г. Краснодар |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А32-36693/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Краснодаргоргаз" - Ковалевой М.В. (доверенность от 07.07.2021), в отсутствие Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А32-36693/2021, установил следующее.
Акционерного общество "Краснодаргоргаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 23.07.2021 N 023/04/9.21-1745/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Захаров Андрей Владимирович (далее - Захаров А.В.) и Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
Решением от 04.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности.
Акционерное общество "Краснодаргоргаз" обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить, заявленное обществом требование удовлетворить. Общество полагает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 Кодекса, поскольку выполнение работ по договору от 18.10.2019 N 114518-Т.П. (т) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газоснабжения невозможно вследствие наличия претензий со стороны иного лица - Саркисова Ю.А.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-1745/2021 послужило заявление Захарова А.В., в котором указывалось на неисполнение обществом обязательств по заключенному Захаровым А.В. и АО "Краснодаргоргаз" договору от 18.10.2019 N 114518-Т.П.(т) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения (далее - договор). Согласно договору общество обязано выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, п. Краснодарский, 27/4 (далее - объект) к сетям газораспределения, в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью договора, а Захаров А.В. - оплатить услуги общества. Согласно обращению Захарова А.В. общество не осуществило мероприятия необходимые для подключения объекта, а также не осуществило фактические действия по технологическому подключению к сетям газораспределения объекта в срок, установленный договором и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (редакция от 19.03.2020) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314)
Управление установило, что местом совершения правонарушения является место расположения общества г. Краснодар, ул. Индустриальная, 68; временем совершения правонарушения - 10.01.2021 (дата неосуществления обществом действий по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения объекта, предусмотренных договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта и пуску газа, в срок, предусмотренный договором от 18.10.2019 N 114518-Т.П. (т), дополнительным соглашением от 15.06.2020, подпунктом "а" пункта 85 и подпунктом "а" пункта 98 Правил N 1314). Определением о возбуждении дела об административном правонарушении Захаров А.В. признан потерпевшей стороной по делу N 023/04/9.21-1745/2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением в отношении общества протокола об административном правонарушении от 10.06.2021 N 023/04/9.21-1745/2021 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса и вынесения постановления от 23.07.2021 N 023/04/9.21-1745/2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, за совершение правонарушения, выразившегося в неосуществлении обществом действий по подготовке сети газораспределения к подключению объекта Захарова А.В. и пуску газа в срок, установленный договором о подключении от 18.10.2019 N П4518-Т.П. (т), а также подпунктом "а" пункта 85, подпунктом "а" пункта 98 Правил N 1314, которым общество привлечено к административной ответственности в виде 600 рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения", Правилами N 1314, Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 Кодекса).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Правила подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (в редакции, действовавшей в спорном периоде). Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Пунктом 97 Правил N 1314 установлено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение заявителем и исполнителем технических условий; мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 98 Правил N 1314, исполнитель обязан, в том числе, осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения; осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении (осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Согласно подпункту "а" п. 85 Правил N 1314, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство. В соответствии с договором срок исполнения мероприятий составляет 274 дня со дня заключения договора.
Согласно пункту 5 договора общество обязано осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 договора.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с пунктом 9.1 ТУ (перечень мероприятий по подключению, выполняемых исполнителем) общество обязано осуществить проектирование и строительство газопровода до границы земельного участка Захарова А.В. Мероприятия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства для его подключения должны были быть выполнены обществом до 20.07.2020. Дополнительным соглашением от 15.07.2020 к договору о подключении от 18.10.2019 N 114518-Т.П. (т) стороны продлили срок подключения (технологического присоединения) объекта к сетям газораспределения до 10.01.2021. Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что срок исполнения мероприятий, необходимых для технологического присоединения (подключения) к сетям газораспределения спорного объекта, истек 10.01.2021.
Учитывая положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", суды пришли к выводу о том, что согласно пункту 10.6.4 СНиП 42-01-2002 приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы должна быть оформлена актом по форме обязательного приложения Б, который составляется после строительства газопровода газораспределительной организацией до фактического подключения сети газопотребления объекта потребителя к сети газораспределения и подтверждает факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов, является окончательным для отдельно возводимого объекта газораспределительной системы. Для газораспределительной системы, входящей в состав здания или сооружения, он включается в состав приемосдаточной документации по этому зданию (сооружению).
Судебные инстанции, установив, что в целях проверки действия/бездействия общества по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства и пуску газа не позднее установленного договором срока для подключения, согласно подпункту "а" пункта 98 Правил N 1314, управление к участию в деле об административном производстве привлекло в качестве свидетеля Ростехнадзор, который письмом от 19.07.2021 N 270-16727 (вх. по эл. почте от 20.07.2021 N 15727) представил пояснения и документы, из которых следует, что заявление общества о вызове представителя Ростехнадзора для участия в работе приемочной комиссии по приемке объекта газораспределения по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, п. Краснодарский, 27/4 в Ростехнадзрор не поступало, пришли к выводу о том, что объект газопотребления не принят Ростехнадзором, что свидетельствует о нарушении обществом срока по подготовке сети газораспределения к подключению объекта (10.01.2021), предусмотренного договором о подключении и Правилами N 1314.
Судебные инстанции, установив на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, что обществом и Захаровым А.В. не подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а также акт о подключении (технологическом присоединении) объекта Захарова А.В. к согласованному сторонами договора сроку, учитывая, что общество является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по газопроводам, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 Кодекса и законности оспариваемого обществом постановления управления. Документально данный вывод общество не опровергло.
При этом судебные инстанции, обоснованно указав на доказанность управлением факта нарушения обществом установленного действующим законодательством порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газораспределения, исходили из того, что Правила N 1314 возлагают на исполнителя обязанность по исполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения, вне зависимости от выполнения обязательств по договору со стороны заявителя, при условии внесения последним платы за подключение в установленном порядке.
Общество не представило в материалы дела доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению своей публично-правовой обязанности
Судебные инстанции оценили доводы общества, в том числе об исполнении обществом "всех возможных обязанностей" по договору о подключении, о неуведомлении общества стороной договора о готовности к технологическому присоединению, о несогласованности подключения с собственниками смежных участков, и дали им соответствующую правовую оценку.
Судебные инстанции установили, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, что общество не оспаривает.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, для данной категории дел.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу N А32-36693/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, установив на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, что обществом и Захаровым А.В. не подписан акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), а также акт о подключении (технологическом присоединении) объекта Захарова А.В. к согласованному сторонами договора сроку, учитывая, что общество является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по газопроводам, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 Кодекса и законности оспариваемого обществом постановления управления. Документально данный вывод общество не опровергло.
...
Судебные инстанции установили, что ранее общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, что общество не оспаривает.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса, для данной категории дел."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 июля 2022 г. N Ф08-5466/22 по делу N А32-36693/2021