Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2023 г. N 788
"Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие молодежной политики в Удмуртской Республике"
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Удмуртской Республики "Развитие молодежной политики в Удмуртской Республике".
Пункт 2 вступает в силу с 30 ноября 2023 г.
2. Агентству по молодежной политике Удмуртской Республики в связи с принятием государственной программы Удмуртской Республики, указанной в пункте 1 настоящего постановления, осуществить действия, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования" и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2023 года N 458 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Удмуртской Республики".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня подписания настоящего постановления.
Председатель Правительства |
Я.В. Семенов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 30 ноября 2023 г. N 788
Государственная программа
Удмуртской Республики "Развитие молодежной политики в Удмуртской Республике"
I. Стратегические приоритеты государственной программы Удмуртской Республики "Развитие молодежной политики в Удмуртской Республике"
1. Оценка текущего состояния сферы молодежной политики в Удмуртской Республике
Во исполнение Указа Главы Удмуртской Республики от 20 декабря 2021 года N 248 "О мерах по формированию отдельных исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики" осуществлена реорганизация Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики в форме создания и выделения из его состава Агентства по молодежной политике Удмуртской Республики.
Агентство по молодежной политике Удмуртской Республики (далее - Агентство) является исполнительным органом Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации молодежной политики в Удмуртской Республике и нормативному правовому регулированию, по управлению имуществом и оказанию государственных услуг в сфере молодежной политики в Удмуртской Республике, в сфере образования по вопросам аттестации педагогических работников государственных образовательных организаций Удмуртской Республики и муниципальных образовательных организаций в сфере молодежной политики в Удмуртской Республике, уполномоченным исполнительным органом Удмуртской Республики в сфере добровольчества (волонтерства), патриотического воспитания, государственной поддержки деятельности студенческих отрядов.
Численность молодых людей (в возрасте от 14 до 35 лет), проживающих в Удмуртской Республике, на 1 января 2023 года составляет 373 078 человек, что равно 25,87% от всего населения республики.
Организацию работы с молодежью на республиканском уровне осуществляют 2 учреждения, подведомственные Агентству: автономное учреждение Удмуртской Республики "Молодежный центр Удмуртской Республики", бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Центр профилактической работы с молодежью".
Суммарная штатная численность учреждений, реализующих молодежную политику на республиканском уровне, составляет 105,25 штатные единицы, из них 53 штатные единицы - это специалисты, соответствующие профессиональному стандарту "Специалист по работе с молодежью".
Общая численность работников учреждений, реализующих молодежную политику на муниципальном уровне, составляет 597 штатных единиц, из них 203 штатные единицы - это специалисты, соответствующие профессиональному стандарту "Специалист по работе с молодежью".
Отмечается факт негативной тенденции по оптимизации муниципальных служащих в сфере государственной молодежной политики. Отдельные структурные подразделения - секторы (отделы) с численностью от 1 до 3 человек - существуют лишь в 5 муниципальных образованиях в Удмуртской Республике, в 19 муниципальных образованиях в Удмуртской Республике действуют совмещенные структурные подразделения (совместно с физической культурой, спортом, культурой, туризмом). Общее количество сотрудников, должностные обязанности которых распространяются на государственную молодежную политику, в структурах администраций муниципальных образований в Удмуртской Республике по состоянию на 2023 год составляет 48 человек, то есть в среднем 2 человека на 1 муниципальное образование.
В целях реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, эффективного решения проблем молодежи активно используется программный метод.
Государственная молодежная политика является межотраслевой сферой, координирующей широкий спектр задач работы с молодежью, включая патриотическое воспитание и рост гражданского самосознания, содействие самореализации и развитию творческих способностей, организацию условий для досуга, профилактику негативных социальных явлений.
Одно из ключевых направлений реализации молодежной политики - патриотическое воспитание граждан. Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике, образовательных организаций, общественных объединений и иных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
В 2023 году система патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе включает:
36 военно-патриотических клубов, объединений, в которых создано 155 групп;
40 общеобразовательных организаций, в которых создано 299 кадетских классов различного профиля;
42 кадетские группы, осуществляющие деятельность на территории Удмуртской Республики;
165 паспортизированных музеев и 282 музейные комнаты в образовательных организациях;
13 поисковых отрядов, входящих в Удмуртскую республиканскую молодежную общественную организацию "Долг";
10 клубов патриотической направленности организаций высшего и среднего профессионального образования;
автономное общеобразовательное учреждение "Удмуртский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Валентина Георгиевича Старикова".
