г. Краснодар |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А32-34341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Маркиной Т.Г, в отсутствие в судебном заседании заявителя - автономной некоммерческой организации "Стандарты социального питания" (ИНН 2320980345, ОГРН 1122300000217), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в присутствии представителя заинтересованного лица - Южного межрегионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ИНН 2311290803, ОГРН 1192375047622) - Мешкова С.А. (доверенность от 10.01.2022), рассмотрев кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Стандарты социального питания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу N А32-34341/2021, установил следующее.
Автономная некоммерческая организация "Стандарты социального питания" (далее - организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Южному межрегиональному Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2021 N 02/17/63 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях организации состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе организация просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения управлением внеплановой выездной проверки деятельности организации выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Отобран образец пищевой продукции "говядина крупнокусковая бескостная замороженная", изготовленный организацией 21.04.2021 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Садовая 51.
Согласно протоколу инспекции ФГБУ "Краснодарская МВЛ" от 30.04.2021 N 21-504-м, в исследуемом образце: "говядина крупнокусковая бескостная замороженная" установлено наличие бактерии рода Listeria monocytogenes.
Указанные нарушения требований действующего законодательства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 08.06.2021 N 02-17/63 и вынесении постановления от 24.06.2021 N 02-17/63 о привлечении организации к административной ответственности по части по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 300 000 рублей штрафа.
Организация, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ установлено, что пищевые продукты, материалы и изделия, указанные, в том числе, в абзаце третьем пункта 2 данной статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены Техническим Регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу статьи 7 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно приложению N 1 к ТР ТС 021/2011, в мясе и мясной продукции содержание Listeria monocytogenes (факультативная анаэробная бактерия) не допускается в 25 граммах.
В соответствии с частью 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Суды установили факт нарушения организацией приведенных положений ТР ТС 021/2011 на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе, протокола испытаний ФГБУ "Краснодарский МВЛ" от 30.04.2021 N 21-504-м, согласно которому в отобранной по месту фактического осуществления организацией деятельности: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Садовая 51, в пробе продукции "говядина крупнокусковая бескостная замороженная", дата изготовления 21.04.2021, выявлено наличие бактерий рода Listeria monocytogenes.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности нарушений организацией законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые могут повлечь угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению организацией требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя относительно процедуры проведения проверки, в том числе отбора проб и образцов, а также привлечения к административной ответственности исследованы судебными инстанциями, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу N А32-34341/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Суды установили факт нарушения организацией приведенных положений ТР ТС 021/2011 на основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе, протокола испытаний ФГБУ "Краснодарский МВЛ" от 30.04.2021 N 21-504-м, согласно которому в отобранной по месту фактического осуществления организацией деятельности: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Садовая 51, в пробе продукции "говядина крупнокусковая бескостная замороженная", дата изготовления 21.04.2021, выявлено наличие бактерий рода Listeria monocytogenes.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности нарушений организацией законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которые могут повлечь угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2022 г. N Ф08-5592/22 по делу N А32-34341/2021