г. Краснодар |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А25-2314/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Архыз-Фрут Логистик" (ИНН 0917033536, ОГРН 1170917003773), заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900966930, ИНН 0914000677) (заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, и, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архыз-Фрут Логистик" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А25-2314/2021, установил следующее.
ОО "Архыз-Фрут Логистик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) о признании недействительными решений от 28.05.2021 N 2 об отказе в возмещении суммы НДС и N 1299 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением от 28.09.2021 суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел по делу процессуальную замену Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (управление).
Решением суда от 10.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2022, в удовлетворении заявления общества отказано.
Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований. Основная часть затрат общества на приобретение товаров (работ, услуг), в отношении которых в 3 квартале 2020 года заявлен налоговый вычет, фактически профинансирована за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Обществом неправомерно предъявлены к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в 3 квартале 2020 года. По результатам проведения контрольных мероприятий инспекция пришла к выводу о мнимом характере сделок между обществом и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", ООО "Промхим", ООО "Садсервис", оформленных для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что суды не полностью выяснили все обстоятельства, имеющие значение для дела. Решения инспекции не соответствуют налоговому законодательству. Вывод инспекции об уменьшении суммы НДС, заявленной к возмещению, неправомерен. Общество не является получателем бюджетных средств. Отсутствуют основания для отказа в возмещении НДС и привлечения общества к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 16.12.2020 общество представило в инспекцию уточненную (номер корректировки - 2, рег. N 1111160045) налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2020 года, согласно которой за указанный налоговый период налоговая база составила 163 636 рублей, общая сумма НДС с реализации товаров (работ, услуг) - 16 364 рублей, общая сумма налога, подлежащая вычету, - 6 888 541 рубль, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, - 6 872 177 рублей.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной декларации общества, по результатам которой составила акт камеральной налоговой проверки от 30.03.2021 N 750 и вынесла решения: от 28.05.2021 N 1299 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 2 об отказе в возмещении обществу 6 872 177 рублей НДС.
Решением управления от 03.08.2021 N 175 апелляционная жалоба общества на решения инспекции от 28.05.2021 N 1299 и 2 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество обжаловало решения инспекции в арбитражный суд.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 170, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как выяснили суды, основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации решений инспекции от 28.05.2021 N 1299 и 2.
Суды указали, что 6 888 541 рублей налогового вычета по НДС за 3 квартал 2020 года общество заявило по НДС по счетам-фактурам ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", ООО "Промхим", ООО "Садсервис", представив в подтверждение договоры с контрагентами, договор аренды земельных участков, договор субаренды земельных участков, спецификации к договорам, договоры на оказания услуг, договоры займа, счета-фактуры, авансовые счета-фактуры, акты выполненных работ, акты сверок, оборотно-сальдовые ведомости, главную книгу, платежные поручения, инвестиционное соглашение, протоколы общего внеочередного собрания, проектную документацию, заключение о правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполнения сметной документации. Согласно книге покупок по декларации по НДС за 3 квартал 2020 года основным поставщиком товаров (работ, услуг), по взаимоотношениям с которым заявлены налоговые вычеты, является ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"".
В соответствии со статьей 92 Кодекса инспекцией проведен осмотр территории и помещений, используемых обществом для осуществления деятельности (протокол осмотра от 29.01.2021 N 11). В результате осмотра установлено, что по адресу: г. Черкесск, Пятигорское шоссе, 21, расположена иная организация - ОАО РАПП "КавказМясо". На территории не обнаружено вывески (таблички) с наименованием и реквизитами общества. По договору аренды ОАО РАПП "Кавказ-Мясо" предоставляет в аренду обществу помещение на 1 этаже административного корпуса - кабинет N 5. На момент осуществления осмотра на двери кабинета N 5 не обнаружено вывески с наименованием организации.
Обществом в ответ на требования представлены следующие документы: учетная политика на 2020 год, устав, договоры с контрагентами, договор аренды земельных участков, договор субаренды земельных участков, спецификации к договорам, договоры на оказания услуг, договоры займа, счета-фактуры, авансовые счета-фактуры, акты выполненных работ, акты сверок, оборотно-сальдовые ведомости, главная книга, платежные поручения, инвестиционное соглашение, протоколы общего внеочередного собрания, проектная документация, заключение о правильности применения сметных нормативов, индексов и методологии выполнения сметной документации.