Во всех муниципальных образованиях в Удмуртской Республике созданы штабы и отряды регионального отделения Всероссийского военно- патриотического общественного движения "Юнармия" с общим охватом участников 14 152 человека (1 035 отрядов).
В гражданско-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, за период с января по октябрь 2023 года вовлечено 105 712 молодых людей.
В Удмуртской Республике ведется работа по увековечиванию памяти военнослужащих, погибших во время проведения специальной военной операции на территории Украины (далее - СВО):
1) установлена 51 мемориальная доска;
2) установлено 2 памятника: памятник "Защитникам Донбасса" в городе Ижевске на территории парка "Патриот"; бюст Героя России Александра Ефимова и восемь памятных досок, на которых высечены имена и фамилии военнослужащих, погибших в ходе СВО, в Сквере памяти города Можги на улице Наговицына;
3) открыто 3 "Парты Героя": "Парта Героя" Рылова Ивана Сергеевича в МБОУ "СОШ N 72" города Ижевска; "Парта Героя" Матвеева Вячеслава Сергеевича в МБОУ "Международный образовательный комплекс "Гармония" города Ижевска "Гармония"; "Парта Героя" Марьина Сергея Аркадьевича в Адамской школе Глазовского района;
4) проведено 5 спортивных турниров, посвященных памяти погибших участников СВО: межрегиональный турнир по абсолютно реальному бою, посвященный памяти воинов, погибших во время СВО, в Алнашском районе; республиканские соревнования среди сельских шахматистов и районный турнир по лазертагу, посвященный памяти участника СВО Пономарева Кирилла Васильевича, в селе Дебесы; турнир по футболу памяти участника СВО Рылова Ивана Сергеевича в городе Ижевске на стадионе "Торпедо"; районная спартакиада "Гвардия" памяти Андрея Лекомцева и Андрея Пыжьянова, погибших в ходе СВО, в Балезинском районе;
5) составляется "Книга Памяти", посвященная уроженцам Удмуртии, погибшим в ходе СВО.
Не менее важным направлением является профилактика асоциального поведения молодежи. Выстраивается система работы по социальной адаптации молодого поколения, формированию осознанного подхода, способствующего противодействию распространения деструктивных проявлений в молодежной среде.
По итогам 2022 года на учете в органах внутренних дел по Удмуртской Республике состояло 1511 несовершеннолетних, по итогам 9 месяцев 2023 года - 1 461 несовершеннолетний. Также за 6 месяцев 2023 года количество семей, признанных находящимися в социально опасном положении, составляет 1 469, что на 3,3% больше по сравнению с 2022 годом.
В рамках реализации профилактики деструктивного поведения подростков и организации практической помощи в их социализации и адаптации посредством профилактической работы, в том числе индивидуальной, реализуются мероприятия, проекты, форумы, слеты и межведомственные комиссии.
По данным социологических исследований, в последние годы молодежь Удмуртии особенно волнуют социально значимые проблемы: отсутствие собственного жилья, трудоустройство, нехватка денежных средств. Тем не менее молодые люди, преимущественно, обладают высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет государство из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Таким образом, для решения указанных проблем в государственной программе Удмуртской Республики "Развитие молодежной политики в Удмуртской Республике" (далее - государственная программа) предусмотрена реализация мероприятий, направленных на содействие социализации и самореализации молодежи, вовлечение в общественно значимую, в том числе добровольческую, деятельность.
Представленные проблемные вопросы свидетельствуют об актуальности разработанной системы мероприятий, направленных на формирование эффективного добровольческого (волонтерского) сообщества. Общее количество волонтеров в Удмуртской Республике по итогам 2022 года составило 64 373 человека. Количество волонтеров от Удмуртской Республики, зарегистрированных на платформе DOBRO.RU, составило 37 038 человек, из них в 2023 году зарегистрировалось 9 056 добровольцев. С целью популяризации добровольческой деятельности и привлечения добровольцев к участию в добровольческих мероприятиях 1 232 организатора регистрируют свои проекты и мероприятия на сайте dobro.ru (1 056 проектов зарегистрировано).
