Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Алтайского края
от 28.12.2023 N 542
Государственная программа
Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом"
1. Паспорт государственной программы Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом"
Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2023 г. N 3010-р |
Уполномоченный исполнительный орган Алтайского края, ответственный за реализацию программы |
управление Алтайского края по труду и занятости населения (далее также - "уполномоченный орган") |
Цели программы |
обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 (далее - "Государственная программа"), на территории Алтайского края; обеспечение социально-экономического развития Алтайского края; улучшение демографической ситуации в Алтайском крае |
Задачи программы |
создание социально-экономических и информационных условий для интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, их адаптации на территории Алтайского края, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона; содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах; увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
Исполнители основных мероприятий программы |
управление Алтайского края по труду и занятости населения; Министерство социальной защиты Алтайского края; Министерство здравоохранения Алтайского края; Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство сельского хозяйства Алтайского края; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края |
Этапы и сроки реализации программы |
2024-2030 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - "программа") в 2024-2030 годах составляет 10529,0 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 7029,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2024 году - 7029,0 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 3500,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2024 году - 500,0 тыс. рублей; в 2025 году - 500,0 тыс. рублей; в 2026 году - 500,0 тыс. рублей; в 2027 году - 500,0 тыс. рублей; в 2028 году - 500,0 тыс. рублей; в 2029 году - 500,0 тыс. рублей; в 2030 году - 500,0 тыс. рублей. Для реализации мероприятий программы возможно дополнительное привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Алтайского края на обеспечение дополнительных гарантий и оказание мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Алтайского края. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Основные показатели эффективности программы |
численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Алтайский край и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, человек; количество презентаций программы в государствах проживания соотечественников, проведенных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, единиц; доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе обратившихся за получением компенсации, %; доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей, %; численность участников Государственной программы и членов их семей, имеющих двоих и более детей, человек; доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем числе участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край, %; доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы, % |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
реализация программы позволит обеспечить: вселение на территорию Алтайского края 3500 участников Государственной программы и членов их семей, в том числе по годам: в 2024 году - 500 человек; в 2025 году - 500 человек; в 2026 году - 500 человек; в 2027 году - 500 человек; в 2028 году - 500 человек; в 2029 году - 500 человек; в 2030 году - 500 человек; вселение на территорию Алтайского края 140 соотечественников, имеющих двоих и более детей, в том числе по годам: в 2024 году - 20 человек; в 2025 году - 20 человек; в 2026 году - 20 человек; в 2027 году - 20 человек; в 2028 году - 20 человек в 2029 году - 20 человек; в 2030 году - 20 человек; проведение 28 презентаций программы в государствах проживания соотечественников, организованных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи, с разбивкой по годам: в 2024 году - 4; в 2025 году - 4; в 2026 году - 4; в 2027 году - 4; в 2028 году - 4; в 2029 году - 4; в 2030 году - 4; доля участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе участников Государственной программы, обратившихся за получением компенсации, составит: в 2024 году - 100,0%; в 2025 году - 100,0%; в 2026 году - 100,0%; в 2027 году - 100,0%; в 2028 году - 100,0%; в 2029 году - 100,0%; в 2030 году - 100,0%; доля занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей составит: в 2024 году - не менее 65,5%; в 2025 году - не менее 65,5%; в 2026 году - не менее 65,5%; в 2027 году - не менее 65,5%; в 2028 году - не менее 65,5%; в 2029 году - не менее 65,5%; в 2030 году - не менее 65,5%; доля участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем числе участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край, составит: в 2024 году - не менее 60,0%; в 2025 году - не менее 60,0%; в 2026 году - не менее 60,0%; в 2027 году - не менее 60,0%; в 2028 году - не менее 60,0%; в 2029 году - не менее 60,0%; в 2030 году - не менее 60,0%; доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы составит: в 2024 году - не менее 5,0%; в 2025 году - не менее 5,0%; в 2026 году - не менее 5,0%; в 2027 году - не менее 5,0%; в 2029 году - не менее 5,0%; в 2030 году - не менее 5,0%. |
2. Общая характеристика сферы реализации программы
Программа разработана с целью реализации на территории Алтайского края Государственной программы. Программа соответствует целям, задачам и приоритетам развития Алтайского края, определенным в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 6 сентября 2021 г. N 86-ЗС.
Разработка и реализация программы определяются актуальностью задачи по привлечению дополнительных трудовых ресурсов в экономику Алтайского края с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах, необходимостью решения демографической проблемы.
Программа имеет комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, и потребностей Алтайского края.
Программа представляет собой проект переселения и будет реализована на всей территории Алтайского края в соответствии с действующим законодательством. Описание территории вселения приводится в приложении 5 к программе.
Предметом регулирования программы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки, предоставляемых соотечественникам, направленная на оказание содействия их добровольному переселению в Алтайский край, стимулирование роста численности постоянного населения региона.
Сфера действия программы - социальная.
Основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом соответствуют тенденциям в России и Сибирском федеральном округе. В Алтайском крае отмечается ежегодный миграционный отток населения, который по итогам 2022 года составил 7,8 тыс. человек: за счет межрегиональных (49,2%) и международных (50,8%) перемещений. Миграционная ситуация за 2020-2022 годы характеризуется стабильностью общего объема миграции (количество зарегистрированных миграционных перемещений в 2020 году составило 133,3 тыс. человек, в 2021 году - 137,1 тыс. человек, в 2022 году - 134,9 тыс. человек).
Значительную долю миграционного объема занимают внутрирегиональные перемещения, которые в 2022 году составили 60,0% от общего объема миграции. За 2022 год число мигрантов, переселившихся в пределах Алтайского края, снизилось на 3,2 тыс. человек, или на 8,0%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Результатом внутрирегиональной миграции является внутрикраевой прирост по городской местности - 2,1 тыс. человек; в сельской местности был отмечен аналогичный уровень миграционного оттока населения. Таким образом, остается актуальным восполнение численности сельского населения, в том числе за счет соотечественников, готовых переселиться в сельскохозяйственные районы края.
Восполнение кадрового дефицита квалифицированных специалистов, в том числе рабочих специальностей, в крае частично происходит за счет трудовых мигрантов.
При этом Алтайский край относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы. Совокупная (средняя) доля иностранных работников в численности занятого населения Алтайского края в 2022 году составила 0,9% (в 2021 году - 0,7%, в 2020 году - 0,5%, ранее - по 0,9%).
В 2022 году на территории Алтайского края трудовую деятельность осуществляли 9,8 тыс. иностранных граждан. Большинство иностранных граждан работали у физических лиц (49,0%), а также в строительной отрасли (13,1%), торговле (9,2%), сфере обрабатывающих производств (7,5%), на предприятиях общественного питания (6,3%), в сельском и лесном хозяйствах (3,8%).
Квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам из стран с визовым порядком въезда в 2022 году утверждена в количестве 124 разрешений на работу. Все рабочие места предназначены для трудовых мигрантов с высоким и средним уровнем квалификации. Иностранные граждане привлекаются на рабочие места, которые невозможно заполнить местными трудовыми ресурсами.
По основным индикаторам рынка труда в 2020-2022 годах в Алтайском крае наблюдалась положительная динамика.
Масштабы высвобождений работников сократились почти в два раза по сравнению с 2020 годом. В 2022 году из организаций края высвобождено 1,9 тыс. человек (в 2020 году - 3,4 тыс. человек).
Снизился уровень регистрируемой безработицы к численности рабочей силы, составив на конец 2022 года 1,1% (на конец 2020 года - 3,2%).
Уровень общей безработицы по методологии Международной организации труда в 2022 году снизился до 3,7% рабочей силы (в 2020 году - 5,9%). По данным обследования рабочей силы уровень общей безработицы в Алтайском крае сложился ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу (4,4%).
В 2022 году 7,4 тыс. работодателей различных сфер деятельности заявили в службу занятости населения 106,8 тыс. вакансий.
Для обеспечения отраслей экономики кадрами Алтайский край обладает достаточными трудовыми ресурсами. В экономике региона занято 1119,8 тыс. человек, в том числе 25,8% имеют высшее образование, 48,1% - среднее профессиональное образование. Ежегодно в среднем порядка 20,0 тыс. выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования пополняют трудовой потенциал края.
Структура заявленной работодателями потребности в работниках в 2022 году по сравнению с 2021 годом существенно не изменилась. Основная доля заявленных вакансий пришлась на сферу обрабатывающих производств (19,0%), образования (19,0%), сельского хозяйства (12,2%), здравоохранения и социальных услуг (11,3%).
Структура спроса на рабочую силу по занятиям на конец 2022 года: вакансии для руководителей - 7,6%; для специалистов высшего и среднего уровней квалификации - 28,6%; свободные рабочие места для квалифицированных рабочих - 19,5%; для иных служащих и работников сферы обслуживания - 32,7%; для неквалифицированных рабочих - 11,6%.
Анализ профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы свидетельствует о дефиците квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей. Так, по некоторым из них спрос превышает предложение в 5 и более раз.
В перечне отраслей, которые испытывают кадровый дефицит, - прежде всего организации промышленности. Наибольшая потребность в квалифицированных рабочих наблюдается на производстве. Это станочники, наладчики, токари, слесари, аппаратчики, электромонтеры, электрогазосварщики, фрезеровщики, шлифовщики и др. Также стабилен спрос на инженерно-технические кадры. В пищевой промышленности востребованы операторы линии, тестоводы и формовщики теста; в области общественного питания и обслуживания - официанты, бариста и др.; в сфере строительства - маляры, монтажники, стропальщики, машинисты крана, машинисты экскаватора; в сфере жилищно-коммунального хозяйства - машинисты автогрейдера, трактористы, слесари, сантехники.