Из представленных обществом договоров поставки от 29.07.2019 N 29/07/19, субаренды земельных участков от 26.02.2020, на оказание услуг от 31.08.2020 N 31/08/20 следует, что по договору поставки от 29.07.2019 N 29/07/19 поставщик ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" обязуется передать в собственность покупателя (общества) товар, а покупатель обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных договором, принять и оплатить этот товар. Наименование, количество, цена, сроки оплаты, условия поставки товара устанавливается сторонами в спецификациях, которые являются неотъемлемой частью договора. В рамках спецификации от 29.07.2019 N 1 к договору поставки от 29.07.2019 N 29/07/19 стороны договорились о поставке товара на следующих условиях: наименование товара - саженец яблони; количество - 1054800 штук; цена за штуку - 420 рублей, общая стоимость товара - 443 016 тыс. рублей, в том числе НДС 20% - 73 836 тыс. рублей. Доставка товара в соответствии с условиями договора должна быть осуществлена на условиях самовывоза покупателем со склада, указанного продавцом.
В ответ на требование о представлении документов (информации) от 06.11.2020 N 3598 общество представило пояснения о том, что саженцы по договору поставки от 29.07.2019 N 29/07/19 не поступили, так как ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" перечислены только авансовые платежи за саженцы.
По договору субаренды земельных участков от 26.02.2020 б/н арендодатель (ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"") предоставляет, а субарендатор (общество) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:23:110106:22, примерно в 3,2 км по направлению на северо-восток от ориентира - Россия, Ставропольский край, Минераловодский район, с. Сунжа, расположенного за пределами участка, разрешенное использование - садоводство, площадь - 29 900 кв. м, а также многолетние плодоносящие насаждения (яблоня), расположенные на данном земельном участке. Срок аренды - с 26.02.2020 по 25.01.2021. Размер арендной платы составляет 3000 рублей за весь период аренды, в том числе НДС 20%.
При анализе банковских документов фактов оплаты за аренду по договору субаренды от 26.02.2020 б/н со стороны общества не установлено, соответствующие платежные документы налогоплательщиком не представлены.
Согласно договору на оказание услуг от 31.08.2020 N 31/08/20 подрядчик ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" обязуется выполнить по заявкам заказчика (общества) сельскохозяйственные работы, указанные в приложении к данному договору, которое является его неотъемлемой частью, а заказчик обязуется оплачивать работы в порядке, установленном договором. В приложении N 1 (спецификации от 31.08.2020) к договору подряда на оказание услуг от 31.08.2020 N 31/08/20 указано, что заказчик поручает подрядчику выполнить следующие сельскохозяйственные работы - уборка урожая яблок; количество - 20 т; место выполнение работ - земельный участок заказчика с кадастровым номером 26:23:110106:22; срок (период) выполнения работ - с 01.09.2020 по 25.09.2020; стоимость - 101 986 рублей 67 копеек (в том числе НДС 20% - 16 997 рублей 78 копеек), срок оплаты - до 31.12.2020.
Фактов оплаты за услуги по договору от 31.08.2020 N 31/08/20 не установлено, соответствующие платежные документы обществом не представлены.
Между обществом и ООО "Садсервис" 18.08.2020 заключен договор N 68-18.08.20, согласно которому поставщик ООО "Садсервис" обязуется отгрузить товар (столбы), а покупатель (общество) обязуется принимать и оплачивать товар в сроки и на условиях, предусмотренных договором и приложением к нему. Общая стоимость договора составляет 59 406 370 рублей, в том числе НДС 20% - 9 901 061 рубль 67 копеек. Расчеты по договору проводятся путем перечисления покупателем денежных средств на расчетный счет поставщика. В рамках спецификации N 1 к договору от 18.08.2020 N 68-18.08.20 поставка товаров должна быть осуществлена в срок с 10.09.2020 по 15.10.2020 при условии, что покупатель осуществит оплату стоимости товаров (столб 7 x 7,5 длиной 4,5 м в количестве 33 988 штук по цене 490 рублей на общую сумму 16 654 120 рублей, столб 9 x 9,5 длиной 4,5 м в количестве 4 650 шт. по цене 697 рублей на общую сумму 1 680 тыс. рублей) поставщику по следующему графику: первый платеж - 10 788 747 рублей 50 копеек до 10.09.2020, второй платеж - 10 788 747 рублей 50 копеек до 25.09.2020.
