Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Совета министров
Республики Крым
от "28" декабря 2023 года N 2488-р
Бюджетный прогноз Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан на основании стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года, прогноза социально-экономического развития Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период, сведений о показателях ресурсного обеспечения государственных программ Республики Крым на период их действия, а также с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период, долговой политики Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период.
При подготовке Бюджетного прогноза учтены стратегические цели, определенные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - указы Президента N 204 и N 474), в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года, в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Целью разработки Бюджетного прогноза является оценка основных параметров бюджета Республики Крым на долгосрочный период, позволяющая обеспечить необходимый уровень сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Крым, улучшение состояния бюджетной системы и достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Крым.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной и налоговой политики Республики Крым на долгосрочный период с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения, комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, обеспечению эффективности государственного и муниципального управления.
Выстраивание долгосрочной взаимосвязи между экономическими параметрами, структурой учреждений, финансируемых из бюджета Республики Крым, общегосударственными и региональными задачами экономического и бюджетного направлений требует создания бюджетных стратегий, то есть совокупности стратегических решений во взаимосвязи с прогнозными параметрами доходов и расходов.
Задачами Бюджетного прогноза являются обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета Республики Крым на долгосрочный период, профилактика бюджетных рисков, в том числе путем принятия мер по минимизации негативных последствий жесткой санкционной политики в отношении Российской Федерации и Республики Крым, оценка показателей финансового обеспечения государственных программ Республики Крым, актуализация основных параметров бюджета Республики Крым на долгосрочный период в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.
2. Основные подходы к формированию бюджетной политики Республики Крым на долгосрочный период
Бюджетная и налоговая политика Республики Крым на долгосрочный период (далее - бюджетная политика Республики Крым) как составная часть экономической политики Республики Крым нацелена на обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие Республики Крым в целях реализации задач, определенных стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года и прогнозом социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года.
Для достижения целей и решения задач бюджетной политики Республики Крым необходимо соблюдение следующих основных принципов:
- преемственность реализуемых мер, направленных на обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Республики Крым;
- сохранение объема государственного долга Республики Крым на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;
- полнота прогнозирования (учета) финансовых и нефинансовых ресурсов (активов);
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
- обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличия нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
- совершенствование механизмов обоснования бюджетных ассигнований;
- создание механизмов повышения эффективности бюджетных расходов;
- регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы Республики Крым.
Приоритетом бюджетной политики Республики Крым остается реализация указов Президента N 204 и N 474, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения средней заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Ключевыми направлениями бюджетной политики Республики Крым являются:
- реализация мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Крым, включенных в Программу оздоровления государственных финансов Республики Крым на 2018 - 2026 годы, утверждённую распоряжением Совета министров Республики Крым от 28 сентября 2018 года N 1157-р;
- обеспечение установления региональных налоговых льгот с обязательной оценкой эффективности их применения, а также применение льгот и преференций для участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым;
- стимулирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым, в том числе путем предоставления налоговых преференций организациям, реализующим проекты, направленные на создание товаров и услуг, конкурентных на рынке, в условиях внешнего санкционного давления, определение приоритетов импортозамещения;
- поддержание справедливого уровня налоговой нагрузки для физических и юридических лиц, создание благоприятных налоговых условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации труда самозанятых граждан;
- проведение работы по сокращению объемов накопленной дебиторской задолженности по доходам бюджета Республики Крым;
- совершенствование программно-целевых методов управления;
- совершенствование межбюджетных отношений, в том числе совершенствование подходов к распределению дотаций из бюджета Республики Крым на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений Республики Крым;
- финансовое обеспечение мер социальной поддержки населения;
- обеспечение населения доступными и качественными государственными и муниципальными услугами, социальными гарантиями, адресное решение социальных вопросов в целях достижения высокого уровня развития человеческого капитала;
- повышение операционной эффективности расходования бюджетных средств Республики Крым;
- развитие информационного обеспечения бюджетного процесса;
- организация и осуществление финансового менеджмента и внутреннего финансового аудита;
- проведение ответственной долговой политики в Республике Крым;
- привлечение частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов;
- постоянный мониторинг правоприменительной практики налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в целях дальнейшего совершенствования законодательства Республики Крым;
- расширение охвата и развитие практик вовлечения граждан в бюджетный процесс в рамках инициативного бюджетирования в Республике Крым и муниципальных образованиях Республики Крым;
- повышение финансовой грамотности населения с учетом задач и направлений, определенных в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года N 2958-р;
- обеспечение прозрачности, открытости и доступности бюджетных данных, информации о бюджете Республики Крым.
