г. Краснодар |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А32-31773/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Маркиной Т.Г. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - ЗАО "Нива" - Гребенкина А.А. (доверенность от 12.06.2022), от заинтересованных лиц - УФК по Краснодарскому краю - Гавриленко О.С. (доверенность от 10.01.2022), специалиста УФК по Краснодарскому краю - Капуста Е.В., в отсутствие заинтересованного лица - ГУ ФССП России по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы специалиста УФК по Краснодарскому краю Капуста Евгении Витальевны и УФК по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А32-31773/2020, установил следующее.
ЗАО "Нива" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее - казначейство), специалисту отдела расходов казначейства Капуста Евгении Витальевне (далее - специалист), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее - служба) о признании незаконными действий (бездействия) казначейства, службы, специалиста и других, а именно: 1) действия (бездействие) казначейства, выразившиеся в грубом заволокичивании на 13 дней, неперечислении долга взыскателю (обществу) и неисполнении в установленный законом 3-месячный срок с момента его регистрации 27.01.2020 в казначействе исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2019 серии ФС N 026038928 о взыскании со службы в пользу общества 61 285 рублей 50 копеек судебных расходов по делу N А32-15083/2018 (далее - и/л N 026038928); непринятии всех мер в полном объеме по понуждению должника по и/л N 026038928 - службы перечисления всей суммы долга по и/л N 026038928 и в установленные законом сроки на расчетный счет казначейства; неуведомлении взыскателя (общества) в установленный законом 7-дневный срок со дня регистрации обращения общества 27.01.2020 в казначейство о возможности самостоятельного отслеживания информации о ходе исполнения и/л N 026038928 на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет; неуведомлении взыскателя (общества) о невозможности разрешения обращения общества в установленный законом срок и о продлении срока рассмотрения его обращения; 2. Действия (бездействие) специалиста, выразившиеся в грубом заволокичивании на 13 дней, неперечислении долга взыскателю (обществу) и неисполнении в установленный законом 3-месячный срок с момента его регистрации 27.01.2020 в казначействе требований и/л N 026038928; неподготовке и ненаправлении в адрес взыскателя (общества) в установленный законом 7-дневный срок со дня регистрации обращения общества 27.01.2020 в казначействе уведомления о возможности самостоятельного отслеживания информации о ходе исполнения и/л N 026038928 на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет; неподготовке и ненаправлении в адрес взыскателя (общества) уведомления о невозможности разрешения обращения общества в установленный законом срок и о продлении срока рассмотрения его обращения; 3) действия (бездействие) службы, выразившиеся в грубом заволокичивании и неперечислении всей суммы долга по и/л N 026038928 в полном объеме и в установленные законом сроки на расчетный счет казначейства.
Решением суда от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2021, обществу отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что казначейство, служба и специалист не совершили действия (бездействие), противоречащие требованиям действующего законодательства и нарушающие права общества.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2021 судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении требований по эпизоду несвоевременного перечисления Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на расчетный счет ЗАО "Нива" денежных средств по исполнительному листу ФС N 026038928 с направлением в данной части дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022, оставленном без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022, суд признал незаконным бездействие УФК по Краснодарскому краю, специалиста УФК по Краснодарскому краю Капуста Е.В., выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет ЗАО "Нива" денежных средств по исполнительному листу серии ФС N 026038928.
В кассационных жалобах специалист отдела расходов УФК по Краснодарскому краю - Капуста Е.В. и УФК по Краснодарскому краю просят решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение. Заявители полагают, что срок перечисления казначейством денежных средств по исполнительному листу взыскателя не нарушен, поскольку процедура подачи, формирования и исполнения консолидированной заявки совершена в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
В отзыве на кассационные жалобы общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ЗАО "Нива" направило в казначейство заявление от 23.01.2020 об исполнении и/л N 026038928. Заявление и и/л получены казначейством 27.01.2020. Платежным поручением от 12.05.2020 на расчетный счет общества перечислено 61 285 рублей 50 копеек. На основании заявления от 23.01.2020 обществу направлены информационное письмо от 19.05.2020 и копия платежного поручения от 12.05.2020, подтверждающего исполнение указанного и/л. Полагая, что при исполнении и/л казначейство, служба и специалист допустили нарушения требований законодательства, повлекшие нарушение срока его исполнения, и тем самым нарушение прав ЗАО "Нива", последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Суды установили, что и/л поступил на исполнение в казначейство 27.01.2020. 03.02.2020 службе (должнику) вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 29.01.2020, в соответствии с которым службе необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления представить в казначейство установленные бюджетным законодательством документы.
В связи с неисполнением требований казначейства операции по расходованию средств на лицевом счете службы приостановлены с 18.02.2020.
19 февраля 2020 года в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации служба предоставила в казначейство информацию от 18.02.2020 об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (письмо от 19.02.2020) и копию запроса-требования от 18.02.2020, направленного службой в адрес распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого он находится - Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, на выделение соответствующих лимитов бюджетных обязательств в связи с их отсутствием, а также с указанием даты поступления исполнительных документов в орган Федерального казначейства.
Операции по расходованию средств на лицевом счете должника (служба) автоматически возобновлены с 19.02.2020. Лимиты бюджетных обязательств выделены и отражены на лицевом счете службы 06.05.2020 в 16 часов 53 минуты. Платежным поручением от 12.05.2020 обществу перечислено 61 285 рублей 50 копеек. С уведомлением от 13.05.2020 и/л возвращен в Арбитражный суд Краснодарского края как исполненный в полном объеме.
На основании заявления от 23.01.2020 (вх. от 27.01.2020) обществу направлены информационное письмо от 19.05.2020 и копия платежного поручения от 12.05.2020, подтверждающего исполнение и/л.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2021 судебные акты отменены в части отказа в удовлетворении требований по эпизоду несвоевременного перечисления Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на расчетный счет ЗАО "Нива" денежных средств по исполнительному листу с направлением в данной части дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал, что дополнительному исследованию подлежат обстоятельства несвоевременного (по утверждению общества) перечисления казначейством на расчетный счет общества денежных средств по и/л при их получении от службы 07.05.2020 и перечислении на счет общества лишь 12.05.2020, а не в тот же день или не позднее следующего рабочего дня - 08.05.2020.
При новом рассмотрении дела суд признал незаконным бездействие УФК по Краснодарскому краю, специалиста УФК по Краснодарскому краю Капуста Е.В., выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет ЗАО "Нива" денежных средств по исполнительному листу.
При принятии судебных актов суды, учли положения статей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что в ряде случаев в дни объявленными нерабочими, препятствие к исполнению обязательств могут отсутствовать, а в ряде случаев такое исполнение полностью невозможно. Принимая это во внимание, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник представляет в орган Федерального казначейства документы, предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в первый рабочий день, если такой срок для него наступил. При непредставлении документов операции на лицевом счете должника приостанавливаются. При этом если в период установленных нерабочих дней должник представит платежный документ для исполнения требований исполнительного документа, оснований для отказа его оплаты у органа Федерального казначейства не имеется. При наступлении срока приостановления операций на лицевом счете должника (в том числе и нарушении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа), в период установленных нерабочих дней, операции на лицевом счете должника приостанавливаются в первый рабочий день.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нерабочими днями установлены дни с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 06.05.2020 по 08.05.2020.
При этом 1 мая являлся нерабочим праздничным днем, как и 9 мая. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году" перенесены выходные: с субботы 4 января на понедельник 4 мая, с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.
В письме Федерального казначейства от 01.04.2020 N 07-04-05/09-6794 разъяснено, что в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При исчислении сроков в отношении всех должников по исполнительным документам территориальные органы Федерального казначейства должны считать нерабочими днями 30.03.2020 - 03.04.2020, а также руководствоваться статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В письме Федерального казначейства от 09.04.2020 N 07-04-05/09-7361 указано, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют регистрацию, проведение правовой экспертизы, направление уведомлений о поступлении, уточнении реквизитов счета взыскателя, возврате, возобновлении операций и исполнении, в установленные сроки, исходя из того, что указанные дни для них являются рабочими.
Из письма Федерального казначейства от 30.04.2020 N 07-04-05/09-8939 следует, что должниками по исполнительным документам, поступающим в органы Федерального казначейства, являются разные типы учреждений, режим работы которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" зависит от их деятельности.
Согласно письму Федерального казначейства от 13.05.2020 N 07-004-05/09-9380 организация исполнения исполнительных документов с 12.05.2020 осуществляется в сроки, установленные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Судами верно указано, что из Обзора N 1 следует признание того, что нерабочие дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации N 206 и N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации. Установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких, как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности).
Кроме того, суда округа отмечает позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определении от 13.02.2018 N 249-О, об обязательности соблюдения гарантии взыскателю действительной возможности получить то, что ему причитается по судебному решению в разумный срок обеспечено возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, приводящими к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению. При этом в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
В силу пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, установлен статьей 242.3 БК РФ.
Положениями пунктов 5 - 7 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В соответствии с пунктом 7 ст. 242.3 БК РФ, должник обязан представить в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, суды установили процедуру исполнения исполнительного документа.
Исполнительный документ от ЗАО "НИВА" поступил на исполнение в УФК по Краснодарскому краю 27.01.2020. Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства (пункт 6 статьи 242.3 БК РФ), т. е. 27.04.2020.
Таким образом, учитывая, что трехмесячный срок для исполнения требований исполнительного документа истек 27.04.2020, а заявка на кассовый расход службы поступила в казначейство 07.05.2020, то, вне зависимости от даты регистрации заявки в программе (08.05.2020 N ЗКР1800/20-7239), консолидированную заявку на перечисление средств надлежало обработать и денежные средства перечислить не позднее 08.05.2020.
Суды правильно сделали вывод об отсутствии документального обоснования специалистом Капуста Е.В. включения заявки на расход, поступившей 07.05.2020, как указывает заинтересованное лицо в 15:21, даже с учетом ее регистрации в программе 08.05.2020, в консолидированную заявку и направление в подразделение УФК по Краснодарскому краю - Межрегиональное операционное УФК во второй половине рабочего дня. Также заинтересованными лицами не обосновано составление расчетного документа и перечисление денежных средств лишь 12.05.2020, учитывая, что консолидированная заявка в Межрегиональное операционное УФК поступила 08.05.2020, при этом нарушений составления консолидированной заявки не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, судами сделан правильный вывод о том, что Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю и специалистом Капуста Е.В. допущено незаконное бездействие, выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет ЗАО "Нива" денежных средств по исполнительному листу.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права судами соблюдены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по делу N А32-31773/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями пунктов 5 - 7 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В соответствии с пунктом 7 ст. 242.3 БК РФ, должник обязан представить в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
...
Исполнительный документ от ЗАО "НИВА" поступил на исполнение в УФК по Краснодарскому краю 27.01.2020. Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства (пункт 6 статьи 242.3 БК РФ), т. е. 27.04.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2022 г. N Ф08-6682/22 по делу N А32-31773/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6682/2022
21.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5528/2022
07.02.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31773/20
25.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7874/2021
03.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3845/2021
28.01.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31773/20