Решение Суда по интеллектуальным правам от 20 декабря 2023 г. по делу N СИП-979/2023
Именем Российской Федерации
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 18 марта 2024 г. N С01-318/2024 по делу N СИП-979/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Об исправлении опечаток см. определение Суда по интеллектуальным правам от 22 января 2024 г. по делу N СИП-979/2023
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2023 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.Н.;
судей Лапшиной И.В., Щербатых Е.Ю.;
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой К.Р. -
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление акционерного общества "Технологическая компания "Центр" (Волгоградский пр-т, д. 43, корп. 3, эт. 10, пом. XXV, ком. 13Б, Москва, 109316, ОГРН 1127746385095) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, к. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 26.06.2023, принятого по результатам рассмотрения возражения от 25.01.2023 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 840693.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Спортивные лотереи" (Клубный пер., д. 1/2, пом. 203, г. Серпухов, Московская обл., 142210, ОГРН 1195027010386).
В судебном заседании приняли участие:
от акционерного общества "Технологическая компания "Центр" - Сараев А.С. (по доверенности от 01.06.2023 N 78/1), Сысоева А.С. (по доверенности от 17.11.2023 N 124);
от Федеральной службы по интеллектуальной собственности - Елагина Д.К. (по доверенности от 29.06.2023 N 01/4-32-1189/41и);
от общества с ограниченной ответственностью "Спортивные лотереи" - Хроменков С.С. (по доверенности от 13.07.2023).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Технологическая компания "Центр" (далее - общество "Технологическая компания "Центр") обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 26.06.2023, принятого по результатам рассмотрения возражения от 25.01.2023 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 8406933.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Спортивные лотереи" (далее - общество "Спортивные лотереи").
В судебном заседании, состоявшемся 13.12.2023, приняли участие представители всех лиц, участвующих в деле.
Представители Роспатента и общества "Спортивные лотереи" приняли участие в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Представители общества "Технологическая компания "Центр" выступили с правовой позицией по делу, просили заявление удовлетворить.
Представители Роспатента и общества "Спортивные лотереи" выступили с правовой позицией по делу, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
При разрешении спора суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, товарный знак "" по свидетельству Российской Федерации с приоритетом от 11.03.2021 зарегистрирован 02.12.2021 в отношении товаров 9-го класса "аппаратура и инструменты для записи, передачи, воспроизведения или обработки звука, изображений или данных; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; компакт-диски [аудио-видео]; компакт-диски [неперезаписываемые]; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютеры и компьютерная периферия; автоматы для
продажи билетов; аппараты коммутационные электрические; диски магнитные; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; дисплеи носимых мониторов; дисплеи электронно-цифровые; доски объявлений электронные; интерфейсы для компьютеров; карандаши электронные [элементы дисплеев]; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; носители информации оптические; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; смарт-карточки [карточки с микросхемами]; телефоны мобильные / телефоны сотовые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые; файлы музыкальные загружаемые", 16-го класса "авторучки; альбомы; атласы; афиши; баннеры бумажные; бейджи именные [офисные принадлежности]; билеты; бирки багажные из бумаги; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага для регистрирующих устройств; бумага офисная; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; диаграммы; журналы [издания периодические]; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности]; закладки для книг; издания периодические; издания печатные; изображения графические; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картинки; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; книжки квитанционные [канцелярские товары]; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; материалы канцелярские для запечатывания; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; пакетики бумажные; папки-обложки для документов; плакаты; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; таблицы вычислительные; табло из бумаги или картона для объявлений; тетради; товары писчебумажные; флаги бумажные; флаеры; фотографии [отпечатанные]; эмблемы [клейма бумажные]; этикетки из бумаги или картона", 28-го класса "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, в том числе лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; контроллеры для игровых консолей; кости игральные; мобайлы [игрушки]; приставки игровые; приставки игровые портативные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны] для игр; билеты лотерейные" и услуг 35-го класса "аренда площадей для размещения рекламы; ведение автоматизированных баз данных; демонстрация товаров; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе;
макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обновление рекламных материалов; обработка текста; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; прогнозирование экономическое; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; регистрация данных и письменных сообщений; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; экспертиза деловая; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины", 41-го класса "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация досуга; организация конкурсов [учебных или развлекательных]; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных или культурных целях; предоставление услуг игровых залов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; прокат оборудования для игр; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; развлечения; редактирование текстов; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы" Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ).
Общество "Спортивные лотереи" 25.01.2023 обратилось в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны упомянутому товарному знаку мотивированное следующими доводами:
слово "Кено" обозначает популярную игру, разновидность лото. Эта игра известна во всем мире. Популярностью пользуется игра кено и в сети Интернет. Упомянутая игра относится к лотерейным играм;
слово "Кено" указывает на вид и назначение оспариваемых товаров 9-го, 16-го, 28-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ, в связи с чем не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);
обозначение "Кено" вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
обозначение "Кено" является термином, употребляемом в сфере развлекательной индустрии;
исходя из того, что операторов лотерей на территории Российской Федерации несколько, то ввиду того, что слово "Кено" является общеупотребительным в отношении лотерей и связанных с ними товаров и услуг, у потребителя может возникнуть ложная ассоциация и путаница в отношении исполнителя услуг, связанных с лотереями, при восприятии им оспариваемого товарного знака;
общество "Спортивные Лотереи" является заинтересованным в оспаривании правовой охраны данного товарного знака лицом, так как является оператором и организатором лотерей на территории Российской Федерации.
В обоснование своих доводов лицом, подавшим возражение, представлены распечатки сайтов из сети Интернет.
Корреспонденцией от 21.04.2023 от лица, подавшего возражение, в административный орган поступили дополнительные пояснения со следующими доводами:
игра "кено" относится к лотерейным играм. Лицо, подавшее возражение, является оператором лотерей, а так как кено относится к лотереям, то лицо, подавшее возражение, вправе проводить такую игру. Общество "Спортивные Лотереи" заинтересовано в использовании названия игры "кено" в своей деятельности в отношении производимых им товаров и оказываемых услуг;
сайты в сети Интернет, упомянутые в возражение, относятся к периоду более раннему, чем дата приоритета оспариваемого знака;
административным органом в отношении заявки N 2011729088, содержащей обозначение "Кено Спортлото", уже принималось решение об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении товаров, однородных лотереям и играм, а также в отношении всех услуг 41-го класса МКТУ в связи с его несоответствием требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ. Аналогичное решение принималось административным органом в отношении заявки N 2011719379 на регистрацию обозначения "" в качестве товарного знака, Палатой по патентным спорам данный отказ был поддержан;
в игровой индустрии давно закрепилось стойкое восприятие игры "Кено" как разновидности лотереи, что подтверждается многочисленными статьями в различных интернет-ресурсах (до даты приоритета спорного товарного знака);
буква "Е" оспариваемого знака в виде трех палочек являет собой образец оригинального шрифта. Если лицо, подавшее возражение, как оператор лотерей начнет использование понятия "Кено" для удобства восприятия лотерей потребителем, то правообладатель имеет формальное право подать исковое заявление о запрете использования данного слова из-за сходства до степени смешения с оспариваемым товарным знаком, хотя бы из-за совпадения букв "К", "Н" и "О".
В подтверждение изложенных доводов лицом, подавшим возражение, представлены следующие материалы: распечатки из открытых источников об игре в кено; выписка из ЕГРЮЛ в отношении лица, подавшего возражение.
На заседании коллегии, состоявшемся 26.04.2023, коллегией были выдвинуты дополнительные основания несоответствия оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ ввиду того, что элемент "КЕНО" в отношении части спорных товаров и услуг является ложным относительно вида и назначения товаров.
По результатам рассмотрения возражения административный орган признал изложенные в возражении общества "Спортивные лотереи" доводы убедительными, в связи с чем принял решение от 26.06.2023 об удовлетворении возражения и признании недействительным предоставления правовой охраны спорному товарному знаку в отношении товаров 9-го класса "дисплеи электронно-цифровые; дисплеи носимых мониторов; интерфейсы для компьютеров; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; компьютеры; автоматы для продажи билетов; доски объявлений электронные; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые", 16-го класса "афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; картинки; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; флаги бумажные; флаеры; эмблемы [клейма бумажные]", 28-го класса "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, в том числе лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; контроллеры для игровых консолей; приставки игровые; приставки игровые портативные; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; кости игральные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны для игр]; билеты лотерейные", услуг 35-го класса "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сведения о деловых операциях; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины", 41-го класса "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация конкурсов [развлекательных]; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; редактирование текстов; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; предоставление отзывов пользователей в развлекательных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных целях; предоставление услуг игровых залов; прокат оборудования для игр; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы" МКТУ.
Принимая оспариваемый ненормативный правовой акт, административный орган исходил из следующего.
Признавая общество "Спортивные лотереи" заинтересованным в подаче возражения, Роспатент исходил из того, что оно является оператором и организатором лотерей на территории Российской Федерации и заинтересовано в использовании названия игры "кено" в своей деятельности в отношении производимых им товаров и оказываемых услуг. Предоставление исключительных прав на обозначение "кено", являющееся термином в области деятельности правообладателя, обозначением, характеризующим оспариваемые товары и услуги, а также обозначением, вошедшим во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, на имя одного лица недопустимо, данное обозначение должно свободно использоваться различными участниками рынка для указания на характеристики предлагаемых их товаров и услуг. Спорное обозначение используется в своей деятельности различными лицами.
Проанализировав спорный товарный знак "", Роспатент установил, что он является комбинированным и состоит из заглавных букв русского алфавита "К", "Н", "О", а также из помещенного между буквами "К" и "Н" элемента в виде помещенных друг под другом трех прямоугольников со скошенными углами.
Правовая охрана спорному товарному знаку предоставлена в темно-синем, синем, голубом цветовом исполнении в отношении товаров 9-го, 16-го, 28-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ.
Проверяя соответствие регистрации спорного товарного знака требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, административный орган установил, что спорный товарный знак в силу его оригинального исполнения имеет неоднозначное прочтение, но наиболее вероятно, что адресной группой потребителей он будет воспринят в качестве элемента "КЕНО", имеющего оригинально исполненную русскую букву "Е". Указанному восприятию способствует тот факт, что прямоугольные фигуры помещены по горизонтали на одинаковом расстоянии друг от друга, как это имеет место у буквы "Е". Кроме того, элемент "" имеют такую же высоту, как и помещенные рядом буквы "К", "Н", "О", следовательно, они вписаны в данное слово, а не воспринимаются как независимый от них элемент и ввиду его соответствующего исполнения интуитивно прочитывается как буква "Е".
