Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 28.12.2023 N 706-П
Государственная программа
Камчатского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края"
Стратегические приоритеты государственной программы Камчатского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края"
(далее - Программа)
1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Программы
1. Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края занимает одно из важнейших мест в рыбном хозяйстве Дальнего Востока и России в целом (его удельный вес в уловах Дальневосточного бассейна составляет около 40 процентов, России - около 30 процентов). Ведущую роль рыбохозяйственный комплекс играет и в экономике региона, на его долю приходится более 60 процентов объемов промышленного производства и более 90 процентов экспортного потенциала края, при численности занятых в отрасли более 19 тыс. человек.
В соответствии с официальными статистическими данными в отраслевой структуре валового регионального продукта Камчатского края доминирующим видом деятельности является "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство", по итогам 2021 года на его долю приходится 30,2 процентов валовой добавленной стоимости (101,7 млрд руб.), прогнозная оценка на 2022 год - 28,4 процентов (104,7 млрд руб.), на 2023 год - 27,5 процентов (110,3 млрд руб.).
Рыбная отрасль является основным звеном в хозяйственной структуре Камчатского края, имеет сложный состав и многоотраслевую структуру. Кроме рыбодобычи, рыбопереработки, изучения, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов она включает в себя целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, а также институты производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важными из них являются судоремонт, строительство, транспорт, тарное и сетеснастное производство.
Рыбохозяйственная отрасль является градо- и поселкообразующей отраслью Камчатки, одним из основных источников занятости населения, источником пополнения краевого бюджета, а также играет важную роль в обеспечении населения края и других регионов страны экологически чистой и высококачественной продукцией из водных биологических ресурсов.
По итогам 2022 года камчатскими рыбаками добыто 1405 тыс. тонн водных биоресурсов. Первое место в структуре вылова занимает минтай, в 2022 году объем добычи данного объекта составил 724 тыс. тонн, второе и третье места приходятся на сельдь и тихоокеанские лососи.
По данным УФНС России по Камчатскому краю в консолидированный бюджет Российской Федерации рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями Камчатского края за 2022 год перечислено 8,4 млрд рублей налоговых и иных обязательных платежей (без учета поступлений в государственные внебюджетные фонды).
В настоящее время в Камчатском крае зарегистрировано более 700 организаций, ведущих рыбохозяйственную деятельность с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, более 200 из которых осуществляют вылов водных биологических ресурсов.
Основой рыбной отрасли края является добывающий флот: это около 650 крупно-, средне- и малотоннажных рыбодобывающих судов, обеспечивающих эффективность промысла разных видов гидробионтов.
Доля рыбоперерабатывающего комплекса Камчатского края в общем объеме промышленного производства региона традиционно очень велика и составляет более 60 процентов. Объем отгруженных товаров, работ, услуг организациями по виду деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" по фактическим видам деятельности в 2022 году составил 137 млрд рублей или 97 процентов к уровню 2021 года, индекс промышленного производства по виду деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" составил 79 процентов.
Ежегодно предприятиями Камчатского края выпускается 900 - 1300 тыс. тонн рыбопродукции, включая рыбные консервы. В 2022 году совокупный объем выпуска продукции из водных биоресурсов составил 1069 тыс. тонн, при этом объем производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков за 2022 год составил 998,3 тыс. тонн или 85,8 процентов к показателю за аналогичный период прошлого года.
На долю Камчатского края приходится одна четвертая объема производства рыбы переработанной и консервированной в Российской Федерации и более 40 процентов Дальневосточного федерального округа.
Часть произведенной рыбопродукции поставляется на экспорт. Основными потребителями камчатской рыбной продукции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Республика Корея, Китай, Япония. По данным Федеральной таможенной статистики по состоянию на 31 декабря 2022 года объем экспорта рыбо- и морепродукции, включая непищевую продукцию, в 1,4 раза выше показателя прошлого года.
Камчатский край поставляет пищевую рыбную продукцию и на внутренний рынок страны, преимущественно в Приморский край (более 70 процентов объема поставок). Также вывоз продукции осуществляется в г. Санкт-Петербург, г. Москва, Московскую область, Мурманскую область, Краснодарский край, Пермский край, Нижегородскую область, Свердловскую область, Новосибирскую область, Хабаровский край, Сахалинскую область и другие субъекты Российской Федерации.
2. Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края располагает хорошим научно-техническим потенциалом. В его составе функционируют научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (Камчатский филиал ФГБНУ "ВНИРО" ("КамчатНИРО"), ООО ТЦ "Интехкам", образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов и рабочих кадров (ФГБОУ ВО "КамчатГТУ", КГПОАУ "Камчатский политехнический техникум", КГПОАУ "Камчатский морской энергетический техникум", АО "УКК КК").
3. Камчатский край на протяжении последних лет является лидером по объему инвестиций в рыбохозяйственный комплекс Российской Федерации. Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 8,6 млрд рублей, в 2018 году - 8,8 млрд рублей, в 2019 году - 11,8 млрд рублей, в 2020 году - 19,2 млрд рублей, в 2021 году - 24,3 млрд рублей, в 2022 году - 23,2 млрд рублей.
В целом за период с 2008 по 2022 год предприятиями рыбохозяйственного комплекса в развитие своих береговых перерабатывающих мощностей и модернизацию рыбопромыслового флота вложено порядка 120 млрд рублей (2008 - 2018 годы - 40 млрд рублей, 2019 - 2022 годы - 79 млрд рублей), на побережьях полуострова построено 35 современных заводов (с новейшим рыбоперерабатывающим оборудованием), мощностью от 150 до 445 тонн в сутки, нацеленных на выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции, производственные мощности увеличены более чем на 7 500 тонн в сутки, объем холодильных мощностей для хранения рыбопродукции - более чем на 57 тыс. тонн, дополнительно создано более 6 800 рабочих мест, построено, приобретено и модернизировано 30 судов.
Созданные в Камчатском крае благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности способствуют увеличению заинтересованности организаций в финансировании инвестиционных проектов в сфере рыбохозяйственного комплекса.
4. К основным мерам государственной поддержки федерального и регионального уровней следует отнести пониженные ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов для отдельных категорий организаций, специальный режим налогообложения - единый сельскохозяйственный налог, программу инвестиционных квот, льготную ставку по налогу на имущество организаций, налоговые льготы и преференции в рамках территории опережающего развития "Камчатка" и Свободный порт Владивосток.
Эффективной мерой стимулирования обновления основных производственных фондов в рыбной отрасли является государственная поддержка привлечения инвестиций в отрасль в виде инвестиционных квот. Камчатские предприятия принимают активное участие в "инвестиционных кампаниях", проводимых Росрыболовством. Предприятия Камчатского края в числе первых приняли участие в новых отраслевых инициативах по строительству флота и береговых заводов, взяв на себя обязательства по строительству 32 инвестиционных объектов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот.
На 1 января 2023 года за 14 предприятиями региона закреплены доли квот на добычу водных биологических ресурсов под инвестиционные обязательства по строительству 8 рыбоперерабатывающих заводов и 24 рыбопромысловых судов.
На территории Камчатского края реализованы проекты по строительству 7 береговых рыбоперерабатывающих заводов (по переработке минтая и иных видов рыб большой мощности: ООО "Камчаттралфлот", ООО "Витязь-Авто", Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина, АО "РКЗ "Командор"; по переработке рыбы (кроме минтая) малой мощности: ООО "Укинский лиман", ООО "Заря", ООО "Октябрьский-1"), что позволило увеличить производственные мощности в регионе на 1,2 тыс. тонн, создать более 1,3 тыс. новых рабочих мест.
Также под инвестиционные квоты Рыболовецким колхозом им. В.И. Ленина на российской судостроительной верфи (АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь") построено 3 средних траулера-сейнера: СТР "Командор", СТР "Ленинец", Рыболовное судно "Василий Каплюк".
В 2023 году в рамках реализации инвестиционных проектов продолжается строительство 22 объектов: 21 судна рыбопромыслового флота, включая 5 крупнотоннажных, 10 среднетоннажных, 6 малотоннажных судов и 1 завода.
5. Камчатский край занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе по численности работающих в рыбохозяйственном комплексе. По данным статистики на рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятиях Камчатки по состоянию на 1 января 2023 года было занято 18,9 тыс. человек (среднегодовая численность работников организаций, 100,3 процентов к показателю на 1 января 2022 года). При этом среднесписочная численность за июль 2022 года (в период путины) составила более 28,3 тыс. человек.
Сальдированный финансовый результат предприятий рыбной отрасли (без субъектов малого предпринимательства) за 2022 год составил 28 млрд рублей (48 процентов к уровню аналогичного периода 2021 года).
