г. Краснодар |
|
08 июля 2022 г. |
Дело N А32-60043/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев по правилам части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агросоюз" (ИНН 2350007648) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу N А32-60043/2021,
установила следующее.
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - административный орган, управление) обратилось в суд с заявлением к ООО "Агросоюз" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.04.2022, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ с назначением наказания в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ. Суды необоснованно не применили положения 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 Кодекса решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
С учетом приведенных положений статьи 206 Кодекса, а также требований части 2 статьи 288.2 Кодекса законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, с 11 часов 30 минут по 12 часов 00 минут 01.12.2021 при проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) при декларировании зерна управление установило, что декларация о соответствии (заявитель - общество) на кукурузу продовольственную (урожай 2021 года, серийный выпуск, регистрационный номер EAЭCNRU Д-RU.РА01.А.65127/21 от 13.10.2021, схема декларирования 2Д) (далее - урожай, кукуруза) принята на основании протокола испытаний от 13.10.2021 N 2746ПЛ, выданного испытательным центром ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области" (Орехово-Зуевский филиал), адрес: 142608, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Коминтерна, д. 1, который содержит неполный перечень показателей безопасности, отсутствуют испытания по некоторым показателям и исследования на остаточное содержание действующих веществ пестицидов, применявшихся при выращивании кукурузы урожая 2021 года.
Административный орган, установив перечисленные обстоятельства, пришел к выводу о том, что декларация о соответствии от 13.10.2021 с регистрационным номером EAЭCNRU ДRU.РА01.А.65127/21 на кукурузу принята с нарушением требований Технического регламента Таможенного союза 015/2011 "О безопасности зерна", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 N 874 (далее - ТР ТС 015/2011), в связи с чем не может быть признана достоверной.
Ввиду недостоверности декларации о соответствии, принятой на основании протокола испытаний, не отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации, главным государственным инспектором управления Игнатенко Г.С. принято решение от 02.12.2021 N 15 о признании недействительной декларации о соответствии с регистрационным номером ЕАЭС N RU ДRU.PA01.A.65127/21, дата регистрации 13.10.2021.
На официальном сайте Росаккредитации в разделе "Декларации о соответствии" должностным лицом управления проверен статус данной декларации о соответствии, действие декларации прекращено заявителем 16.12.2021.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу, что общество нарушило требования части 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", части 1 статьи 3, частей 1 - 4, приложений 2, 6 ТР ТС 015/2011.
13 декабря 2021 года по факту выявленного административного правонарушения управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 13-38-2021, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 14.44 КоАП РФ, статьями 2, 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьями 1, 3, 4, 6, 7 ТР ТС 015/2011.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Декларация о соответствии от 13.10.2021 с регистрационным номером ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.А.65127/21 принята на основании протокола испытаний от 13.10.2021 N 2746ПЛ, выданного испытательным центром ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области".
При этом, как выяснило управление, протокол испытаний от 13.10.2021 N 2746ПЛ содержит неполный перечень показателей безопасности; отсутствуют испытания по следующим показателям:
- микотоксины: Т-2 токсин, зеараленон;
- бенз(а)пирен;
- пестициды: ртутьорганические пестициды, 2,4-Д кислота, ее соли, эфиры;
- загрязненность мертвыми насекомыми-вредителями;
- вредная примесь спорынья и головня, горчак ползучий, софора лисохвостная, термопсис ланцетный, вязель разноцветный, гелиотроп опушенноплодный, триходесма седая, наличие зерен с яркой-желто-зеленой флуоресценцией.
Кроме того, отсутствуют исследования на остаточное содержание действующих веществ пестицидов, применявшихся при выращивании кукурузы урожая 2021 года согласно справке от 18.11.2021 исх. N 101.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что в данном случае кукуруза продовольственная при декларировании не прошла в полном объеме необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, предусмотренные ТР ТС 015/2011, в связи с чем, декларация о соответствии принята на основании неполных доказательных материалов, не отражает с полной достоверностью истинное состояние данной культуры по безопасности, что может повлечь за собой ошибочную оценку безопасности кукурузы потребителями и привести к возникновению угрозы жизни, здоровью граждан. В рассматриваемом случае декларация о соответствии от 13.10.2021 с регистрационным номером EAЭСNRU Д-RU.PA01.A.65127/21 на кукурузу не может быть признана достоверной.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Суды отметили, что какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, общество предпринимало исчерпывающие меры для соблюдения законодательства и предотвращения правонарушения, в материалы дела не представлены. Доказательств того, что нарушение обязательных требований технических регламентов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка, не имеется. Таким образом, общество не предприняло все зависящие от него и достаточные меры по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, и предотвращения правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к формальным требованиям публичного порядка.
Суды отклонили довод общества о том, что объем лабораторных испытаний по схеме 2д определяет специализированная лаборатория, как основанный на ошибочном понимании положений статьями 1, 3, 4, 6, 7 ТР ТС 015/2011.
Суды проверили процедуру привлечения общества к административной ответственности и не установили существенных процессуальных нарушений.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели оснований ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для снижения штрафа ниже низшего предела, установленного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного обществом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного или снижения размера штрафа ниже низшего предела с учетом статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судами норм права применительно к установленным обстоятельствам дела не свидетельствует о необходимости отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены, основания для пересмотра обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022 по делу N А32-60043/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и, исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели оснований ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для снижения штрафа ниже низшего предела, установленного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного обществом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного или снижения размера штрафа ниже низшего предела с учетом статей 286 и 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2022 г. N Ф08-5396/22 по делу N А32-60043/2021