Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
1. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят и реализуется с 2019 года федеральный проект "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, в 2020 - 2022 годах в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
По итогам 2022 года системой долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, охвачены 106 человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе.
2. Основными проблемами в сфере социального обслуживания являются:
1) низкая обеспеченность населения организациями, осуществляющими стационарное социальное обслуживание;
2) наличие очереди на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты и дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов. Очередь на стационарное социальное обслуживание составляет около 200 человек, средний срок ожидания в очереди превышает 4 года;
3) несоответствие большинства зданий организаций социального обслуживания, оказывающих социальные услуги с круглосуточным пребыванием людей, современным требованиям безопасности и комфортности (дефицит сейсмостойкости, низкая степень огнестойкости);
4) отсутствие инфраструктуры для развития стационарозамещающих форм социального обслуживания (сопровождаемого проживания инвалидов, центров дневного пребывания) и внедрения новых направлений работы в сфере социальной защиты (ночлежка для лиц без определенного места жительства, вытрезвители, социальная гостиница);
5) высокий уровень износа оборудования, используемого в целях обеспечения мероприятий по социально-медицинской реабилитации.
3. Наибольшую социальную значимость в сфере социальной защиты в Камчатском крае имеет строительство интерната для граждан пожилого возраста.
4. В целях достижения целевых показателей, определенных абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Камчатском крае утверждена региональная программа "Снижение доли населения Камчатского края с доходами ниже границы бедности на период до 2030 года", целью которой является достижение целевых показателей "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", характеризующих исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
5. В результате реализации региональной программы "Снижение доли населения Камчатского края с доходами ниже границы бедности на период до 2030 года" планируется:
1) снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Камчатском крае до уровня 8,4 процента к концу 2030 года;
2) рост к 2030 году реальных располагаемых доходов населения более чем на 25 процентов по отношению к 2022 году;
3) доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, к 2025 году составит 4,0 процента;
4) доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в общей численности государственной социальной помощи на основании социального контракта, к концу 2025 году составит 28,6 процента.
6. За 2022 год результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Камчатском крае стало заключение 462 социальных контрактов, что составило 96,65 процентов.
В 2022 году в Камчатском крае соблюдены требования, установленные федеральными правилами, по неукоснительному соблюдению установленных долей по заключаемым социальным контрактам на реализацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи в форме социального контракта.
Количество граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в 2022 году составило 1 198 человек (заявители и члены их семей). Таким образом государственной социальной помощью на основании социального контракта охвачено 3 процента от всех малоимущих граждан, проживающих в Камчатском крае (40 000 человек - по данным Росстата).
7. В Камчатском крае приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет, единовременная выплата при рождении первого ребенка, выплата краевого материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка, единовременная выплата на приобретение транспортного средства многодетным семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей), реализуемые в рамках Программы.
В рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" и Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1298-р, в Камчатском крае с 1 января 2019 года осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости, предоставляются единовременная выплата при рождении первого ребенка, а также краевой материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. В 2021 году данные меры поддержки предоставлены 1 301 семье, в 2022 году - 1 384 семьям.
В рамках Закона Камчатского края от 16.12.2009 N 352 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае" за счет средств краевого бюджета предоставляются единовременные, ежегодные и ежемесячные выплаты семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, в 2021 году данные меры поддержки получили 4 060 многодетных семей, воспитывающих 13 450 детей, в 2022 году - 4 437 семей, воспитывающих 14 827 детей.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, в целях создания системы мер социальной поддержки семей с детьми и сведения к минимуму риска бедности таких семей Федеральным законом от 21.11.2022 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - ежемесячное пособие).
Ежемесячное пособие предоставляется Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю беременным женщинам и одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Камчатском крае.
8. В целях соблюдения федерального законодательства в Камчатском крае осуществляется обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В этих целях осуществляется ведение реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Камчатского края, который включает 724 объекта по различным сферам деятельности.
В 2022 году результатом практической реализации обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур стало обеспечение различной степени доступности 509 объектов социальной инфраструктуры.
9. В части реализации мероприятий по формированию комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам обеспечивается оснащение пунктов проката технических средств реабилитации инвалидов техническими средствами, в том числе предназначенными для занятий адаптивным спортом, реабилитационным оборудованием, коррекционно-развивающими материалами.
10. В Камчатском крае реализуется практика привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в сферу социального обслуживания. Привлечение СОНКО в сферу социального обслуживания позволяет разнообразить спектр предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания, улучшить их качество и доступность для различных категорий граждан.
В целях создания условий по развитию эффективной деятельности негосударственных организаций в социальной сфере Камчатского края осуществляются мероприятия по финансовой поддержке деятельности негосударственных организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг. Задачами реализации указанных мероприятий являются увеличение удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания в общем организаций социального обслуживания всех форм собственности.
На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных организаций. В 2022 году предоставлены субсидии 4 негосударственным организациям в общем объеме 61,1 млн рублей.
