В целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р, Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области на период до 2030 года".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 28.12.2023 N 1051-ПП
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области на период до 2030 года"
Паспорт
региональной программы
Наименование региональной программы |
региональная программа "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области на период до 2030 года" |
Основания для разработки региональной программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года" |
Ответственные исполнители региональной программы |
- Министерство финансов Мурманской области; - Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Соисполнители региональной программы |
- Министерство внутренней политики Мурманской области; - Министерство информационной политики Мурманской области; - Министерство культуры Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области; - Министерство труда и социального развития Мурманской области; - Министерство цифрового развития Мурманской области; - Комитет молодежной политики Мурманской области; - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области; - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области; - Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области; - Государственное областное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области"; - Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования"; - Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор"; - Государственное областное казенное учреждение "Центр учета и бюджетной аналитики"; - Центр поддержки предпринимательства Мурманской области; - Центр кластерного развития Мурманской области; - Центр управления регионом Мурманской области; - Некоммерческая микрокредитная компания "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области"; - иные исполнительные органы, представители экспертного и научного сообществ, образовательных, финансовых, страховых и иных организаций Мурманской области (по согласованию) |
Цель региональной программы |
формирование к 2030 году у населения Мурманской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений |
Задачи региональной программы |
- повышение охвата и качества финансового образования населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий; - развитие механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения; - проведение мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения; - обеспечение регулярного мониторинга состояния финансовой грамотности и финансовой культуры населения |
Целевые группы |
- обучающиеся всех уровней образования; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - взрослое (экономически активное) население; - лица предпенсионного и пенсионного возрастов; - безработные граждане, стоящие на учете в службах занятости населения; - субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане |
Важнейшие целевые (контрольные) показатели реализации региональной программы
|
- доля профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования; - доля общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; - количество педагогических работников образовательных организаций Мурманской области, прошедших обучение (повышение квалификации) по дополнительным профессиональным программам, содержащим элементы финансовой грамотности; - количество проведенных для целевых групп региональной программы образовательных, просветительских и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, в том числе в рамках Всероссийских акций по финансовой грамотности; - количество публикаций по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения; - количество методических и информационно-просветительских материалов, разработанных по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения |
Сроки реализации региональной программы |
2024 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
финансирование в рамках государственных и муниципальных программ Мурманской области, а также внебюджетных средств |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
- разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения; - обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации по тематике финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе населением, проживающим в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах; - внедрение образовательных программ, включающих элементы финансовой грамотности, на всех уровнях образования; - подготовка квалифицированного кадрового состава в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры |
I. Характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем и прогноз ее развития
В качестве одного из важнейших факторов развития финансового рынка Российской Федерации, влияющих на повышение стабильности финансовой системы и общей конкурентоспособности российской экономики на государственном и региональном уровнях, рассматривается повышение финансовой грамотности населения.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, умений и навыков управления финансовыми инструментами, к которым относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, а также способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. Важно отметить, что финансовая грамотность подразумевает эффективное реагирование на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.
Финансовая грамотность является одним из ключевых элементов, влияющих на развитие экономики, который определяется как совокупность всех знаний о финансовом рынке, в том числе знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, умений и навыков, которые позволяют человеку, будучи активным субъектом экономики, правильно оценивать сложившуюся ситуацию на финансовом рынке и принимать разумные решения.
Для участия в экономике граждане должны иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться. Поэтому большое внимание должно уделяться наличию и доступности достоверной информации о финансовых услугах и правах потребителей финансовых услуг, правильному пониманию и использованию данной информации гражданами. В связи с этим возникает необходимость создания эффективных и доступных информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности граждан, внедрения образовательных программ и постоянной их актуализации, а также ведения информационных кампаний в сфере финансового просвещения граждан.
Финансово грамотные люди более требовательны к качеству предоставления финансовых услуг, что способствует развитию конкуренции в финансовой сфере.
Разумное финансовое поведение, основанное на достаточном уровне финансовых знаний, умений и навыков, положительно влияет на повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан. Финансово грамотные граждане в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Повышение финансовой грамотности населения направлено также на развитие человеческого потенциала, в том числе на вовлечение граждан в инвестиционный процесс и предпринимательскую деятельность, что может способствовать росту экономики Мурманской области и Российской Федерации в целом.