В аграрном секторе большой востребованностью пользуются агрономы, трактористы, ветеринарные врачи, зоотехники и др.
Традиционно востребованы педагогические работники.
Во всех отраслях отмечается спрос на ИТ-специалистов.
Сохраняется высокий спрос на кадры в организациях здравоохранения - врачей, фельдшеров, медсестер, рентгенолаборантов, провизоров и др.
В крае сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, основанная на принципе территориального планирования и демографических показателях, разработанная с учетом плотности населения, географических, климатических, транспортных факторов. На каждом уровне медицинская помощь оказывается в рамках компетенции. При невозможности оказания требуемой медицинской помощи пациент направляется на следующий уровень.
На начало 2023 года в крае функционируют 154 медицинские организации, имеющие статус юридического лица, в их числе - 151 организация краевого и 3 организации федерального подчинения.
В их состав входят 4 организации особого типа и 150 лечебно-профилактических медицинских организаций (78 больниц (в том числе 58 центральных районных больниц), 2 больницы скорой медицинской помощи, 9 специализированных больниц, 2 родильных дома, 1 госпиталь, 16 диспансеров, 21 поликлиника, 2 дома ребенка, 8 центров, 3 станции скорой медицинской помощи, 1 центр крови, 7 санаторно-курортных организаций). В качестве структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в крае работают 819 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), 6 фельдшерских пунктов, 14 фельдшерских здравпунктов, 25 мобильных ФАПов, 182 сельские врачебные амбулатории, 18 участковых больниц и 4 районные больницы.
Укомплектованность медицинских организаций краевого подчинения специалистами с высшим медицинским образованием (врачами) составляет 78,9%, специалистами со средним медицинским образованием - 83,1%, младшим медицинским персоналом - 78,1%. Ежегодно в медицинские организации трудоустраиваются порядка 1,5 тыс. медицинских работников.
Для сохранения кадрового потенциала системы здравоохранения медицинским работникам предоставляются меры в виде единовременных компенсационных выплат, социальной помощи, компенсации расходов на оплату найма жилых помещений, компенсации затрат по обучению и переобучению специалистов, а также служебное жилье и жилье по договору социального найма и т.д. Ежегодно данными мерами социальной поддержки пользуются порядка 9 тыс. медицинских работников Алтайского края. В ближайшие 3 года на территории региона планируется строительство служебного жилья для медицинских работников Алтайского края за счет средств федерального бюджета.
Большое внимание уделяется инфраструктурному развитию системы здравоохранения региона. В рамках реализации нацпроекта "Здравоохранение" Министерством здравоохранения Алтайского края осуществляется как строительство новых зданий медицинских учреждений, так и проведение капитального ремонта действующих объектов здравоохранения. За последнее время медицинские организации оснащены аппаратами искусственной вентиляции легких и их комплектами, мониторами, передвижными рентген-аппаратами, передвижными аппаратами УЗИ, дефибрилляторами, а также иным медицинским оборудованием, в том числе и для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению края.
На официальном сайте Министерства здравоохранения Алтайского края ежеквартально размещаются сведения о вакансиях подведомственных медицинских организаций. При личном обращении в Министерство здравоохранения Алтайского края соискателям предоставляется полная информация об имеющихся вакансиях, контактные телефоны и адреса.
Алтайский край располагает широкой и разнообразной базой образовательных организаций.
На территории региона расположены 1082 общеобразовательные организации. С учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы в общеобразовательных организациях края реализуются в очной, очно-заочной, заочной формах, в форме семейного образования и самообразования.
Важным мероприятием, направленным на повышение качества образования для обучающихся независимо от места их проживания, является создание сети образовательных центров "Точка роста" на базе образовательных организаций в селах и малых городах, позволяющих обеспечить подготовку более 40 тыс. учащихся по предметам цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей и дополнительным общеобразовательным программам.
В крае функционирует региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Талант 22", ключевой центр развития детей "Дом научной коллаборации" на базе Алтайского государственного университета, центр цифрового образования детей "IT-куб". В дополнение к уже действующим в Барнауле детскому и мобильному технопаркам "Кванториум" работают детский и мобильный технопарки в Бийске, 3 детских мини-технопарка в городах Рубцовске, Змеиногорске и Камне-на-Оби.
В систему среднего профессионального образования края входят 54 профессиональные образовательные организации, из них 39 - подведомственные Министерству образования и науки Алтайского края, 6 - Министерству здравоохранения Алтайского края, 3 - Министерству культуры Алтайского края, 1 - Министерству спорта Алтайского края, 5 негосударственных. Кроме того, программы среднего профессионального образования реализуют 3 профессиональные образовательные организации, созданные в структуре образовательных организаций высшего образования, и 1 - в структуре Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю.
Общее количество обучающихся составляет 57,2 тыс. человек ежегодно. В Алтайском крае реализуются программы подготовки по 147 профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования.