В рамках взаимодействия с Ассоциацией волонтерских центров и другими федеральными структурами ведется работа по внедрению федеральных проектов и программ в региональную повестку:
сопровождение и популяризация Международной Премии #МЫВМЕСТЕ;
взаимодействие с "серебряными" волонтерами.
В 2022 году автономное учреждение Удмуртской Республики "Молодежный центр Удмуртской Республики" стало победителем Всероссийского грантового конкурса "Молоды душой" в направлении "Добро.Центры. Молоды душой" среди субъектов Российской Федерации. На средства гранта в декабре 2023 года открыт "Добро.Центр "Молоды душой" в Удмуртской Республике, работа которого повысит уровень доступности участия граждан в добровольческой (волонтерской) деятельности и станет инструментом профилактики социального одиночества среди старшего поколения.
Кроме того, в рамках Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества "Регион добрых дел" Удмуртия неоднократно была победителем конкурсного отбора по предоставлению субсидии из федерального бюджета: 2019 год - 9,7 млн рублей, 2020 год - 5,9 млн рублей, 2023 год - 8,8 млн руб. В 2024 году появятся 3 центра общественного развития "Добро.Центр" - в городах Ижевске, Можге, селе Малая Пурга, направленных на помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и предоставляющих бесплатную юридическую и психологическую помощь. Будет реализовано шесть добровольческих практик.
Важное место в добровольческой деятельности отводится обучению волонтеров. В масштабах России обучение организовано в рамках федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование" на платформе "Добро.Университет". В 2023 году на онлайн-платформе обучение прошли 4 240 жителей Удмуртской Республики.
В рамках поставленных задач Агентство осуществляет работу по организации и содействию развитию проектно-грантовой деятельности в регионе. По итогам 3-х кварталов 2023 года общая сумма субсидий, привлеченных в Удмуртию за счет грантовых средств на реализацию молодежных проектов в рамках конкурсов Федерального агентства по делам молодежи, составила 142 294 035,00 рубля (в 2022 году - 200 766 605,00 рубля).
В 2022 году в рамках Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодежной политики в регионах России "Регион для молодых" (далее - конкурс "Регион для молодых") Удмуртская Республика получила федеральную субсидию в сумме 153,8 млн рублей, благодаря которой в регионе планируется открытие 5 обновленных молодежных центров - в городах Ижевске, Глазове, Сарапуле, Воткинске и Можге. Также запланирована реализация проектов и программ, направленных на поддержку талантливой и активной молодежи, отдельно выделяются проекты в сфере патриотического воспитания и профилактики негативного поведения в молодежной среде. В 2023 году Удмуртия в рамках конкурса "Регион для молодых" получила субсидию в размере более 73 млн рублей и вошла в топ-10 регионов страны по количеству набранных баллов. В рамках предоставленного финансирования планируется выполнить ремонт 5 молодежных центров - в Ярском, Балезинском, Сарапульском, Шарканском и Вавожском районах и провести республиканские молодежные мероприятия.
С целью создания развивающей и поддерживающей среды для личностного и профессионального роста молодежи, привлечения молодых граждан к участию в социально значимых республиканских и федеральных мероприятиях Агентством организована работа в рамках всероссийской форумной кампании - крупнейшего навигатора молодежных форумов и активностей. Так, в 2022 году молодежью Удмуртии было подано 1 729 заявок для участия в мероприятиях форумной кампании. 476 человек из Удмуртской Республики (из них 416 человек - офлайн, 60 человек - онлайн) посетили окружные форумы "Иволга", "Ладога", "Бирюса", федеральные площадки "Территория смыслов", "Таврида", международный молодежный форум "Евразия Global" и прочие.
Удмуртская Республика является одним из пилотных регионов, входящих во Всероссийскую программу по развитию молодежного предпринимательства Федерального агентства по делам молодежи. Программа состоит из пяти основных блоков: обучение и акселерация проектов, система наставничества, создание клуба молодых предпринимателей, проведение конкурсов и тематических мероприятий для молодых предпринимателей. Программа выстраивается в комплексную траекторию развития: от изучения основ предпринимательской деятельности до поддержки в масштабировании и развитии бизнеса. В рамках реализации данной программы в период с 4 по 8 августа 2022 года в городе Ижевске прошел Всероссийский форум молодых предпринимателей. Данная площадка объединила 300 человек от 18 до 35 лет (из них 100 человек из Удмуртской Республики) из 74 регионов России. Также в регионе функционирует клуб молодых предпринимателей с целью повышения социальной и экономической активности молодежи благодаря взаимодействию начинающих бизнесменов с опытными представителями бизнеса, органами государственной власти.
