Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Программы
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
1. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят и реализуется с 2019 года федеральный проект "Старшее поколение" национального проекта "Демография".
В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, в 2020 - 2022 годах в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
По итогам 2022 года системой долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, охвачены 106 человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в уходе.
2. Основными проблемами в сфере социального обслуживания являются:
1) низкая обеспеченность населения организациями, осуществляющими стационарное социальное обслуживание;
2) наличие очереди на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты и дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов. Очередь на стационарное социальное обслуживание составляет около 200 человек, средний срок ожидания в очереди превышает 4 года;
3) несоответствие большинства зданий организаций социального обслуживания, оказывающих социальные услуги с круглосуточным пребыванием людей, современным требованиям безопасности и комфортности (дефицит сейсмостойкости, низкая степень огнестойкости);
4) отсутствие инфраструктуры для развития стационарозамещающих форм социального обслуживания (сопровождаемого проживания инвалидов, центров дневного пребывания) и внедрения новых направлений работы в сфере социальной защиты (ночлежка для лиц без определенного места жительства, вытрезвители, социальная гостиница);
5) высокий уровень износа оборудования, используемого в целях обеспечения мероприятий по социально-медицинской реабилитации.
3. Наибольшую социальную значимость в сфере социальной защиты в Камчатском крае имеет строительство интерната для граждан пожилого возраста.
4. В целях достижения целевых показателей, определенных абзацем четвертым подпункта "а" и абзацем третьим подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в Камчатском крае утверждена региональная программа "Снижение доли населения Камчатского края с доходами ниже границы бедности на период до 2030 года", целью которой является достижение целевых показателей "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", характеризующих исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
5. В результате реализации региональной программы "Снижение доли населения Камчатского края с доходами ниже границы бедности на период до 2030 года" планируется:
1) снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Камчатском крае до уровня 8,4 процента к концу 2030 года;
2) рост к 2030 году реальных располагаемых доходов населения более чем на 25 процентов по отношению к 2022 году;
3) доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, к 2025 году составит 4,0 процента;
4) доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию в общей численности государственной социальной помощи на основании социального контракта, к концу 2025 году составит 28,6 процента.
6. За 2022 год результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Камчатском крае стало заключение 462 социальных контрактов, что составило 96,65 процентов.
В 2022 году в Камчатском крае соблюдены требования, установленные федеральными правилами, по неукоснительному соблюдению установленных долей по заключаемым социальным контрактам на реализацию мероприятий по оказанию государственной социальной помощи в форме социального контракта.
Количество граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в 2022 году составило 1 198 человек (заявители и члены их семей). Таким образом государственной социальной помощью на основании социального контракта охвачено 3 процента от всех малоимущих граждан, проживающих в Камчатском крае (40 000 человек - по данным Росстата).
7. В Камчатском крае приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет, единовременная выплата при рождении первого ребенка, выплата краевого материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребенка, единовременная выплата на приобретение транспортного средства многодетным семьям, воспитывающим восемь и более несовершеннолетних детей), реализуемые в рамках Программы.
В рамках регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" и Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1298-р, в Камчатском крае с 1 января 2019 года осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости, предоставляются единовременная выплата при рождении первого ребенка, а также краевой материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. В 2021 году данные меры поддержки предоставлены 1 301 семье, в 2022 году - 1 384 семьям.
В рамках Закона Камчатского края от 16.12.2009 N 352 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Камчатском крае" за счет средств краевого бюджета предоставляются единовременные, ежегодные и ежемесячные выплаты семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, в 2021 году данные меры поддержки получили 4 060 многодетных семей, воспитывающих 13 450 детей, в 2022 году - 4 437 семей, воспитывающих 14 827 детей.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021, в целях создания системы мер социальной поддержки семей с детьми и сведения к минимуму риска бедности таких семей Федеральным законом от 21.11.2022 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (далее - ежемесячное пособие).
Ежемесячное пособие предоставляется Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю беременным женщинам и одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Камчатском крае.
8. В целях соблюдения федерального законодательства в Камчатском крае осуществляется обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В этих целях осуществляется ведение реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Камчатского края, который включает 724 объекта по различным сферам деятельности.
В 2022 году результатом практической реализации обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур стало обеспечение различной степени доступности 509 объектов социальной инфраструктуры.
9. В части реализации мероприятий по формированию комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам обеспечивается оснащение пунктов проката технических средств реабилитации инвалидов техническими средствами, в том числе предназначенными для занятий адаптивным спортом, реабилитационным оборудованием, коррекционно-развивающими материалами.
10. В Камчатском крае реализуется практика привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в сферу социального обслуживания. Привлечение СОНКО в сферу социального обслуживания позволяет разнообразить спектр предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания, улучшить их качество и доступность для различных категорий граждан.
В целях создания условий по развитию эффективной деятельности негосударственных организаций в социальной сфере Камчатского края осуществляются мероприятия по финансовой поддержке деятельности негосударственных организаций, включенных в реестр поставщиков социальных услуг. Задачами реализации указанных мероприятий являются увеличение удельного веса негосударственных организаций социального обслуживания в общем организаций социального обслуживания всех форм собственности.
На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных организаций. В 2022 году предоставлены субсидии 4 негосударственным организациям в общем объеме 61,1 млн рублей.
В целях качественной и доступной системы социальных услуг осуществляется развитие и модернизация организаций социального обслуживания.
11. Одной из значимых государственных задач является социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация работы по их семейному устройству, либо временному пребыванию в организациях для детей-сирот, а также защита их прав, в том числе обеспечение жильем.
Комплексные меры, предпринимаемые в Камчатском крае, позволили значительно сократить численность детей в региональном банке данных о детях-сиротах.
Выстроена система материального стимулирования и поощрения граждан, которые берут детей-сирот на воспитание в свои семьи.
Защита имущественных прав детей-сирот и организация работы по обеспечению данной категории детей жилыми помещениями является неотъемлемой частью комплекса мер государственной поддержки граждан указанной категории. В 2023 году сняты с учета 130 нуждающихся в жилых помещениях в связи с их обеспеченностью.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
12. Приоритеты региональной политики в сфере реализации Программы определены исходя из:
1) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
2) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
3) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
4) Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р;
5) Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
6) Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400;
7) Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2030 года;
8) Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р;
9) Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1298-р;
10) Плана мероприятий ("дорожной картой") по развитию в Камчатском крае стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Камчатского края от 01.02.2021 N 38-РП;
11) Плана мероприятий на 2021 - 2025 годы по реализации в Камчатском крае второго этапа "Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года", утвержденного Правительством Камчатского края от 01.10.2021 N 483-РП;
12) Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П.
13. К приоритетным направлениям социальной политики в Камчатском крае, определенным вышеуказанными нормативными правовыми актами, отнесены, в том числе:
1) модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
2) обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
3) развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
4) создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
5) формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам;
6) повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
7) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Камчатского края, повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации.
14. Исходя из вышеуказанных приоритетных направлений региональной политики в сфере реализации Программы целями Программы являются:
1) повышение доступности социального обслуживания населения и сохранение на уровне 100 процентов до 2030 года;
2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
3) формирование безбарьерной среды посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 80,2 процентов к 2030 году;
4) повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году;
5) повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
6) обеспечение социальной поддержки семей при рождении детей.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере социаль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.