1. В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда" и в целях создания и функционирования системы управления охраной профессиональной служебной деятельности (охраной труда) в Думе Ставропольского края утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной профессиональной служебной деятельности (охраной труда) в Думе Ставропольского края.
2. Руководителю аппарата Думы Ставропольского края, руководителям структурных подразделений аппарата Думы Ставропольского края ознакомить под роспись с настоящим распоряжением депутатов Думы Ставропольского края, работающих на профессиональной основе, государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Думы Ставропольского края.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя аппарата Думы Ставропольского края.
|
Н.Т. Великдань |
УТВЕРЖДЕНО
председателя Думы Ставропольского края
от 29 декабря 2023 года N 248-р
Положение
о системе управления охраной профессиональной служебной деятельности (охраной труда) в Думе Ставропольского края
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с созданием и функционированием системы управления охраной профессиональной служебной деятельности (охраной труда) в Думе Ставропольского края (далее соответственно - система управления охраной труда, Дума), и направлено на обеспечение соблюдения в Думе требований охраны труда, разработку мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращение производственного травматизма.
2. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда осуществляется посредством соблюдения установленных законодательством Российской Федерации государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности Думы на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, а также рекомендаций Международной организации труда по системе управления охраной труда и безопасности производства.
3. Система управления охраной труда представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
1) организационная структура системы управления охраной труда, предусматривающая обязанности и ответственность в области охраны труда на всех ее уровнях;
2) мероприятия, направленные на функционирование системы управления охраной труда, включая контроль за эффективностью функционирования системы управления охраной труда;
3) документированная информация (нормативные акты, организационно-распорядительные документы, журналы, акты и прочее).
4. Требования системы управления охраной труда обязательны для депутатов Думы, работающих на профессиональной основе, государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Думы (далее - работники), иных лиц, находящихся в помещениях Думы.
II. Политика в области охраны труда
5. Политика в области охраны труда в Думе определяется настоящим Положением, которым определены цели и мероприятия по охране труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников Думы.
6. Политика в области охраны труда в Думе направлена на достижение следующих целей:
1) сохранение жизни и здоровья работников в процессе их профессиональной служебной деятельности;
2) обеспечение безопасных условий труда, управление профессиональными рисками;
3) выполнение последовательных мероприятий по предупреждению происшествий, случаев ухудшения состояния здоровья работников, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
5) совершенствование системы управления охраной труда и повышение ее эффективности;
6) привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий профессиональной служебной деятельности, соответствующих требованиям охраны труда, установленным законодательством Российской Федерации;
7) учет мнения профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Думы профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по вопросам, связанным с системой управления охраной труда.
7. Для достижения целей политики в области охраны труда в Думе реализуются следующие мероприятия:
Организация подготовки работников по охране труда:
1) установление перечня должностей работников, освобожденных от прохождения первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;
2) установление перечня должностей работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к организации обучения в области охраны труда;
3) определение работника, ответственного за проведение вводного инструктажа по охране труда в Думе;
4) определение вопросов, включаемых в программу вводного инструктажа по охране труда в Думе.
Организация управления профессиональными рисками:
1) выявление опасностей;
2) оценка уровней профессиональных рисков;
3) снижение уровней профессиональных рисков.
Организация информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, осуществляющаяся путем:
1) включения соответствующих положений в служебный контракт государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края в аппарате Думы;
2) проведения совещаний, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
3) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Организация рабочих мест работников:
1) учет требований, установленных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 774н "Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места", исходя из специфики деятельности Думы;
2) установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей зоне помещений;
3) обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
III. Создание и функционирование системы управления охраной труда
8. В Думе устанавливается следующая двухуровневая система управления охраной труда, определяемая в зависимости от замещаемой должности и должностных компетенций и обязанностей в области охраны труда:
1) первый уровень - председатель Думы, руководитель аппарата Думы;
2) второй уровень - руководители структурных подразделений аппарата Думы (их заместители), работник, ответственный за охрану труда в Думе (далее - специалист по охране труда), иные работники.
Обязанности в рамках функционирования двухуровневой системы управления охраной труда распределяются следующим образом:
1) председатель Думы обеспечивает создание безопасных условий и охрану труда, выполнение мер, установленных статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации;
2) руководитель аппарата Думы организует работу по охране труда и руководит разработкой организационно-распорядительных документов в сфере охраны труда;
3) руководитель структурного подразделения аппарата Думы (его заместитель):
а) обеспечивает функционирование системы управления охраной труда на уровне структурного подразделения аппарата Думы;
б) организует подготовку работников структурного подразделения аппарата Думы по охране труда;
в) участвует в управлении профессиональными рисками;
г) обеспечивает участие работников структурного подразделения аппарата Думы (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
д) участвует в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении аппарата Думы;
е) информирует председателя Думы о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении аппарата Думы;
ж) обеспечивает исполнение указаний и предписаний уполномоченных органов государственной власти в области охраны труда, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
з) приостанавливает работу в структурном подразделении аппарата Думы в случаях, установленных требованиями охраны труда;
и) обеспечивает размещение в общедоступных местах структурного подразделения аппарата Думы документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения аппарата Думы и иных лиц;
к) принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении аппарата Думы;
4) специалист по охране труда:
а) координирует все направления функционирования системы управления охраной труда, в том числе работу по охране труда в структурных подразделениях аппарата Думы;
б) участвует в разработке и актуализации организационно-распорядительных документов Думы в сфере охраны труда;
в) осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда в Думе;
г) проводит мониторинг состояния условий и охраны труда в Думе;
д) участвует в разработке и организации мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Думе, осуществляет контроль их выполнения;
е) участвует в управлении профессиональными рисками;
ж) участвует в расследовании аварий, несчастных случаев, а также ведет их учет и составляет отчетность по ним, анализирует их причины, организует и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует выполнение указанных мероприятий;
5) работник:
а) соблюдает требования охраны труда в Думе в рамках выполнения своих служебных обязанностей;
б) участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
в) содержит в чистоте свое рабочее место;
г) перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
д) следит за исправностью офисного оборудования на своем рабочем месте;
е) докладывает о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
ж) извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления);
з) принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на рабочем месте.