Средние потребительские цены на продукцию из водных биологических ресурсов на конец декабря 2022 года определены Камчатстатом в следующем размере: рыба живая и охлажденная - 112 рублей за килограмм; рыба соленая, маринованная, копченая - 941 рублей за килограмм; соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы - 1245 рублей за килограмм; икра лосевых рыб - 5154 рублей за килограмм; рыба мороженая неразделанная - 282 рублей за килограмм; филе рыбное - 331 рублей за килограмм; консервы рыбные натуральные с добавлением масла - 424 рублей за условную банку 350 грамм; консервы рыбные в томатном соусе - 363 рублей за условную банку 350 грамм.
6. Вклад рыбохозяйственных организаций в развитие Камчатского края (отдача от рыбной отрасли) характеризуется не только величиной налоговых поступлений в консолидированный бюджет Камчатского края, объемом собственных и привлеченных инвестиций в строительство и модернизацию основных производственных фондов и количеством введенных в эксплуатацию судов рыбопромыслового флота, рыбоперерабатывающих, холодильных и складских объектов, но и такими показателями как уровень среднедушевого потребления рыбы и рыбопродуктов жителями региона, количество созданных рабочих мест в отрасли, в том числе за счет местного населения, размер заработной платы работников предприятий, объем социальных инвестиций.
7. Рыбохозяйственные организации Камчатского края принимают активное участие в решении социальных задач региона, прежде всего:
1) обеспечения населения региона качественной продукцией из водных биологических ресурсов по доступным для потребителя ценам (задача продовольственной безопасности);
2) содействие в закреплении населения на удаленных прибрежных территориях (задача национальной безопасности).
8. Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере добычи и переработки водных биологических ресурсов, по собственной инициативе берут на себя дополнительные социальные обязательства, которые выходят за рамки установленных законодательством требований, несут на себе большую социальную нагрузку, принимая участие в реализации общественно полезных (социальных, благотворительных, культурных, спортивных, образовательных) проектов, направленных на социально-экономическое развитие территорий Камчатского края, посредством выделения на безвозмездной основе рыбной продукции или ее реализации по льготным ценам, а также перечисления благотворительных пожертвований.
В целях консолидации действий в сфере социального инвестирования совместными силами Правительства Камчатского края и рыбохозяйственных организаций в Камчатском крае в 2022 году создан Фонд "Будущее Камчатки", основными партнерами которого являются 14 отраслевых предприятий Камчатки: ООО "Устькамчатрыба", ООО "Дельта Фиш ЛТД", ООО "Восток-рыба", ООО "Ничира", АО "Энергия", ООО "Камбер", ООО "Пымта", ООО "Заря", ООО "Тымлатский рыбокомбинат", РК им. В.И. Ленина, АО "Океанрыбфлот", ОАО "Феникс", ООО "Кристалл", ООО "Кристалл лосось". Фонд осуществляет финансирование мероприятий, направленных на реализацию стратегии социально-экономического развития Камчатского края.
К крупным проектам, реализованным на территории Камчатского края при поддержке организаций рыбной отрасли в течение 2021 - 2022 годов, можно отнести следующие инициативы: строительство в г. Петропавловске-Камчатском ледового дворца "Вулкан" (инициатор проекта - ООО "Тымлатский рыбокомбинат"), строительство в г. Петропавловске-Камчатском музея рыбной промышленности Камчатского края (инициатор проекта-АО "Океанрыбфлот"), строительство спортивно-туристического комплекса "МОТО ПАРК КАМЧАТКА" (инициатор проекта ООО "Рыбхолкам").
9. Несмотря на достигнутые за последнее десятилетие успехи рыбохозяйственная отрасль Камчатского края продолжает сталкиваться с рядом проблем.
Одной из основных проблем комплекса является низкая степень ее инвестиционной привлекательности, которая обусловлена высокими тарифами на электро- и теплоэнергию, дефицитом инвестиционных ресурсов, отсутствием инноваций в отрасли. Увеличению объемов производства в рыбохозяйственном комплексе препятствует низкая степень переработки водного биологического сырья. Нерациональным продолжает оставаться соотношение береговой и морской рыбопереработки. Также к основным вызовам и проблемам, стоящим перед рыбохозяйственным комплексом Камчатского края, относятся:
1) низкая диверсификация рынков сбыта;
2) "сезонность" осуществления береговой переработки;
3) потребность в обновлении и обслуживании флота;
4) потеря ресурсов в рамках инвестквот;
5) потребность в кадрах и недостаточное научное обеспечение отрасли в крае;
6) потребность в импортозамещении значительной части оборудования, комплектующих и материалов;
7) ННН-промысел и административные барьеры.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
10. На федеральном уровне основные приоритеты и цели государственной политики в рыбохозяйственном комплексе сформулированы в следующих правовых актах:
1) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20;
2) Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2022 N 512;
3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
4) Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р;
5) Стратегия развития морской деятельности в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.08.2019 N 1930-р;
6) Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р;
7) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
8) Стратегия развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.04.2017 N 189;
9) Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 N 2567-р;
10) Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 314;
11) Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 2464-р.
