Комментарий к изменениям, внесенным в положения, касающиеся
применения упрощенной системы налогообложения
(Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации")
В целях стимулирования развития малого предпринимательства в различных сферах деятельности Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ внесены изменения в отдельные положения, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения.
1. В соответствии с подпунктом 12 п.3 ст.346.12 НК РФ в 2003 году организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст.9 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ эта норма утрачивает силу с 1 января 2004 года.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом ст.346.12 главы 26.2 настоящего Кодекса дополняется п.4 следующего содержания: "Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности." (п.41 ст.1 Федерального закона от 7.07.2003 N 117-ФЗ).
Следовательно, ограничение, установленное подпунктом 12 п.3 ст.346.12 НК РФ, с 1 января 2004 года не действует. Иными словами, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, имеют право (с 1 января 2004 года) применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
2. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ с 1 января 2004 года утрачивает силу норма (предусмотренная ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"), в соответствии с которой с 1 января 2005 года для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, можно было выбрать только один объект налогообложения - в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Таким образом, за налогоплательщиками, изъявившими желание перейти на упрощенную систему налогообложения, закрепляется право выбора объекта налогообложения: в виде дохода либо в виде дохода, уменьшенного на величину расходов.
3. Как известно, согласно ст.346.22 НК РФ суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ).
Статьями 6 и 9 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ внесены существенные изменения в нормативы отчислений при распределении органами федерального казначейства доходов от уплаты единого налога по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, установлено:
- доходы от уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения не направляются с 1 января 2004 года в федеральный бюджет, норматив отчислений не установлен (норматив отчислений от уплаты налога в федеральный бюджет составляет в 2003 году 30%);
- норматив отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации составит с 1 января 2004 года 45% (в 2003 году - 15%);
- норматив отчислений в местные бюджеты составит с 1 января 2004 года (так же как и в 2003 году) 45%;
- нормативы отчислений в бюджеты фондов (бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации) составят 10% (так же как и в 2003 году).
Доходы от уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения в городах Москве и Санкт-Петербурге в 2004 году распределяются по следующим нормативам:
- в федеральный бюджет норматива не предусмотрено (в 2003 году был норматив 30%);
- в доходы бюджетов городов Москва и Санкт-Петербург - 90% (в 2003 году - 60%);
- в бюджеты фондов (бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации) - 10% (так же как и в 2003 году).
В.К. Мареева
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1