Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 28.12.2023 N 380
Государственная программа Карачаево-Черкесской Республики
"Стимулирование экономического развития Карачаево-Черкесской Республики"
(далее - государственная программа)
1. Стратегические приоритеты государственной программы
1.1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Карачаево-Черкесская Республика - один из приграничных субъектов Российской Федерации. На западе республика граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке со Ставропольским краем, на востоке с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и Абхазией.
Площадь Карачаево-Черкесской Республики составляет 14,3 тысяч квадратных километров. Большая часть (около 80%) Карачаево-Черкесской Республики расположена в горной местности. В пределах республики выделяются 3 климатические зоны: предгорная равнина, предгорья и горы Кавказа.
По численности населения республика относится к одному из самых маленьких регионов России: согласно предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2020 года (далее - ВПН-2020) число жителей составляет 469865 человек. Плотность населения - 32,9 человека на один квадратный километр. Доля городского населения в общей численности населения составляет 41,3%, сельского - 58,7%.
Реальный сектор экономики формируют хозяйствующие субъекты различных видов экономической деятельности. В республике развиты традиционные для Северо-Кавказского федерального округа сельскохозяйственное производство, торговля, услуги и туристическо-рекреационный кластер, а также электроэнергетика, добыча рудных и нерудных полезных ископаемых.
Обрабатывающая промышленность региона развита недостаточно: основные объемы производства приходятся на производство прочей неметаллической минеральной продукции, пищевую и текстильную промышленность, производство минеральной воды, производство резиновых и пластмассовых изделий.
Объем валового регионального продукта республики (далее - ВРП) вырос в 2020 году по сравнению с 2015 годом на 27,8 млрд рублей (с 67,5 млрд рублей до 95,3 млрд рублей), а в 2021 году составил 109,4 млрд рублей.
Структура валового регионального продукта республики по видам экономической деятельности за период 2015 - 2021 годов изменилась незначительно: в 2015 году на нетоваропроизводящий сектор (государственное управление и обеспечение безопасности, образование, здравоохранение, культуру и спорт) - в совокупности приходилось 29% общего объема ВРП, на промышленность - 18,6%, на сельское хозяйство - 25,1% (в 2021 году - 29,8%, 17,7% и 19,5%, соответственно). Для сравнения, в целом по Российской Федерации на выше обозначенный сектор приходилось в 2015 - 2021 годах не более 14% ВРП, на сельское хозяйство - около 5%, а доля промышленности возросла с 29,9% до 31%).
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП растет, за исключением 2020 года, в 2019 году - 21,2%, в 2020 году - 20,3%, в 2021 году - 22.6%.
Индекс производительности труда в Карачаево-Черкесской Республике постепенно с 2010 по 2020 годы возрастал, однако рост его не был стабильным (в среднем за 11 лет - увеличение на 1,2%). После снижения к уровню предыдущего года в 2018 (году на 4,6%), в 2019 году он увеличился на 3,9%, в 2020 году составлял 100,0% к уровню 2019 года (для сравнения, в среднем по СКФО прирост в 2020 году составил 6,9%, по Российской Федерации - снижение на 0,4%).
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования с 2015 года по 2021 год выросли в 1,6 раз (2015 год - 19647,6 млн рублей, 2021 год - 32340,8 млн рублей, по оперативным данным Росстата в 2022 году составили 34011,2 млн рублей).
По степени бюджетной обеспеченности (31,9%) республика относится к дотационным субъектам Российской Федерации. Кроме того, бюджет республики социально-ориентирован - почти три четверти его расходов направлено на социальную сферу (это один из самых высоких показателей в стране).
В период с 2015 по 2021 год наблюдался ряд положительных тенденций в развитии экономики республики: ежегодно увеличивались объемы инвестиций, стоимость основных фондов, объемы доходов консолидированного бюджета (с 2017 года - рос профицит бюджета), были низкими показатели инфляции на потребительском рынке и в товаропроизводящем секторе, постепенно росли среднедушевые показатели объема ВРП, оборота розничной торговли и платных услуг, сокращалось число безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости населения.
Основная задача, которая стоит перед органами власти Карачаево-Черкесской Республики на нынешнем этапе - это разработка комплекса экономических и социальных мероприятий, которые позволят выйти региону на траекторию стабильного роста и развития. Актуализация документов стратегического планирования служит достижению этой цели.
Малый бизнес оказывает непосредственное влияние на темпы экономического роста и структуру ВРП республики, насыщает рынок товарами и услугами, заполняет экономические ниши, которые не под силу заполнить крупным предприятиям. Кроме того, эффективное развитие малого предпринимательства позволяет решать принципиально важные задачи, в числе которых диверсификация экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения.
Предприятия с небольшой численностью работающих и самозанятые граждане обеспечивают гибкость и устойчивость экономической системы региона, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и, одновременно, выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источники дохода для значительного количества населения.
