Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 28.12.2023 N 387
Государственная программа
Карачаево-Черкесской Республики "Развитие промышленности, торговли, энергетики и транспорта Карачаево-Черкесской Республики"
1. Стратегические приоритеты государственной программы Карачаево-Черкесской Республики
1.1. Оценка текущего состояния сферы промышленности торговли, энергетики и транспорта Карачаево-Черкесской Республики
Государственная программа "Развитие промышленности, торговли, энергетики и транспорта Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа) направлена на повышение качества жизни населения Карачаево-Черкесской Республики путем совершенствования системы государственного управления в сфере промышленности, топливно-энергетического комплекса, потребительского рынка, и транспорта.
Карачаево-Черкесская Республика - промышленная и аграрная республика. Территорию можно разделить на две области: на севере более развито химическое производство и лёгкая промышленность, на юге - добывающая промышленность и животноводство.
Основной целью развития промышленности Карачаево-Черкесской Республики является рост уровня жизни населения за счет роста объемов промышленного производства в приоритетных видах экономической деятельности.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р помимо производства строительных материалов, в перечень перспективных экономических специализаций региона в сфере промышленности включены следующие отрасли: производство резиновых и пластмассовых изделий; производство текстильных изделий; производство одежды; производство напитков и пищевых продуктов; производство прочих готовых изделий. При этом легкая промышленность и производство резиновых и пластмассовых изделий являются перспективными как отрасли, обладающие импортозамещающим и экспортным потенциалом.
По состоянию на 01.10.2023 в Статрегистре Карачаево-Черкесской Республики учтено 599 промышленных предприятий, численность работников которых (без внешних совместителей) составляет 12,2 тыс. человек или 17,2% от общей среднесписочной численности работников (по полному кругу предприятий) по всем видам экономической деятельности региона.
Несмотря на сложные экономические условия, в которых приходится работать в последние годы промышленный комплекс региона демонстрирует стабильный рост основных экономических показателей.
Индекс промышленного производства по итогам работы за 2022 год, по отношению к 2021 году увеличился и сложился на уровне 102,6%, в том числе:
в добыче полезных ископаемых - 97,1% (в 2021 году - 99,9%);
в обрабатывающих производствах - 100,9% (в 2021 году - 108,6%);
в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха - 108,7% (в 2021 году - 116%);
в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 86,4% (в 2021 году - 106,4%).
По оперативным данным Росстата индекс промышленного производства Карачаево-Черкесской Республики за период январь - сентябрь 2023 года по отношению к аналогичному периоду 2022 года составил 114,6%, в том числе в обрабатывающих отраслях - 120,6%.
Промышленные предприятия продолжают реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание новых и модернизацию действующих производств. По итогам 2022 года общий объем инвестиций в основной капитал в сфере промышленности составил 13,9 млрд рублей или 56,7% от общего объема инвестиций в основной капитал по региону. При этом необходимо подчеркнуть, что инвестиции в основной капитал в "обрабатывающих" отраслях увеличились по сравнению с 2021 годом в 2,3 раза.
Несмотря на принимаемые меры по техническому перевооружению крупных и средних предприятий промышленного комплекса Карачаево-Черкесской Республики, все еще высоким остается показатель степени износа основных фондов, так по данным Росстата в 2021 году в обрабатывающих отраслях степень износа основных фондов составила 54,8 процента. На некоторых предприятиях продолжает сохраняться тенденция недостаточного финансирования для проведения структурных преобразований и реализации программ технического перевооружения. Выпускаемая продукция зачастую морально устарела и не отвечает современным требованиям. Для решения данной проблемы необходима реализация мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности развития промышленного производства на территории республики и оказанию мер государственной поддержки.
Также в последнее время все более остро встает вопрос об обеспеченности промышленности квалифицированными кадрами. В связи с уходом с российского рынка иностранных компаний российской промышленности необходимо нарастить объемы производства, освоить новые виды продукции и занять освободившиеся ниши. Для реализации данной задачи требуются дополнительные трудовые ресурсы.
Еще одним направлением, требующим принятия соответствующих мер, является развитие инфраструктуры промышленности. В настоящее время на территории республики отсутствуют индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры и технопарки, зарекомендовавшие себя в Российской Федерации как точки роста промышленного производства, развития кооперации и повышения уровня технологического развития регионов.
В число основных мероприятий, направленных на решение поставленных задач, можно выделить следующие: широкое информирование бизнеса о мерах государственной поддержки развития промышленности; развитие регионального фонда развития промышленности для осуществления финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий совместно с федеральным Фондом развития промышленности; создание и развитие объектов региональной промышленной инфраструктуры: индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков, с установлением преференциального режима хозяйствования; развитие региональных и межрегиональных промышленных кластеров.