Масштабность задачи по повышению финансовой грамотности населения предполагает участие в ее решении большого количества заинтересованных лиц, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в рамках своей компетенции. Важным условием эффективности деятельности по повышению финансовой грамотности является координация деятельности всех участников процесса на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.
В период 2017 - 2023 годов повышение финансовой грамотности осуществлялось в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (далее - Стратегия на 2017 - 2023 годы).
В соответствии со Стратегией на 2017 - 2023 годы в Мурманской области планомерно на протяжении последних лет осуществлялась реализация мероприятий, направленных на создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
В рамках системной работы по повышению уровня финансовой грамотности учащихся, в том числе по включению курса "Основы финансовой грамотности" в программу обучения на всех уровнях образования, заключено Соглашение о сотрудничестве Министерства образования и науки Мурманской области и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Мурманской области от 25 октября 2017 года. Кроме того, утвержден Перечень мероприятий Министерства образования и науки Мурманской области и Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Мурманской области на 2017 - 2021 годы от 20 декабря 2017 года N 238/47-1/2017.
В целях эффективной реализации мероприятий Стратегии на 2017 - 2023 годы между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Мурманской области заключено Соглашение о сотрудничестве от 23.11.2018 N 01-01-06/17-416, в котором определены направления и порядок сотрудничества в отношении мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения.
Начиная с 2019 года ведется активная работа среди различных групп населения Мурманской области по содействию гражданам в вопросах повышения финансовой грамотности. Координатором данной работы является Министерство финансов Мурманской области совместно с Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
В 2019 - 2020 годах осуществлялась реализация Плана мероприятий по защите прав потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности населения Мурманской области на 2019 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Мурманской области от 14.03.2019 N 55-РП (далее - План мероприятий). В соответствии с Планом мероприятий в регионе реализованы мероприятия образовательного характера для различных категорий населения, информационно-профилактического характера по защите прав потребителей финансовых услуг, а также мероприятия, направленные на создание кадрового потенциала и пропаганду основ финансовой грамотности в средствах массовой информации.
В 2020 году в целях реализации Стратегии на 2017 - 2023 годы, а также обеспечения согласованных действий органов власти Мурманской области, образовательных, финансово-кредитных, страховых и иных организаций, средств массовой информации создан Межведомственный координационный совет по финансовой грамотности населения Мурманской области (далее также - Межведомственный координационный совет). Положение о Межведомственном координационном совете утверждено Министерством финансов Мурманской области и Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 06.07.2020 N ВН247-11-39/1680.
В рамках региональной программы по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2021 - 2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 24.02.2021 N 101-ПП, принята региональная подпрограмма "Повышение финансовой грамотности населения Мурманской области на 2021 - 2023 годы". Перечнем мероприятий региональной подпрограммы предусматривалась реализация в 2021 - 2023 годах мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения и доступности финансового образования в регионе, развитие кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, получение гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
С 2022 года на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Мурманской области "Институт развития образования" (далее - ГАУДПО МО "ИРО") функционирует Региональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", на базе которого осуществляется обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций региона.
Также в настоящее время на территории Мурманской области созданы и функционируют 10 Центров цифровых компетенций "МФЦифра" (структурные подразделения в отделениях государственного областного бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области" (далее - ГОБУ "МФЦ МО")). На базе Центров цифровых компетенций "МФЦифра" проводятся семинары, направленные на формирование осознанного финансового поведения для групп взрослого (экономически активного) населения, лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.
Мероприятиями по финансовой грамотности охвачено значительное количество жителей Мурманской области, в том числе в онлайн-формате, включая встречи экспертов по финансовым вопросам с различными целевыми аудиториями, обучающие программы, олимпиады, конкурсы, квесты по финансовой тематике, публикации разъяснительных материалов в средствах массовой информации, на официальных сайтах и цифровых ресурсах органов власти, учреждений и организаций Мурманской области.
За период реализации Стратегии на 2017 - 2023 годы проводимая в Мурманской области системная работа в сфере финансовой грамотности позволила обеспечить прирост уровня финансовой грамотности и позитивные изменения финансового поведения населения.