Стратегической задачей Правительства Республики Крым остается создание современной комфортной инфраструктуры для жителей Республики Крым в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 (далее - государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"). Продолжится строительство и реконструкция автомобильных дорог, строительство целого ряда инфраструктурных объектов, необходимых для жизнеобеспечения и развития полуострова, сетей водоснабжения, реконструкция ряда очистных сооружений.
Продлено выполнение Программы сотрудничества на 2020 - 2025 годы по реализации Соглашения между Правительством Москвы и Советом министров Республики Крым о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 18 марта 2020 г. N 77-907-2.
В дополнение к уже реализуемым направлениям сотрудничества (благоустройство общественных территорий, обновление наземного пассажирского транспорта, специализированной и коммунальной техники, развитие учреждений здравоохранения) с 2024 года предусмотрены два новых направления - капитальный ремонт учреждений образования и капитальный ремонт учреждений культуры с ремонтно-реставрационными работами на объектах культурного наследия Республики Крым.
Несмотря на действующий в отношении Республики Крым санкционный режим, ведется активная работа по созданию оптимальных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Крым и успешной реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с Порядком рассмотрения обращений инвесторов, заключения, изменения и расторжения соглашений о реализации инвестиционных проектов, мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 07 октября 2014 года N 368 "О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым" по состоянию на начало сентября 2023 года в Республике Крым реализуется 267 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 462,7 млрд рублей, по которым вложено 138,3 млрд рублей. В рамках заявленных проектов планируется создание более 14,4 тысячи рабочих мест, более 8 тысяч уже создано.
Долговая политика Республики Крым направлена на обеспечение сбалансированности бюджета Республики Крым, своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов по обслуживанию государственного долга Республики Крым, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение, включая реструктуризацию бюджетных кредитов.
Для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Крым в 2017 году в бюджет Республики Крым были привлечены бюджетные кредиты из федерального бюджета в сумме 4040,2 млн рублей. В целях снижения уровня долговой нагрузки на бюджет Республики Крым сумма бюджетных кредитов реструктуризирована в 2017 году и 2020 году, в связи с чем погашение долговых обязательств Республики Крым будет осуществляться в 2018 - 2029 годах в соответствии с утвержденными графиками погашения.
Новый инвестиционный ресурс в виде привлеченных из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в Республике Крым, бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета Республики Крым, предоставляемых в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств Республики Крым, позволит расширить горизонт планирования, запустить новые решения, связанные с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, показателей государственных программ Российской Федерации.
Кроме того, в Республике Крым проводится работа по привлечению специальных казначейских кредитов, предоставляемых за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета.
3. Условия формирования Бюджетного прогноза и основных характеристик бюджета Республики Крым на долгосрочный период
Бюджетный прогноз ориентирован на обеспечение устойчивого функционирования бюджетной системы Республики Крым, исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом, достоверность оценок и прогнозов в условиях отрицательных геополитических и внешнеэкономических факторов.
Параметры бюджетного прогноза на 2024 - 2026 годы соответствуют плановым показателям бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период.
Бюджетный прогноз на 2027 - 2036 годы сформирован исходя из параметров прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2020 года N 1927-р, разработанных по "базовому" варианту, который описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики Республики Крым (далее - прогноз социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года, "базовый" вариант прогноза соответственно).
Объем валового регионального продукта Республики Крым по "базовому" варианту прогноза в 2030 году составит почти 617,7 млрд руб., увеличившись в 1,5 раза к уровню 2019 года, в 2036 году - 659,7 млрд руб., увеличившись в 1,6 раза к уровню 2019 года.
Прогнозируется планомерный рост объема инвестиций (по "базовому" варианту прогноза): 2024 год - 258,5 млрд руб., 2025 год - 262,4 млрд руб., 2026 год - 280,5 млрд руб., в период 2027 - 2030 годы инвестиции в основной капитал составят 286,3 млрд руб., а в период 2031 - 2036 годы - 307,1 млрд руб.
В 2036 году фонд заработной платы по "базовому" варианту прогноза составит 831,5 млрд. руб., увеличившись к уровню 2019 года в 2,5 раза.
Прогноз социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года предусматривает повышение эффективности экономики Республики Крым, а также усиление инвестиционной составляющей экономического роста за счет реализации дополнительных мер, направленных на ускорение и диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности экономики.
Ключевые показатели прогноза социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года по консервативному (I) и базовому (II) вариантам отражены в приложении 1 к Бюджетному прогнозу.