Роспатент заключил, что согласно справочным источникам информации подателя возражения, кено - это одна из старейших известных игр, которая по правилам игры напоминает лотерею или бинго, в него часто играют в казино. Упомянутая игра относится к лотерейным играм. В бывшем СССР был широко известен модифицированный вариант данной игры - государственная лотерея "СПОРТЛОТО". В России в 2013 году была запущена лотерея "КЕНО-Спортлото". Часть средств, собранных от проведения данной лотереи, были отправлены на финансирование XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в Сочи (см. Wikimedia Foundation, 2010, https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1519469, https://ru.wikipedia.org/wiki/Кено_(игра), https://betboom.ru/ostavcah/keno-game). На ресурсе https://yandex.ru/games/app/97139 размещена лотерейная игра кено. На сайте http://gsstorebest.ru/ekspertiza-setevogo-kazino-king-i-ego-dostoinstva/ предлагается сыграть в виртуальную лотерею кено. На сайте https://3news.ru/2021/03/22/467603/ указывается на возможность сыграть в виртуальную лотерею кено. Семантическое значение словесного элемента "кено" правообладателем не оспаривается.
Роспатент отметил, что согласно данным веб-архива, информация, размещенная по упомянутым ссылкам, относится к периоду до даты приоритета оспариваемого знака.
Учитывая изложенное Роспатент пришел к выводу о том, что кено - это известная во всем мира игра (разновидность лото). Существуют игры кено в сети Интернет. Упомянутая игра относится к лотерейным играм.
Вместе с тем административный орган констатировал, что приведенные подателем возражения упомянутые выше ссылки не содержат сведений о том, что слово "кено" является термином, употребляемым в сфере развлекательной индустрии, в области деятельности правообладателя; с возражением не было представлено материалов, свидетельствующих о длительном и независимом использовании обозначения "кено" различными лицами для названия конкретного вида товаров 9-го, 16-го, 28-го или услуг 35-го, 41-го классов МКТУ, в результате чего данный элемент вошел во всеобщее употребление.
В связи с этим Роспатент признал соответствующей регистрацию спорного товарного знака положениям подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.
Наряду с этим, проанализировав семантику элемента "КЕНО", административный орган пришел к выводу о его описательности:
применительно к товарам 9-го класса МКТУ "дисплеи электронно-цифровые; дисплеи носимых мониторов; интерфейсы для компьютеров; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; компьютеры; автоматы для продажи билетов; доски объявлений электронные; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые", поскольку указанные товары обеспечивают, сопутствуют деятельности по проведению игры кено (в том числе, лотерейной игры), следовательно, спорный товарный знак указывает на назначение данных видов товаров;
применительно к товарам 16-го класса МКТУ "афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; картинки; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; флаги бумажные; флаеры; эмблемы [клейма бумажные]", поскольку указанные виды товаров представляют собой печатную продукцию, которая может иметь соответствующую тематическую направленность (например, журналы посвящены игре кено), а также сопутствовать проведению игры кено, кроме того, печатная продукция может исходить от лица, проводящего кено, лотереи в виде годовых отчетов о проведенной лотерее, в связи с чем для приведенных видов товаров спорный товарный знак указывает на их назначение, тематику;
применительно к товаров 28-го класса МКТУ "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; билеты лотерейные со стираемым слоем; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры, в том числе лотереи; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; контроллеры для игровых консолей; приставки игровые; приставки игровые портативные; карточки для игр; карты для бинго; карты игральные; кости игральные; скретч-карты для лотерей; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны для игр]; билеты лотерейные", которые также могут сопровождать проведение игры кено, быть их частью, игра может быть проведена с применением данных товаров, у потребителя могут создаться представления, связанные с тем, что они предназначены для игры кено (в том числе, лотерейной игры), следовательно, спорный товарный знак указывает на их назначение;
применительно к услугам 35-го класса МКТУ "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых Интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сведения о деловых операциях; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины; услуги рекламные "оплата за клик"; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины", поскольку есть вероятность восприятия потребителем его в качестве характеристики упомянутых видов услуг, а именно их назначения: услуги предназначены для продвижения игры кено, включая лотерейные игры. Роспатент подчеркнул, что указанному восприятию способствует тот факт, что услуги по продвижению товаров под обозначением "кено", а также сами товары, маркируемые данным обозначением, способны быть восприняты в качестве исходящих от одного лица. Данное восприятие усиливается в связи с тем, что элемент "кено" не имеет никаких других значений, кроме как игра (лотерейная игра), следовательно, применительно к данным видам услугам он не может быть воспринят иначе, чем как направленный на продвижение данных видов товаров;
применительно к услугам 41-го класса МКТУ "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация конкурсов [развлекательных]; организация лотерей; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видео файлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; предоставление отзывов пользователей в развлекательных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных целях; предоставление услуг игровых залов; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; прокат оборудования для игр; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; редактирование текстов; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы", поскольку все упомянутые услуги связаны с проведением игр кено, включая их трансляцию для потребителей в виде шоу-программ, предоставление информации о данных играх, а также прокат соответствующего оборудования для игр, публикацию материалов о проведенных или предстоящих играх и т.д., следовательно, для данных услуг спорный товарный знак указывает на их назначение.
