г. Ессентуки |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А61-3018/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии в судебном заседании представителей Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Бидиховой М.Э. по доверенности N 01-22 от 10.01.2022, Темираевой А.Т., по доверенности N 03-22 от 10.01.2022, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "412 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2022 по делу N А61- 3018/2020, принятое по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "412 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1156196000894, ИНН 1513052479) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390) об отмене постановления о назначении административного наказания от 21.08.2020 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Багаева А.А.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "412 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "412 ВГ" МО РФ, учреждение) обратился в суд с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания от 21.08.2020 и прекращении производства по делу об административном правонарушении (далее - заинтересованное лицо, УФАС по РСО-Алания, СО УФАС России) по делу N 015/04/14.32-325/2020 от 21.08.2020.
Определением суда от 09.12.2021 к производству по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Багаев А.А (далее - ИП Багаев А.А., предприниматель).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2022 по делу N А61-3018/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2022 по делу N А61-3018/2020 ФГКУ "412 ВГ" МО РФ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по РСО-Алания, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители УФАС по РСО-Алания поддержали отзыв на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2022 по делу N А61-3018/2020 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2022 по делу N А61-3018/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Решением антимонопольного органа по делу N 02-08/05-06-19 от 29.08.2019 г., ФГКУ "412 ВГ" Минобороны России и ИП Багаев А.А., признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2000 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения антимонопольный орган составил, протокол N 015/04/14.32-325/2020 об административном правонарушении от 11.08.2020 г. по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции", ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 015/04/14.32-325/2020 Северо-Осетинского УФАС России от 21.08.2020 г. ФГКУ "412 ВГ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, с применением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
ФГКУ "412 ВГ" Минобороны России не согласилось с принятым постановлением в связи, с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Обжалуемое заявителем постановление от 21.08.2020 г. по делу об административном правонарушении N 015/04/14.32-325/2020 было вынесено Управлением на основании решения Комиссии Северо - Осетинского УФАС России по делу N02-08/05-06-19 от 29.08.2019 г.
Указанное решение было обжаловано индивидуальным предпринимателем Багаевым А.А., являющимся третьим лицом в настоящем деле N А61-3018/2020, в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9,14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Обжалуемым решением суда первой инстанции установлено, что факт нарушения заявителем апелляционной жалобы пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции) подтвержден вступившим в законную силу решением Северо - Осетинского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 02-08/05-06-19 от 29.08.2019, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда РСО-Алания от 29.09.2020 по делу NА61-5925/19, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2021.
Таким образом, антимонопольный орган пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Госпиталя и ИП Багаева А.А. объективной стороны состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ. Состав административного правонарушения в действиях ФГКУ "412 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, выразившийся в заключении антиконкурентного соглашения с ИП Багаевым А.А., установлен и доказан Северо - Осетинским УФАС России, что подтверждается судебными актами по делу N А61-5925/2019.
Суды первой и вышестоящих инстанций при рассмотрении дела N А61-5925/2019 пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для квалификации действий учреждения и предпринимателя при проведении аукциона как заключение антиконкурентного соглашения. В нарушение положений Закона N 44-ФЗ, в отсутствии у предпринимателя лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами, а также на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, комиссия по проведению закупок для госпиталя признала вторые части заявок предпринимателя соответствующими требованиям аукционных документаций, а госпиталь заключил с предпринимателем государственные контракты. Предприниматель, при отсутствии соответствующей лицензии, становился победителем аукционов в течение 3-х лет и с ним заключались контракты на поставку лекарственных средств в гораздо большем количестве, чем 15 проверенных управлением аукционов.
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о наличии соглашения между ИП Багаевым А.А. и ФГКУ "412 ВГ" МО РФ, выразившегося в устойчивом поведении участников соглашения, направленном на ограничение конкуренции на рынке осуществления фармацевтической деятельности, которое привело к ограничению конкуренции, созданию преимущественных условий для победителя, ввиду отсутствия у предпринимателя соответствующей лицензии.
Доводов жалобы о том, что ФГКУ "412 ВГ" МО РФ не является субъектом, подлежащим привлечению к административной ответственности подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено следующее: в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что Северо - Осетинское УФАС России не располагало информацией о совокупном размере суммы выручки Госпиталя, был наложен минимальный размер административного штрафа, предусмотренный частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
При этом статьей 14.32 КоАП РФ не установлены исключения для привлечения к административной ответственности казённых учреждений, в силу чего довод заявителя о том, что Госпиталь как казённое учреждение не подлежит привлечению к административной ответственности, является несостоятельным.
Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении N 015/04/14.32-325/2020 отсутствуют.
О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении N 015/04/14.32-325/2020 Госпиталь был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют соответствующие почтовые уведомления о вручении корреспонденции (копии имеются в материалах дела). Однако ни на составление протокола, ни на рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель Госпиталя, надлежащим образом уведомленного, не явился. Копии протокола и постановления по делу были направлены ФГКУ "412 ВГ" МО РФ посредством почтовой связи, получены.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ "412 ВГ" МО РФ N 015/04/14.32-325/2020 вынесено в пределах срока, предусмотренного частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ.
Госпиталю назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Обжалуемое постановление принято при всестороннем и объективном исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Антимонопольным органом доказан факт нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ФГКУ "412 Военный госпиталь" МО РФ и ИП Багаева А.А. (судебное дело N А61-5925/2019), соответственно, в действиях Госпиталя установлено наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в заявление ФГКУ "412 ВГ" МО РФ.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2022 по делу N А61-3018/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-3018/2020
Истец: ФГКУ "421 Военный госпиталь" Министерства обороны РФ
Ответчик: Уфас Рф По, УФАС РФ по РСО-Алания
Третье лицо: Багаев Артур Афансьевич, ИП Багаев Артур Афанасьевич, Келехсаева Азау Шакроевна