Структура подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена охватывает широкий спектр сфер экономической деятельности. Наиболее массовыми являются сельское хозяйство, сервис и туризм, медицина, транспорт.
В целях удовлетворения потребности региона в квалифицированных кадрах структура и объемы контрольных цифр приема граждан на обучение по программам среднего профессионального образования определяются на основе прогноза потребности рынка труда Алтайского края в специалистах различных профессий и специальностей и с учетом перечня наиболее востребованных, новых и перспективных в Российской Федерации профессий и специальностей.
Обучение в системе среднего профессионального образования с каждым годом пользуется все большим спросом. По ряду направлений стабильно складывается высокий конкурс. Наиболее востребованными из них у абитуриентов являются: "Право и организация социального обеспечения", "Правоохранительная деятельность", "Информационные системы и программирование", "Адаптивная физическая культура" и др.
На территории Алтайского края расположены 10 государственных образовательных организаций высшего образования, 13 филиалов, 1 негосударственная образовательная организация высшего образования (Барнаульская православная духовная семинария). Охват молодежи образовательными программами высшего образования составляет 27,0%, в регионе обучается свыше 51,8 тыс. студентов.
Система подготовки кадров выстраивается в соответствии с потребностями рынка труда края. Для абитуриентов предлагается 197 направлений подготовки высшего образования (из них 101 программа бакалавриата, 18 - специалитета, 78 - магистратуры).
Возросшие объемы жилищного строительства, развитие ипотечного жилищного кредитования и формирование рынка арендного жилья позволяют обеспечить для прибывающих в край соотечественников доступную возможность удовлетворения жилищных потребностей.
Решение вопроса дефицита трудовых ресурсов в конкретных отраслях экономики края возможно за счет привлечения соотечественников из-за рубежа на постоянное место жительства. Реализация подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Алтайского края "Содействие занятости населения Алтайского края", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 25 декабря 2019 г. N 539, показала достаточно высокий уровень привлекательности региона для соотечественников. За 3 года действия программы (2020-2022 годы) ее участниками стали почти 4,0 тыс. соотечественников, из них порядка 70% находятся в трудоспособном возрасте. Прибывшие в край соотечественники заняты в сферах промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, образования.
Реализация программы будет способствовать обеспечению экономики края квалифицированной рабочей силой, успешному осуществлению намеченных в среднесрочной перспективе планов инвестиционной деятельности, а также дальнейшему стабильному социально-экономическому развитию и демографической стабилизации. Ожидается увеличение в Алтайском крае численности молодежи, обучающейся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Предполагается, что с 2024 по 2030 год (включительно) без учета привлечения соотечественников численность населения Алтайского края будет снижаться в среднем на 3,9 тыс. человек в год.
При реализации мероприятий программы могут возникнуть определенные риски:
отсутствие правовой регламентации приема участников Государственной программы;
отказ работодателей от трудоустройства участников Государственной программы или членов их семей после переезда ввиду несоответствия (неполного соответствия) имеющейся квалификации требованиям вакантных рабочих мест, попадание переселенцев в категорию безработных;
необеспеченность жильем для постоянного проживания, сложности с наймом и оплатой временного жилья, неспособность участника Государственной программы нести расходы по приобретению постоянного жилья или оплате ипотечного кредита;
недостаточная обеспеченность образовательными организациями;
обособление переселенцев, создание замкнутых этносоциальных групп, рост межнациональной напряженности;
недостаточный уровень информированности жителей края, соотечественников за рубежом о ходе реализации программы, положительном переселенческом опыте;
недостаточная информированность о программе в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы;
низкий уровень социальной адаптации соотечественников на территории вселения;
недостаточная доля участников Государственной программы, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в числе прибывших соотечественников.
Оценка готовности территории вселения к приему переселенцев представлена в таблице.
