г. Краснодар |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А32-47550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Кононеренко Елены Александровны (ИНН 230106573937, ОГРНИП 318237500473199), органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кононеренко Е.А. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2021 по делу N А32-47550/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кононеренко Е.А. (далее - предприниматель) обратилась с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) о признании незаконным и отмене постановления администрации от 29 мая 2020 года N 1209 в части демонтажа и последующего перемещения на специализированную площадку: деревянной конструкции размером (ориентировочно) 4,0 х 4,5 м, установленной на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку по адресу: г. Анапа, ул. Таманская, 4, с кадастровым номером 23:37:0101003:89; деревянной конструкции размером (ориентировочно) 5,0 х 3,5 м, установленной на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку по адресу: г. Анапа, ул. Таманская, 4, с кадастровым номером 23:37:0101003:89; деревянной конструкции размером (ориентировочно) 4,0 х 4,0 м, установленной на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку по адресу: г. Анапа, ул. Таманская, 4, с кадастровым номером 23:37:0101003:89.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что спорные объекты подлежат демонтажу в связи с истечением срока действия соответствующих договоров. Суд апелляционной инстанции отклонил довод предпринимателя о нарушении обжалуемыми судебными актами прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле. В материалах дела отсутствует соглашение от 26.01.2020 о разделе общего совместно нажитого имущества, согласно которому перешли права и обязанности по договорам на право размещения нестационарных торговых объектов. При этом пунктами 2.4.10 данных договоров прямо запрещена уступка прав по ним либо передача прав на объекты третьему лицу.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что судебные акты приняты о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Заявитель считает, что подлежащие демонтажу нестационарные торговые объекты не могут быть признаны самовольно установленными. Судебные инстанции не учли вступившие в законную силу судебные акты, принятые в отношении названных объектов.
Отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в соответствии с правилами части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 29.05.2020 N 1209 предписано произвести перемещение (демонтаж) самовольно размещенных временных сооружений, установленных в городе Анапа, по ул. Таманской (приведены в приложении). В случае не освобождения муниципальной территории от временных сооружений их владельцем самостоятельно, муниципальному бюджетному учреждению "Ремстрой" муниципального образования город-курорта Анапа по истечении рабочего дня с даты размещения постановления на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предписано обеспечить перемещение самовольно размешенных временных сооружений на специально организованную для хранения площадку (срок хранения объектов составляет не более 6-ти месяцев с даты демонтажа).
Согласно приложению к постановлению от 29.05.2020 N 1209 подлежат демонтажу и последующему перемещению на специализированную площадку: деревянная конструкция размером (ориентировочно) 4,0 х 4,5 м, установленная на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку по адресу: г. Анапа, ул. Таманская, 4, с кадастровым номером 23:37:0101003:89; деревянная конструкция размером (ориентировочно) 5,0 х 3,5 м, установленная на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку по адресу: г. Анапа, ул. Таманская, 4, с кадастровым номером 23:37:0101003:89; деревянная конструкция размером (ориентировочно) 4,0 х 4,0 м, установленная на территории общего пользования, прилегающей к земельному участку по адресу: г. Анапа, ул. Таманская, 4, с кадастровым номером 23:37:0101003:89 (т. 1, л. д. 18).
Суды установили, что данные конструкции размещались предпринимателем на основании заключенных с администрацией договоров от 10.03.2017 N 87, 88, 89 на право размещения нестационарных торговых объектов (т. 1, л. д. 44 - 64).
Предприниматель, полагая, что ненормативный правовой акт администрации не соответствует закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных, муниципальных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
С 01.03.2015 правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов регулируются нормами главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе для размещения нестационарных торговых объектов.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (пункты 1 и 2 статьи 407 Гражданского кодекса).
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что указанные в приложении к постановлению от 29.05.2020 N 1209 нестационарные торговые объекты размещены предпринимателем на основании договоров от 10.03.2017 N 87, 88 и 89, с определением их местоположения: г. Анапа, ул. Набережная/Таманская, на площадке со стороны санатория "Русь" (площадью 6 кв. м); г. Анапа, ул. Набережная/Таманская, на площадке со стороны санатория "Малая бухта" (площадью 6 кв. м); г. Анапа, ул. Набережная/Таманская, на площадке со стороны санатория "Малая бухта" (площадью 6 кв. м). Договоры заключены сторонами до 19.03.2020 (пункт 1.3). Согласно пунктам 5.2 договоров они подлежит прекращению по истечению срока действия, установленного пунктом 1.3, а также в случае их расторжения. В соответствии с пунктами 2.4.13 договоров в случае их прекращения или расторжения предприниматель принял на себя обязательства в течение трех календарных дней с момента прекращения или расторжения договора произвести демонтаж или вывоз объекта, а также привести земельный участок, который был занят объектом, в первоначальное состояние с вывозом отходов и благоустройством соответствующей территории.
Суды установили, что договоры от 10.03.2017 N 87, 88, 89 прекратили свое действие в связи с истечением срока, указанного в пунктах 1.3. Предусмотренную договором обязанность произвести демонтаж объектов в установленный срок предприниматель не исполнил.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 30.01.2020 N 590 утверждено Положение о порядке освобождения земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Анапа, и земельных участков на территории муниципального образования город курорт Анапа, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Поскольку основания для продолжения размещения объектов на территории общего пользования отсутствовали, суды пришли к правильному выводы о соответствии закону постановления администрации от 29.05.2020 N 1209 (т. 1, л. д. 97 - 114) и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы суд округа отклоняет. В силу пункта 1.4 Положения об организации и проведении аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарных торговых объектов (утверждено постановлением администрации от 02.02.2018 N 123) отбор хозяйствующих субъектов для заключения договора на право размещения НТО, объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа в местах, определенных схемой размещения НТО, схемой размещения объектов по предоставлению услуг, производится путем проведения аукциона. Сведения об участии предпринимателя в процедуре отбора на новый срок в материалах дела отсутствуют, ранее заключенные договоры прекращены. Наличие мест размещения объектов в действующей схеме размещения НТО (постановление администрации от 04.02.2015 N 392 с изменениями) само по себе (без реализации процедуры отбора) не означает, что такой объект в названном месте должен быть размещен именно заявителем.
Признание в судебном порядке уведомлений администрации от 15.09.2017 о расторжении договоров от 10.03.2017 (т. 1, л. д. 19 - 24) о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствует, поскольку в рамках настоящего дела установлен факт прекращения договоров в 2020 году в связи с истечением срока их действия.
Предприниматель, ссылаясь на рассмотрение в судебном порядке вопроса об утверждении схемы расположения участка площадью 175 кв. м. (т. 1, л. д. 115 - 120), не учитывает, что в данном случае установлен факт нахождения нестационарных торговых объектов без предусмотренных законом оснований на территории общего пользования (т. 1, л. д. 99 - 101). Доказательства, позволяющие заключить, что объекты, подлежащие демонтажу, находятся в пределах предоставленного земельного участка, заявитель не представил.
Довод о принятии судебного акта о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, рассмотрен апелляционным судом и правильно отклонен. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Таким образом, основания для отмены решения от 19.07.2021 и апелляционного постановления от 19.12.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права к установленным обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2021 по делу N А32-47550/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод о принятии судебного акта о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, рассмотрен апелляционным судом и правильно отклонен. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Таким образом, основания для отмены решения от 19.07.2021 и апелляционного постановления от 19.12.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального права к установленным обстоятельствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2022 г. N Ф08-2479/22 по делу N А32-47550/2020