г. Краснодар |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А32-29277/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании, проводимом посредством веб-конференции, от истца - непубличного акционерного общества "Новопокровское дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 2344014453, ОГРН 1062344007318) - Капштык Ю.Н. (доверенность от 24.09.2021), в отсутствие ответчиков: администрации муниципального образования Тихорецкий район (ИНН 2354005874, ОГРН 1022304872061), администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, общества с ограниченной ответственностью "Дорожная строительная транспортная компания", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу непубличного акционерного общества "Новопокровское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А32-29277/2021, установил следующее.
НАО "Новопокровское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Тихорецкий район (далее - администрация), администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района, ООО "Дорожная строительная транспортная компания" (далее - компания) о признании недействительными результатов открытого конкурса в электронной форме N 0318300010721000073, наименование объекта закупки "Ремонт автомобильных дорог и тротуаров местного значения общего пользования".
Решением от 29.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что в конкурсной документации отсутствовал запрет на подтверждение опыта работы субподрядными договорами, не содержалось и требования о соответствии представляемых договоров по предмету закупки Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402). Исключенный комиссией договор сопоставим с муниципальным контрактом по предмету закупки, поэтому действия комиссии по определению победителя неправомерны.
В отзывах на жалобу администрация муниципального образования Тихорецкий район, администрация Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района и компания просят оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установили суды, 22.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0318300010721000073, объект закупки "Ремонт автомобильных дорог и тротуаров местного значения общего пользования".
Участниками открытого конкурса в электронной форме являлись ООО "СНАБДОРЛОГИСТИК", ООО "СТО "Формула", общество, индивидуальный предприниматель Сарибекян А.Д. и компания.
20 апреля 2021 года администрация разместила в ЕИС протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.04.2021, согласно которому все участники были допущены и признаны участниками открытого конкурса в электронной форме.
Согласно протоколу N 0318300010721000073-ЭК-3 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 21.04.2021 комиссия присвоила каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта, в соответствии с критериями и порядком рассмотрения и оценки заявок, приняла решение о присвоении первого и второго порядкового номера компании и обществу. Победителем открытого конкурса в электронной форме признана компания с количеством баллов 87,89 балла. Общество по результатам оценки набрало 71,49 балла.
Полагая, что при проведении открытого конкурса в электронной форме нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в суд с иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов; торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, если были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок (пункт 44 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии с пунктами 1 и 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" при рассмотрении требования о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов; лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством; нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Открытый конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика.
В пункте 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным Законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона N 44-ФЗ).
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (часть 7 статьи 53 Закона N 44-ФЗ).
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).
В целях реализации части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила (далее - Правила N 1085).
Из материалов дела видно, что заявка общества получила более низкий балл ввиду того, что из числа договоров, представленных им в качестве подтверждения опыта выполнения работ, комиссией исключен договор субподряда от 10.02.2020 N 89/953 на сумму 41 939 369 рублей 40 копеек (НАО "Павловское ДРСУ (генподрядчик) и НАО "Новопокровское ДРСУ (субподрядчик)), поскольку он не является подтверждением необходимого опыта участника.
Возражая против исключения названного договора, общество указало, что договор субподряда от 10.02.2020 N 89/953 на сумму 41 939 369 рублей 40 копеек сопоставим по предмету закупки, поскольку его предметом является выполнение работ ремонту автомобильных дорог общего пользования; работы по договору были выполнены самим участником (обществом); данный факт подтвержден актами выполненных работ по форме N КС-2 и КС-3.
Отклоняя доводы общества, суды исходили из того, договор субподряда от 10.02.2020 N 89/953 заключен обществом (субподрядчик) и НАО "Павловское ДРСУ" (генподрядчик) во исполнение государственного контракта от 09.01.2020 N 953.
Государственный контракт от 09.01.2020 N 953 заключен НАО "Павловское ДРСУ" (генподрядчик) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (заказчик) на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края в 2020 году в Тихорецком и Павловском районах.
Предметом договора субподряда от 10.02.2020 N 89/953 (пункт 1.2) установлено, что номенклатура работ, проводимых обществом, определяется действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - классификация), в разделах III и IV данного нормативного акта содержится перечень работ, относящихся к работам по ремонту автомобильных дорог (раздел III), и перечень работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 части 6 раздела IV классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и установив, что работы по договору субподряда от 10.02.2020 N 89/953 относятся к содержанию автомобильных дорог (восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий), то есть исключительно к разделу IV классификации, в то время как объектом спорной закупки является "Ремонт автомобильных дорог и тротуаров местного значения общего пользования" (раздел III классификации), суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.
Комиссия правомерно не приняла в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема договор субподряда на выполнение работ по восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края в 2020 году в Тихорецком районе, поскольку работы по содержанию автомобильных дорог (восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий) не являются работами сопоставимого характера в оспариваемой закупке.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А32-29277/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предметом договора субподряда от 10.02.2020 N 89/953 (пункт 1.2) установлено, что номенклатура работ, проводимых обществом, определяется действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - классификация), в разделах III и IV данного нормативного акта содержится перечень работ, относящихся к работам по ремонту автомобильных дорог (раздел III), и перечень работ по содержанию автомобильных дорог (раздел IV).
...
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и установив, что работы по договору субподряда от 10.02.2020 N 89/953 относятся к содержанию автомобильных дорог (восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий), то есть исключительно к разделу IV классификации, в то время как объектом спорной закупки является "Ремонт автомобильных дорог и тротуаров местного значения общего пользования" (раздел III классификации), суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июня 2022 г. N Ф08-5521/22 по делу N А32-29277/2021