В то же время Роспатент отметил, что для товаров 9-го класса "аппаратура и инструменты для записи, передачи, воспроизведения или обработки звука, изображений или данных; компакт-диски [аудио-видео]; компакт-диски [неперезаписываемые]; аппараты кассовые, устройства счетные; компьютерная периферия; аппараты коммутационные электрические; диски магнитные; дисководы для компьютеров; дисководы с автоматической сменой дисков для компьютеров; карандаши электронные [элементы дисплеев]; носители информации оптические; смарт-карточки [карточки с микросхемами]; телефоны мобильные / телефоны сотовые; файлы музыкальные загружаемые", товаров 16-го класса "авторучки; альбомы; атласы; бейджи именные [офисные принадлежности]; бирки багажные из бумаги; блокноты; блокноты [канцелярские товары]; бумага; бумага в листах [канцелярские товары]; бумага для регистрирующих устройств; бумага офисная; диаграммы; зажимы для держателей удостоверений личности [офисные принадлежности]; закладки для книг; календари; карандаши; карандаши автоматические; карандаши угольные; картины [рисунки] обрамленные или необрамленные; картон; книжки квитанционные [канцелярские товары]; конверты [канцелярские товары]; коробки бумажные или картонные; материалы канцелярские для запечатывания; материалы упаковочные [прокладочные, набивочные] из бумаги или картона; мешки [конверты, пакеты] для упаковки бумажные или пластмассовые; наклейки самоклеящиеся [канцелярские товары]; открытки музыкальные; открытки поздравительные; пакетики бумажные; папки-обложки для документов; принадлежности конторские, за исключением мебели; принадлежности письменные; принадлежности пишущие; принадлежности школьные [канцелярские товары]; ручки-маркеры [канцелярские принадлежности]; таблицы вычислительные; тетради; товары писчебумажные; фотографии [отпечатанные]; этикетки из бумаги или картона", товаров 28-го класса "мобайлы [игрушки]", услуг 35-го класса "ведение автоматизированных баз данных; запись сообщений [канцелярия]; изучение общественного мнения; изучение рынка; исследования в области бизнеса; исследования конъюнктурные; исследования маркетинговые; консультации по вопросам организации и управления бизнесом; консультации по организации бизнеса; консультации по управлению бизнесом; консультации профессиональные в области бизнеса; обновление и поддержание информации в регистрах; обновление и поддержка информации в электронных базах данных; обработка текста; поиск информации в компьютерных файлах для третьих лиц; помощь в управлении бизнесом; посредничество коммерческое; предоставление информации в области деловых и коммерческих контактов; прогнозирование экономическое; регистрация данных и письменных сообщений; сбор и предоставление статистических данных; сбор информации в компьютерных базах данных; систематизация информации в компьютерных базах данных; службы консультативные по управлению бизнесом; согласование деловых контрактов для третьих лиц; согласование и заключение коммерческих операций для третьих лиц; управление потребительской лояльностью; услуги коммерческого лоббирования; услуги конкурентной разведки; услуги по исследованию рынка; услуги по сравнению цен; экспертиза деловая", услуг 41-го класса "организация досуга; организация конкурсов [учебных]" МКТУ спорный товарный знак является фантазийным, поскольку напрямую не указывает на их вид, назначение и иные характеристики. Проанализировав вышеупомянутый перечень, Роспатент не усмотрел в нем тех товаров и услуг, которые имеют непосредственное отношение к игре в кено, в том числе, к лотерейным играм. Данных об использовании соответствующего обозначения применительно к данным видам товаров и услуг представлено не было, в связи с чем у административный орган установил отсутствие оснований для вывода об описательности данного словесного элемента по отношению к ним. Кроме того, Роспатент указал, что спорный товарный знак не вызывает неправдоподобных ложных представлений, связанных с видом, назначением и т.д. указанных видов товаров и услуг.
Проверяя соответствие регистрации спорного товарного знака положениям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, Роспатент подчеркнул, что из содержания возражения не ясно, относительно какого именно лица потребитель будет введен в заблуждение относительно изготовителя товаров / лица, оказывающего услуги. Документов, подтверждающих длительное и интенсивное использование соответствующего обозначения непосредственно лицом, подавшим возражение, в материалы дела не представлено. Сведения об объемах и продолжительности использования обозначения "КЕНО" в качестве средства индивидуализации иных лиц в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, довод возражения о несоответствии спорного товарного знака требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ в части введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров (лица, оказывающего услуги) Роспатент признал недоказанным.
Административный орган подчеркнул, что при рассмотрении настоящего возражения принята во внимание практика, касающаяся оценки охраноспособности элемента "кено" (заявки N 2011719979 и N 2011729088).
При таких обстоятельствах Роспатент признал, что предоставление правовой охраны спорному товарному знаку в отношении перечисленных выше товаров 9, 16, 28-го и услуг 35, 41-го классов МКТУ, применительно к которым им был установлен описательный характер товарного знака, не соответствует положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, в связи с чем удовлетворил возражение в соответствующей части.
Общество "Технологическая компания "Центр", не согласившись с решением Роспатента от 26.06.2023, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований общество "Технологическая компания "Центр" указывает, что общество "Спортивные лотереи" не доказало свою заинтересованность в подаче возражения против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку применительно к конкретным товарам и услугам, в отношении которых он зарегистрирован, и применительно к конкретным основаниям оспаривания.
По мнению заявителя, оригинальность исполнения спорного товарного знака ведет к неоднозначности его восприятия потребителями ("кено" - лишь одно из возможных восприятий), что свидетельствует о восприятии его потребителями через ассоциации и домысливания и подтверждает, что спорный товарный знак, будучи комбинированным обозначением с оригинальным изобразительным элементом, не состоит из элементов, характеризующих товары и услуги.
Общество "Технологическая компания "Центр" подчеркивает, что все аргументы и выводы Роспатента в оспариваемом решении сделаны исключительно на основе анализа слова "кено", а не анализа обозначения, в том виде, в котором оно зарегистрировано.
Заявитель считает, что в отношении товаров и услуг, связанных только с лотереями (товары 28-го класса "билеты лотерейные со стираемым слоем / скретч-карты для лотерей; карты для бинго" и услуги 41-го класса "организация лотерей" МКТУ) спорное комбинированное обозначение может вызывать в сознании потребителя представление о производимых товарах или оказываемых услугах только через цепочку ассоциаций, что также обуславливает правомерность предоставления правовой охраны применительно к данным товарам и услугам.