В этой связи, Министерством промышленности, энергетики и транспорта Карачаево-Черкесской Республики разработаны следующие структурные элементы государственная программы:
региональный проект "Поддержка предприятий, реализующих инвестиционные проекты в сфере промышленности", предусматривающий докапитализацию регионального фонда развития промышленности, из регионального и федерального бюджета, для софинансирования инвестиционных проектов в сфере промышленности;
комплекс процессных мероприятий "Меры по развитию промышленности Карачаево-Черкесской Республики" направленный на решение задач по повышению инвестиционной привлекательности развития промышленного производства на территории республики, кадровому обеспечению промышленности и развитию инфраструктуры промышленности.
В настоящее время топливно-энергетический комплекс является одним из устойчиво работающих производственных комплексов региональной экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития экономики Карачаево-Черкесской Республики.
Зона охвата централизованным электроснабжением составляет 99,95 процента от количества проживающего населения и хозяйствующих субъектов республики.
Карачаево-Черкесская Республика обладает большим гидроэнергетическим потенциалом. На данный момент в Карачаево-Черкесии разведаны более 30 створов рек для размещения Малых ГЭС.
Общий неиспользуемый гидроэнергетический потенциал малых ГЭС оценивается в 100-110 МВт и 480-500 млн. кВт*ч в год.
Уровень развития топливно-энергетического комплекса Карачаево-Черкесской Республики напрямую зависит от газификации районов республики. Газоснабжение жилых домов позволит обеспечить комфортные условия проживания людей, снизит социальную напряженность и улучшит экологию региона. Решить данную задачу планируется с помощью реализации на территории Карачаево-Черкесской Республики мероприятий в рамках региональной программы газификации на 2021-2030 годов.
Завершена работа по разработке целевого прогнозного топливно-энергетического баланса Карачаево-Черкесской Республики (далее - ТЭБ) и плана мероприятий (дорожной карты) по достижению его показателей на 2022-2030 годы (утверждены распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2022 года N 105-р). ТЭБ учитывает постепенный перевод на природный газ котельных, работающих на нефтепродуктах, электроэнергии, угле и прочем твердом топливе.
За счет роста использования природного газа производство энергетических ресурсов в республике в целом за период с 2024 года по 2030 год планируется увеличить с 776,1 до 983,2 млн. условных тонн, производство электрической энергии - с 71,6 до 72,7 млн. условных тонн, производство тепловой энергии - 93,7 до 105,9 млн. условных тонн.
Автомобильный транспорт является основным в Карачаево-Черкесской Республике, он обеспечивает социально-экономические потребности населения региона в пассажирских и грузовых перевозках.
На долю автомобильного транспорта республики приходится до 95% перевозок пассажиров, 5% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом.
В настоящее время перевозка пассажиров в межмуниципальном сообщении автомобильным транспортом осуществляется по нерегулируемым тарифам, в муниципальном сообщении по регулируемым предусматривающим установление платы за проезд самим перевозчиком.
На территории Карачаево-Черкесской Республики организовано:
80 регулярных маршрутов в межмуниципальном сообщении;
45 регулярных маршрутов в муниципальном сообщении.
Обслуживания автобусных маршрутов организовано 30 юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозчиками.
Подвижной состав составляет:
322 подвижной состав пригородного сообщения (категорий М2, МЗ);
153 единицы подвижного состава в муниципальном сообщении (категорий М2, МЗ).
Средний возраст подвижного состава, обслуживающего население в муниципальном и межмуниципальном сообщении, составляет 15 лет. Износ парка подвижного состава составляет порядка 80%.
В настоящее время железнодорожное сообщение Карачаево-Черкесской Республики представлено однопутной тупиковой веткой Невинномысск - Черкесск, которая на севере примыкает к магистральной железнодорожной линии Ростов-Баку. Перевозка пассажиров по маршруту Невинномысск - Черкесск, осуществляется рельсовым автобусом РА-1 двумя парами.
В соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2011 N 210 "Об утверждении Порядка распределения средств республиканского бюджета, предназначенных для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Карачаево-Черкесской Республики" реализуется комплекс процессных мероприятий "Компенсация части затрат предприятий по предоставлению проезда по льготным проездным билетам отдельным категориям граждан".