В целях развития молодежного туризма в 2023 году подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Агентством и автономной некоммерческой организацией "Больше, чем путешествие".
Сформирован и функционирует ряд туристических маршрутов для детей и молодежи, направленных на ознакомление с историей, культурой, природой удмуртского края, а также лицами, внесшими весомый вклад в развитие страны и республики.
Ежегодно в целях организации работы с талантливой молодежью на территории региона реализуются следующие проекты: фестиваль студенческого творчества "Студенческая весна", в котором принимают участие студенты образовательных организаций высшего и профессионального образования, премия "Студент года" также для студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования, имеющих особые достижения в учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни. В 2023 году в рамках Года молодежи в Удмуртии Агентством создана Лига КВН Родникового края. Участниками Лиги стали 24 команды (школьники, студенты и работающая молодежь). Для молодых стрит-арт художников в 2023 году организован граффити-фестиваль "Герои Удмуртии". Цель проекта - развитие уличного искусства, поддержка творчества молодых художников и привлечение их к созданию комфортной современной городской среды.
Особое внимание уделяется поддержке деятельности молодежных структур, действующих на предприятиях и в организациях республики, содействие профессиональной ориентации молодых граждан, созданию системы эффективной работы с молодыми специалистами предприятий, организаций является одним из важнейших направлений деятельности Агентства. С 1999 года для координации работы с молодежью предприятий, организаций и привлечения молодежи, работающей на предприятиях, в организациях, к участию в реализации государственной молодежной политики создан республиканский Совет работающей молодежи, куда входят представители структур по работе с молодежью на предприятиях и в организациях региона.
С целью популяризации молодежного самоуправления ежегодно Агентством проводятся следующие мероприятия для молодежи предприятий, организаций республики: республиканский фестиваль творчества работающей молодежи "Жара"; туристический фестиваль работающей молодежи; форум работающей молодежи.
Трудоустройство является одной из наиболее актуальных проблем для современной молодежи. Рынок труда представляет собой сложную систему, которая регулируется, с одной стороны, государством посредством законодательных и нормативных актов, государственных программ занятости населения, с другой стороны, действиями самих участников рынка - соотношением спроса и предложения на представителей различных профессий.
Агентством реализуются следующие мероприятия по данному направлению:
1. Организация временного трудоустройства подростков.
Ежегодно, на основании нормативных правовых актов Удмуртской Республики, в I - II кварталах проводятся республиканские конкурсы программ, участниками которых являются органы по делам молодежи муниципальных образований в Удмуртской Республике, общественные организации, учреждения, подведомственные Агентству. При подготовке к реализации программ особое внимание уделяется подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Преимущественное право получения финансовой поддержки имеют программы, предусматривающие привлечение к занятости детей, состоящих на различных видах учета. В 2022 году реализовано 146 программ с общим охватом 1366 человек. В 2023 году реализовано 123 программы с общим охватом 1346 человек. Основными работодателями для подростков являются молодежные центры, клубы по месту жительства, школы, библиотеки, центры социального обслуживания. Основными видами работ для подростков являются строительство и ремонт детских, спортивных площадок, благоустройство и озеленение социальных объектов, мест отдыха, благоустройство родников, социальная помощь пожилым людям.
2. Обучение по основным профессиональным программам на бесплатной основе участников студенческих отрядов по профессиям рабочих, должностям служащих, необходимым для осуществления трудовой деятельности в составе таких отрядов.
3. Расширение практики привлечения студенческих отрядов к организации занятости студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования и школьников в составе трудовых отрядов подростков в периоды каникул в различные отрасли экономики.
В 2022 году количество студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования в составе трудовых отрядов составило 1311 человек, школьников - 105 человек. В 2023 году количество студентов образовательных организаций высшего и профессионального образования в составе трудовых отрядов составило 1233 человека, школьников - 111 человек.