Между обществом (покупатель) и ООО "Промхим" (поставщик) заключен договор поставки 03.09.2020 N 273 С/П, согласно которому поставщик обязуется передать в собственность покупателю строительные материалы, хозяйственные товары и (или) инструменты в ассортименте, в указанные в договоре сроки, а покупатель обязуется принять указанный товар и произвести его оплату на условиях данного договора. Доставка товара осуществляется силами и за счет покупателя. По дополнительному согласованию между поставщиком и покупателем возможна доставка товара силами поставщика (в том числе, за счет наемного транспорта) за счет покупателя. Поставщик обязан отгрузить товар покупателю в течение 5 календарных дней с момента получения оплаты от покупателя, оформить и передать весь пакет документов на товар. Покупатель обязан произвести 100% оплату товара, своевременно принять товар. Цена договора определяется общей стоимостью товара, поставленного в течение срока действия данного договора. Указанная цена не является фиксированной и состоит из сумм выставляемых счетов на поставку конкретных партий товара. Расчеты по договору осуществляются безналичным перечислением денежных средств на расчетный счет поставщика. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует бессрочно.
Оценив представленные обществом в материалы дела выставленные указанными контрагентами счета-фактуры, суды пришли к выводу о мнимом характере сделок между обществом и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", ООО "Промхим", ООО "Садсервис", оформленных лишь для вида, без намерения создать соответствующие им правовые последствия, из чего следует, что применение налоговых вычетов по взаимоотношениям с ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", ООО "Промхим", ООО "Садсервис" необоснованно.
Суды установили, что общество обладает признаками фирмы-однодневки: отсутствие организации по адресу регистрации, отсутствие имущества (зданий, сооружений, складских помещений и т д), транспортных средств, земельных участков в собственности, необходимых для обеспечения ведения финансово-хозяйственной деятельности; непредставление по требованию договора аренды офиса, складских помещений для обеспечения ведения финансово-хозяйственной деятельности; отсутствие платежей по банковскому счету на цели обеспечения ведения финансово-хозяйственной деятельности (аренда, коммунальные услуги, электроэнергию и т. д.); отсутствие работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера; расчеты по расчетным счетам налогоплательщика не соответствуют основному заявленному виду уставной деятельности (за строительные материалы, за технику, за сельскохозяйственную продукцию, за транспортные услуги, за топливо и т. д.).
Вместе с тем, суды учли, что самостоятельным основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в т. ч. по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.
Суды установили, что уставный капитал общества составлял: с 07.12.2017 по 09.11.2020 - 10 тыс. рублей; с 09.11.2020 по 08.04.2021 - 545 686 840 рублей; с 08.04.2021 по настоящее время - 745 686 840 рублей. Участниками общества являются АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" (доля участия АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в уставном капитале общества составляла: до 09.11.2020 - 40,83%; с 09.11.2020 по 08.04.2021 - 90,4%; с 08.04.2021 по настоящее время - 66,1%) и с 02.08.2018 ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" (доля участия ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" в уставном капитале общества составляла: до 09.11.2020 - 59,17%; с 09.11.2020 по 08.04.2021 - 9,6%, с 08.04.2021 по настоящее время - 33,9%).
В уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года общество заявило вычет по операциям по приобретению товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике", который реализуется в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы", включенной в Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.01.2017 N 28.
Для реализации данного инвестиционного проекта распоряжением главы Карачаево-Черкесской Республики от 30.10.2018 N 330-р обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 851 385 кв. м с кадастровым номером 09:06:0021203:224, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское сельское поселение, восточная окраина станицы Зеленчукской, принадлежащий на праве собственности Карачаево-Черкесской Республике (договор аренды от 09.10.2018 N 369). На основании постановления администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 24.12.2018 N 1289 обществу предоставлены в аренду земельные участки площадью 650 000 кв. м с кадастровым номером 09:06:0021203:88 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, южная окраина станицы Зеленчукской (договор аренды от 26.12.2018 N 186/18-А), а также площадью 219 151 кв. м с кадастровым номером 09:06:0021203:2 по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район (договор аренды от 16.04.2019 N 91/19-А).