При этом заявитель подчеркивает, что все остальные товары и услуги представляют собой общие термины без уточнения сферы их использования, в связи с чем их необходимо оценивать в той формулировке, в которой они указаны в перечне регистрации спорного товарного знака, а не путем предположения того, что они относятся к товарам / услугам конкретного вида. Слово "кено" для таких товаров и услуг будет восприниматься в качестве фантазийного, а не как разновидность лото, что также свидетельствует о необоснованности выводов Роспатента об обратном.
Данное обстоятельство, по мнению общества "Технологическая компания "Центр", также подтверждает отсутствие у общества "Спортивные лотереи" заинтересованности в подаче возражения в отношении соответствующих товаров и услуг.
Кроме того, заявитель считает, что действия третьего лица по подаче возражения против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку являются злоупотреблением правом.
В отзыве Роспатент возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая доводы общества "Технологическая компания "Центр" несостоятельными, а оспариваемое решение законным и обоснованным.
В отзыве и дополнениях к отзыву общество "Спортивные лотереи" полагало оспариваемое решение законным и обоснованным, доводы общества "Технологическая компания "Центр" несостоятельными.
В возражениях на отзыв Роспатента заявитель дополнил свою позицию.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, в отзывах Роспатента и общества "Спортивные лотереи" на заявление, дополнениях и возражениях заявителя и общества "Спортивные лотереи" выслушав пояснения представителей всех лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам пришел к следующим выводам.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности обжалование решений и действий (бездействия) государственных органов в суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленный законом срок на оспаривание спорного решения соблюден, что не оспаривается Роспатентом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Роспатента по рассмотрению возражения против представления правовой охраны товарному знаку и принятие по его результатам решения установлены частью четвертой ГК РФ и Правилами рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденными приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2020 N 644/261, вступившими в силу с 06.09.2020, и заявителем не оспариваются.
В соответствии правовой позицией, содержащейся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), при оспаривании решений Роспатента и федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям суды должны учитывать: заявки на выдачу патента, заявки на товарный знак, а также заявки на наименование места происхождения товара подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством, действовавшим на дату подачи заявки, а международные заявки на изобретение, промышленный образец или товарный знак и преобразованные евразийские заявки - на дату поступления заявки в Роспатент.
По возражениям против выдачи патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара основания для признания недействительным патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату подачи заявки в Роспатент или в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Основания для признания недействительным патента на изобретение, выданного по международной заявке на изобретение или по преобразованной евразийской заявке, признания недействительным предоставления правовой охраны промышленному образцу или товарному знаку по международной регистрации определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату поступления соответствующей международной или преобразованной евразийской заявки в Роспатент, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительными патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров.
С учетом даты приоритеты спорного товарного знака (11.03.2021) применимым законодательством для оценки его охраноспособности являются ГК РФ и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482).
Заявитель не оспаривает выводы Роспатента в части отсутствия оснований для признания предоставления правовой охраны спорному товарному знаку несоответствующим положениям подпунктов 1, 2 пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ, а также о том, что спорный товарный знак является фантазийным в отношении иных товаров 9, 16, 28-го, и услуг 35, 41-го классов МКТУ, за исключением вышеуказанных перечней товаров и услуг, в отношении которых спорный товарный знак признан описательным. В связи с этим данные выводы Роспатента суд не проверяет.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1512 ГК РФ предоставление правовой охраны товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пунктов 1 - 5, 8 и 9 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1513 ГК РФ возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 6, 7 пункта 2 и пунктом 3 статьи 1512 Кодекса, могут быть поданы заинтересованным лицом. Такое лицо должно доказать наличие фактического интереса в прекращении правовой охраны зарегистрированного обозначения.
В действующем гражданском законодательстве не определено легальное понятие "заинтересованное лицо". Заинтересованность в оспаривании правовой охраны товарного знака следует устанавливать в каждом конкретном случае применительно к тем мотивам, по которым подается возражение.
Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях президиума Суда по интеллектуальным правам от 18.05.2020 по делу N СИП-1/2019, от 13.08.2021 по делу N СИП-580/2020, от 09.12.2020 по делу N СИП-554/2019.
Признавая общество "Спортивные Лотереи" заинтересованным лицом в подаче возражения против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку по основаниям, изложенным в подпункте 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, административный орган принял во внимание, что третье лицо является оператором и организатором лотерей на территории Российской Федерации и заинтересовано в использовании названия игры "кено" в своей деятельности.
Вместе с тем судебная коллегия полагает заслуживающим внимания довод заявителя о необходимости исследования вопроса о наличии у третьего лица заинтересованности в подаче возражений по указанному основанию с учетом перечня товаров и услуг, в отношении которых спорному товарному знаку предоставлена правовая охрана.
Согласно сложившемуся в правоприменительной практике подходу заинтересованность следует устанавливать в каждом конкретном случае применительно к конкретным основаниям оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку и к тем мотивам, по которым подается возражение.
Следовательно, заинтересованным может быть признано любое лицо, обосновавшее наличие фактического интереса в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.
В данном случае правовая охрана спорному товарному знаку предоставлена в отношении широкого перечня товаров и услуг 9, 16, 28-го классов и услуг 35, 41-го классов МКТУ, включая те, которые сформулированы в общем виде без указания конкретной сферы их направленности.