В формате проектного подхода в современных условиях активно участвуют в реализации государственной молодежной политики республиканские молодежные и детские организации (далее - МДОО) с целью развития личности ребенка, формирования его внутренней позиции и социальной активности.
МДОО выступают одними из главных партнеров Агентства по решению общественно-политических, социально значимых задач в сфере молодежной политики. Со своей стороны, Агентство оказывает информационно-методическую, финансовую, организационную поддержку, а также ведет реестр республиканских МДОО, в состав которого входят 32 организации.
По вопросам финансирования в 2022 - 2023 годах Агентством были проведены конкурсы на предоставление субсидий МДОО на общую сумму 36 685,00 тыс. рублей. За 2022 год всего было поддержано 60 проектов, программ, мероприятий от 21 МДОО, которые взаимодействуют с молодежью и детьми, на общую сумму 22 519,4 тыс. рублей. За 2023 год всего было поддержано 37 программ от 14 МДОО, которые взаимодействуют с молодежью и детьми, на общую сумму 14 165,6 тыс. рублей.
Реализация государственной программы позволит продолжить качественное развитие приоритетных направлений молодежной политики, создать условия для эффективного решения проблем молодежи.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере молодежной политики в Удмуртской Республике
Государственная программа разработана с учетом целей и задач, определенных федеральными нормативными правовыми актами, стратегическими и программными документами Российской Федерации:
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р.
Кроме того, при разработке целей и задач государственной программы учтены основные приоритеты социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренные Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ, Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383.
С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов приоритетным направлением государственной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.
Система целеполагания государственной программы включает в себя:
цель 1 - "Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, позволяющей защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала", которая характеризуется обеспечением доли детей и молодежи, охваченных патриотическими проектами, к 2030 году не менее 21,7%.
Для достижения указанной цели была поставлена следующая основная задача - реализация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики.
Основным механизмом достижения цели и решения задачи является реализация комплекса процессных мероприятий "Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе";
цель 2 - "Создание правовых, социально-экономических, политических, культурных и организационных условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку молодых граждан, и их самореализацию, в интересах общества и государства", которая характеризуется обеспечением числа молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, к 2030 году не менее 40 000 человек.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
создание условий для развития молодежной политики;
создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры.
Основным механизмом достижения цели и решения задач является реализация мероприятий регионального проекта "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России") (Удмуртская Республика)", а также комплексов процессных мероприятий "Содействие социализации и эффективной самореализации молодежи" и "Создание условий для реализации государственной программы";
цель 3 - "Развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в том числе студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения граждан в добровольческую деятельность", которая характеризуется обеспечением общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность к 2024 году не менее 0,0955 миллионов человек, а также достижением показателя "доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью", - к 2030 году не менее 15,0%.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности;
создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства).
Основным механизмом достижения цели и решения задач является реализация мероприятий регионального проекта "Социальная активность (Удмуртская Республика)", а также комплекса процессных мероприятий "Содействие социализации и эффективной самореализации молодежи";
цель 4 - "Обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений, предупреждение правонарушений и антиобщественных действий молодежи", которая характеризуется обеспечением доли молодежи, охваченной профилактическими мероприятиями, к 2030 году не менее 38%.
Для достижения указанной цели была поставлена следующая основная задача - реализация мероприятий профилактической направленности, а именно профилактика потребления и распространения наркотических веществ, профилактика правонарушений, противодействие экстремизму и терроризму, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей.
Основным механизмом достижения цели и решения задачи является реализация комплекса процессных мероприятий "Профилактика асоциального поведения молодежи".
В рамках комплекса процессных мероприятий "Создание условий для реализации государственной программы" поставлена задача по обеспечению деятельности и выполнению функций Агентства.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Возможности для самореализации и развития талантов".
Целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели к 2030 году - общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере молодежной политики в Удмуртской Республике
Для достижения целей государственной политики в сфере молодежной политики в Удмуртской Республике поставлены следующие задачи:
1) реализация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики. Основным механизмом достижения цели и решения задачи является реализация комплекса процессных мероприятий "Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе".
2) поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
3) выявление, сопровождение и поддержка молодежи, проявившей одаренность;
4) создание условий для развития молодежной политики. Основным механизмом достижения цели и решения задач является реализация мероприятий регионального проекта "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России") (Удмуртская Республика)", а также комплекса процессных мероприятий "Содействие социализации и эффективной самореализации молодежи";
5) содействие участию молодежи в добровольческой (волонтерской) деятельности. Основным механизмом достижения цели и решения задачи является реализация мероприятий регионального проекта "Социальная активность (Удмуртская Республика)", а также комплекса процессных мероприятий "Содействие социализации и эффективной самореализации молодежи";
6) реализация мероприятий профилактической направленности, а именно профилактика потребления и распространения наркотических веществ, профилактика правонарушений, противодействие экстремизму и терроризму, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей. Основным механизмом достижения цели и решения задачи является реализация комплекса процессных мероприятий "Профилактика асоциального поведения молодежи".
II. Предоставление субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике в рамках государственной программы
Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию программ комплексного развития молодежной политики на территории Удмуртской Республики и реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) приведен в приложении к государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Удмуртской Республики
"Развитие молодежной политики
в Удмуртской Республике"
Порядок
предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию программ комплексного развития молодежной политики на территории Удмуртской Республики и реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства)
1. Настоящий Порядок определяет правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике (далее соответственно - субсидия, муниципальное образование) на реализацию программ комплексного развития молодежной политики на территории Удмуртской Республики по итогам проведения Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодежной политики Российской Федерации "Регион для молодых" в рамках федерального проекта "Развитие системы поддержки молодежи" ("Молодежь России") и реализацию практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" в рамках федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программы комплексного развития).
2. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации следующих мероприятий Программ комплексного развития:
1) проведение капитального ремонта помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований;
2) проведение косметического ремонта, брендирование помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований;
3) приобретение оборудования и других материально-технических средств для молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований;
4) проведение методических и программных мероприятий, предусматривающих повышение эффективности реализации молодежной политики на территории Удмуртской Республики, проводимых муниципальными образованиями в рамках Программы комплексного развития: форумов, слетов, фестивалей, концертов, конкурсов, соревнований, выставок, кейс-чемпионатов, ярмарок карьеры, встреч с работодателями, образовательных мероприятий, лекториев, мастер-классов, личностных и компетентностных тренингов для молодежи, встреч с лидерами мнений, социальных акций и добровольческих мероприятий, в том числе конкурса лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел", образовательных мероприятий, проектов и программ для сотрудников сферы молодежной политики; организация проектных школ, акселераторов проектов, грантовых конкурсов и наставнических программ, исследований и мониторингов; реализация программ по профилактике и предупреждению социально-негативных явлений, программ социально-психологической поддержки и консультирования молодежи; создание и апробация методических материалов по различным направлениям молодежной политики (далее соответственно - мероприятия для молодежи, расходное обязательство муниципального образования).
Субсидии носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.
3. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования выражается в процентах и определяется с применением единого для всех муниципальных образований предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования, не превышающего 99 процентов.
4. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого будет осуществляться (осуществляется) за счет субсидии, может быть увеличен в одностороннем порядке, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера субсидии и не является основанием для изменения условий соглашения, определяющих уровень софинансирования.
5. Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований за счет и в пределах средств, предусмотренных Агентству по молодежной политике Удмуртской Республики (далее - Агентство), осуществляющему полномочия главного распорядителя средств бюджета Удмуртской Республики, законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, а также лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству в установленном порядке, в том числе средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке.
6. Условиями предоставления и расходования субсидии являются:
1) наличие муниципальных правовых актов, в результате принятия которых, возникли расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
2) обязательство администрации муниципального образования по достижению значений результатов использования субсидии;
3) использование субсидии на реализацию мероприятий, установленных пунктом 2 настоящего Порядка;
4) обязательство муниципального образования по возврату средств субсидии из бюджета муниципального образования в бюджет Удмуртской Республики при нарушении муниципальным образованием обязательств, указанных в соглашении о предоставлении субсидии (далее - Соглашение), в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка;
5) заключение Соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;
6) соблюдение уровня софинансирования, установленного Соглашением, при расходовании субсидии.
7. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является наличие в муниципальных программах (подпрограммах) мероприятий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка.
8. Агентство размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационное сообщение о начале приема заявок на предоставление субсидий с указанием времени, места, срока и порядка их приема (далее - информационное сообщение). Срок приема заявок не может быть менее десяти рабочих дней.