Между обществом (оператор проекта), АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" (партнер) и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" (инвестор) 12.07.2019 подписано инвестиционное соглашение о существенных условиях участия АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в инвестиционном проекте "Закладка фруктового сада интенсивного типа в Карачаево-Черкесской Республике" (далее по тексту - инвестиционное соглашение).
Общая сумма проекта - 1 171 295 тыс. рублей. Инвестиционный период - с июля 2019 года по декабрь 2020 года.
Доли участия сторон в инвестиционном проекте:
- АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" (партнер) - 493 176 840 рублей, в т. ч. на 2019 год - 421 052 630 рублей; на 2020 год - 72 124 210 рублей;
- ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" (инвестор) - 678 118 160 рублей, в т. ч. на 2019 год - 610 018 160 рублей, на 2020 год - 68 100 тыс. рублей.
Порядок инвестирования: инвестирование осуществляется путем внесения денежных средств инвестором и партнером в уставный капитал оператора проекта.
В соответствии с условиями инвестиционного соглашения от 12.07.2019 инвестирование осуществляется путем внесения денежных средств инвестором и партнером в уставный капитал оператора проекта. В 2019 году уставный капитал общества увеличивается на 1 031 070 790 рублей. При этом партнер вносит в уставный капитал 421 052 630 рублей, а инвестор - 610 018 160 рублей согласно разработанному графику внесения денежных средств. В 2020 году уставный капитал общества увеличивается на 140 224 210 рублей, при этом партнер вносит 72 124 210 рублей, а инвестор - 68 100 тыс. рублей (график внесения в 2020 году денежных средств должен быть согласован в течение 30 дней с момента поступления денежных средств, направляемых из федерального бюджета Российской Федерации и бюджета Карачаево-Черкесской Республики на расчетный счет партнера. О поступлении указанных денежных средств партнер обязан письменно уведомить инвестора в течение 3 банковских дней с момента зачисления денежных средств на расчетный счет). В 2020 году доля партнера в уставном капитале общества увеличивается пропорционально сумме денежных средств, внесенных в счет оплаты уставного капитала. Срок выкупа инвестором 100% доли партнера в уставном капитале общества - не позднее 31.12.2025.
Дополнительным соглашением N 1 к инвестиционному соглашению в условия данного соглашения внесены следующие изменения:
- раздел "Доли участия сторон" изложен в следующей редакции: партнер: доля участия - 493 176 840 рублей, в т. ч. на 2019 - 2020 годы: инвестор: доля участия - 678 118 160 рублей, в т. ч. на 2019 - 2020 годы;
- раздел "Порядок инвестирования" изложен в следующей редакции: Инвестирование осуществляется путем внесения денежных средств инвестором и партнером в уставный капитал общества.
В 2020 году уставный капитал общества увеличивается до 1 171 295 тыс. рублей, при этом партнер вносит в уставный капитал общества 493 176 840 рублей, а инвестор - 678 118 160 рублей. Увеличение уставного капитала общества производится в два этапа:
1 этап - партнер вносит в уставной капитал общества 421 052 630 рублей. Инвестор вносит в уставной капитал общества 610 018 160 рублей;
2 этап - партнер вносит в уставной капитал общества 72 124 210 рублей. Инвестор вносит в уставной капитал общества 68 100 тыс. рублей.
В 2020 году доли партнера и инвестора в уставном капитале общества увеличиваются пропорционально суммам денежных средств, внесенных в счет оплаты уставного капитала; внесены следующие изменения в пункт 1 графика внесения денежных средств в счет оплаты уставного капитала от 12.07.2019 к инвестиционному соглашению: порядок внесения денежных средств в 2019 - 2020 годах - внесение денежных средств за счет дополнительных вкладов участников общества в уставной капитал должно быть осуществлено не позднее чем шесть месяцев со дня принятия общим собранием участников соответствующего решения по каждому этапу увеличения уставного капитала в отдельности.
В целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Карачаево-Черкесской Республики Правительством Карачаево-Черкесской Республики издано постановление от 02.04.2019 N 100 "Об увеличении уставного капитала АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики"", согласно которому уставный капитал АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" увеличен на 526 315 800 рублей путем выпуска дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 5 263 158 штук номинальной стоимостью 100 рублей каждая. Формой оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки, является внесение дополнительного вклада единственного акционера в уставный капитал денежных средств за счет субсидии из федерального бюджета, бюджету Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с соглашением от 12.02.2019 N 370-08-2019-009 о предоставлении субсидии в 2019 году из федерального бюджета бюджету Карачаево-Черкесской Республики на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2025 годы" в размере 500 млн рублей и за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики в сумме 26 315 800 рублей. По договору купли-продажи акций от 03.06.2019 АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" (продавец) передало Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (покупателю) в собственность дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции стоимостью 526 315 800 рублей, а покупатель оплатил их за счет субсидий, полученных Карачаево-Черкесской Республикой из федерального бюджета (500 млн рублей) и бюджета Карачаево-Черкесской Республики (26 315 800 рублей). Увеличение уставного капитала общества должно было быть осуществлено в соответствии с инвестиционным соглашением от 12.07.2019.
Суды поддержали доводы инспекции о том, что увеличение уставного капитала общества в 2019 году фактически не состоялось в связи с несоблюдением сроков внесения участниками своих дополнительных вкладов, установленных протоколом общего собрания участников общества от 12.07.2019 N 2, правомерно исходя из следующего.
На общем внеочередном собрании участников общества 12.07.2019 принято решение об увеличении уставного капитала с 10 тыс. рублей до 1 031 080 790 рублей за счет дополнительных вкладов его участников. Доли в уставном капитале было решено распределить следующим образом: ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" -номинальная стоимость доли 610 018 160 рублей, размер доли в дробном выражении 610 018 160 рублей/1 031 180 790 рублей; АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" - номинальная стоимость доли 421 052 630 рублей, размер доли в дробном выражении 421 052 630 рублей/1 031 180 790 рублей. Указанные суммы дополнительных вкладов должны были быть внесены участниками путем перечисления на расчетный счет общества не позднее, чем в течение шесть месяцев со дня принятия общим собранием участников данного решения. Фактически к указанному сроку денежные средства участниками не внесены в полном объеме.
В 2019 году согласно банковским документам АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в установленные сроки перечислило 421 052 632 рубля на расчетный счет общества в счет увеличения уставного капитала. Вместе с тем, не в полном объеме внесены дополнительные взносы инвестором ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" в сроки, оговоренные решением общего собрания участников общества от 12.07.2019 N 2. Согласно банковским документам ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" в установленный срок перечислило на расчетный счет общества в счет увеличения уставного капитала только 2 млн рублей, вместо 610 018 160 рублей в соответствии с решением общего собрания. Денежные средства, полученные от партнера проекта АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" и инвестора ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" в виде дополнительного взноса в уставной капитал, не внесены в уставной капитал в сроки, предусмотренные решением общего собрания участников от 12.07.2019 N 2.
Таким образом, в нарушение решения общего собрания участников от 12.07.2019 N 2 в установленные сроки не произошло увеличение уставного капитала общества до 1 031 080 790 рублей. Часть полученных в 2019 году от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" на увеличение уставного капитала денежных средств в сумме 190 млн рублей фактически использована обществом в качестве предварительной оплаты за саженцы яблони в адрес поставщика ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", являющегося одновременно инвестором инвестиционного проекта. Фактически поставка саженцев не осуществлена, оплачены только авансовые платежи.