Оценка
готовности Алтайского края к приему переселенцев
N п/п |
Наименование показателя |
Год |
Единица измерения |
Значение показателя на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Общая численность населения на 1 января текущего года |
2021 |
тыс. чел. |
2296,4 |
2022 |
2268,2 |
|||
2023 |
2131,0 |
|||
2 |
Естественный (ая) прирост (убыль) населения |
2020 |
тыс. чел. |
- 18,2 |
2021 |
- 24,7 |
|||
2022 |
- 16,3 |
|||
3 |
Миграционный (ая) прирост (убыль) населения |
2020 |
тыс. чел. |
- 2,4 |
2021 |
- 3,5 |
|||
2022 |
-7,8 |
|||
4 |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения |
2020 |
% |
54,2 |
2021 |
54,0 |
|||
2022 |
55,3 |
|||
5 |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения |
2020 |
% |
82,4 |
2021 |
84,8 |
|||
2022 |
89,3 |
|||
6 |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) |
2020 |
тыс. чел. |
65,2 |
2021 |
60,6 |
|||
2022 |
43,2 |
|||
7 |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) |
2020 |
% |
5,9 |
2021 |
5,5 |
|||
2022 |
3,7 |
|||
8 |
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных |
2020 |
тыс. чел. |
36,0 |
2021 |
16,3 |
|||
2022 |
12,7 |
|||
9 |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
2020 |
% |
3,2 |
2021 |
1,5 |
|||
2022 |
1,1 |
|||
10 |
Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) |
2020 |
чел. |
1,8 |
2021 |
0,8 |
|||
2022 |
0,7 |
|||
11 |
Численность привлеченных иностранных работников |
2020 |
чел. |
5665 |
2021 |
7413 |
|||
2022 |
9760 |
|||
12 |
Прожиточный минимум |
2020 |
руб. |
10211 |
2021 |
10665 |
|||
2022 |
11262 |
|||
13 |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
2020 |
м2 |
25,3 |
2021 |
25,9 |
|||
2022 |
27,9 |
|||
14 |
Количество постоянного жилья для приема участников Государственной программы и членов их семей |
2020 |
м2 |
0,0 |
2021 |
0,0 |
|||
2022 |
0,0 |
|||
15 |
Количество временного жилья для приема участников Государственной программы и членов их семей |
2020 |
м2 |
0,0 |
2021 |
0,0 |
|||
2022 |
0,0 |
|||
16 |
Количество мест в дошкольных образовательных организациях на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
2020 |
мест |
692 |
2021 |
763 |
|||
2022 |
- |
3. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач программы
Основные цели программы:
1. Обеспечение реализации Государственной программы на территории Алтайского края.
2. Обеспечение социально-экономического развития Алтайского края.
3. Улучшение демографической ситуации в Алтайском крае.
Достижение поставленных целей возможно путем решения следующих задач:
1. Создание социально-экономических и информационных условий для интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, их адаптации на территории Алтайского края, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона.
2. Содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах.
3. Увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Программа реализуется в 2024-2030 годах. Этапы не выделяются.
Реализация программы создаст необходимые условия для добровольного переселения в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом, позволит привлечь квалифицированные кадры в наиболее активном трудоспособном возрасте, окажет позитивное влияние на экономику, численность и структуру трудовых ресурсов, миграционную и демографическую ситуацию в крае.
Система основных показателей (индикаторов) эффективности программы с указанием их значений по годам планового периода приведена в приложении 1 к программе.
Реализация программы позволит в течение 2024-2030 годов обеспечить:
вселение на территорию Алтайского края 3500 участников Государственной программы и членов их семей;
вселение на территорию Алтайского края 140 соотечественников, имеющих двоих и более детей;
проведение 28 презентаций программы в государствах проживания соотечественников, организованных уполномоченным органом, в том числе с использованием технических каналов связи;
долю участников Государственной программы, которым компенсирован наем жилого помещения в период адаптации на территории вселения, в общем числе участников Государственной программы, обратившихся за получением компенсации, 100,0%;
долю занятых участников Государственной программы и членов их семей в общем числе участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей не менее 65,5%;
долю участников Государственной программы, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в общем числе участников Государственной программы, прибывших в Алтайский край и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, не менее 60,0%;
долю участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее образование в образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края, в общем числе участников Государственной программы не менее 5,0%.
4. Основные мероприятия по реализации программы
Программа будет реализована в Алтайском крае в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территорией вселения является весь Алтайский край.
Система мероприятий программы направлена на достижение цели программы и решение поставленных задач.
Для решения задачи 1 "Создание социально-экономических и информационных условий для интеграции участников Государственной программы и членов их семей в принимающее сообщество, их адаптации на территории Алтайского края, оказание мер социальной поддержки, способствующих переселению соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона" планируется реализовать следующие основные мероприятия программы:
1.1. Разработка региональных правовых актов, необходимых для реализации программы (приложение 3 к программе).
1.2. Мониторинг хода исполнения программных мероприятий, проведение анкетирования по вопросам адаптации переселенцев.
1.3. Формирование и регулярное обновление информационно-справочных материалов о реализации программы, а также их размещение на официальных сайтах уполномоченного органа, исполнителей основных мероприятий программы, в местных, краевых, федеральных СМИ.
1.4. Информационное сопровождение реализации программы.
Данное основное мероприятие включает в себя следующие мероприятия:
организацию подготовки и распространения информационных материалов, направленных на повышение информированности потенциальных участников Государственной программы, желающих переселиться на постоянное место жительства в Алтайский край;
создание и трансляцию на краевом телевидении и радио видео- и аудиороликов, передач о программе и ее участниках, информационных сюжетов об условиях и порядке переселения на территорию вселения, тематических сюжетов для популяризации программы и развития толерантного отношения жителей Алтайского края к переселенцам.
1.5. Проведение презентаций программы, в том числе в режиме видеоконференции, в странах проживания соотечественников.
1.6. Консультирование соотечественников, проживающих за рубежом, организаций соотечественников за рубежом, а также соотечественников, проживающих на законном основании в Алтайском крае, по вопросам участия в Государственной программе.