Результаты проведенного в 2022 году Всероссийского онлайн-зачета по финансовой грамотности 1 свидетельствует о том, что уровень финансовой грамотности граждан Мурманской области в целом вырос. Так, по сравнению с 2020 годом заметно увеличился процент участников, успешно сдавших онлайн-зачет с первой попытки (с 56,3% до 82,6%). В том числе вырос уровень общих знаний населения и молодежи по инвестиционной грамотности. Если в 2020 году только 59,4% участников смогли правильно ответить на вопросы онлайн-зачета, касающиеся инвестиционных вложений, то в 2022 году доля таких участников возросла до 79,8%.
Вместе с тем отдельные темы онлайн-зачета вызвали затруднения у участников, что свидетельствует о том, что достигнутые результаты не в полной мере удовлетворяют цели формирования устойчивых моделей финансового поведения. Результаты проведенного в 2022 году онлайн-зачета показали, что наиболее трудными для взрослого населения оказались вопросы, связанные с пенсионными накоплениями и защитой прав потребителей финансовых услуг. Значительное число граждан не обладает информацией о том, как узнать размер пенсионных накоплений, в каких спорных ситуациях с финансовыми организациями может помочь финансовый уполномоченный, как противостоять маркетинговым уловкам продавцов и как бесплатно проверить свою кредитную историю.
------------------------------
1 Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности, организаторами которого выступили Банк России и Агентство стратегических инициатив, проведен с 1 по 18 декабря 2022 года (количество участников - 1 390 282 человека, в том числе от Мурманской области - 6 938 человек).
------------------------------
Поэтому работа по содействию повышению финансовой грамотности населения Мурманской области требует системного подхода к решению проблем в сфере финансового просвещения граждан, а также продолжения проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности в регионе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее также - Стратегия до 2030 года), которая определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.
Стратегия до 2030 года сохраняет преемственность со Стратегией на 2017 - 2023 годы, благодаря реализации которой в 2017 - 2023 годах удалось сформировать в Российской Федерации методологическую базу и образовательную инфраструктуру, создать специальные информационные ресурсы.
Стратегия до 2030 года направлена на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, рост благосостояния всех граждан страны и основана на учете потребностей и возможностей гражданина на разных стадиях его жизненного цикла. Вместе с тем в ней учитываются интересы отдельных групп граждан, для которых требуются специальные меры и программы по повышению их финансовой грамотности и формированию их финансовой культуры с учетом различных возможностей и жизненных ситуаций. Стратегия до 2030 года также способствует формированию и развитию культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, в том числе повышению уровня финансовой киберграмотности.
Разработка региональной программы в соответствии со Стратегией до 2030 года обусловлена необходимостью выработки эффективных механизмов реализации на территории Мурманской области новых задач в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.
Таким образом, утверждение и реализация региональной программы является актуальной и необходимой мерой для стимулирования финансово грамотного поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояния и качества жизни, в том числе за счет рационального использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
II. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты
Цель и задачи региональной программы обусловлены приоритетами, которые определены в Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р.
Целью региональной программы является формирование к 2030 году у населения Мурманской области ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение практических навыков и опыта принятия финансовых решений.
Региональная программа направлена на обобщение имеющегося опыта работы по повышению финансовой грамотности всех участников данного процесса, в том числе опыта отдельных организаций, реализующих локальные программы повышения финансовой грамотности населения по отдельным узким направлениям, в результате чего будут решаться вопросы выработки единой региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения, формирования единого информационного пространства и наполнения его доступной, актуальной, достоверной информацией по финансовой тематике, а также повышения охвата целевых групп населения Мурманской области мероприятиями, направленными на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение охвата и качества финансового образования населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий.
2. Развитие механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения.
3. Проведение мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.
4. Обеспечение регулярного мониторинга состояния финансовой грамотности и финансовой культуры населения.
Ожидаемым результатом реализации настоящей региональной программы является достижение главной цели.
В соответствии с поставленными задачами будет обеспечено достижение следующих результатов:
1. Разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения.
2. Обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе населением, проживающим в сельской местности, малонаселенных и труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах.
3. Внедрение образовательных программ на всех уровнях образования.
4. Подготовка квалифицированного кадрового состава в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры.
Таким образом, реализация региональной программы является актуальной и необходимой мерой для формирования финансовой культуры населения, стимулирования экономически рационального поведения населения и позволит потребителям финансовых услуг получить необходимые знания, повысить доверие к финансовой системе и улучшить уровень благосостояния.