Между тем с возражением против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку третье лицо не представило сведений, подтверждающих его фактическую заинтересованность в подаче соответствующих возражений. В частности, третьим лицом не представлено доказательств, подтверждающих осуществление им деятельности однородной в отношении всех товаров и услуг, для индивидуализации которых предоставлена правовая охрана спорному товарному знаку; из материалов настоящего дела также не следует, что между заявителем и третьим лицом имеется спор о защите исключительных прав на спорный товарный знак или последний препятствует в регистрации обозначения третьего лица в качестве товарного знака.
Третье лицо является оператором и организатором лотерей на территории Российской Федерации. Заявитель обоснованно обращает внимание на то, что ввиду этого обстоятельства третье лицо может быть признано заинтересованным в подаче возражений против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку применительно к товарам и услугам, которые связаны только с организацией, проведением и распространение лотерей (например: товары 28-го класса "билеты лотерейные со стираемым слоем / скретч-карты для лотерей; карты для бинго" или услуга 41-го класса "организация лотерей").
Однако судебная коллегия полагает, что само по себе указанное обстоятельство не свидетельствует о наличии у него статуса заинтересованного лица в рамках подачи возражения против предоставления правовой охраны данному товарному знаку в отношении всего перечня товаров и услуг, для которых ему предоставлена правовая охрана.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что довод заявителя о наличии (отсутствии) у третьего лица фактической заинтересованности в подаче возражений против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку в отношении всех товаров и услуг, для которых предоставлена правовая охрана, подлежит дополнительному исследованию Роспатентом.
Следовательно, соответствующий вывод административного органа является преждевременным и сделан без учета представленных в дело доказательств, подтверждающих фактическую заинтересованность третьего лица в подаче возражений.
При этом суд отклоняет довод заявителя о злоупотреблении правом со стороны общества "Спортивные Лотереи" при подаче возражения.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 10 ГК РФ установлено, что в случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 этой же статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены этим Кодексом.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 указанного Кодекса), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ. Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, суд исходит из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу приведенных норм и их официальных разъяснений, для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такого лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений. В этом случае выяснению подлежат действительные намерения лица.
Из приведенных выше правовых норм также следует, что под злоупотреблением правом понимается и ситуация, когда лицо действует формально в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным способом, и целью его действий является обход установленных в целях защиты прав другого лица обязательных требований и ограничений.
Суд по интеллектуальным правам, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о недоказанности заявителем наличия в действиях третьего лица по подаче возражения против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку признаков злоупотребления правом, поскольку доказательства, с достаточной очевидностью свидетельствующие о том, что третье лицо действовало исключительно с намерением причинить вред заявителю либо злоупотребило правом в иных формах, в том числе действовало с целью причинения вреда заявителю, в настоящем деле отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 ГК РФ предусмотрено, что положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
В силу пункта 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящих хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
При рассмотрении дел об оспаривании решений Роспатента, принятых на основании пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, учитываются имеющиеся или вероятные ассоциативные связи, возникающие у потребителей в связи со спорным обозначением, исходя из имеющихся в материалах дела доказательств.
При этом представленные доказательства относимы, если на их основании возможно установить имеющиеся или вероятные ассоциативные связи именно той группы потребителей, которым адресованы товары, для которых обозначение заявлено на регистрацию или зарегистрировано.
Оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ производится исходя из того, что: восприятие этого обозначения осуществляется потребителями в отношении конкретных товаров, для которых предоставлена или испрашивается охрана, а не товаров, однородных им, или любых товаров; в отношении конкретного обозначения в том виде, в котором это обозначение заявлено на государственную регистрацию.
Согласно подходу, изложенному в пункте 2.2 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 23.03.2001 N 39 (далее - Рекомендации N 39), заявляемые на регистрацию обозначения могут включать описательные элементы или состоять из них.
Описательные элементы - это обозначения, используемые для указания вида товара, описания характеристик товара и сведений об изготовителе.
Заявленным обозначениям, состоящим только из описательных элементов, не предоставляется правовая охрана, а производителям - исключительное право на их использование, так как у любого лица может возникнуть необходимость использовать в хозяйственном обороте обозначения, которые описывают товар. Такие обозначения называются описательными.
Следует, однако, различать обозначения описательные и обозначения, вызывающие в сознании потребителя представление о производимых товарах через ассоциации. Последним может быть предоставлена правовая охрана.
Если в процессе экспертизы возникает вопрос - является ли элемент описательным, целесообразно исходить из следующего.
В том случае, когда для того, чтобы сформулировать описательную характеристику товара или характеристику сведений об изготовителе, нужны дополнительные рассуждения, домысливания, ассоциации, можно признать, что анализируемый элемент не является описательным.
Подтверждением описательности могут быть положительные ответы на следующие вопросы:
1) Понятен ли рядовому потребителю смысл элемента без дополнительных рассуждений и домысливания?
2) Воспринимается ли рядовым потребителем элемент как прямо (не через ассоциации) описывающий вид, характеристики товара, сведения об изготовителе?
При этом для установления (подтверждения) того, что элемент является описательным, можно использовать любую информацию, касающуюся семантики анализируемого словесного элемента: энциклопедии, справочники, в том числе и специальную, в частности техническую, литературу, толковые и другие словари, сведения, полученные из баз данных, сети "Интернет".
Суд по интеллектуальным правам отмечает, что оценка соответствия спорного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ прежде всего предполагает необходимость установления его смыслового значения.
Проанализировав спорный товарный знак "", суд соглашается с выводом административного органа о том, что адресной группой потребителей наиболее вероятно он будет воспринят в качестве элемента "КЕНО", имеющего оригинально исполненную русскую букву "Е". Роспатент обоснованно учел особенности исполнения элемента "", его расположение по отношению к буквам, которые способствуют именно такому указанному восприятию.