1.7. Оказание участникам Государственной программы помощи в жилищном обустройстве.
Данное основное мероприятие включает в себя:
информационное содействие в подборе вариантов временного жилищного размещения (гостиница, аренда жилья у физических лиц, общежитие, служебное жилье);
информационное содействие в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования;
информационное содействие в участии в действующих в Алтайском крае программах по оказанию государственной поддержки при строительстве и приобретении жилья;
содействие в подборе земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства;
полную (частичную) компенсацию расходов по найму (поднайму) жилого помещения за период не менее 6 месяцев.
1.8. Обеспечение прав участников Государственной программы и членов их семей на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное основное мероприятие включает в себя:
оказание участникам Государственной программы и членам их семей до получения ими полиса обязательного медицинского страхования бесплатной скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной и неотложной формах; медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
укрепление материально-технической базы краевых медицинских организаций.
1.9. Реализация права детей из семей участников Государственной программы на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования на конкурсной основе.
1.10. Оказание мер социальной поддержки.
1.11. Оказание дополнительных мер социальной поддержки семьям участников Государственной программы, имеющим детей:
единовременная денежная выплата для подготовки к началу учебного года первоклассника из многодетной семьи;
ежегодная денежная выплата для подготовки к началу учебного года учащихся 2-11 классов из многодетных семей;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
1.12. Компенсация затрат участников Государственной программы и членов их семей на оформление документа, подтверждающего отсутствие у них заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Для решения задачи 2 "Содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах" планируется реализовать следующие основные мероприятия программы:
2.1. Проведение ежемесячного мониторинга потребности организаций Алтайского края в квалифицированной рабочей силе для замещения имеющихся вакантных рабочих мест, должностей специалистов и служащих, реализации инвестиционных проектов с последующим размещением информации об имеющихся вакантных местах на единой цифровой платформе Общероссийская база вакансий "Работа России" (trudvsem.ru), на официальном сайте уполномоченного органа.
2.2. Компенсация расходов участников Государственной программы и членов их семей на признание образования и (или) квалификации, признание ученых степеней, ученых званий, полученных в иностранном государстве.
2.3. Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей государственных услуг в области содействия занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края, в том числе оказание содействия началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан.
2.4. Дополнительные виды поддержки участников Государственной программы, трудоустраивающихся на вакансии по отдельным специальностям. Данное основное мероприятие включает в себя:
выплату единовременного денежного пособия молодым педагогическим работникам-переселенцам, трудоустроенным в сельские малокомплектные образовательные организации общего образования, компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения;
ежемесячную денежную выплату специалистам, работающим и проживающим в сельской местности;
профессиональные доплаты наиболее востребованным категориям специалистов в сфере здравоохранения.
2.5. Оказание поддержки участникам Государственной программы и членам их семей в осуществлении малого и среднего предпринимательства, включая создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
Решение перечисленных задач будет осуществляться исполнительными органами Алтайского края по курируемым направлениям в рамках текущей деятельности и реализации государственных программ Алтайского края.
Для решения задачи 3 "Увеличение численности молодежи в Алтайском крае, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования" планируется реализовать следующие основные мероприятия программы:
3.1. Поощрение обучающихся образовательных организаций высшего образования - участников Государственной программы, членов их семей.
3.2. Полная (частичная) компенсация обучающимся образовательных организаций высшего образования - участникам Государственной программы, членам их семей расходов по договорам об оказании платных образовательных услуг.
Полный перечень мероприятий приведен в приложении 2 к программе.
Возможность временного жилищного обустройства переселенцев по прибытии на территорию вселения обеспечена имеющейся гостиничной сетью, а также наличием жилья на рынке коммерческого найма. С учетом незначительного числа соотечественников, нуждающихся во временном обустройстве, создание центров временного размещения нецелесообразно. При необходимости уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос создания центров временного размещения. Для участников Государственной программы предусмотрена частичная компенсация затрат на оплату найма жилья за период не менее 6 месяцев.
Координацию реализации программы осуществляет уполномоченный орган - управление Алтайского края по труду и занятости населения.
Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:
общая координация деятельности исполнителей основных мероприятий программы в пределах их компетенции;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов Алтайского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае, органов местного самоуправления;
подготовка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию программы, в пределах своих полномочий и контроль разработки и принятия нормативных правовых актов исполнителями основных мероприятий программы;
подготовка в установленном порядке предложений об уточнении программных мероприятий на очередной финансовый год и на плановый период, о внесении изменений в программу;
принятие обоснованного решения о возможности участия соотечественников в программе;
ведение информационной базы данных об участниках Государственной программы и членах их семей;
проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий программы, соответствия результатов запланированным значениям целевых индикаторов;
информирование населения и общественности о ходе реализации программы.
В целях обеспечения публичности (открытости) информации о ходе реализации программы уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте (http://portal.22trud.ru/), официальном сайте Правительства Алтайского края (www.altairegion22) текст утвержденной программы и отчеты о ходе ее реализации.