III. Срок реализации региональной программы
Срок реализации региональной программы: 2024 - 2030 годы.
IV. Мероприятия региональной программы
Для решения поставленных задач предусмотрен перечень мероприятий региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области на период до 2030 года" (приложение к региональной программе).
V. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной программы
Неотъемлемым условием формирования эффективного механизма реализации настоящей региональной программы является учет возможных рисков, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные целевые показатели.
Целесообразно выделить следующие группы возможных рисков при реализации региональной программы:
риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации региональной программы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной программы;
слабая мотивация участников реализации региональной программы по выполнению задач;
слабая координация между исполнителями региональной программы, образовательными организациями и другими участниками;
отставание от сроков реализации мероприятий;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности;
недостаточная заинтересованность региональных средств массовой информации в освещении мероприятий, проводимых в рамках реализации региональной программы.
Минимизация вышеназванных рисков возможна за счет:
проведения постоянного и оперативного мониторинга изменений законодательной и нормативной базы в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения;
отбора специалистов, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия;
привлечения компетентных консультантов и координаторов мероприятий региональной программы;
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп региональной программы при проведении мероприятий;
проведения постоянного и оперативного мониторинга реализации региональной программы, а также корректировки региональной программы на основе данных проведенного мониторинга;
привлечения широкого круга участников, включая исполнительные органы и государственные учреждения Мурманской области, некоммерческие организации, общественные объединения, представителей экспертного и научного сообществ, образовательных, финансовых, страховых и иных организаций Мурманской области, заинтересованных в достижении целей региональной программы.
Предполагаемые риски при реализации настоящей региональной программы подлежат мониторингу, экспертной оценке и учету со стороны Межведомственного координационного совета.
VI. Механизм управления региональной программой
Осуществление контроля за реализацией региональной программы на территории Мурманской области осуществляется Межведомственным координационным советом по финансовой грамотности населения Мурманской области.
Для достижения целевых показателей и эффективной реализации мероприятий региональной программы ответственные исполнители и соисполнители региональной программы:
организуют работу по реализации региональной программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;
обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами, представителями экспертного и научного сообщества, образовательных, финансовых, страховых и иных организаций Мурманской области по вопросам реализации региональной программы.
В целях организации мониторинга реализации региональной программы соисполнители в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, по запросу ответственных исполнителей представляют отчет о реализации региональной программы в Министерство финансов Мурманской области и Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации по доведенной ответственными исполнителями форме.
Министерство финансов Мурманской области и Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации вправе запрашивать у соисполнителей промежуточную информацию о реализации региональной программы в целях представления сводной информации о проведенных мероприятиях по отдельным запросам государственных органов и организаций федерального уровня, касающимся повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.
Министерство финансов Мурманской области совместно с Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации на основе представленных отчетов осуществляет подготовку сводной информации и обеспечивает ее рассмотрение на заседании Межведомственного координационного совета в срок не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным.
Сводная информация о реализации региональной программы за отчетный период подлежит направлению в Центральный банк Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
VII. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы
Необходимым условием формирования эффективного механизма реализации настоящей региональной программы является создание системы мониторинга запуска, хода реализации, промежуточных и итоговых результатов реализации настоящей региональной программы, основанной на использовании:
набора качественных индикаторов (показателей) оценки уровня финансовой грамотности населения, отвечающих признанным требованиям их разработки, а именно адекватности, точности, объективности, достоверности, однозначности, экономичности и сопоставимости;
набора количественных показателей, демонстрирующих уровень активности различных заинтересованных сторон в достижении поставленных целей (количество образовательных организаций, проводящих занятия по финансовой грамотности, количество публичных мероприятий и публикаций в средствах массовой информации по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения и др.).
Мониторинг реализации региональной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации региональной программы от запланированного уровня.
Оценка эффективности реализации региональной программы проводится на основе оценки степени достижения цели и решения задач путем сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей и их плановых значений по формуле:
, где:
Эф - оценка эффективности реализации региональной программы (в процентах);
N - количество целевых показателей региональной программы;
- степень выполнения показателя i, где:
Ифi - фактическое значение целевого показателя i региональной программы;
Ипi - плановое значение целевого показателя i региональной программы.