Дополнительным фактором, определяющим сценарные условия развития Республики Крым, является санкционный режим, введенный в отношении Российской Федерации и Республики Крым, а также повышенная угроза враждебных действий вплоть до терактов и диверсий разного рода со стороны внешних сил.
При исполнении бюджета Республики Крым возможно возникновение следующих рисков:
- изменение ситуации в мировой экономике, экономике Российской Федерации, Республики Крым, связанное с неустойчивостью макроэкономических параметров (уровень инфляции, темпы экономического роста Республики Крым, изменение геополитической ситуации, уровень платежеспособности организаций, населения, изменение процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, изменение обменного курса валют, ухудшение условий для заимствований);
- изменение федерального законодательства, влияющего на параметры консолидированного бюджета Республики Крым, в том числе новации в налоговом законодательстве Российской Федерации, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов;
- изменение порядка уплаты и зачисления налогов в бюджет Республики Крым в связи с внедрением с 1 января 2023 года для всех юридических и физических лиц института единого налогового счета и единого налогового платежа;
- риски, связанные с возникновением в течение текущего финансового года выпадающих доходов бюджета Республики Крым и бюджетов муниципальных образований Республики Крым, обусловленных объективными причинами.
Прогноз по налоговым и неналоговым доходам бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период формируется на основе расчетов главных администраторов доходов бюджета Республики Крым с учетом действующих норм бюджетного и налогового законодательства и основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период.
Прогноз объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Крым на 2027 - 2036 годы рассчитан с ежегодным приростом исходя из параметров "базового" варианта прогноза.
Прогнозные показатели по безвозмездным поступлениям в бюджет Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период разработаны в соответствии с объемом расходов, предусмотренных на указанные цели в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и в соответствии с прогнозными объемами прочих безвозмездных поступлений, включая межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Безвозмездные поступления в бюджет Республики Крым на период 2028 - 2036 годы определены на уровне второго года планового периода, за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя".
Прогноз расходов бюджета Республики Крым осуществлен исходя из принципа сбалансированности бюджета Республики Крым с учетом динамики прогнозных показателей объема государственного долга Республики Крым, рассчитанного в соответствии с условиями заключенных (планируемых к заключению) соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета.
При внесении изменений в Бюджетный прогноз показатели бюджета Республики Крым, относящиеся к отчетному финансовому году и предшествующим годам, отражаются по их фактическому исполнению.
Прогноз основных характеристик бюджета Республики Крым на долгосрочный период до 2036 года представлен в приложении 2 к Бюджетному прогнозу.
4. Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Крым
Планирование и исполнение бюджета Республики Крым на основе программно-целевого метода дает возможность обеспечить взаимосвязь направлений бюджетных ассигнований с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями, а также возможность оценки достижения целей, задач и запланированных результатов реализации государственных программ Республики Крым.
В целях совершенствования управления государственными программами Республики Крым в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" и постановления Совета министров Республики Крым от 31 июля 2023 года N 542 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым" начиная с 2023 года проводится работа по переводу государственных программ Республики Крым на единые проектные принципы управления с повышением управленческой гибкости, усиления инструментов контроля и мониторинга государственных программ Республики Крым.
Основная часть региональных приоритетов социально-экономического развития Республики Крым структурирована в рамках государственных программ Республики Крым.
Доля расходов бюджета Республики Крым на финансовое обеспечение реализации государственных программ Республики Крым по итогам его исполнения ежегодно составляет свыше 95% от общего объема расходов бюджета Республики Крым.
Более 80% от общего объема программных расходов приходится на 5 государственных программ Республики Крым в сфере образования, дорожного хозяйства, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, а также на социальную поддержку граждан.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период соответствуют параметрам бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Крым на период их действия формируются на основе следующих подходов:
- на период до 2027 года (включительно) - по соответствующим государственным программам Республики Крым бюджетные ассигнования определены на уровне удельного веса государственных программ Республики Крым в общем объеме программных расходов второго года планового периода в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период с учетом объема бюджетных ассигнований, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя";
- на период начиная с 2028 года - в качестве базовых объемов расходов для каждого года определены бюджетные ассигнования по соответствующим государственным программам Республики Крым на уровне удельного веса государственных программ Республики Крым в общем объеме программных расходов второго года планового периода в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период, за исключением объема бюджетных ассигнований, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя";
- ежегодной индексации на прогнозный уровень инфляции публичных нормативных обязательств.
Показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Крым до 2036 года представлены в приложении 3 к Бюджетному прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.