В целях обеспечения согласованности действий исполнительных органов Алтайского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае, органов местного самоуправления, объединений работодателей и общественных организаций по вопросам реализации программы создана краевая межведомственная комиссия по реализации в Алтайском крае Государственной программы.
Порядок работы с соотечественниками на территории вселения определен регламентом приема участников Государственной программы и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, который разрабатывается и утверждается уполномоченным органом. Указанный регламент устанавливает механизм согласования кандидатур потенциальных участников Государственной программы, их приема, временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории вселения, предоставления им мер государственной поддержки и компенсационного пакета с распределением зон ответственности исполнительных органов Алтайского края, органов местного самоуправления.
Порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных исполнительных органов Алтайского края, участвующих в реализации программы, с территориальными органами федеральных органов государственной власти Российской Федерации в Алтайском крае изложен в приложении 5 к программе.
Мониторинг реализации программы осуществляется ежеквартально. Исполнители основных мероприятий программы в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют информацию о результатах выполнения указанных мероприятий в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (по итогам года - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным), формирует отчет о ходе реализации программы и направляет его в Министерство экономического развития Алтайского края.
В целях обеспечения эффективной реализации программы осуществляется оценка ее результатов и контроль за выполнением программных мероприятий.
Контроль за выполнением программы включает:
контроль за соблюдением сроков выполнения мероприятий программы;
контроль за достижением плановых значений показателей.
Контроль за выполнением программных мероприятий осуществляется в форме анализа отчетов об исполнении мероприятий программы, в том числе об использовании средств, предусмотренных в качестве источника финансирования программы.
Контроль за реализацией программы осуществляется Губернатором Алтайского края, Председателем Правительства Алтайского края, а также управлением Алтайского края по труду и занятости населения.
5. Объемы финансовых ресурсов на реализацию программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета Алтайского края.
В целях софинансирования расходных обязательств Алтайского края, связанных с реализацией программы, Алтайскому краю предоставляется субсидия из федерального бюджета.
Финансирование за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования программы в 2024-2030 годах составляет 10529,0 тыс. рублей, из них:
за счет средств федерального бюджета - 7029,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2024 году - 7029,0 тыс. рублей;
за счет средств краевого бюджета - 3500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2024 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2025 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2026 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2027 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2028 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2029 году - 500,0 тыс. рублей;
в 2030 году - 500,0 тыс. рублей.
Сводные финансовые затраты на реализацию основных мероприятий программы представлены в приложении 4 к программе.
Финансирование мероприятий программы осуществляется в пределах бюджетных средств, предусмотренных на их реализацию в текущем году, через Министерство социальной защиты Алтайского края, Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство здравоохранения Алтайского края.
Для реализации мероприятий программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Алтайского края на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Алтайского края.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
6. Оценка планируемой эффективности и риски реализации программы
Оценка эффективности реализации программы производится уполномоченным органом в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, путем соотнесения фактически достигнутых значений показателей реализации мероприятий и значений запланированных индикаторов, установленных программой.
Интегральная оценка эффективности реализации программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
, где:
E - коэффициент эффективности реализации программы (в процентах);
Tfn - фактическое значение n-го индикатора (показателя), характеризующего реализацию программы;
Tpn - плановое значение n-го индикатора (показателя);
n - номер индикатора (показателя) программы;
N - количество индикаторов программы.
В ходе реализации программы будут учтены возможные риски, изложенные в разделе 2 "Общая характеристика сферы реализации программы".
Для управления указанными рисками предусматриваются следующие меры, направленные на их снижение:
своевременная разработка необходимых нормативных правовых актов по реализации Государственной программы в Алтайском крае;
информирование соотечественников, проживающих за рубежом, через уполномоченные органы МВД России за рубежом о наличии вакантных рабочих мест, востребованных специалистах и рабочих профессиях, требуемом уровне квалификации, условиях оплаты труда, наличии служебного жилья;
информирование соотечественников, желающих переселиться в Алтайский край, об условиях временного найма и стоимости жилья, ценах на строительство и приобретение постоянного жилья;
организация разъяснительной работы с местным населением, информирование о целях и задачах программы для формирования толерантного отношения к участникам Государственной программы;
вовлечение соотечественников в культурно-массовые мероприятия, проходящие на территории Алтайского края.
В целях минимизации возможных рисков при реализации программы устанавливаются требования к соотечественникам - потенциальным участникам Государственной программы.
Участником Государственной программы на территории Алтайского края может быть соотечественник в возрасте от 18 до 60 лет (женщины) и от 18 до 65 лет (мужчины), соответствующий требованиям, установленным Государственной программой, а также одному из перечисленных ниже требований:
1. Наличие квалификации, подтвержденной дипломом о среднем профессиональном образовании, или дипломом бакалавра, или дипломом специалиста, или дипломом магистра, или дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), или дипломом об окончании ординатуры, или дипломом об окончании ассистентуры-стажировки, или записью в документах, подтверждающих периоды трудовой деятельности, о присвоении квалификации на рабочем месте.