Региональная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если значение оценки эффективности составляет 90% и более.
Региональная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности, если значение оценки эффективности составляет от 75% до 89%.
Региональная программа считается реализуемой с неудовлетворительным уровнем эффективности, если значение оценки эффективности составляет 74% и менее.
Если значение оценки эффективности составляет менее 75%, то проводится анализ причин невыполнения региональной программы, разрабатываются предложения о корректировке региональной программы для достижения плановых значений целевых индикаторов.
Приложение
к региональной программе
Перечень
мероприятий региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области на период до 2030 года"
N п/п |
Наименование мероприятия |
N целевого показателя |
Целевой показатель, единица измерения |
Значения целевых показателей по годам |
Ответственные исполнители и соисполнители |
||||||
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
1. |
Повышение охвата и качества финансового образования населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий |
||||||||||
1.1. |
Содействие внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования |
||||||||||
1.1.1. |
Внедрение образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, из них: |
1.1.1.1. |
Доля профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
|
1.1.1.2. |
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
|
|
1.1.1.3. |
Доля обучающихся в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, которые освоили элементы финансовой грамотности в рамках обучения по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, % |
70 |
75 |
80 |
85 |
86 |
87 |
88 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
|
1.2. |
Развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности |
||||||||||
1.2.1. |
Проведение мероприятий по обучению (повышению квалификации) педагогических работников, реализующих программы повышения финансовой грамотности в образовательных организациях Мурманской области, в том числе обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения, из них: |
1.2.1.1. |
Количество педагогических работников дошкольных образовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках образовательных программ дошкольного образования, прошедших обучение в ГАУДПО МО "ИРО", по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, человек |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО "ИРО" |
1.2.1.2. |
Количество учителей-предметников общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, прошедших обучение в ГАУДПО МО "ИРО", по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, человек |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО "ИРО" |
||
1.2.1.3. |
Количество педагогических работников общеобразовательных организаций, преподающих элементы финансовой грамотности в рамках части образовательных программ начального общего образования, образовательных программ основного общего образования, образовательных программ среднего общего образования, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть), прошедших обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, человек |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО "ИРО" |
||
1.2.1.4. |
Количество представителей государственных образовательных организаций Мурманской области, подведомственных Министерству образования и науки Мурманской области, прошедших обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения по соответствующим программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности, человек |
3 |
5 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО "ИРО" |
||
1.2.2. |
Реализация в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, программ повышения квалификации по основам преподавания элементов финансовой грамотности в рамках образовательного процесса по соответствующим учебным предметам |
1.2.2. |
Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области, охваченных программами повышения квалификации по основам преподавания элементов финансовой грамотности в рамках образовательного процесса по соответствующим учебным предметам, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство образования и науки Мурманской области |
1.2.3. |
Организация и проведение региональных конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы по финансовой грамотности |
1.2.3. |
Количество проведенных региональных конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы по финансовой грамотности, единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО "ИРО" |
1.2.4. |
Организация и проведение семинаров, вебинаров, научно-практических и (или) научно-методических конференций, тренингов, круглых столов и других мероприятий для педагогических работников в целях повышения профессионального мастерства и обмена опытом реализации программ по финансовой грамотности |
1.2.4. |
Количество проведенных семинаров, вебинаров, научно-практических и (или) научно-методических конференций, тренингов, круглых столов и других мероприятий для педагогических работников в целях повышения профессионального мастерства и обмена опытом реализации программ по финансовой грамотности, единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Министерство образования и науки Мурманской области, ГАУДПО МО "ИРО", Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
2. |
Развитие механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности и информированности населения |
||||||||||
2.1. |
Наполнение официальных сайтов ответственных исполнителей и соисполнителей региональной программы информацией, направленной на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области |
2.1. |
Наличие на официальных сайтах ответственных исполнителей и соисполнителей региональной программы информации, направленной на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области, в том числе наличие раздела "Финансовая грамотность", да/нет |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной программы |
2.2. |
