г. Краснодар |
|
28 июня 2022 г. |
Дело N А01-2506/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Маркиной Т.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604360150, ОГРН 1197627022416), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Мобайл дриллинг движн. ЮГ" (ИНН 0105073694, ОГРН 1150105000100), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Коптяевой Натальи Борисовны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А01-2506/2021, установил следующее.
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мобайл дриллинг движн. ЮГ" (далее - общество) о взыскании 20 705 рублей 92 копеек ущерба, причиненного в результате несвоевременного представления обществом индивидуальных сведений, повлекших переплату пенсии Коптяевой Наталье Борисовне.
Определением от 08.09.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Коптяеву Наталью Борисовну.
Решением суда от 27.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что учреждение не доказало наличие причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением обществом сведений за январь 2019 года по форме СВЗ-М на Коптяеву Н.Б. и возникновением убытков.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указал, что решение о выплате Коптяевой Н.Б. пенсии с учетом индексации принято по причине предоставления обществом сведений о работе указанного лица за январь 2019 года с нарушением установленного законом срока. Учреждение обнаружило ошибку 22.04.2020, в связи с чем предложило обществу выплатить убытки, причиненные его неправомерными действиями.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, учреждение установило, что 19.02.2020 общество представило сведения о застрахованных лицах (дополняющая форма за январь 2019 года) на 194 застрахованных лица, в том числе на Коптяеву Н.Б., сведения о которой отсутствовали в исходной форме за январь 2019 года.
Данный факт повлек индексацию учреждением пенсии указанному физическому лицу в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) с 01.01.2019 по 31.03.2020 и ее выплату за этот период с разницей в сумме 20 705 рублей 92 копеек.
По мнению учреждения, непредставление обществом в срок указанных сведений повлекло за собой переплату пенсии в связи с неосновательно прошедшей индексацией и перерасход средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
С целью досудебного урегулирования спора в адрес общества направлена претензия от 22.04.2020 N 13-19/1-2319 с предложением о добровольной уплате неосновательно полученной суммы индексации пенсии.
Поскольку общество не возвратило переплату 20 705 рублей 92 копеек пенсии, учреждение обратилось в суд.
При рассмотрении дела суды обоснованно руководствовались статьей 1, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, возлагающими на страхователя обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц), представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию по Закону N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, получил сведения от страхователя в порядке пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суды установили, что обществу как страхователю следовало представить сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года не позднее 15.02.2019. Однако, отчет за январь 2019 года с информацией о Коптяевой Н.Б. оно представило позже срока, установленного законом (19.02.2019), но ранее выплаты Коптяевой Н.Б. спорной суммы индексации пенсии. Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии, отсутствует. Излишняя выплата страховой пенсии не обусловлена непредставлением работодателем сведений по форме СЗВ-М за отчетный период (январь 2019 года). Сведения о нарушении обществом сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за предшествующие или последующие периоды в материалах дела отсутствуют. Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года представлены ответчиком своевременно (06.03.2019). Перерасчет размера страховой пенсии произведен учреждением после получения сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2019 года. Решением учреждения от 19.03.2019 Коптяевой Н.Б. с 01.01.2019 проиндексирована страховая пенсия по статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, в апреле 2019 года произведена доплата пенсии с учетом произведенной индексации, т. е. после представления обществом сведений по форме СЗВ-М в отношении Коптяевой Н.Б. (19.02.2020), поэтому ему следовало уточнить осуществление (прекращение) пенсионером Коптяевой Н.Б. работы в обществе. Информация о Коптяевой Н.Б. содержится в сведениях за февраль 2019 года (представлена 06.03.2019), за март 2019 года (представлена 09.04.2019). Эти обстоятельства подтверждаются соответствующими отчетами, протоколами контроля. Перерасчет размера страховой пенсии, произведенный учреждением, включает в себя периоды, когда оно располагало сведениями о застрахованном лице как работающем пенсионере.
Как правильно указали судебные инстанции, получив своевременно сведения за февраль 2019 года о застрахованном лице, имея возможность и установленную законом обязанность, учреждение не уточнило сведения о его трудовой деятельности в январе 2019 года и проиндексировало его пенсию. Такие бездействие и неосмотрительность учреждения суды признали причиной понесенных убытков, что, исходя из статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно признано основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Поскольку учреждение не доказало наличие причинно-следственной связи между действиями общества по непредставлению сведений за январь 2019 года по форме СВЗ-М и возникновением у учреждения заявленных убытков, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Такой правовой подход не противоречит сформированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2021 N 308-ЭС21-13087.
Выводы судов об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2022 по делу N А01-2506/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что обществу как страхователю следовало представить сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года не позднее 15.02.2019. Однако, отчет за январь 2019 года с информацией о Коптяевой Н.Б. оно представило позже срока, установленного законом (19.02.2019), но ранее выплаты Коптяевой Н.Б. спорной суммы индексации пенсии. Причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных сумм страховой пенсии, отсутствует. Излишняя выплата страховой пенсии не обусловлена непредставлением работодателем сведений по форме СЗВ-М за отчетный период (январь 2019 года). Сведения о нарушении обществом сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за предшествующие или последующие периоды в материалах дела отсутствуют. Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года представлены ответчиком своевременно (06.03.2019). Перерасчет размера страховой пенсии произведен учреждением после получения сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2019 года. Решением учреждения от 19.03.2019 Коптяевой Н.Б. с 01.01.2019 проиндексирована страховая пенсия по статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, в апреле 2019 года произведена доплата пенсии с учетом произведенной индексации, т. е. после представления обществом сведений по форме СЗВ-М в отношении Коптяевой Н.Б. (19.02.2020), поэтому ему следовало уточнить осуществление (прекращение) пенсионером Коптяевой Н.Б. работы в обществе. Информация о Коптяевой Н.Б. содержится в сведениях за февраль 2019 года (представлена 06.03.2019), за март 2019 года (представлена 09.04.2019). Эти обстоятельства подтверждаются соответствующими отчетами, протоколами контроля. Перерасчет размера страховой пенсии, произведенный учреждением, включает в себя периоды, когда оно располагало сведениями о застрахованном лице как работающем пенсионере.
Как правильно указали судебные инстанции, получив своевременно сведения за февраль 2019 года о застрахованном лице, имея возможность и установленную законом обязанность, учреждение не уточнило сведения о его трудовой деятельности в январе 2019 года и проиндексировало его пенсию. Такие бездействие и неосмотрительность учреждения суды признали причиной понесенных убытков, что, исходя из статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно признано основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Поскольку учреждение не доказало наличие причинно-следственной связи между действиями общества по непредставлению сведений за январь 2019 года по форме СВЗ-М и возникновением у учреждения заявленных убытков, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Такой правовой подход не противоречит сформированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2021 N 308-ЭС21-13087."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июня 2022 г. N Ф08-5462/22 по делу N А01-2506/2021