г. Краснодар |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А63-13830/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витютневой Е.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - Администрации города Невинномысска Ставропольского края-- - Дудченко Е.Н., (доверенность от 03.06.2022), от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району - Старостиной Я.В. (доверенность от 24.02.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, третьих лиц: ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Администрации города Ставрополя, Комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Навакова И.В., помощник судьи Цагова И.А.), кассационную жалобу Администрации города Невинномысска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А63-13830/2021, установил следующее.
Администрация города Невинномысска обратилась в арбитражный суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, г. Ставрополя со следующими требованиями: о признании незаконным бездействия ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, выразившегося в ненаправлении в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченным в период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края работникам организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Невинномысска по месту нахождения Филиала N 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с целью его зачисления в бюджет муниципального; обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя направить в Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ, исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных в период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края работникам организаций и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Невинномысска, для распределения Управлением Федерального казначейства по Ставропольскому краю сумм НДФЛ надлежащим образом, с целью их зачисления в бюджет муниципального образования города Невинномысска по месту нахождения филиала N 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, с указанием в уведомлении в отношении платежей по НДФЛ за указанный период надлежащего кода ОКТМО; обязании Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю после поступления соответствующего уведомления от ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя в отношении платежей по НДФЛ ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенное неверное распределение сумм НДФЛ с учетом нахождения филиала N 6 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (город Невинномысск Ставропольского края) и надлежащего кода ОКТМО за период с 01.07.2020 по дату вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований. По мнению администрации, суды не установили фактические обстоятельства по делу, неправильно истолкованы нормы права, подлежащие применению. Требования администрации связаны с регистрацией Фонда социального страхования, как налогоплательщика, по месту нахождения своего филиала в г. Невинномысске и вытекающей из этого факта обязанности Фонда по уплате НДФЛ по месту регистрации обособленного подразделения.
В отзывах Комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя и Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация г. Невинномысска обратилась в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя с заявлением о проведении проверки правильности и полноты перечисления ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, НДФЛ, с пособий по временной нетрудоспособности и о направлении в УФК по СК уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа в отношении НДФЛ исчисленного и уплаченного ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с пособий по временной нетрудоспособности. В ответ на заявление ИФНС России по Ленинскому району проведена проверка правильности и полноты перечисления НДФЛ филиалом N 6 ГУ-СРО ФСС РФ при указании в платежных поручениях кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого должна быть перечислена спорная сумма НДФЛ. По результатам указанной проверки, платежей с некорректными данными установлено не было, о чем сообщено заявителю письмом N 04-20/005597 от 24.05.2021.Заявитель, не согласившись с ответом налогового органа, обратился с жалобой на бездействие должностных лиц ИФНС России по Ленинскому району в адрес УФНС России по Ставропольскому краю. Решением управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - УФНС России по Ставропольскому краю) от 28.07.2021 N 08-19/01766, жалоба администрации оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и, руководствуясь статьями 24, 226, 217, 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных администрацией требований.
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц, в том числе, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых на основании пункта 3 статьи 24 Кодекса возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии подпунктом 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Судами обоснованно указано, что согласно пункту 6 статьи 226 Налогового кодекса при выплате налогоплательщику доходов, в частности, в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В случае прямых выплат пособие работнику выплачивает не работодатель, а территориальный орган ФСС, который обязан как налоговый агент рассчитать, удержать и перечислить НДФЛ с выплачиваемых пособий.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен указанным пунктом.
Судебные инстанции установили, что в силу названных положений Налогового кодекса ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2634003750) является налоговым агентом и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет в части выплат по листкам нетрудоспособности по месту своей регистрации по адресу: 355002, г. Ставрополь, ул. 8 Марта, 3/1. При этом филиалы и иные обособленные подразделения организации в целях применения положений главы 23 Налогового кодекса налоговыми агентами не являются.
Согласно статье 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на доходы физических лиц урегулирован главой 23 Налогового кодекса.
Судебные инстанции учли, что в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены нормативные отчисления в бюджеты муниципальных образований субъекта Российской Федерации от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации. В данном случае изменения в Кодекс в части перечисления НДФЛ с выплаченных страховых выплат по обязательному социальному страхованию по ОКТМО муниципального образования, на территории которого зарегистрированы налоговые агенты, являющиеся работодателями физических лиц, не внесены.
Установив, что должностные лица инспекции дали ответ администрации, рассмотрев её обращение и жалобу в пределах своей компетенции; требования по данному делу заявлены администрацией в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой участниками отношений выступают с одной стороны государственный орган, орган местного самоуправления или должностные лица, наделенные властными полномочиями на осуществление своей деятельности, с другой стороны граждане, организации и иные лица, права и законные интересы которых затрагиваются решениями и действиями (бездействиями) указанных органов и, обоснованно указав, что в данном случае, отсутствовало бездействие должностных лиц, а администрация не согласна с доводами, изложенными в письме от 24.05.2021 N 04-20/005597 и решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы администрации от 28.07.2021, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что администрация города Невинномысска избрала ненадлежащий способ защиты своих прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали администрации в удовлетворении заявленных требований, признав несостоятельными доводы заявителя относительно бездействия налогового органа в части уведомления УФК по Ставропольскому краю об уточнении вида и принадлежности платежа с целью зачисления НДФЛ в бюджет муниципального образования город Невинномысск.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по делу N А63-13830/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на доходы физических лиц урегулирован главой 23 Налогового кодекса.
Судебные инстанции учли, что в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены нормативные отчисления в бюджеты муниципальных образований субъекта Российской Федерации от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации. В данном случае изменения в Кодекс в части перечисления НДФЛ с выплаченных страховых выплат по обязательному социальному страхованию по ОКТМО муниципального образования, на территории которого зарегистрированы налоговые агенты, являющиеся работодателями физических лиц, не внесены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2022 г. N Ф08-6128/22 по делу N А63-13830/2021