На общем внеочередном собрании участников общества (протокол от 06.02.2020 N 1) принято решение признать несостоявшимся увеличение уставного капитала общества в связи с истечением сроков внесения участниками общества предусмотренных протоколом общего внеочередного собрания участников от 12.07.2019 N 2 дополнительных вкладов. Впоследствии на общем внеочередном собрании участников общества (протокол от 10.03.2020 N 2) принято решение об увеличении уставного капитала общества с 10 тыс. рублей до 1 031 080 790 рублей за счет дополнительных вкладов участников общества в сумме 1 031 070 790 рублей. Доли в уставном капитале общества решено распределить следующим образом: ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" - номинальная стоимость доли 610 024 077 рублей; АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" - номинальная стоимость доли 421 056 713 рублей. Дополнительные вклады участников общества в увеличение уставного капитала, произведенные до момента принятия решения общего внеочередного собрания участников от 10.03.2020 N 2 (в сумме 421 052 630 рублей от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики", 2 млн рублей - от ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"") решено зачесть в счет внесения дополнительных вкладов участников общества. Дополнительные вклады в сумме 610 018 160 рублей от ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", в сумме 421 052 630 рублей от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" должны быть внесены в течение шести месяцев со дня подписания протокола от 10.03.2020 N 2.
В 2020 году согласно банковским документам АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" в установленные сроки перечислило на расчетный счет общества в счет увеличения уставного капитала 72 124 208 рублей. Вместе с тем инвестор ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" в установленные сроки перечислило на расчетный счет общества в счет увеличения уставного капитала только 50 500 тыс. рублей вместо 68 100 тыс. рублей. Также в установленные сроки не произошло увеличение уставного капитала общества до 1 031 080 790 рублей в нарушение решения общего внеочередного собрания участников от 10.03.2020.
Суды отметили, что часть поступивших АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" и ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" на расчетный счет общества денежных средств (дополнительные взносы в уставной капитал общества) заявлена как использованная обществом в том числе на закладку фруктового сада интенсивного типа, уход за многолетними насаждениями и иные цели, непосредственно связанные с осуществлением обществом его основной хозяйственной деятельности для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) контрагентов, по взаимоотношениям с которыми в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года заявлены спорные налоговые вычеты.
Вместе с тем, суды указали, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.
Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 14-ФЗ каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества. Срок такой оплаты не может превышать четыре месяца с момента государственной регистрации общества. При этом доля каждого учредителя общества может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости.
Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 14-ФЗ в случае неполной оплаты доли в уставном капитале общества в течение срока, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 16, неоплаченная часть доли переходит к обществу. Такая часть доли должна быть реализована обществом в порядке и в сроки, которые установлены статьей 24 данного Закона.
Пунктом 3 статьи 19 Закона N 14-ФЗ предусмотрено, что если увеличение уставного капитала общества не состоялось, общество обязано в разумный срок вернуть участникам общества и третьим лицам, которые внесли вклады деньгами, их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок также уплатить проценты в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод, что неоплаченная доля "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" должна перейти к обществу.
Суды также учли, что часть полученных с 01.01.2020 по 30.09.2020 от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" денежных средств в сумме 297 473 тыс. рублей на увеличение уставного капитала общество использовало для осуществления предварительной оплаты за саженцы яблони в адрес поставщика ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", являющегося одновременно инвестором инвестиционного проекта. Последующая поставка саженцев не осуществлена, оплачены только авансовые платежи.
Перечисления с расчетного счета общества в адрес ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"", являющегося одновременно инвестором инвестиционного проекта, с 01.01.2019 по 30.09.2020 в качестве предварительной оплаты за саженцы яблони по договору от 29.07.2019 N 29/07/19 составили 487 473 тыс. рублей.
С 01.01.2019 по 30.09.2020 поступления на расчетный счет общества от ООО "Плодообъединение "Сады Ставрополья"" составили 52 658 тыс. рублей.
С учетом изложенного является правомерным вывод судебных инстанций, что участниками инвестиционного соглашения от 12.07.2019 для реализации проекта "Закладка фруктового сада на территории Карачаево-Черкесской Республики" фактически использовались бюджетные средства, полученные АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" из федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики в общем размере 526 315 800 рублей.
При этом вывод судов о фактическом получении обществом бюджетных средств путем изменения их статуса как бюджетных и намеренной их трансформации в полученные от обычной хозяйственной деятельности основан на правильном применении норм права к конкретным обстоятельствам спорной хозяйственной операции.
