г. Краснодар |
|
24 июня 2022 г. |
Дело N А32-38951/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г., при участии в судебном заседании, проведенном с учетом частей 1, 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 435, 436, 439, 440, 441, 444, 447, 455, 457, 460 Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2022 N 22, пункта 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188, пункта 6 статьи 3.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от заявителя - Федерального государственного казенного учреждения "Центральный клинический санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" (ИНН 2320054778 ОГРН 1022302953925) - Семёновой Н.В. (доверенность от 14.08.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192 ОГРН 1022301433813) - Наниз З.К. (доверенность от 17.01.2022), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Монолит" (ИНН 7722856594 ОГРН 5147746149579), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Центральный клинический санаторий имени Ф.Э. Дзержинского" на постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А32-38951/2021, установил следующее.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральный клинический санаторий им. Ф.Э. Дзержинского" (далее - санаторий, заказчик) обжаловало решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 26.07.2021 N 1119/2021-КС по делу N 023/06/83.2-3633/2021 о признании необоснованной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Монолит" (далее - общество) на действия заказчика, признания санатория нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 8 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), выдаче предписания об устранении нарушений и передаче материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением суда первой инстанции требование удовлетворено по мотиву неправильного толкования управлением норм права, регулирующих особенности закупок в области гособоронзаказа о предоставлении соответствующего обеспечения для участия в электронных торгах.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда отменено, в удовлетворении требования отказано из-за установления в аукционной документации не предусмотренной законом обязанности представить выписку из закрытого реестра банковских гарантий для заключения государственного контракта.
В кассационной жалобе санаторий просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Отмечает, что требования конкурсной документации не нарушают права общества или нормы права.
В отзыве на жалобу управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд указал, что санаторий проводил закрытый аукцион на поставку оборудования, в протоколе подведения итогов закрытого аукциона в электронной форме от 30.06.2021 победителем аукциона указано общество, 01.07.2021 размещено уведомление о результатах подведения итогов аукциона, 05.07.2021 заказчик разместил проект контракта для подписания с победителем. Из пояснений общества следует, что с ним связалось лицо, назвавшееся уполномоченным представителем заказчика, заявившее о том, что для заключения контракта необходимо представить выписку из закрытого реестра банковских гарантий, иначе контракт не будет заключен. Из-за этого 08.07.2021 общество запросило выписку из закрытого реестра банковских гарантий, получило ответ 13.07.2021 и в тот же день ему поступило уведомление от электронной площадки о признании уклонившимся от заключения контракта. Общество обжаловало действия заказчика при проведении закрытого аукциона в управление, которое решением от 26.07.2021 N 1119/2021-КС по делу N 023/06/83.2-3633/2021 жалобу общества признало необоснованной (общество в установленный срок не подписало контракт), а в действиях заказчика установило нарушения части 3 статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ. Санаторий обжаловал решение управления в арбитражный суд, которое суд первой инстанции признал недействительным, признав недоказанным управлением факт истребования санаторием у участников и победителя аукциона выписки из закрытого реестра банковских гарантий.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая санаторию в удовлетворении требования, суд апелляционной инстанции проанализировал содержание аукционной документации в части подтверждения обеспечения участниками и победителем аукциона, и правомерно признал ее устанавливающей для участников аукциона такое условие участие в электронных торгах, как представление выписки из закрытого реестра банковских гарантий. Буквальное воспроизведение в пункте 29 раздела аукционной документации санатория "Размер обеспечения гарантийных обязательств и порядок его представления" на статьи 45 Закона N 44-ФЗ, пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1428) о том, что "подтверждением включения банковской гарантий в закрытый реестр является выписка, выданная в соответствии с приказом Минфина России от 22.06.2020 N 118н "О порядке формирования и направления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, направления Федеральным казначейством выписок и протоколов, а также формах представления указанной информации в целях формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий" (далее - приказ N 118н) в совокупности с поведением заказчика апелляционная инстанция признала свидетельствующей о фактическом установлении санаторием такого условия участия в электронных торгах, как представление ими выписки из закрытого реестра банковских гарантий, обладающими признаками вмененных управлением заказчику нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ определен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры, исходя из которого в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
По общему правилу, установленному частью 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, победитель электронной процедуры, признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым он заключается, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом N 44-ФЗ (часть 4 статьи 96 Закона N 44-ФЗ). В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Основаниями для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком являются:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ).
Частью 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Санаторий проводил аукцион по правилам, установленным Постановлением N 1428, в силу пункта 3 (1) которого при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки осуществляется применение Закона N 44-ФЗ (за исключением требований о размещении информации в единой информационной системе), регулирующих срок размещения документации о закупке, порядок подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, проведения процедуры электронного аукциона, рассмотрения вторых частей заявок, заключения контракта при проведении электронного аукциона.
Сведения о банковских гарантиях, предоставленных в качестве обеспечения заявок и (или) исполнения контрактов, заключенных в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1428, подлежат направлению для включения в закрытый реестр банковских гарантий (абзац второй пункта 2 Постановления N 1428).
Приказ N 118н содержит порядок формирования и направления информации, подлежащей включению в закрытый реестр банковских гарантий, направления Федеральным казначейством выписок и протоколов, в том числе и порядок предоставления выписок заинтересованным лицам (принципалу, гаранту, бенефициару, государственному органу).
Доказательства направления заказчиком в смысле, определенном Постановлением N 1428 и приказом N 118н, запроса в территориальный орган Федерального казначейства о предоставлении информации о наличии сведений по представленным участником банковским гарантиям в закрытом реестре банковских гарантий (далее - реестр), в материалах дела отсутствуют.
Часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ устанавливает, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (часть 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
Подпункт 1 части 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ указывает, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий.
Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, установить способ определения поставщика, определить дополнительные условия исполнения контракта. Порядок осуществления такой закупки производится с учетом таких особенностей или условий (статья 111 Закона N 44-ФЗ).
Часть 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ указывает, что информация, предусмотренная указанным законом и размещенная в единой информационной системе (далее - ЕИС), должна быть полной и достоверной. Документация должна содержать требования к размеру обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта (подпункт 8 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ).
Победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в течение 5 дней, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи, (часть 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В числе лиц, которым Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне безвозмездный доступ к сведениям, содержащимся в реестре контрактов, участник и победитель закрытого аукциона до приобретения у них статуса исполнителя государственного контракта, что невозможно в силу его незаключения на спорной стадии контракта, не указаны.
В свою очередь, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возложена обязанность обеспечивать контролирующему органу безвозмездный доступ к сведениям, содержащимся в реестре контрактов по исполнению государственного оборонного заказа, что создаст последнему условия для оперативной реализации функций, связанных с государственным оборонным заказом.
В часть 3 статьи 6.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в редакции Федеральных законом от 05.04.2021 N 66-ФЗ (вступил в силу 16.04.2021), 30.04.2021 N 132-ФЗ (вступил в силу 30.06.202), 30.04.2021 N 133-ФЗ (вступил в силу 11.05.2021) внесены в том числе изменения (вступили в силу 16.04.2021) и в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), которыми на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возложена обязанность обеспечивать контролирующему органу безвозмездный доступ к сведениям, содержащимся в реестре контрактов по исполнению государственного оборонного заказа.
Пунктом 38 Приказа N 118н регулируется порядок и сроки предоставления выписки из закрытого реестра, в том числе по запросу принципала или бенефициара. Однако на ее получение требуется период времени, бОльший, чем установленный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ пятидневный срок представления победителем электронных торгов документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, исчисляемый с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Кроме того, такое правоприменение противоречит аргументам санатория об отсутствии в аукционной документации условия участия в аукционе предоставления выписки из закрытого реестра. Подписание победителем электронной процедуры усиленной электронной подписью проекта контракта, размещение на электронной площадке подписанного проекта контракта с одновременным размещением и документа о предоставлении обеспечения исполнения контракта возможно только если такое требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо после размещения протокола разногласий в порядке части 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ. Таких обстоятельств, как установил суд, подтверждается материалами дела и не опровергается участвующими в деле лицами, при вынесении решения управления не имелось.
В свою очередь, для представления победителем закрытого аукциона выписки из закрытого реестра требовалось более пяти дней с момента размещения заказчиком проекта контракта. Так, выписка из реестра по запросу гаранта, принципала или бенефициара формируется Федеральным казначейством в двух экземплярах в соответствии с пунктами 30, 32, 33, 37 Порядка по формам согласно приложениям N 2 и N 5 к Порядку в соответствии с запросом гаранта, принципала, бенефициара и направляется соответственно ему в течение одного рабочего дня со дня получения запроса (за исключением времени на доставку выписки из реестра) по форме согласно приложению N 2 к Порядку, и в течение трех рабочих дней со дня получения запроса (за исключением времени на доставку выписки из реестра) по форме согласно приложению N 5 к Порядку (пункт 39 Приказа N 118н).
Поскольку статьи 45, 83.2 Закона N 44-ФЗ, как правильно указала апелляционная инстанция, не устанавливают обязательное представление участником закрытого аукциона одновременно с подписанным контрактом выписку из закрытого реестра банковских гарантий, а у общества как победителя аукциона отсутствовала возможность в законно установленное время представить выписку из закрытого реестра банковских гарантий, а требование о его представлении в аукционной документации, как указывает сам санаторий, не устанавливалось (что противоречило бы статьям 45, 83.2 Закона N 44-ФЗ), выводы судебной коллегии основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А32-38951/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 38 Приказа N 118н регулируется порядок и сроки предоставления выписки из закрытого реестра, в том числе по запросу принципала или бенефициара. Однако на ее получение требуется период времени, бОльший, чем установленный частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ пятидневный срок представления победителем электронных торгов документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, исчисляемый с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта. Кроме того, такое правоприменение противоречит аргументам санатория об отсутствии в аукционной документации условия участия в аукционе предоставления выписки из закрытого реестра. Подписание победителем электронной процедуры усиленной электронной подписью проекта контракта, размещение на электронной площадке подписанного проекта контракта с одновременным размещением и документа о предоставлении обеспечения исполнения контракта возможно только если такое требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо после размещения протокола разногласий в порядке части 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ. Таких обстоятельств, как установил суд, подтверждается материалами дела и не опровергается участвующими в деле лицами, при вынесении решения управления не имелось.
...
Поскольку статьи 45, 83.2 Закона N 44-ФЗ, как правильно указала апелляционная инстанция, не устанавливают обязательное представление участником закрытого аукциона одновременно с подписанным контрактом выписку из закрытого реестра банковских гарантий, а у общества как победителя аукциона отсутствовала возможность в законно установленное время представить выписку из закрытого реестра банковских гарантий, а требование о его представлении в аукционной документации, как указывает сам санаторий, не устанавливалось (что противоречило бы статьям 45, 83.2 Закона N 44-ФЗ), выводы судебной коллегии основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 июня 2022 г. N Ф08-5591/22 по делу N А32-38951/2021