9. Администрации муниципальных образований представляют в Агентство в срок, указанный в информационном сообщении, следующие документы:
1) заявку на предоставление субсидии за подписью главы муниципального образования по форме, установленной Агентством, с обоснованием размера запрашиваемой субсидии;
2) выписку из муниципального правового акта, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Порядка;
3) расчет затрат (включающий в себя сведения по каждому объекту капитального ремонта, в том числе проектно-сметную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту объекта) для реализации мероприятий, проводимых для достижения результатов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, произведенный с учетом уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования, установленного в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка (далее соответственно - заявка, документы).
Документы, в том числе выписки из документов, представляемые в соответствии с подпунктами 2-4 настоящего пункта, должны быть заверены подписью главы муниципального образования или уполномоченных им лиц и скреплены печатью.
10. Агентство отказывает администрации муниципального образования в приеме заявки и документов в случаях:
1) представления документов с нарушением срока, установленного в информационном сообщении;
2) представления документов, не соответствующих требованиям, установленным в пункте 9 настоящего Порядка;
3) предоставление неполного комплекта документов, установленного пунктом 9 настоящего Порядка.
Отказ в приеме заявки и документов, представленных администрацией муниципального образования в Агентство, оформляется в письменной форме и направляется администрации муниципального образования в течение трех рабочих дней со дня представления заявки и документов в Агентство с указанием причины отказа.
После устранения причин, послуживших основанием для отказа в приеме заявки и документов, администрация муниципального образования вправе повторно представить заявку и документы в Агентство в пределах срока их приема, установленного в информационном сообщении.
11. При представлении администрацией муниципального образования заявки и документов, соответствующих требованиям, установленным в пункте 9 настоящего Порядка, заявка в день поступления в Агентство регистрируется в порядке очередности ее поступления в Агентство с присвоением регистрационного порядкового номера.
12. Агентство не позднее десяти рабочих дней со дня окончания срока приема заявок, указанного в информационном сообщении, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований. Решение Агентства оформляется приказом.
13. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
1) представление недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения;
2) несоответствие муниципального образования критерию отбора, предусмотренному пунктом 7 настоящего Порядка;
3) недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству на проведение мероприятий, проводимых для достижения результатов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, Агентство в течение десяти рабочих дней со дня принятия такого решения уведомляет о принятом решении администрацию муниципального образования с указанием причины отказа.
14. Агентство по результатам рассмотрения заявок и документов определяет получателей и размеры субсидий в соответствии со следующей методикой распределения субсидий между муниципальными образованиями на цели, установленные пунктом 2 настоящего Порядка:
1) на проведение капитального ремонта помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований, - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
2) на проведение косметического ремонта, брендирование помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований, - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
3) на приобретение оборудования и других материально-технических средств для молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований, - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию;
4) на проведение мероприятий для молодежи - пропорционально заявленному размеру субсидии к общей сумме размеров субсидий, заявленных муниципальными образованиями, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии по данному мероприятию.
15. Если при рассмотрении заявок и документов общая сумма субсидий, определенных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, превышает общий размер бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству на указанные цели на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Агентству в установленном порядке, Агентство определяет размер субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, пропорционально величине размеров субсидий бюджетам муниципальных образований, определенных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка.
16. Агентство по результатам рассмотрения заявок и документов направляет в Министерство финансов Удмуртской Республики предложение о распределении субсидий между бюджетами муниципальных образований для включения в проект закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики (проект закона Удмуртской Республики о внесении изменений в закон о бюджете Удмуртской Республики) на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Распределение субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Удмуртской Республики утверждается законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период.
При предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений (в части капитального ремонта объектов недвижимого имущества) адресное (пообъектное) распределение субсидий с указанием размеров субсидий, распределением по годам реализации и источникам их финансирования утверждается Правительством Удмуртской Республики в составе Перечня капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики, сформированного в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 апреля 2015 года N 179 "Об утверждении Положения о порядке финансирования капитального ремонта объектов капитального строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики".