Довод инспекции об отсутствии у общества иных достаточных денежных средств и фактической возможности оплаты за приобретение саженцев и иных материалов для закладки фруктового сада иначе как с использованием бюджетных средств, является правильным и подтверждается материалами проведенной проверки, доказательств обратного обществом не приведено. Инспекцией правильно установлено, что основная часть затрат общества на приобретение товаров (работ, услуг), в отношении которых в 3 квартале 2020 года заявлен спорный налоговый вычет, фактически профинансирована за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Материалами дела подтверждается, что общество изначально ведет финансово-хозяйственную деятельность за счет средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкеской Республики.
Отклоняя довод общества о том, что для целей применения налогового вычета общество не обязано вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников, суды, руководствуясь пунктом 1 статьи 146, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса, обосновано указали, что если денежные средства в виде субсидий получены обществом из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку они не связаны с оплатой налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом необходимо учитывать, что поскольку принятие к вычету (возмещению) НДС, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета, суммы налога, уплаченные за счет средств данного бюджета, вычету не подлежат.
На основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что общество должно было вести раздельный учет, позволяющий определить доли затрат, финансируемых из федерального и республиканского бюджетов, а также за счет собственных средств. Согласно бремени доказывания в этой части лицо, претендующее на возмещение налога из бюджета по понесенным затратам, полностью либо частично компенсируемым из бюджета, должно представить соответствующие доказательства величины доли этих затрат.
На основании пункта 2.1, пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат вычету в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, вопрос о предоставлении налогоплательщику вычета по НДС необходимо решать с учетом того, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии и (или) бюджетной инвестиции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), и (или) суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Отклоняя довод общества со ссылкой на неприменение к спорным правоотношениям положения пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, суды отметили, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться частью 4 статьи 170 Кодекса, закрепляющей обязанность налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
При этом обществом не оспаривается, что в нарушение требований абзаца 3 пункта 2.1 статьи 170 Кодекса оно не вело раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и за счет собственных средств, и неправомерно приняло к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в 3 квартале 2020 года, включая расходы за счет бюджетных средств.
Таким образом, в связи с неведением налогоплательщиком раздельного учета у инспекции отсутствовали основания для принятия заявленных обществом налоговых вычетов. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о неправомерном предъявлении обществом к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в 3 квартале 2020 года за счет бюджетных средств.
С учетом изложенного являются обоснованными выводы о придании обществом бюджетным средствам статуса полученных от обычной хозяйственной деятельности; фактическом возмещении затрат общества на закладку сада за счет средств федерального бюджета и бюджета Карачаево-Черкесской Республики; необходимости применения в отношении налогоплательщика, действия которого направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, правовых последствий, которых он необоснованно пытался избежать; наличии у общества в связи с этим обязанности восстановить заявленный налоговый вычет из-за его необоснованного применения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суды поддержали позицию инспекции о том, что денежные средства, полученные обществом от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" имеют статус бюджетных, в связи с чем пришли к выводу, что суммы налога на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса вычету не подлежат. Доказательств обратного общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах являются правомерными выводы судов об отсутствии оснований для возмещения 6 872 177 рублей НДС за 3 квартал 2020 года вследствие совершения всеми участниками хозяйственных операций действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС (налоговых вычетов) из федерального бюджета, из которого обществу фактически по цепочке перечислены бюджетные субсидии на возмещение затрат на закладку фруктового сада.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу N А25-2314/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2.1, пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат вычету в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, вопрос о предоставлении налогоплательщику вычета по НДС необходимо решать с учетом того, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии и (или) бюджетной инвестиции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), и (или) суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Отклоняя довод общества со ссылкой на неприменение к спорным правоотношениям положения пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, суды отметили, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться частью 4 статьи 170 Кодекса, закрепляющей обязанность налогоплательщика вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
При этом обществом не оспаривается, что в нарушение требований абзаца 3 пункта 2.1 статьи 170 Кодекса оно не вело раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и за счет собственных средств, и неправомерно приняло к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в 3 квартале 2020 года, включая расходы за счет бюджетных средств.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, суды поддержали позицию инспекции о том, что денежные средства, полученные обществом от АО "Корпорация развития Карачаево-Черкесской Республики" имеют статус бюджетных, в связи с чем пришли к выводу, что суммы налога на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса вычету не подлежат. Доказательств обратного общество в материалы дела не представило."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2022 г. N Ф08-5071/22 по делу N А25-2314/2021