Информационная поддержка реализации мероприятий региональной программы и других событий, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения через информационные каналы, в том числе телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, официальные сайты и цифровые ресурсы ответственных исполнителей и соисполнителей региональной программы |
2.2.1. |
Количество публикаций по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, размещенных в печатных и электронных СМИ, на официальных сайтах и цифровых ресурсах ответственных исполнителей и соисполнителей региональной программы, единиц |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной программы |
2.2.2. |
Количество тематических сюжетов, программ, эфиров на телевидении и радио, направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, организованных при участии исполнителей и соисполнителей региональной программы, единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной программы |
||
2.3. |
Разработка, изготовление и распространение методических и информационно-просветительских материалов (брошюр, справочников, буклетов, плакатов, рекламных проспектов, кейсов, медиапроектов, теле-, видео- и других материалов) в сфере повышения финансовой грамотности населения и формирования финансовой культуры населения, в том числе в электронном виде |
2.3.1. |
Количество методических и информационно-просветительских материалов (брошюр, справочников, буклетов, плакатов, рекламных проспектов, кейсов, медиапроектов, теле-, видео- и других материалов), разработанных по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, в том числе в электронном виде, единиц |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной программы |
2.3.2. |
Количество точек размещения информационно-просветительских материалов по тематике повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения, в том числе с использованием инструментов и рекламных площадей с широким охватом целевых групп населения (отделения ГОБУ "МФЦ МО", транспорт, объекты культуры, учреждения образования, учреждения социального обслуживания, платежные квитанции и т.п.), единиц |
25 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной программы |
||
3. |
Проведение мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения |
||||||||||
3.1. |
Организация и проведение на территории Мурманской области для целевых групп региональной программы образовательных, просветительских и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, в том числе в рамках Всероссийских акций по финансовой грамотности, из них: |
3.1.1. |
Количество проведенных на территории Мурманской области для целевых групп региональной программы образовательных, просветительских и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения, в том числе в рамках Всероссийских акций по финансовой грамотности, единиц |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
Ответственные исполнители и соисполнители региональной программы |
3.1.2. |
Охват мероприятиями по финансовой грамотности и формированию финансовой культуры всех целевых групп региональной программы, да/нет |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
|
||
3.1.1.1. |
Проведение на базе Центра цифровых компетенций "МФЦифра" семинаров, направленных на формирование осознанного финансового поведения граждан |
3.1.1.1. |
Количество проведенных на базе Центра цифровых компетенций "МФЦифра" семинаров, направленных на формирование осознанного финансового поведения граждан, единиц |
35 |
38 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Министерство цифрового развития Мурманской области, ГОБУ "МФЦ МО", Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.1.1.2. |
Проведение для целевых групп региональной программы мероприятий, направленных на информирование, просвещение и обучение населения по вопросам киберграмотности, инвестиционной, цифровой грамотности и маркетплейса |
3.1.1.2. |
Количество проведенных для целевых групп региональной программы мероприятий, направленных на информирование, просвещение и обучение населения по вопросам киберграмотности, инвестиционной, цифровой грамотности и маркетплейса, единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.1.1.3. |
Обеспечение участия комплексных центров социального обслуживания населения в онлайн-занятиях по финансовой грамотности для старшего поколения |
3.1.1.3. |
Доля комплексных центров социального обслуживания населения, принявших участие в онлайн-занятиях по финансовой грамотности для старшего поколения, в общей численности таких организаций, % |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Министерство труда и социального развития Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (в части обеспечения участия специалистов) |
3.1.1.4. |
Организация и проведение поставщиками социальных услуг просветительских мероприятий об основах финансовой грамотности среди получателей социальных услуг |
3.1.1.4. |
Количество проведенных поставщиками социальных услуг просветительских мероприятий об основах финансовой грамотности среди получателей социальных услуг, единиц |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Министерство труда и социального развития Мурманской области, поставщики социальных услуг Мурманской области |
3.1.1.5. |
Проведение для целевых групп региональной программы информационно-просветительских мероприятий по финансовой грамотности в учреждениях культуры Мурманской области |
3.1.1.5. |
Количество проведенных для целевых групп региональной программы информационно-просветительских мероприятий по финансовой грамотности в учреждениях культуры Мурманской области, единиц |
11 |
12 |
14 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Министерство культуры и искусства Мурманской области |
3.1.1.6. |
Организация и проведение региональных конкурсов, олимпиад, игр, турниров и иных видов тематических соревнований по финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций и учреждений Мурманской области, в том числе с использованием дистанционных технологий |
3.1.1.6. |
