Ноу-хау и его защита
"Знать как"
Иная трактовка понятия
Передача ноу-хау
Часто в литературе секреты производства, или ноу-хау, относят к категории "интеллектуальная собственность" наряду с объектами авторского и патентного права. Вместе с тем условия их правовой охраны имеют существенные отличия. Прежде всего это проявляется в том, что права на ноу-хау не носят исключительного характера. Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности предполагает, что другие лица вправе использовать эти результаты только по договору с правообладателем даже в том случае, если они открыты для всеобщего ознакомления. В отношениях, связанных с использованием ноу-хау, этого нет, и право владельца на защиту от незаконного использования ноу-хау основано на том, что соблюдается специальный режим охраны - охрана в режиме коммерческой тайны. Все вопросы правовой защиты должны быть урегулированы в договоре о передаче (создании) ноу-хау.
В отличие от изобретений информация, являющаяся ноу-хау, не подлежит регистрации, а охраняется путем установления запрета разглашения для лиц, получивших доступ к ней.
"Знать как"
Что же означает понятие "ноу-хау" и в чем причины повышения роли передачи (торговли) ноу-хау в современных условиях?
Ноу-хау - это результат научно-технической деятельности, хотя на практике это понятие применяется не только в технике, но и в других областях. Понятие имеет очень широкое содержание, оно может охватывать всевозможную техническую и иную информацию, необходимую для производства какого-либо изделия, и представляющую собой определенную экономическую ценность.
В 70-х годах ХХ столетия Р. Л. Нарышкина писала, что "информация "ноу-хау" разнообразна по своему содержанию. Сюда могут входить изобретения (в том числе патентоспособные, на которые по каким-либо причинам не был получен патент) и научно-техническая информация, не являющаяся изобретением, но без знания которой не может быть налажено производство. Сюда же относят информацию нетехнологического характера, касающуюся экономики и организации производства, методов рекламы, вопросов финансирования и т.п.". (Нарышкина Р. Л. Некоторые проблемы охраны ноу-хау в праве США // Советское государство и право. 1974. N 10. С.116).
В статье 139 ГК РФ под ноу-хау, или коммерческой тайной, понимается информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу того что:
- о ней неизвестно третьим лицам;
- к ней нет свободного доступа на законном основании;
- обладатель информации принимает меры для охраны ее конфиденциальности.
- В судебной практике при определенной коммерческой ценности информации, как правило, используются два критерия: содержит ли она какие-либо новшества в плане применения технических, технологических, коммерческих и других знаний и даст ли использование этих новшеств положительный экономический эффект.
- Информация, составляющая ноу-хау, охраняется законом до тех пор, пока она защищается самим владельцем. Так, перечень относящихся к ней сведений закрепляется приказом руководителя организации, в котором также определяются и правила работы ее сотрудников с подобной информацией (в т.ч. ограничение доступа, запрет выносить документы за пределы организации, особые правила их хранения и т.п.).
- Информация, составляющая ноу-хау, может передаваться другим лицам путем заключения специального договора о ее передаче.
Следует отметить, что положения ГК РФ полностью соответствует нормам международного права о коммерческой тайне, в частности Парижской конвенции по охране промышленной собственности и ст.39 Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS), принятого Всемирной торговой организацией в 1995 г. Соглашение определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне. В этой части нормы ГК РФ и TRIPS полностью совпадают.
Иная трактовка понятия
Иное определение дается в постановлении Госкомстата России от 04.11.2002 N 209 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)": "Ноу-хау" - не имеющие охранного документа и не обладающие изобретательским уровнем полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, управленческого, финансового или иного характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
Под ноу-хау понимаются являющиеся секретными незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, включая методы, способы и навыки, необходимые для проектирования, расчетов, строительства и производства каких-либо изделий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и прочих работ; составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и прочие; методы и способы лечения; методы и способы добычи полезных ископаемых; спецификации, формулы и рецептура; документация, схемы организации производства, опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики и финансов и прочая недоступная широкой общественности информация".
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 и введенный в действие с 1 января 1996 г., определяет, что к нематериальным основным фондам (НА) предприятия относятся: наукоемкие промышленные технологии, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), торговые знаки, патенты, т. е. объекты интеллектуальной собственности, права владения которыми позволяют предприятию как продавать данные нематериальные фонды, так и использовать их в производстве в течение более одного года.
Конкретный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем или собственником организации. При составлении такого перечня необходимо учитывать нормы постановления Правительства РСФСР от 05.12.91 N 35.
Кроме того, при определении объектов, составляющих коммерческую тайну для конкретного предприятия, необходимо руководствоваться Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188.
Согласно данному документу к сведениям конфиденциального характера относятся "сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна)" (п.5), а также "сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них" (п.6).
Сотрудник организации для права работы с информацией, содержащей коммерческую тайну, обязан дать письменное обязательство по соблюдению режима коммерческой тайны. Эти обязательства фиксируются в трудовом договоре (контракте) или специальном соглашении о соблюдении режима коммерческой тайны. Так, на основании ст.57 Трудового кодекса РФ установлен открытый перечень дополнительных условий, которые могут быть включены в трудовой договор, в частности это условия о неразглашении коммерческой тайны.
Физические и юридические лица обязаны возместить ущерб за несанкционированное разглашение или использование коммерческой тайны. Основанием для предъявления иска является нарушение режима работы и хранения конфиденциальной информации. Обязанность хранить коммерческую и иную тайну возложена и на государственных служащих ФЗ от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы РФ" (с изм. и доп. по состоянию на 07.11.2000).
Передача ноу-хау
По договору о передаче ноу-хау передается само ноу-хау (информация), а не право на его использование. Как правило, она существует на материальном носителе, в форме документов (конструкторская документация, технические описания, формулы, методики и т.п.). В дополнение к ним возможна также передача опытных образцов изделий.
В договоре на передачу ноу-хау должны быть согласованы условия о предмете (какая информация передается), сроках передачи, размере вознаграждения, условие о праве на дальнейшую передачу и сохранение конфиденциальности, а также меры ответственности.
Важно оговорить вопрос, сохраняет ли продавец информации право использовать ее в собственной деятельности, а также вправе ли обе стороны заключать в будущем договоры на передачу этой же информации другим лицам.
Стороны договора принимают на себя жесткие обязательства по сохранению переданной информации в тайне и защите ее от незаконного доступа.
Передача ноу-хау может не только выступать предметом самостоятельного договора, но и включаться в качестве дополнительного условия в ряд других договоров. К примеру, патентный лицензионный договор может предусматривать передачу сопутствующего ему ноу-хау - информации о способах организации производства с использованием этого объекта и т.д. Передача секретов производства является также одним из условий договора коммерческой концессии.
Предметом договора коммерческой концессии (ст.1027 ГК РФ) является передача правообладателем пользователю комплекса исключительных прав, а также охраняемой коммерческой информации (ноу-хау), а его содержанием - условия использования последним этих прав в его собственной предпринимательский деятельности. Объектом обязательства по договору являются исключительные права и некоторые неисключительные права (информация), которые передаются в комплексе. В комплекс входит, во-первых, право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя и, во-вторых, - право на охраняемую коммерческую информацию. В комплекс могут входить и иные исключительные права в различной комбинации. Также следует отметить, что право пользования ноу-хау может быть внесено правообладателем в уставный капитал другой организации, что подтверждает постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", где указано, что в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В связи с этим таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или "ноу-хау". Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.
Е. Белова,
финансовый аналитик отдела управления интеллектуальной
собственностью ОАО "Объединенные консультанты "ФДП"
"эж-ЮРИСТ", N 43, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru