г. Краснодар |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А53-33471/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Гиданкина А.В.,
рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 данного Кодекса, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А53-33471/2021,
установил следующее.
ОАО "Объединенная энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному отделу государственного надзора по Ростовской области ЮМТУ Росстандарта (далее - ЮМТУ Росстандарта, госнадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2021 N 0729/93 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Кодекса.
Решением суда от 30.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы законностью и обоснованностью оспариваемого постановления.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отменить оспариваемое постановление управления и прекратить производство по делу. Податель жалобы полагает, что выявленные госнадзором нарушения требований ГОСТ 32144- 2013 указывают на наличие правонарушения, предусмотренного диспозицией статьи 7.23 КоАП; вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, административным органом не доказана, а вывод госнадзора о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения противоречит нормам материального права и обстоятельствам дела, не полностью исследованным административным органом. Административный орган не представил доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно общества. Заявитель указывает, что у госнадзора отсутствовали основания для проведения в отношении общества каких-либо проверочных мероприятий, а составленные в отношении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" документы проверки не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности. Податель жалобы считает, что основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении.
Согласно части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 29.10.2020 по 26.11.2020, в связи с поступившим обращением жителей СНТ "Гамма-Труд" по поводу реализации (поставки) им электрической энергии ненадлежащего качества, на основании приказа ЮМТУ Росстандарта от 21.10.2020 N 01-30/614 должностными лицами госнадзора проведена внеплановая выездная проверка в отношении гарантирующего поставщика электрической энергии - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" с целью проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлен факт несоответствия показателей качества реализуемой (поставляемой) электрической энергии обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании, установленным в пункте 4.2.2 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а также факт реализации (поставки) электрической энергии, подлежащей обязательному подтверждению соответствия - сертификации, без подтверждения соответствия данной продукции обязательным требованиям к продукции, отпускаемой потребителям в границах электрических сетей трансформаторной подстанций (ТП-1715), что является нарушением Закона N 184-ФЗ; постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 928 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - постановление N 928).
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 26.11.2020 N 07-26/67, в котором зафиксированы нарушения субъектами электроэнергетики обязательных требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
За реализацию (поставку) потребителям электрической энергии ненадлежащего качества гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП.
30 июля 2021 года в порядке статьи 28.1 КоАП заместителю руководителя ЮМТУ Росстандарта Ващенко Е.А. от заместителя начальника Ростовского отдела ЮМТУ Росстандарта Пожидаевой Т.И. поступила служебная записка, согласно которой в действиях сетевой организации - общества, обеспечивающей передачу электрической энергии от принадлежащего ему центра питания (ТП-1715) до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП.
30 июля 2021 года по результатам рассмотрения указанной служебной записки, в соответствии с требованиями статьи 28.1 КоАП, Ростовским отделом госнадзора ЮМТУ Росстандарта принято решение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП.
В адрес общества 30.07.2021 и 12.08.2021 направлены уведомления о необходимости явки законного представителя либо представителя по доверенности юридического лица для составления протокола об административном правонарушении.
26 августа 2021 года в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 07-28/99 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП. Обществу вменено административное правонарушение, выразившееся в реализации (передаче) с 11.11.2020 по 17.11.2020 в период проведения измерений (испытаний, экспертизы) показателей качества поставляемой (реализуемой) потребителям продукции - электрической энергии, на предмет их соответствия обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 - электрической энергии от принадлежащего ему центра питания ТП-1715 до точек отпуска электрической энергии в электрические сети потребителей, подлежащей обязательному подтверждению соответствия - сертификации, без подтверждения соответствия данной продукции обязательным требованиям к продукции, отпускаемой потребителям в границах электрических сетей трансформаторной подстанций (ТП1715), что является нарушением Закона N 184-ФЗ; постановления N 982.
В соответствии с требованиями статьи 28.1 КоАП выделен материал о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП, вне рамок проверки.
В ходе проведения проверки ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" сертификат соответствия на электрическую энергию, которую реализует, продает гарантирующий поставщик ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в границах ТП-1715 не представлен.
В материалах дела имеется информационное письмо ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от 23.10.2020 N 8704-001/015-2 с приложением запроса в сетевые организации с просьбой предоставить сертификат соответствия на электрическую энергию, реализуемую в границах ТП-1715, а также информационное письмо ПАО "ТНС Энерго Ростов-на-Дону" от 06.11.2020 N 8937-001/015-2 с приложением ответов от сетевых организаций.
На момент окончания проверки сертификат соответствия сетевой организацией не представлен.
17 сентября 2021 года в присутствии представителя общества вынесено постановление N 07-29/93 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП.
Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Заявленные требования мотивированы тем, что проверка в отношении общества не проводилась, а также отсутствием в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 71, 210 Кодекса, статьями 14.43 КоАП, статьями 1 - 3, 32, 36, 46 Закона N 184-ФЗ, статьями 1 - 3, 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), разъяснениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Положением о государственном жилищном надзоре, приказом Минпромторга России от 01.08.2017 N 2514 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов" (действовавшим в период спорных правоотношений), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно части 3 статьи 288.2 Кодекса основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды учли, что предметом административного правонарушения, вменяемого обществу, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 КоАП, является продукция - сертифицированная электрическая энергия, а не коммунальная услуга энергоснабжения. Предметом же внеплановой выездной проверки является соблюдение обществом обязательных требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленных в соответствующих государственных стандартах, а не соблюдение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения". Структурными единицами ГОСТ 32144-2013, подлежащими обязательному исполнению и на предмет соответствия которым проводится обязательная процедура подтверждения соответствия качества электрической энергии, являются пункты 4.2.1 и 4.2.2. Пункт 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 регламентирует качество электроэнергии по такому показателю как медленные изменения напряжения электропитания. Для указанного показателя качества установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" установлен факт несоответствия показателей качества реализуемой (поставляемой) электрической энергии обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании, установленным в пункте 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, что подтверждено материалами дела (актом проверки, протоколами испытаний, протоколом об административном правонарушении) и обществом документально не опровергнуто. Несоответствие же показателей качества реализуемой (поставляемой) электрической энергии обязательным требованиям законодательства о техническом регулировании является следствием того, что электрическая энергия, поставляемая в границах ТП-1715, не сертифицирована.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой, другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Повышенный расход электрической энергии, преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения, а также сбой компьютерной, цифровой, другой электронной техники, по мнению административного органа, следует квалифицировать как факторы, создающие угрозу причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
В свою очередь, "скачки" напряжения электрической энергии может вызвать повышение уровня пожароопасности, а также снижение уровня электробезопасности, что, безусловно, создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП.
Вина общества состоит в том, что оно не выполнило обязанности, возложенной на него Законом N 35-ФЗ, Законом N 184-ФЗ и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, и допустило реализацию (поставку) потребителям электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Суды сделали вывод об отсутствии оснований полагать, что нарушение обществом обязательных требований закона вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля общества, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона.
Довод общества о том, что выявленные нарушения подлежат квалификации по статье 7.23 КоАП, надлежит отклонить в силу следующего. Квалифицируя в рамках своей компетенции административное правонарушение, совершенное обществом, по части 1 статьи 14.43 КоАП, административный орган аргументировано исходил из того, что лицом нарушены обязательные требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленные в соответствующих государственных стандартах. Кроме того, суды учли, что несоблюдение обществом обязательных требований государственных стандартов при осуществлении им предпринимательской деятельности (реализации электрической энергии потребителям) создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. Ответственность за совершение указанного административного правонарушения, с учетом перечисленных угрожающих факторов, установлена специальной по отношению к статье 7.23 КоАП нормой части 1 статьи 14.43 КоАП. Диспозицией статьи 7.23 КоАП не предусмотрена возможность привлечения нарушителей к административной ответственности при возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, вследствие нарушения обязательных требований к продукции (в рассматриваемом случае - электроэнергии).
Апелляционный суд рассмотрел и мотивированно отклонил доводы общества со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 09.09.2015 N 301-АД15-4925, от 28.12.2015 N 9АД15-14.
Суд апелляционной инстанции учел, что общество является сетевой организацией, которая обеспечивает поставку и передачу электроэнергии. В ходе рассмотрения данного дела административным органом установлено и лицом, привлеченным к административной ответственности, не оспаривается, что обществу принадлежит центр питания ТП-1715, через который обеспечивается передача электрической энергии для целей реализации потребителям электроэнергии.
Апелляционный суд правомерно исходил из того, что общество, являясь сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Ростовской области, отвечает перед другими участниками розничного рынка электрической энергии, в том числе перед потребителями, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Суды установили, что общество реализует продукцию - электрическую энергию без обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации, что является нарушением Закона N 184-ФЗ, постановления N 982. В ходе проведения проверки ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" сертификат соответствия на электрическую энергию, которую реализует, продает сетевая организация - общество в границах ТП-1715, не представлен.
Суды оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса и сделали вывод о том, что материалами дела подтверждается, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с КоАП.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом не установлены смягчающие либо отягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем обществу правомерно назначено наказание в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП в виде административного штрафа в минимальном размере 100 тыс. рублей.
Суды не установили оснований для квалификации допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, а также для снижения штрафа ниже низшего предела.
Назначенное заявителю наказание в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу N А53-33471/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП.
При вынесении оспариваемого постановления административным органом не установлены смягчающие либо отягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем обществу правомерно назначено наказание в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП в виде административного штрафа в минимальном размере 100 тыс. рублей.
...
Назначенное заявителю наказание в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП.
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, основаны на ином понимании заявителем норм права. Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов, указанных в части 3 статьи 288.2 Кодекса, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2022 г. N Ф08-6780/22 по делу N А53-33471/2021