Количество проведенных региональных конкурсов, олимпиад, игр, турниров и иных видов тематических соревнований по финансовой грамотности среди обучающихся образовательных организаций и учреждений Мурманской области, единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Министерство финансов Мурманской области, иные исполнительные органы, представители экспертного и научного сообщества, образовательных, финансовых, страховых и иных организаций Мурманской области (по согласованию) |
3.1.1.7. |
Обеспечение участия организаций общего, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "Онлайн-уроках финансовой грамотности" Банка России |
3.1.1.7. |
Доля организаций общего, среднего профессионального образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принявших участие в "Онлайн-уроках финансовой грамотности" Банка России, в общей численности таких организаций, % |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
55 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.1.1.8. |
Организация участия обучающихся образовательных организаций Мурманской области во Всероссийских олимпиадах по финансовой грамотности |
3.1.1.8. |
Организовано участие обучающихся образовательных организаций Мурманской области во Всероссийских олимпиадах по финансовой грамотности, да/нет |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
Министерство образования и науки Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.1.1.9. |
Организация и проведение тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Мурманской области (в том числе участие в проекте "ДОЛ-игра. Игры по финансовой грамотности" Банка России) |
3.1.1.9. |
Количество проведенных тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры населения в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Мурманской области (в том числе участие в проекте "ДОЛ-игра. Игры по финансовой грамотности" Банка России), единиц |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Министерство образования и науки Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.1.1.10. |
Проведение тематических экскурсий по Музейно-экспозиционному фонду Отделения по Мурманской области об истории банковского дела и денежного обращения |
3.1.1.10. |
Организовано проведение тематических экскурсий по Музейно-экспозиционному фонду Отделения по Мурманской области об истории банковского дела и денежного обращения, да/нет |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
3.2. |
Организация и проведение региональных мероприятий (лекций, круглых столов, семинаров, консультаций, вебинаров, конференций, практикумов и т.п.) для субъектов МСП, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан по популяризации и обучению практическому применению финансовых инструментов для развития бизнеса, а также по вопросам повышения финансовой грамотности |
3.2. |
Количество проведенных региональных мероприятий (лекций, круглых столов, семинаров, консультаций, вебинаров, конференций, практикумов и т.п.) по популяризации и обучению практическому применению финансовых инструментов для развития бизнеса, а также по вопросам повышения финансовой грамотности субъектов МСП, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, единиц |
25 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области, Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области, Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор", Центр поддержки предпринимательства Мурманской области, Центр кластерного развития Мурманской области, Некоммерческая микрокредитная компания "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области", Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, иные исполнительные органы, представители экспертного и научного сообщества, образовательных, финансовых, страховых и иных организаций Мурманской области (по согласованию) |
3.3. |
Оказание информационно-консультационной поддержки для субъектов МСП, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения финансовой грамотности |
3.3. |
Количество субъектов МСП, индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, получивших информационно-консультационную помощь по вопросам повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, единиц |
270 |
300 |
320 |
320 |
320 |
320 |
320 |
Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области, Государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор", Центр поддержки предпринимательства Мурманской области, Центр кластерного развития Мурманской области, Некоммерческая микрокредитная компания "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области" |
3.4. |
Финансово-правовое консультирование населения Мурманской области, в том числе социально уязвимых групп населения |
3.4. |
Количество граждан Мурманской области, в том числе из социально уязвимых групп населения, которым оказано финансово-правовое консультирование, единиц |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области |
4. |
Обеспечение регулярного мониторинга состояния финансовой грамотности и финансовой культуры населения |
||||||||||
4.1. |
Обеспечение деятельности Межведомственного координационного совета по финансовой грамотности населения Мурманской области |
4.1.1. |
Наличие межведомственного органа, обеспечивающего координацию деятельности по повышению финансовой грамотности в Мурманской области, да/нет |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
Министерство финансов Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
4.1.2. |
Количество проведенных заседаний Межведомственного координационного совета по финансовой грамотности населения Мурманской области в год, единиц |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
Министерство финансов Мурманской области, Отделение по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 28 декабря 2023 г. N 1051-ПП "Об утверждении региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Мурманской области на период до 2030 года"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
электронный бюллетень Правительства Мурманской области (www.npa.gov-murman.ru) 29 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 29 декабря 2023 г. N 5100202312290003