В соответствии постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.05.2011 N 107 "О предоставлении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения" и в рамках заключенного долгосрочного контракта (договора) с АО "Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания" реализуется комплекс процессных мероприятий "Компенсация потерь в доходах, возникающих в результате регулирования тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Карачаево-Черкесской Республики"
В целях сокращения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в республике будет продолжаться реализация мероприятий по развитию интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Внедрение ИТС на автомобильных дорогах позволит оптимизировать движения транспортных потоков, эффективнее обеспечивать безопасность дорожного движения, улучшить параметры улично-дорожной сети и экологической обстановки, а также позволит использовать накопленные данные о пассажиропотоках для решения вопросов в смежных сферах деятельности.
Основным инструментом достижения стратегической цели является национальный проект "Безопасные качественные дороги", в целях исполнения мероприятий национального проекта реализуется региональный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" (далее - региональный проект).
В рамках регионального проекта установлено 106 комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на участках автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального значения в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Данные мероприятия направлены на сокращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и снижение количества нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в Карачаево-Черкесской Республике.
В сфере потребительского рынка в последние годы в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалась положительная динамика развития, поэтому современный потребительский рынок республики характеризуется высокой насыщенностью. Инфраструктура потребительского рынка Карачаево-Черкесской Республики представлена достаточно разветвленной сетью предприятий. Функционирует свыше 2700 тысяч стационарных торговых объектов торговой площадью около 419 тысяч квадратных метров, 250 - бытового обслуживания, более 500 - общественного питания, 14 розничных рынков на 9,42 тысяч торговых мест, работают 10 федеральных торговых розничных сетей, которые открыли свыше 40 магазинов.
В целом можно отметить, что в республике имеет место как конкуренция между продавцами на соответствующих рынках товаров и услуг, так и между форматами предприятий потребительского рынка.
Несмотря на значительный рост, в данной отрасли сохраняется ряд проблем, решение которых возможно только в долгосрочном периоде. Так, основные проблемы связаны с неразвитостью инфраструктуры предприятий потребительского рынка и инфраструктуры в сельской местности (в том числе транспортной), товарно-логистических цепочек, оптового звена, не проработанностью нормативно-правовой базы и отсутствием эффективных управленческих решений в государственном и муниципальном управлении. Кроме того, не в полной мере используется рекреационный и туристический потенциал республики. Развитие туристической отрасли должно идти параллельно с развитием сферы потребительского рынка и услуг, поскольку эти отрасли также обеспечивают вклад в повышение комфортности пребывания туристов на территории Карачаево-Черкесской Республики.
Также актуальной является проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг в розничном звене - на рынках и в мелкорозничной торговле, в оптовом звене - при хранении продовольствия в так называемых неприспособленных помещениях (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи и т.д.). Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров, а также остро стоит вопрос улучшения материально-технической базы организаций потребительского рынка.
Важнейшей частью потребительского рынка является сфера розничной торговли, наиболее гибкая отрасль, реагирующая на изменение всех социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития региона.
Общий объем оборота розничной торговли в Карачаево-Черкесии в 2022 году сократился на 11,1% по сравнению с 2021 годом - до 45,2 млрд рублей.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Реализация государственной программы предусмотрена с 2024 по 2030 годы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
модернизация и технологическое перевооружение действующих мощностей в промышленном комплексе Карачаево-Черкесской Республики,
создание условий для гарантированного обеспечения энергоресурсами экономики и населения Карачаево-Черкесской Республики;
обеспечение потребностей населения в транспортных услугах, безопасности дорожного движения и качественных услуг в сфере пассажирских перевозок;
формирование добросовестной конкуренции как основы повышения качества жизни населения республики, повышения инвестиционной привлекательности, бесперебойного и своевременного обеспечения потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах, эффективного функционирования предприятий потребительского рынка на территории республики.
Для целей реализации мероприятий в сфере промышленности необходимо решение следующих задач:
повышение производственного потенциала промышленных предприятий на основе технического перевооружения и модернизации;
внедрение современных технологий и создание новых высокоэффективных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий;
развитие малых и средних производств за счет создания инвестиционных площадок и индустриальных (промышленных) парков;
развитие кадрового потенциала промышленности.
В число основных мероприятий, направленных на решение поставленных задач, можно выделить следующие:
широкое информирование бизнеса о мерах государственной поддержки развития промышленности;
развитие регионального фонда развития промышленности для осуществления финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий совместно с федеральным Фондом развития промышленности;
развитие региональных и межрегиональных промышленных кластеров, а также других форм промышленной кооперации.
Развитие топливно-энергетического комплекса имеет важное значение для региона, так как является важнейшей структурной составляющей экономики и одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности.
