Особенности налоговой информации
Для получения полного представления о правовой природе налоговой тайны и об информации, которая может охраняться в режиме последней, необходимо в первую очередь раскрыть понятие конфиденциальной информации, а также содержание других правовых режимов охраны информации, существующих в РФ, и их соотношение с юридическим институтом "налоговая тайна".
Определение конфиденциальной информации дано в Законе от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Это документированная информация, доступ к которой ограничен российским законодательством.
Экономическая информация может находиться под охраной как одного, так и нескольких правовых режимов защиты. В режим налоговой тайны информация переходит после того, как она стала известна налоговому органу, таможенному органу или органу государственного внебюджетного фонда.
В соответствии со ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением определенных этой статьей видов сведений.
В ст.31 НК РФ указано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.
Очевидно, что при реализации указанных в ст.31 НК РФ прав налоговые органы получают огромный объем информации, который имеет ценность для заинтересованных лиц.
Однако вместе с правом получать от налогоплательщиков и налоговых агентов конфиденциальные сведения на налоговые органы возложена и закрепленная п.6 ст.32 НК РФ обязанность соблюдать налоговую тайну.
Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (далее - Порядок). Из п.1 Порядка следует, что конфиденциальную информацию от налоговых органов могут получать органы местного самоуправления, организации, уполномоченные лица и другие пользователи. Доступ последних обеспечивается в случаях, предусмотренных законодательством РФ. К примеру, в соответствии с п.34 ст.11 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" для осуществления возложенных на нее законом обязанностей милиция вправе получать сведения, составляющие налоговую тайну.
В настоящее время для получения конфиденциальной информации от налогового органа необходимо предоставить в данный орган запрос. В последнем обязательно должна быть ссылка на положение закона, обосновывающая право на получение информации, должен быть указан мотив запроса, напрямую связанный с выполнением возложенных законом обязанностей. Запрос должен быть заверен печатью и подписью должностного лица, которое направило его. Не соответствующие вышеизложенным требованиям запросы исполнению не подлежат (п.11 Порядка).
"Регистрационная" тайна...
С введением в действие ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" налоговые органы зачастую стали отказывать в предоставлении сведений о юридических лицах, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. При этом они ссылались на п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике.
В связи с этим Министерство РФ по налогам и сборам Письмом от 04.12.2002 указало налоговым органам на неправомерность подобных отказов.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (ст.6) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением персональной информации о гражданах. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается.
...И "долговая"
У налоговых органов нет четкой определенности и в вопросе того, являются ли сведения о задолженности налогоплательщика информацией, составляющей налоговую тайну.
Согласно Письму Министерства РФ по налогам и сборам от 05.03.2002 N ШС-6-14/252: "При отсутствии признаков налогового правонарушения неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и в соответствии с подп.3 п.1 ст.102 Кодекса сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну". Из содержания Письма не ясно: вправе ли налоговый орган разглашать сведения о величине задолженности, то есть о конкретной сумме долга налогоплательщика перед государством?
Опираясь на конструкцию правовых норм ст.102 НК РФ, можно сделать вывод, что нет. Так в соответствии с подп.3 п.1 ст.102 НК РФ к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Относятся ли сведения о величине задолженности налогоплательщика к сведениям о нарушении законодательства о налогах и сборах? Очевидно, что, нарушая законодательство о налогах и сборах, налогоплательщик совершает правонарушение, предусмотренное конкретной статьей упомянутой главы.
Включение информации о конкретной сумме задолженности налогоплательщика в понятие информации вступает в прямое противоречие с вышеуказанной главой НК РФ, а также со ст.23, 24 Конституции РФ.
Учитывая вышеизложенное, думается, что налоговый орган, руководствуясь подп.3 п.1 ст.102 НК РФ, вправе лишь сообщать любому лицу сведения о том, что конкретный налогоплательщик не уплатил налог, но не вправе разглашать сведения о величине его задолженности перед государством.
Сам налогоплательщик вправе обратиться в суд с требованием к государственному органу о возмещении причиненных подобными действиями убытков. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, согласно ст.1069 ГК РФ подлежит возмещению. Он возмещается соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Однако истец должен доказать наличие причинной связи между разглашением государственным органом налоговой тайны и понесенными налогоплательщиком экономическими убытками.
Д. Инякин,
юрист ОАО "Объединенные консультанты "ФДП"
"эж-ЮРИСТ", N 43, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru