г. Краснодар |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А53-27425/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Ростовской области, от заявителя - Федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" (ИНН 6164059445, ОГРН 1026103272744) - Река О.В. (доверенность от 10.01.2022), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области - Яновской Е.В. (доверенность от 11.01.2022), в отсутствие представителя третьего лица - Федерального агентства морского и речного транспорта, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А53-27425/2021, установил следующее.
ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.06.2021 N 28.2-2.1.1/2773, об отказе в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 61:39:0600014:419 площадью 533 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Багаевский район, Манычское сельское поселение, Семикаракорское лесничество, Багаевское лесничество; обязать министерство в течение 10 рабочих дней, со дня вступления судебного акта в законную силу, предоставить заявителю на испрашиваемом праве названный земельный участок для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов по титулу "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот).
Решением от 06.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о соответствии законодательству решения, выраженного в письме от 17.06.2021 N 28.2-2.1.1/2773, об отказе в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование спорного лесного участка, который не может быть расценен как нарушающий права учреждения. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600014:419 является частью лесного участка с кадастровым номером 61:39:0600014:91 (леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций). В 2009 году земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, переведены в категорию земель лесного фонда. В настоящее время площадь земель лесного фонда, расположенных в Ростовской области, составляет 360,6 тыс. га. Последнее лесоустройство лесов на землях лесного фонда Ростовской области проведено в 2005 году на площади 334,4 тыс. га в разрезе 21 лесхоза и 60 лесничеств. В отношении части территории (26,3 тыс. га) мероприятия по лесоустройству не проводились. Приказом Рослесхоза от 22.12.2008 N 399 "Об определении количества лесничеств на территории Ростовской области и установлении их границ" на территории лесного фонда Ростовской области создано путем объединения 21 лесхоза 18 лесничеств, которые включают 57 участковых лесничеств. В настоящее время лесничества Ростовской области лесоустройством не спроектированы с включенными в состав лесничества лесами, ранее находившимися в ведении сельхозформирований (не определена квартальная сеть, не установлены границы лесничества, не выполнено проектирование защитных лесов и особо защитных участков лесов). Предоставление таких участков до проведения лесоустройства земель лесного фонда недопустимо, так как в отношении данных участков не установлена категория защитности лесов, не определен правовой режим их использования. До проведения работ по постановке земельного участка на кадастровый учет заявитель должен обратиться в министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления, что не выполнено и привело к постановке 22.01.2021 на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600014:419 без предварительного согласования предоставления, с установлением вида разрешенного использования, не предусмотренного статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). На момент обращения в министерство испрашиваемому лесному участку не присвоен вид разрешенного использования в соответствии с требованиями лесного законодательства (статья 25 Лесного кодекса), не соблюден порядок предварительного согласования предоставления лесного участка в пользование, что в соответствии с пунктом 2.14 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 (далее - административный регламент), является основанием отказа в предоставлении лесного участка. В 2017 - 2019 годах документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, заявителем неоднократно направлялась в министерство на согласование; по результатам рассмотрения не согласована (письма министерства от 17.06.2019 N 28.2-2.1.1/2363 и 02.08.2019 N 28.2-2.1.1/3145) ввиду выявленных нарушений.
В кассационной жалобе учреждение просит решение от 06.12.2021 и постановление апелляционного суда от 09.02.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600014:419 поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли лесного фонда и разрешенным использованием - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; образован из участка, отнесенного к категории земель лесного фонда. Доказательством проведенного лесоустройства в отношении испрашиваемого земельного участка, образованного в результате раздела участка с кадастровым номером 61:39:0600014:91, представлены акт выбора N 1, акт натурного технического обследования N 1, проектная документация. Предварительное согласование предоставления земельного участка не требуется, поскольку участок образован в соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) на основании проекта межевания территории или проектной документации лесных участков. Письмо Рослесхоза от 29.05.2022 N АВ-06-27/9822 не может служить надлежащим доказательством, поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, следовательно, не обладает полномочиями по разъяснению положений действующего законодательства. Вывод судов о том, что документация по планировке территории не согласована, не соответствует материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Росморречфлот просит состоявшиеся судебные акты отменить, настаивая на том, что лесоустройство в отношении спорного лесного участка проводилось; при согласовании документации по планировке территории министерство предварительно согласовало предоставление участка под размещение объекта. Вывод судов о том, что для земельного участка не установлен вид разрешенного использования, необоснован. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с категорией земель - земли лесного фонда и видом разрешенного использования - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Определением от 26.05.2022 судебное разбирательство по кассационной жалобе откладывалось до 14 часов 00 минут 05.07.2022, о чем информация размещена в сети Интернет; в назначенное время рассмотрение кассационной жалобы продолжено.
Определением и.о. председателя третьего судебного состава Мещерина А.И. от 05.07.2022 произведена замена судьи Анциферова В.А. на судью Мещерина А.И. (статья 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс), дело рассмотрено с самого начала.
В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи, представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Росморречфлот явку процессуального представителя в суд округа не обеспечил, извещен надлежащим образом в силу статей 121, 123 Кодекса. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзывах, выслушав учреждение и министерство, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, в рамках реализации государственной программы "Развитие транспортной системы" разработана и утверждена "Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с которой проводится комплекс мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на р. Дон, государственным заказчиком выступает Росморречфлот.