Востребованный и активно работающий инструмент поддержки предпринимательства в республике - деятельность автономного учреждения "Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Гарантийный фонд) и автономного учреждения Карачаево-Черкесской Республики "Микрокредитная компания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики" (далее - Микрокредитная компания). Меры поддержки, оказываемые субъектам малого и среднего предпринимательства Гарантийным фондом и Микрокредитной компанией, пользуются высоким спросом со стороны предпринимательского сообщества.
В целях стимулирования выхода малого и среднего предпринимательства из "теневого сектора" принят Закон Карачаево-Черкесской Республики от 13.07.2020 N 42-РЗ "О введении в действие на территории Карачаево-Черкесской Республики специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Введение специального налогового режима с 1 сентября 2020 года в виде налога на профессиональный доход позволило легализовать предпринимательскую деятельность самозанятых граждан, а также стал альтернативой для индивидуальных предпринимателей, использующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг. Кроме того, малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы.
Проект по созданию сети Многофункциональных центров (далее - МФЦ) реализуется по поручению Президента Российской Федерации начиная с 2012 года. В настоящее время сеть МФЦ в Карачаево-Черкесской Республике насчитывает 13 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 111 окон и 83 территориально-обособленных структурных подразделения МФЦ КЧР на 109 окон обслуживания.
МФЦ уже стали неотъемлемой частью жизни населения Карачаево-Черкесии. Эти учреждения упрощают взаимодействие граждан с государством, предлагая целый спектр государственных и муниципальных услуг под одной крышей. С каждым годом роль МФЦ растет, а их функционал становится все более широким.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы.
Мероприятия государственной программы направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, что в свою очередь оказывает влияние на повышение конкурентоспособности экономики и создания условий для экономического роста Российской Федерации в целом.
Основными целями развития малого и среднего предпринимательства являются:
развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг;
создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности;
расширение способов доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение экспортного потенциала;
развитие самозанятости.
Развитие малого и среднего предпринимательства и его переход на качественно новый уровень является важной государственной задачей и требует повышения эффективности государственной политики в данной сфере.
Ключевыми задачами государственной программы являются:
формирование благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии республики;
создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятых граждан посредством применения нового режима налогообложения и предоставления мер поддержки;
создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса (предакселерация);
создание комплексной системы акселерации, включающей в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развитие субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков;
предоставление возможности внедрения лучших практик (типовых решений) и получение услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровне;
снижение административных барьеров для малого бизнеса;
реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта;
комплексная поддержка предприятий - участников национального проекта;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
Несмотря на глобальную цифровизацию, а также на амбициозные предложения развития сервисов пользовательского сопровождения, сохраняет свою актуальность место коммуникаций граждан в центрах "Мои документы". Даже при создании всех условий электронного взаимодействия с государством, сохраняется важность человеческого общения.
Из главных перспектив развития МФЦ является цифровизация и автоматизация процессов. Еще одной перспективой развития МФЦ является усовершенствование технологической базы и внедрение новых информационных систем. Внедрение современных технологий позволит улучшить качество обслуживания и сократить время, затрачиваемое на получение государственных услуг. Также МФЦ могут стать платформой для предоставления других услуг и продуктов. Например, в МФЦ может быть организовано предоставление банковских услуг, страховых услуг, а также услуг в области образования и здравоохранения. Это позволит гражданам получать все необходимые услуги в одном месте, что повысит их удобство и комфорт.
Формирование целей и показателей государственной программы учитывались положения документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, в том числе по отраслевому принципу.
1.3. Задачи государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации.
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
Система целеполагания государственной программы на уровне региона включает в себя цель "Развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг, создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, расширение способов доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости".
Для достижения указанной цели в рамках государственной программы будут реализовываться, в том числе мероприятия национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
1.4. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития на региональном уровне направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
В целях обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, входящей в состав Северо-Кавказского федерального округа предусматривается решение следующих задач:
развитие малого и среднего предпринимательства;
увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Основным показателем государственной программы является численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых
Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к геостратегическим территориям Российской Федерации и имеет приграничные муниципальные образования, в том числе приграничное муниципальное образование, при модернизации социально-экономической сферы которого в соответствии с положениями Стратегии пространственного развития Российской Федерации оказывается приоритетная государственная поддержка (Карачаевский муниципальный район).
В связи с этим, мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка деятельности предпринимателей, мероприятия, направленные на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, мероприятия, направленные на повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Карачаево-Черкесской Республики, при реализации государственной программы осуществляются с учетом приоритетности развития приграничного муниципального образования Карачаевского муниципального района.
2. Предоставление субсидий из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики на поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства и автономной некоммерческой организации на финансовое обеспечение затрат в рамках настоящей государственной программы
2.1. Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно приведен в приложении 1 к государственной программе.
2.2. Порядок определения объема и предоставления субсидии автономной некоммерческой организации "Центр "Мой бизнес" Карачаево-Черкесской Республики" приведен в приложении 2 к государственной программе.
2.3. Порядок определения объема и предоставления субсидии автономной некоммерческой организации "Центр "Мой бизнес" Карачаево-Черкесской Республики" на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением деятельности Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Карачаево-Черкесской Республике приведен в приложении 3 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.