г. Краснодар |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А61-3018/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Маркиной Т.Г. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емтыль Ф.А., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Бидиховой М.Э. (доверенность от 17.03.2022), Темираевой А.Т. (доверенность от 30.03.2022) в отсутствие представителей федерального государственного казенного учреждения "412 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 1513052479, ОГРН 1156196000894), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев с использованием систем видео-конференц-связи Арбитражноо суда Республики Северная Осетия-Алания кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "412 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А61-3018/2020, установил следующее.
ФГКУ "412 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления от 21.08.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление, антимонопольный орган) о назначении административного наказания и прекращении производства по делу об административном правонарушении по делу N 015/04/14.32-325/2020.
Определением суда от 09.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Багаев А.А. (далее - предприниматель).
Решением суда от 18.01.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты и прекратить производство по делу об административном правонарушении. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Денежные средства, получаемые учреждением, являются доходами Министерства обороны Российской Федерации, а не казенного учреждения. Учреждение не формирует, следовательно, не получает выручку от реализации товаров (работ, услуг). В рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения в силу статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 N 35-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) должно являться должностное лицо учреждения. В действиях учреждения отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы учреждения.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением антимонопольного органа по делу от 29.08.2019 N 02-08/05-06-19 учреждение и предприниматель признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
По результатам выявленного нарушения антимонопольный орган составил протокол об административном правонарушении от 11.08.2020 N 015/04/14.32-325/2020 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.08.2020 N 015/04/14.32-325/2020 учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с применением наказания в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды исходили из следующих обстоятельств.
Обжалуемое заявителем постановление от 21.08.2020 по делу об административном правонарушении N 015/04/14.32-325/2020 вынесено управлением на основании решения управления от 29.08.2019 по делу N 02-08/05-06-19.
Указанное решение обжаловано предпринимателем, являющимся третьим лицом в рассматриваемом деле, в судебном порядке.
Решением суда от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 04.04.2021 и кассационной инстанции от 19.05.2021 по делу N А61-5925/2019, в удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконным решения управления от 29.08.2019 по делу N 02-08/05-06-19 отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 по делу N 308-ЭС21-16574 предпринимателю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении дела N А61-5925/2019 суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для квалификации действий учреждения и предпринимателя при проведении аукционов как заключение антиконкурентного соглашения. В нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отсутствие у предпринимателя лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами, а также на осуществление деятельности по производству лекарственных средств комиссия по проведению закупок для госпиталя признала вторые части заявок предпринимателя соответствующими требованиям аукционных документаций, а госпиталь заключил с предпринимателем государственные контракты. Предприниматель при отсутствии лицензии становился победителем аукционов в течение 3 лет, и с ним заключались контракты на поставку лекарственных средств в гораздо большем количестве, чем 15 проверенных управлением аукционов.
С учетом изложенного антимонопольный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях учреждения и предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Вывод судов о соблюдении управлением порядка привлечения учреждения к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения учреждения к административной ответственности на момент вынесения управлением оспариваемого постановления не истек. Учреждению назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Довод учреждения о том, что оно не является субъектом, подлежащим привлечению к административной ответственности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 по делу N А61-3018/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением суда от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной инстанции от 04.04.2021 и кассационной инстанции от 19.05.2021 по делу N А61-5925/2019, в удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконным решения управления от 29.08.2019 по делу N 02-08/05-06-19 отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 по делу N 308-ЭС21-16574 предпринимателю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. При рассмотрении дела N А61-5925/2019 суды пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для квалификации действий учреждения и предпринимателя при проведении аукционов как заключение антиконкурентного соглашения. В нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отсутствие у предпринимателя лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами, а также на осуществление деятельности по производству лекарственных средств комиссия по проведению закупок для госпиталя признала вторые части заявок предпринимателя соответствующими требованиям аукционных документаций, а госпиталь заключил с предпринимателем государственные контракты. Предприниматель при отсутствии лицензии становился победителем аукционов в течение 3 лет, и с ним заключались контракты на поставку лекарственных средств в гораздо большем количестве, чем 15 проверенных управлением аукционов.
С учетом изложенного антимонопольный орган пришел к правильному выводу о наличии в действиях учреждения и предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Вывод судов о соблюдении управлением порядка привлечения учреждения к административной ответственности основан на исследовании и совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения учреждения к административной ответственности на момент вынесения управлением оспариваемого постановления не истек. Учреждению назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.32 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2022 г. N Ф08-5974/22 по делу N А61-3018/2020