Приоритетными направлениями развития топливно-энергетического комплекса республики являются:
строительство объектов генерации на базе экологически чистых возобновляемых источников электрической энергии;
строительство объектов зарядной инфраструктуры для электротранспорта;
расширение сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, что даст значительный толчок к переводу автомобильного транспорта на компримированный газ;
поддержка переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива; догазификация районов республики;
строительство и реконструкция объектов систем газоснабжения. Основными целями развития транспортного комплекса Карачаево-Черкесской Республики являются:
повышение уровня безопасности транспортной системы; повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий; повышение мобильности населения.
Для достижения вышеуказанных целей в Карачаево-Черкесской Республике необходимо решить следующие задачи:
организации качественного транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении;
развитие автоматизированной системы управления дорожным движением в республике;
региональный и государственный контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Основными мероприятиями, направленными на решение поставленных задач и достижение целей, могут являться:
улучшение качества транспортных услуг и снижение транспортных издержек; повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса республики;
обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта большого (особо большого класса), среднего и малого класса, включая автобусы, работающие на газомоторном топливе, электробусы, троллейбусы.
Исходя из текущего состояния следует выделить также следующие направления развития транспортного комплекса Карачаево-Черкесской Республики:
обеспечение решения задач высокого роста экономики, демографического и пространственного развития республики;
адаптация транспортной инфраструктуры к физическим климатическим рискам; в части обеспечения пассажирских перевозок: развитие программ поддержки обеспечения социально значимых пассажирских перевозок, включая прямые и косвенные механизмы государственной поддержки (в частности для стимулирования мобильности населения в регионе и его социальной поддержки, направленной на повышение доступности железнодорожного транспорта на долгосрочной основе, предусмотреть обеспечение безубыточности деятельности перевозчиков и субсидий на полную компенсацию потерь в доходах перевозчиков, возникающих в результате установления тарифов на пригородные железнодорожные перевозки ниже экономически обоснованного уровня).
Основными целями развития потребительского рынка и сферы услуг является бесперебойное и своевременное обеспечение потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах за счет эффективного функционирования предприятий потребительского рынка на территории Карачаево-Черкесской Республики, увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней от сферы торговли и услуг, формирование добросовестной конкуренции как основы повышения качества жизни населения республики, повышение инвестиционной привлекательности отрасли.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка;
формирование современной инфраструктуры потребительского рынка, повышение территориальной и экономической доступности товаров и услуг для населения;
создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции; развитие социального сектора потребительского рынка, ориентированного на население с низким уровнем дохода;
формирование республиканской оптовой сети как многоуровневой и территориально развитой системы товародвижения, ориентированной на местных товаропроизводителей;
повышение уровня подготовки, переподготовки кадров и квалификации персонала в сфере потребительского рынка.
1.3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство". Кроме того, при формировании целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, в том числе по отраслевому принципу.
В рамках реализации государственной программы предусмотрены региональные проекты.
1.4. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к геостратегическим территориям Российской Федерации и имеет приграничные муниципальные образования, в том числе приграничное муниципальное образование, при модернизации социально-экономической сферы которого в соответствии с положениями Стратегии пространственного развития Российской Федерации оказывается приоритетная государственная поддержка (Карачаевский муниципальный район).
В связи с вышеизложенным, при реализации государственной программы, мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности развития промышленного производства на территории республики и развитию инфраструктуры промышленности, мероприятия, направленные на создание условий для гарантированного обеспечения энергоресурсами экономики и населения республики, а также мероприятия по обеспечению потребностей населения в транспортных услугах и безопасности дорожного движения осуществляются с учетом приоритетности развития приграничного муниципального образования Карачаевского муниципального района.
2. Предоставление субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному автономному учреждению "Региональный фонд развития промышленности Карачаево-Черкесской Республики"
2.1. Порядок предоставления из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики субсидий юридическим лицам на возмещение затрат по строительству вводных газопроводов в рамках реализации мероприятий по догазификации приведен в приложении 1 к Программе.
2.2. Порядок предоставления субсидий из бюджета Карачаево-Черкесской Республики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с закупкой оборудования объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта и технологическим присоединением объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электрического автомобильного транспорта к электрическим сетям приведен в приложении 2 к государственной программе.
2.3. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом, на компенсацию части затрат на строительство таких объектов в рамках Программы приведен в приложении 3 к государственной программе.
2.4. Правила предоставления в 2024 году субсидий Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному автономному учреждению "Региональный фонд развития промышленности Карачаево-Черкесской Республики" на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания представлены в приложении 4 к государственной программе.
2.5. Порядок распределения средств республиканского бюджета, предназначенных для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Карачаево-Черкесской Республики представлены в приложении 5 к государственной программе.
2.6. Порядок обеспечения льготными проездными билетами отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Карачаево-Черкесской Республики представлены в приложении 6 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.