В целях качественной и доступной системы социальных услуг осуществляется развитие и модернизация организаций социального обслуживания.
11. Одной из значимых государственных задач является социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация работы по их семейному устройству, либо временному пребыванию в организациях для детей-сирот, а также защита их прав, в том числе обеспечение жильем.
Комплексные меры, предпринимаемые в Камчатском крае, позволили значительно сократить численность детей в региональном банке данных о детях-сиротах.
Выстроена система материального стимулирования и поощрения граждан, которые берут детей-сирот на воспитание в свои семьи.
Защита имущественных прав детей-сирот и организация работы по обеспечению данной категории детей жилыми помещениями является неотъемлемой частью комплекса мер государственной поддержки граждан указанной категории. В 2023 году сняты с учета 130 нуждающихся в жилых помещениях в связи с их обеспеченностью.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
12. Приоритеты региональной политики в сфере реализации Программы определены исходя из:
1) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
2) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
3) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
4) Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р;
5) Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
6) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
7) Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2030 года;
8) Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р;
9) Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1298-р;
10) Плана мероприятий ("дорожной картой") по развитию в Камчатском крае стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Камчатского края от 01.02.2021 N 38-РП;
11) Плана мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации в Камчатском крае второго этапа "Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года", утвержденного Правительством Камчатского края от 01.10.2021 N 483-РП;
12) Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П.
13. К приоритетным направлениям социальной политики в Камчатском крае, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, отнесены, в том числе:
1) модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
2) обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
3) развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
4) создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
5) формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам;
6) повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
7) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Камчатского края, повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации.
14. Исходя из вышеуказанных приоритетных направлений региональной политики в сфере реализации Программы целями Программы являются:
1) повышение доступности социального обслуживания населения и сохранение на уровне 100 процентов до 2030 года;
2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
3) формирование безбарьерной среды посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 80,2 процентов к 2030 году;
4) повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году;
5) повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
6) обеспечение социальной поддержки семей при рождении детей.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере социальной защиты населения
15. Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа Российской Федерации и развития человеческого потенциала, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, обеспечивается путем решения задач:
1) по снижению уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов;
2) по повышению качества социальных услуг и их доступности для всех граждан;
3) по формированию условий для активного участия в жизни общества лиц старших возрастных групп;
4) по повышению рождаемости;
5) по увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
16. Решение указанных задач напрямую связано с достижением национальных целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализуемых в рамках Программы.
Таким образом, решение указанных задач достигается в рамках реализации мероприятий Программы, направленных на улучшение уровня жизни семей при рождении детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, лиц пожилого возраста и иных категорий граждан, в том числе путем предоставления мер социальной поддержки и совершенствования системы социального обслуживания.
4. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями
17. Мероприятия Программы направлены на решение отдельных стратегических приоритетов, целей и показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
18. Структурные элементы Программы с учетом задач, характеризующих структурные элементы, соотнесены:
1) с национальной целью развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", путем реализации:
а) регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей", входящего в национальный проект "Демография", направленного на достижение показателя "Обеспечение устойчивого роста населения численности населения Российской Федерации", в рамках реализации мероприятия (результата) "Обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей";
б) регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения", входящего в национальный проект "Демография", направленного на достижение показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни", в рамках реализации мероприятий (результатов) "Лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, нуждающиеся в социальном обслуживании, обеспечены системой долговременного ухода" и "Повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста";
в) регионального проекта "Повышение уровня доступности и качества приоритетных объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", направленного на достижение показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни", в рамках реализации мероприятий (результатов) "Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационными услугам, включая создание условий обучения инвалидов в образовательных организациях" и "Обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
г) регионального проекта "Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития", направленного на достижение показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни", в рамках реализации мероприятий (результатов) "Обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационными услугам, включая создание условий обучения инвалидов в образовательных организациях" и "Обеспечение доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
2) с национальной целью развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", путем реализации комплекса процессных мероприятий "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций", направленного на достижение показателя "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов", в рамках задачи "Создание условий для развития и эффективной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольчества (волонтерства) в социальной сфере";
3) с достижением целевого показателя "Обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации" в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" посредством реализации мер поддержки, включающих в себя в том числе предоставление материнского (семейного) капитала, краевого материнского (семейного) капитала, предоставление ежемесячных денежных выплат семьям с тремя и более детьми в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возрасте трех лет, реализуемые в рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении семей (Камчатский край)";
4) с реализацией мер социальной поддержки Программы, в рамках которых предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта, оказывается государственная поддержка семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беременным женщинам и иным категориям граждан, оказывающих непосредственное влияние на показатель "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей";
5) с достижением целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет" национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" в рамках реализации мероприятий, способствующих созданию и внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, приведению в надлежащее состояние зданий организаций социального обслуживания, а также организации доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на профилактические осмотры и диспансеризацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.