 площадью 763 890 кв. м; кадастровым номером 07:09:0105001:33 площадью 149 687 кв. м;
кадастровым номером 07:09:0105001:63 площадью 100 236 кв. м; кадастровым номером 07:09:0105001:64 площадью 199 998 кв. м.
Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 07:09:0105001:63 и 07:09:0105001:64 сняты с кадастрового учета: из них образован земельный участок с кадастровым номером 07:09:0105001:202 общей площадью 359 797 кв. м.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А20-3605/2011 и N А20-3970/2011 преюдициально установлен факт преобразования ФГУП "Племенной совхоз "Кенже"" в ООО "Племенной совхоз "Кенже"", к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в границах по государственному акту от 19.10.1989 серии А-I N 208732.
Согласно заключению АО "СевкавНИИгипрозем" от 30.07.2021, подготовленному по итогам судебной экспертизы, земельные участки 07:09:0105001:32; 07:09:0105001:33; 07:09:0105001:202 входят в состав земель, предоставленных совхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования по государственному акту от 19.10.1989 серии А-I N 208732 (т. 2, л. д. 114 - 160).
15 июня 2020 года совхоз обратился в территориальное управление с заявлением от 10.06.2020 N 10/06 о предоставлении названных земельных участков в собственность за плату без проведения торгов по ценам, указанным в приложенных к заявлению проектах договоров купли-продажи от 10.06.2020 N 1-2020, 2-2020, 3-2020 (т. 1, л. д. 29 - 46).
В письме от 12.07.2020 N 07-ЕМ-03/3618 территориальное управление отказало заявителю в предоставлении спорных земельных участков, мотивируя отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) зарегистрированных за совхозом прав на испрашиваемые земельные участки; а также доказательств расположения этих участков в границах земель, предоставленных в соответствии с государственным актом от 19.10.1989 серии А-I N 208732; действием на территории Кабардино-Балкарской Республики моратория на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения, введенного Законом N 23-РЗ (т. 1, л. д. 26 - 28).
Полагая, что решение, оформленное письмом от 12.07.2020 N 07-ЕМ-03/3618, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы совхоза как правопреемника обладателя права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.3 Земельного кодекса предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе без проведения торгов. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного Кодекса (подпункт 7 пункта 2); земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подпункт 8 пункта 2).
В силу пункта 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В силу статьи 3 Закона N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса, сохраняется. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).
В пунктах 1, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать положения пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ о праве юридических лиц, которым земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 Земельного кодекса.
Согласно статье 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432) правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы.
На основании пунктов 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, данный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на него.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды установили, что земельные участки, испрашиваемые совхозом, принадлежат ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, при обращении к заинтересованному лицу представлен полный комплект документов, необходимых для принятия соответствующего решения. Заявитель обладает статусом сельскохозяйственной организации, использует земельные участки с кадастровыми номерами 07:09:0105001:32; 07:09:0105001:33; 07:09:0105001:202 по целевому назначению, ввиду чего суд второй инстанции обоснованно признал оспариваемое решение от 12.07.2020 N 07-ЕМ-03/3618 не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим права и законные интересы совхоза как правопреемника обладателя права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
Довод территориального управления, поддержанный судом первой инстанции относительно моратория на приватизацию сельскохозяйственных земель, в том числе относящихся к федеральному уровню собственности, изучен коллегий окружного суда и отклонен, исходя из следующего. Пункт 1 статьи 3 Закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ) устанавливает мораторий на 49 лет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем федеральный законодатель установил в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ обязанность лица переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды. Таким образом, права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Законом N 137-ФЗ, который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством. Учитывая, что обязанность совхоза по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков возникла с момента вступления в силу Закона N 137-ФЗ, то есть ранее введения региональным Законом моратория на приватизацию земель, - в рассматриваемом случае у территориального управления не имелось правовых оснований для отказа заявителю в выкупе испрашиваемых земельных участков по приведенному основанию. Иные мотивы, изложенные в решении об отказе, также не могли служить основанием для отказа совхозу в приватизации земель.
Суд округа также не может не учитывать, что значительная часть земель согласно государственному акту от 19.10.1989 серии А-I N 208732, ранее предоставлены совхозу в собственность на основании вступивших в законную силу судебных актов по делам N А20-3605/2011, N А20-4030/2012, ввиду чего справедливым будет установление единого правового режима землепользования и для спорных земельных участков, входящих в единый земельный массив.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалуемом постановлении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, оснований для его отмены по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Заявитель (территориальное управление) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу N А20-3540/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод территориального управления, поддержанный судом первой инстанции относительно моратория на приватизацию сельскохозяйственных земель, в том числе относящихся к федеральному уровню собственности, изучен коллегий окружного суда и отклонен, исходя из следующего. Пункт 1 статьи 3 Закона N 23-РЗ (в редакции Закона от 29.10.2012 N 67-РЗ) устанавливает мораторий на 49 лет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вместе с тем федеральный законодатель установил в пункте 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ обязанность лица переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды. Таким образом, права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Законом N 137-ФЗ, который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством. Учитывая, что обязанность совхоза по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков возникла с момента вступления в силу Закона N 137-ФЗ, то есть ранее введения региональным Законом моратория на приватизацию земель, - в рассматриваемом случае у территориального управления не имелось правовых оснований для отказа заявителю в выкупе испрашиваемых земельных участков по приведенному основанию. Иные мотивы, изложенные в решении об отказе, также не могли служить основанием для отказа совхозу в приватизации земель."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2022 г. N Ф08-4840/22 по делу N А20-3540/2020