11. На региональном уровне основные приоритеты и цели государственной политики в рыбохозяйственном комплексе сформулированы в следующих правовых актах:
1) Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2035 года, утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 30.10.2023 N 541-П;
2) Стратегия развития рыбохозяйственного кластера Камчатского края до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Камчатского края от 15.12.2017 N 516-РП.
12. Приоритеты государственной политики в рыбохозяйственном комплексе на федеральном и региональном уровнях направлены на обеспечение населения страны безопасной рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов, насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией, оказание российским организациям всесторонней помощи в продвижении на внешние рынки пищевой и иной продукции из водных биологических ресурсов, внедрению инновационных технологий переработки рыбного сырья.
13. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края являются:
1) развитие экспорта продукции из водных биологических ресурсов;
2) развитие рыбоперерабатывающего комплекса.
14. Исходя из основных приоритетных направлений государственной политики в сфере развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края сформулированы следующие цели Программы:
1) создание условий для развития экспорта продукции из водных биологических ресурсов и обеспечение экспорта данной продукции в объеме 0, 9436 млрд долларов в 2024 году;
2) создание условий для формирования мощного рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, обеспечивающего объем вылова водных биологических ресурсов в размере 1450 тыс. тонн в 2030 году: обновление рыбопромыслового флота, развитие береговой инфраструктуры глубокой переработки водных биоресурсов, насыщение внутреннего рынка Российской Федерации качественной рыбной продукцией отечественного производства, увеличение вклада рыбохозяйственного комплекса Камчатского края в социальное развитие региона.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
15. В рамках достижения целей Программы определены задачи и способы их эффективного решения в части государственного управления.
16. За счет выделения бюджетных ассигнований из краевого бюджета запланировано выполнение следующих задач:
1) расширение внешнеэкономического сотрудничества субъектов предпринимательства и увеличение объема поставок из водных биологических ресурсов на внешний рынок Российской Федерации;
2) создание условий для реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации береговых перерабатывающих производств и рыбопромыслового флота, а также проектов, направленных на увеличение объема, расширение ассортимента, углубление степени и внедрения инновационных технологий переработки рыбной продукции;
3) создание условий для обеспечения регионального рыбохозяйственного комплекса кадрами;
4) создание благоприятных условий для повышения эффективности рыбоохранных мероприятий, научного сопровождения рыбохозяйственной деятельности, мероприятий по пресечению незаконного оборота лососевой икры;
5) создание условий для увеличения вклада рыбохозяйственных организаций в социальное развитие Российской Федерации и Камчатского края;
6) реализация мероприятий, направленных на эффективное расходование бюджетных средств.
4. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями
17. Мероприятия Программы направлены на достижение национальной цели развития Российской Федерации, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", - достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (далее - национальная цель).
18. Программой предусмотрено достижение следующих целевых показателей национальной цели к 2030 году:
1) реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
2) обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности.
19. Ключевыми задачами Программы, обеспечивающими вклад в достижение национальной цели, являются:
1) по целевому показателю "реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года", - "расширение внешнеэкономического сотрудничества субъектов предпринимательства и увеличение объема поставок из водных биологических ресурсов на внешний рынок Российской Федерации"; в рамках Программы предусмотрены мероприятия по организации участия делегаций Камчатского края в международных дегустационно-демонстрационных мероприятиях и выполнению плана по достижению целевых показателей экспорта продукции агропромышленного комплекса в Камчатском крае;
2) по целевому показателю "обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности", - "создание условий для реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации береговых перерабатывающих производств и рыбопромыслового флота, а также проектов, направленных на увеличение объема, расширение ассортимента, углубление степени и внедрения инновационных технологий переработки рыбной продукции"; в рамках Программы предусмотрены мероприятия по проведению мониторинга реализации инвестиционных проектов в сфере рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, оценке эффективности мер государственной поддержки (налоговых льгот), предоставляемых организациям рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, подготовке предложений по введению новых мер поддержки (при необходимости), а также по информированию рыбохозяйственных организаций Камчатского края о мерах поддержки, предоставляемых государством на федеральном и региональном уровнях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.