9. Функционирование системы управления охраной труда включает в себя основные процессы по охране труда, содержащиеся в политике по охране труда, и достигается путем реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.
10. В рамках функционирования системы управления охраной труда, а также исходя из специфики деятельности Думы в Думе применяются следующие виды контроля:
1) контроль состояния рабочего места, выявление профессиональных рисков на рабочих местах, самоконтроль работников за соблюдением требований охраны труда;
2) учет и анализ аварий, несчастных случаев, а также изменений требований охраны труда;
3) контроль эффективности функционирования системы управления охраной труда в целом.
11. Контроль функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур по охране труда осуществляют соответственно руководители структурных подразделений аппарата Думы, специалист по охране труда.
12. Контроль и оценку результативности функционирования системы управления охраной труда осуществляют одновременно с контролем соблюдения требований охраны труда.
13. Результаты контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур по охране труда в Думе оформляются ежегодно специалистом по охране труда актом по форме, разрабатываемой специалистом по охране труда.
14. Если в ходе проведения контроля функционирования системы управления охраной труда и мониторинга реализации процедур по охране труда выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований охраны труда и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, то незамедлительно осуществляются корректирующие действия по улучшению функционирования системы управления охраной труда.
15. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение основных целей системы управления охраной труда - проведение профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследование причин их возникновения, а также их устранение.
16. Реагирование на аварии, несчастные случаи в Думе осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве".
17. Расследование аварий, несчастных случаев в Думе направлено на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и подлежит обязательному документальному оформлению.
IV. Планирование функционирования системы управления охраной труда
18. При планировании функционирования системы управления охраной труда принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий, возможных нарушений положений системы управления охраной труда.
19. Управление профессиональными рисками в Думе включает в себя мероприятия по выявлению опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков.
20. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, рассматриваются:
1) скользкие, обледенелые, мокрые опорные поверхности;
2) перепад высот, отсутствие ограждения на высоте свыше 3 метров;
3) транспортное средство;
4) монотонность труда при выполнении однообразных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорных нагрузок;
5) напряженный психологический климат в коллективе, стрессовые ситуации;
6) электрический ток;
7) насилие от враждебно настроенных работников или третьих лиц;
8) опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений;
9) опасности, связанные с организационными недостатками;
10) опасности пожара;
11) механические опасности.
21. При рассмотрении опасностей, указанных в пункте 20 настоящего Положения, проводится анализ, оценка и упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
22. Метод оценки уровня профессиональных рисков определяется специалистом по охране труда с учетом характера деятельности работников.
23. К мерам по исключению профессиональных рисков или снижению их уровня относится страхование профессионального риска.
24. Планирование функционирования системы управления охраной труда направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процедур по охране труда.
25. С целью планирования мероприятий по реализации процедур по охране труда устанавливается порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур по охране труда.
26. В плане мероприятий по реализации процедур по охране труда отражаются:
1) результаты проведенного комиссией по охране труда (при наличии) или работником, ответственным за охрану труда, анализа состояния условий и охраны труда в Думе;
2) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур по охране труда в Думе;
3) ожидаемый результат каждого мероприятия, проводимого при реализации процедур по охране труда в Думе;
4) сроки реализации мероприятий, проводимых при реализации процедур по охране труда в Думе;
5) лица, ответственные за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур по охране труда в Думе, на каждом уровне управления.
V. Улучшение функционирования системы управления охраной труда
27. В целях улучшения функционирования системы управления охраной труда определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования системы управления охраной труда, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий уполномоченных государственных органов, предложений, поступивших от работников.
28. При планировании улучшения функционирования системы управления охраной труда проводится анализ эффективности функционирования системы управления охраной труда, предусматривающий оценку следующих показателей:
1) степень достижения целей в области охраны труда в Думе;
2) способность системы управления охраной труда обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда в Думе;
3) эффективность действий на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования системы управления охраной труда;
4) необходимость изменения системы управления охраной труда, включая корректировку целей в области охраны труда в Думе, перераспределение обязанностей между должностными лицами аппарата Думы в области охраны труда, перераспределение ресурсов Думы;
5) поддержка участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению системы управления охраной труда;
6) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении системы управления охраной труда;
7) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования системы управления охраной труда;
8) доведение до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности Думы по постоянному улучшению системы управления охраной труда.
29. В целях организации планирования улучшения функционирования системы управления охраной труда осуществляется корректировка действий по совершенствованию функционирования системы управления охраной труда на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний уполномоченных государственных органов, предложений, поступивших от работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Председателя Думы Ставропольского края от 29 декабря 2023 г. N 248-р "Об утверждении Положения о системе управления охраной профессиональной служебной деятельности (охраной труда) в Думе Ставропольского края"
Вступает в силу с 30 декабря 2023 г.
Опубликование:
- на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) 29 декабря 2023 г.