17. Агентство заключает с администрациями муниципальных образований Соглашения в срок до 15 февраля очередного финансового года в отношении субсидий, распределение которых утверждено законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период (за исключением соглашений о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с законом Удмуртской Республики о внесении изменений в закон Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период, и которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона Удмуртской Республики) в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Удмуртской Республики, в государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики". В случае отсутствия технической возможности заключения соглашений в государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" соглашения заключаются на бумажном носителе.
В случае софинансирования расходного обязательства Удмуртской Республики по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований из федерального бюджета Соглашения заключаются на условиях, предусмотренных соглашениями о предоставлении средств из федерального бюджета.
Соглашения заключаются на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями, и не должен превышать срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и должны содержать информацию, установленную подпунктами 1 - 5, 12, 14 - 19 пункта 30 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12 декабря 2016 года N 508 (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
Основаниями для внесения изменений в Соглашение являются:
1) внесение в закон Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период изменений, предусматривающих уточнение в соответствующем финансовом году объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии;
2) сокращение размера субсидии по причине сокращения размера средств, необходимых для достижения значений результатов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Порядка, при условии достижения значения результата использования субсидии (в том числе по предложениям администраций муниципальных образований);
3) изменение сроков и мест проведения мероприятий, на реализацию которых предоставляется субсидия, при условии сохранения значений результатов использования субсидии.
Заключение Соглашений или внесение в заключенные Соглашения изменений, предусматривающих превышение предельного уровня софинансирования, предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка, не допускается.
В случае отказа администрации муниципального образования от заключения Соглашения субсидия не предоставляется.
18. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориального органа федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований.
19. Результатами использования субсидии являются:
1) в случае предоставления субсидии на проведение капитального ремонта помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований, - выполнение капитального ремонта помещений Молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований в Удмуртской Республике в сроки, установленные в Соглашении;
2) в случае предоставления субсидии на проведение косметического ремонта, брендирование помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований, - выполнение косметического ремонта, брендирование помещений молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований в Удмуртской Республике;
3) в случае предоставления субсидии на приобретение оборудования и других материально-технических средств для молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований, - приобретение оборудования и других материально-технических средств для молодежных центров, молодежных пространств, "Добро.Центров", относящихся к объектам муниципальной собственности муниципальных образований в Удмуртской Республике;
4) в случае предоставления субсидии на проведение мероприятий для молодежи - проведение мероприятий для молодежи.
Значения результатов использования субсидии устанавливаются Агентством в Соглашении.
20. Администрация муниципального образования, бюджету которого предоставлена субсидия, представляет в Агентство по формам и в сроки, устанавливаемым Агентством в Соглашении, следующую отчетность:
1) отчет об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;
2) отчет о достижении значений результатов использования субсидии;
3) иные отчеты в соответствии с Соглашением.
21. Контроль за соблюдением администрациями муниципальных образований условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляется Агентством.
Государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления и расходования субсидий, а также за соблюдением соглашений и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются субсидии, осуществляется Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики и Министерством финансов Удмуртской Республики.
22. Не использованный по состоянию на 1 января текущего финансового года остаток субсидии подлежит возврату в доход бюджета Удмуртской Республики в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в доход бюджета Удмуртской Республики, он подлежит взысканию в доход бюджета Удмуртской Республики в порядке, предусмотренном Министерством финансов Удмуртской Республики, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с решением Агентства о наличии потребности в субсидии, не использованной в отчетном финансовом году, согласованным с Министерством финансов Удмуртской Республики в определяемом им порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанной субсидии, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета муниципального образования, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанной субсидии, в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.
23. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидии к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
24. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности при невыполнении условий Соглашения, в том числе порядок и предельный объем сокращения субсидии в случае невыполнения муниципальным образованием условий предоставления субсидии и обязательств по целевому и эффективному использованию субсидии, установлены пунктами 39-51 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
25. Ответственность за целевое использование субсидии, полноту и достоверность представленных в Агентство документов и отчетов возлагается на администрацию муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2023 г. N 788 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие молодежной политики в Удмуртской Республике"
Вступает в силу с 1 января 2024 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу с 30 ноября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 28 декабря 2023 г. N 05281220232486
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 15 апреля 2024 г. N 317-р настоящий документ снят с контроля
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 31 июля 2024 г. N 402
Изменения вступают в силу с 31 июля 2024 г.