Суд отмечает, что элемент "" расположен между букв русского алфавита, выполненных шрифтом, влекущим их однозначное восприятие в качестве соответствующих букв. Таким образом, указанное обозначение явно и легко читается именно как слово "КЕНО".
Вместе с тем другие приводимые заявителем в возражении на отзыв Роспатента возможные варианты восприятия указанного элемента являются не столь очевидными, а, следовательно, и менее вероятными. Спорный товарный знак в том виде, как он зарегистрирован, не содержит каких-либо элементов, которые бы способствовали восприятию элемента "" в каком-либо из приведенных заявителем значении.
Проанализировав семантическое значение спорного товарного знака с учетом наличия в нем элемента "КЕНО", суд полагает также документально подтвержденным вывод Роспатента о том, что кено - это одна из старейших известных игр, относящихся к лотерее, что подтверждается упомянутыми в оспариваемом ненормативном правовом акте ссылками на соответствующие источники информации.
Из материалов административного дела не усматривается, что заявитель оспаривал указанную семантику слова "КЕНО".
При этом судебная коллегия отмечает, что оценка обозначения на соответствие требованиям пункта 1 статьи 1483 ГК РФ производится исходя из восприятия этого обозначения рядовыми, средними потребителями - адресатами товаров, для индивидуализации которых испрашивается правовая охрана обозначения, в отношении конкретных товаров. Соответствующая оценка производится исходя из восприятия этого обозначения на конкретную дату - дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент.
В связи с изложенным суд соглашается с тем выводом Роспатента, что адресная группа потребителей будет воспринимать слово "КЕНО" именно как известную игру (разновидность лото).
Коллегия судей также полагает необходимым отметить, что спорный товарный знак в том виде, как он зарегистрирован, с учетом наиболее вероятного восприятия его доминирующего элемента как слова "КЕНО", не позволяет сделать вывод о том, что по отношению к заявленным товарам и услугам, относящимся к лотереям, такое обозначение в целом воспринимается потребителем как необычное, оригинальное.
В связи с этим суд полагает обоснованными выводы Роспатента о том, что спорный товарный знак характеризует следующие товары 28-го класса МКТУ: "билеты лотерейные со стираемым слоем; игры, в том числе лотереи; карты для бинго; скретч-карты для лотерей; билеты лотерейные", а также услуги 41-го класса МКТУ "организация лотерей".
Вместе с тем суд полагает, что выводы Роспатента в отношении признания описательным спорного товарного знака для других товаров и услуг не может быть признать правомерным и обоснованным.
Административный орган отметил, что остальные товары и услуги, в отношении которых правовая охрана спорного товарного знака признана недействительной, могут иметь соответствующую тематическую направленность, сопутствовать проведению игры, сопровождать проведение лотерей или быть их частью, либо являться частью мероприятий по проведению, освещению, продвижению игр, в том числе, касаются предоставления информации о проведенных играх.
Между тем проанализировав перечень товаров и услуг, в отношении которых спорный товарный знак признан описательным (за исключением упомянутых товаров 28-го класса МКТУ и услуги 41-го класса МКТУ), судебная коллегия установила, что данный перечень не содержит привязки к сфере лотерей.
В рассматриваемом случае, товары и услуги указаны в спорной регистрации в общем виде, при их индивидуализации спорным товарным знаком с очевидностью не могут вызывать ассоциации, связанные непосредственно с лотереями.
Например, маркированные спорным товарным знаком книги, журналы могут быть введен в гражданский оборот не только в сфере деятельности, связанной с организацией и проведением лотерей, но и в других различных сферах деятельности; услуги по оформлению витрин, не ассоциируются у потребителя непосредственно с лотереями, так как требуют дополнительных рассуждений, поскольку средним российским потребителем обозначение применительно к подобной услуге, будет скорее всего восприниматься как фантазийное.
В оспариваемом ненормативном правовом акте не изложен подробный анализ спорного обозначения применительно к каждому товару и услуге, в отношении которых товарный знак признан описательным. Приведя общие выводы, административный орган не указал, почему каждый из соответствующих товаров и услуг имеет соответствующую тематическую направленность (с учетом отсутствия привязки к сфере лотерей), сопутствует проведению игры, является ее частью и т.д.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение административного органа не соответствует положениям подпункта 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В пункте 138 Постановления N 10 содержится разъяснение, согласно которому, если при рассмотрении дела об оспаривании решения Роспатента, принятого по результатам рассмотрения возражения, судом установлено, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, то суд на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании этого акта недействительным и в резолютивной части на основании пункта 3 части 4 статьи 201 названного Кодекса указывает на обязанность административного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в разумный срок.
При отмене решения Роспатента при наличии обстоятельств, которые не могут быть устранены на стадии судебного обжалования решения административного органа, суд вправе обязать Роспатент рассмотреть соответствующий вопрос повторно, с учетом решения суда.
Учитывая, что оспариваемым решением затрагиваются права и законные интересы заявителя и оно признано судом несоответствующим законодательству подпункту 3 пункта 1 статьи 1483 ГК РФ, с учетом положений статьи 13 ГК РФ, пунктов 136, 138 Постановления N 10, оспариваемый ненормативный правовой акт подлежит признанию недействительным.
Поскольку установлены обстоятельства, которые не могут быть устранены на стадии судебной проверки решения Роспатента (выводы административного органа не соответствуют материалам дела и нормам права), суд обязывает Роспатент повторно рассмотреть возражение общества "Спортивные Лотереи".