На основании схемы территориального планирования издано распоряжение Росморречфлота от 19.12.2016 N ВО-303-р "О подготовке документации по планировке территории объекта "Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон"".
В силу соглашений от 10.02.2014 N СГ-6 и 16.06.2020 N 110-12-2020-002, заключенных Росморречфлотом и учреждением, последнему переданы полномочия застройщика по реализации указанного проекта.
2 июня 2021 года учреждение направило в министерство заявление N 01-576 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование лесного участка с кадастровым номером 61:39:0600014:419 площадью 533 кв. м (образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600014:91).
Письмом от 17.06.2021 N 28.2-2.1.1/2773 министерство отказало заявителю, сообщив, что с заявлением обратилось лицо, не уполномоченное на строительство объекта; в соответствии с законодательством (согласно представленным документам) лесной участок не может быть предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Лесоустройство в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600014:419 не проводилось. Проведение лесоустройства в части проектирования защитных лесов и определения категории защитности лесов в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства.
Полагая, что решение, оформленное письмом от 17.06.2021 N 28.2-2.1.1/2773, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Кодекса основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса). При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса закреплено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В статье 3 Лесного кодекса предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 71 Лесного кодекса предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 81 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
При этом, часть 1 статьи 83 Лесного кодекса имеет исчерпывающий (закрытый) перечень полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений (пункт 1.1). К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 2.1.1), а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса (пункт 2.1.9).
Предоставление лесных участков в пользование является государственной услугой, оказываемой на основании административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Для получения услуги заявитель предоставляет в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктом 2.7 административного регламента.
Согласно пунктам 3.13, 3.14 административного регламента, основанием для начала выполнения административной процедуры является получение должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, зарегистрированного заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги. При поступлении заявления с приложением документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, осуществляет их рассмотрение на предмет оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
В силу пункта 2.14 административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является: непредставление документов, указанных в пункте 2.7 административного регламента; в отношении лесного участка, указанного в заявлении, не установлен вид разрешенного использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
К числу таких оснований статьей 39.16 Земельного кодекса отнесены, в частности, следующий случай: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.
Статьей 25 Лесного кодекса предусмотрены виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2.14 административного регламента, отказ в предоставлении государственной услуги не является препятствием для повторной подачи документов, необходимых для предоставления в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения министерства, оформленного письмом от 17.06.2021 N 28.2-2.1.1/2773. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600014:419 является частью лесного участка 61:39:0600014:91 (леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций). Площадь земель лесного фонда, расположенных в Ростовской области, составляет 360,6 тыс. га, последнее лесоустройство проведено в 2005 году на площади 334,4 тыс. га в разрезе 21 лесхоза и 60 лесничеств; в отношении части территории (26,3 тыс. га) мероприятия по лесоустройству не проводились, лесничества Ростовской области лесоустройством не спроектированы с включенными в состав лесничества лесами, ранее находившимися в ведении сельхозформирований (не определена квартальная сеть, не установлены границы лесничества, не выполнено проектирование защитных лесов и особо защитных участков лесов). Предоставление таких участков до проведения лесоустройства земель лесного фонда недопустимо, поскольку в отношении таких участков не установлена категория защитности лесов, не определен правовой режим их использования. На момент обращения в министерство испрашиваемому лесному участку не присвоен вид разрешенного использования в соответствии с требованиями лесного законодательства (статья 25 Лесного кодекса), не соблюден порядок предварительного согласования предоставления лесного участка в пользование, что в соответствии с пунктом 2.14 административного регламента является основанием к отказу в предоставлении испрашиваемой услуги.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену состоявшихся судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 по делу N А53-27425/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения министерства, оформленного письмом от 17.06.2021 N 28.2-2.1.1/2773. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600014:419 является частью лесного участка 61:39:0600014:91 (леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций). Площадь земель лесного фонда, расположенных в Ростовской области, составляет 360,6 тыс. га, последнее лесоустройство проведено в 2005 году на площади 334,4 тыс. га в разрезе 21 лесхоза и 60 лесничеств; в отношении части территории (26,3 тыс. га) мероприятия по лесоустройству не проводились, лесничества Ростовской области лесоустройством не спроектированы с включенными в состав лесничества лесами, ранее находившимися в ведении сельхозформирований (не определена квартальная сеть, не установлены границы лесничества, не выполнено проектирование защитных лесов и особо защитных участков лесов). Предоставление таких участков до проведения лесоустройства земель лесного фонда недопустимо, поскольку в отношении таких участков не установлена категория защитности лесов, не определен правовой режим их использования. На момент обращения в министерство испрашиваемому лесному участку не присвоен вид разрешенного использования в соответствии с требованиями лесного законодательства (статья 25 Лесного кодекса), не соблюден порядок предварительного согласования предоставления лесного участка в пользование, что в соответствии с пунктом 2.14 административного регламента является основанием к отказу в предоставлении испрашиваемой услуги."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2022 г. N Ф08-3452/22 по делу N А53-27425/2021