Судебные расходы распределены судом в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и отнесены на Роспатент.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
заявление акционерного общества "Технологическая Компания "Центр" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26.06.2023, принятое по результатам рассмотрения возражения от 25.01.2023 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 840693, как не соответствующее положениям пункта 1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении следующих товаров 9-го класса "дисплеи электронно-цифровые; дисплеи носимых мониторов; интерфейсы для компьютеров; носители записанные или загружаемые, программное обеспечение; механизмы для аппаратов с предварительной оплатой; компьютеры; автоматы для продажи билетов; доски объявлений электронные; карты памяти для видеоигровых устройств; механизмы для аппаратов, приводимых в действие жетонами; обеспечение программное для компьютеров; платформы программные, записанные или загружаемые; приложения для компьютерного программного обеспечения, загружаемые; программы для компьютеров; программы игровые для компьютеров, загружаемые; программы игровые для компьютеров, записанные; программы компьютерные, загружаемые; программы операционные для компьютеров; программы-заставки для компьютеров, записанные или загружаемые; публикации электронные загружаемые; терминалы интерактивные сенсорные; тотализаторы; устройства коммутационные [оборудование для обработки информации]; файлы изображений загружаемые", товаров 16-го класса "афиши; баннеры бумажные; билеты; бланки; бланки уведомлений [канцелярские товары]; брошюры; буклеты; бюллетени информационные; вывески бумажные или картонные; вымпелы бумажные; газеты; журналы [издания периодические]; издания периодические; издания печатные; изображения графические; картинки; карточки; карточки каталожные [канцелярские товары]; каталоги; книги; купоны печатные; листовки; лотки для корреспонденции; материалы графические печатные; материалы для обучения [за исключением приборов]; продукция печатная; проспекты; расписания печатные; реестры; флаги бумажные; флаеры; эмблемы [клейма бумажные]", товаров 28-го класса "автоматы аркадные для видеоигр; автоматы для видеоигр; автоматы игровые для азартных игр; автоматы игровые с предварительной оплатой; джойстики для видеоигр; емкости для игральных костей; игры и игрушки портативные электронные с телекоммуникационными функциями; контроллеры для игровых консолей; приставки игровые; приставки игровые портативные; карточки для игр; карты игральные; кости игральные; слот-машины [игровые автоматы]; стаканы для игральных костей; устройства для игр; фишки [жетоны для игр]", услуг 35-го класса "аренда площадей для размещения рекламы; демонстрация товаров; консультации, касающиеся коммуникационных стратегий в рекламе; макетирование рекламы; маркетинг; маркетинг целевой; написание текстов рекламных сценариев; обновление рекламных материалов; организация выставок в коммерческих или рекламных целях; организация торговых ярмарок; оформление витрин; предоставление деловой информации; предоставление деловой информации через веб-сайты; предоставление места для онлайн-продаж покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление отзывов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление перечня веб-сайтов с коммерческой или рекламной целью; предоставление рейтингов пользователей в коммерческих или рекламных целях; предоставление торговых интернет-площадок покупателям и продавцам товаров и услуг; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение продаж для третьих лиц; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; производство рекламных фильмов; прокат рекламного времени в средствах массовой информации; прокат рекламных материалов; прокат рекламных щитов; прокат торговых автоматов; прокат торговых стендов; прокат торговых стоек; профилирование потребителей в коммерческих или маркетинговых целях; публикация рекламных текстов; радиореклама; разработка рекламных концепций; распространение образцов; распространение рекламных материалов; рассылка рекламных материалов; редактирование рекламных текстов; реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети; реклама наружная; реклама почтой; реклама телевизионная; сведения о деловых операциях; управление процессами обработки заказов товаров; услуги PPC; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через интернет-магазины; услуги рекламные "оплата за клик";
услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; услуги оптовой и розничной продажи товаров, в том числе через Интернет-магазины", услуг 41-го класса "бронирование билетов на зрелищные мероприятия; услуги в области азартных игр; макетирование публикаций, за исключением рекламных; монтаж видеозаписей; организация конкурсов [развлекательных]; передачи развлекательные телевизионные; предоставление видеофайлов онлайн, незагружаемых; предоставление информации по вопросам развлечений; редактирование текстов; публикации с помощью настольных электронных издательских систем; публикация интерактивная книг и периодики; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; предоставление электронных публикаций онлайн, незагружаемых; предоставление отзывов пользователей в развлекательных целях; предоставление рейтинга пользователей в развлекательных целях; предоставление услуг игровых залов; прокат оборудования для игр; развлечения; услуги игровые, предоставляемые онлайн через компьютерную сеть; услуги казино [игры]; услуги по распространению билетов [развлечение]; шоу-программы" Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
Обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности повторно рассмотреть возражение общества с ограниченной ответственностью "Спортивные Лотереи" (ОГРН 1195027010386) от 25.01.2023 в указанной части с учетом настоящего решения суда.
Взыскать с Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ОГРН 1047730015200) в пользу акционерного общества "Технологическая Компания "Центр" (ОГРН 1127746385095) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления 3 000 (три тысячи) рублей.
В остальной части требования акционерного общества "Технологическая Компания "Центр" оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Чеснокова |
Судья |
И.В. Лапшина |
Судья |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 20 декабря 2023 г. по делу N СИП-979/2023
Опубликование:
-
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-318/2024
20.02.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-318/2024
08.02.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-318/2024
22.01.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-979/2023
20.12.2023 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-979/2023
05.12.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-979/2023
30.10.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-979/2023
28.09.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-979/2023