2. Осуществление на территории Алтайского края на законных основаниях документально подтверждаемой трудовой деятельности, требующей квалификации, или инвестиционной деятельности, или предпринимательской деятельности, в том числе без образования юридического лица и без создания новых рабочих мест, или сельскохозяйственной деятельности, или агропромышленного производства не менее 2 месяцев к моменту обращения с заявлением об участии в Государственной программе.
3. Обучение в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, расположенной на территории Алтайского края, прохождение обучения не менее одного учебного года и продолжение обучения по востребованной на рынке труда края профессии, специальности, направлению подготовки по очной форме обучения.
4. Обучение в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, расположенной за рубежом, по востребованной на рынке труда Алтайского края профессии и завершение обучения в текущем учебном году на дату подачи заявления.
Привлечение на территорию Алтайского края научных работников и специалистов-инженеров, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами, а также рассмотрение и согласование заявлений, поступивших от данной категории лиц, осуществляются с учетом возможности трудоустройства и дальнейшей научной деятельности на территории Алтайского края, в том числе по ходатайству организаций, ведущих образовательную, или научную, или инновационно-хозяйственную деятельность и заинтересованных в привлечении данных специалистов.
Требования, перечисленные в пунктах 1-4 раздела 6 программы, не применяются к соотечественникам:
прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации;
постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, прибывшим на территорию Российской Федерации и признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации;
постоянно проживающим на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, подавшим заявление об участии в Государственной программе в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания (пребывания) или гражданской принадлежности.
Порядок взаимодействия уполномоченного органа и иных исполнительных органов Алтайского края
1. Порядок согласования кандидатуры потенциального участника Государственной программы
1.1. Для участия в Государственной программе:
соотечественники, постоянно проживающие за рубежом, обращаются в представительства или к представителям Министерства внутренних дел Российской Федерации за рубежом, в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации, или во временные группы, названные в пункте 35 Государственной программы (далее - "уполномоченные органы за рубежом"), в стране своего постоянного проживания или гражданской принадлежности;
соотечественники, постоянно проживающие на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, обращаются в уполномоченные органы за рубежом в стране своего проживания (пребывания) или гражданской принадлежности;
соотечественники, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, либо постоянно проживающие на территориях иностранных государств, которые совершают недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц и перечень которых определен Правительством Российской Федерации, прибывшие на территорию Российской Федерации и признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, обращаются в территориальные органы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (Главное управление МВД России по Алтайскому краю).
Государственная услуга по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы предоставляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденным приказом МВД России от 12 марта 2020 г. N 134.
1.2. Управление Алтайского края по труду и занятости населения (далее - УТЗН) в течение 1 рабочего дня со дня получения заявления об участии в Государственной программе из Главного управления МВД России по Алтайскому краю направляет его в электронном варианте по корпоративной сети в центр занятости населения краевого государственного казенного учреждения управления социальной защиты населения по городскому округу и муниципальному району (далее также - "центр занятости населения", "орган службы занятости"), предоставляющий государственные услуги в сфере содействия занятости на выбранной кандидатом территории вселения. Центр занятости населения рассматривает заявление совместно со специалистом подразделения органа местного самоуправления (по согласованию), уполномоченного на реализацию Государственной программы на территории вселения, при необходимости - с привлечением работодателей.
Не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления центр занятости населения направляет в УТЗН по корпоративной сети органа службы занятости в электронном варианте информацию, содержащую следующие сведения (по согласованию):
о наличии на рынке труда территории вселения потребности в квалифицированных кадрах, соответствующей профессиональным квалификационным характеристикам заявителя, перспективности планируемой заявителем предпринимательской деятельности на территории вселения;
о готовности инфраструктуры территории вселения к приему заявителя и членов его семьи: возможностях жилищного обустройства, обеспеченности местами в дошкольных и общеобразовательных организациях и др.
УТЗН в течение 9 рабочих дней со дня получения в электронном виде указанной информации принимает решение о соответствии либо несоответствии заявителя требованиям к потенциальным участникам Государственной программы и уведомляет о нем Главное управление МВД России по Алтайскому краю.
1.3. Заявления кандидатов, проживающих и работающих, а также получающих высшее или среднее профессиональное образование на территории Алтайского края, рассматриваются УТЗН без направления в центр занятости населения.
2. Порядок встречи и временного размещения участников Государственной программы и членов их семей
2.1. Прибытие участника Государственной программы и членов его семьи в Алтайский край на территорию выбранного ими для переселения муниципального образования осуществляется самостоятельно.
Участникам Государственной программы и членам их семей предоставляется информация:
о регистрации (миграционном учете) на территории муниципального района или городского округа Алтайского края;
об оформлении правового статуса участника Государственной программы и членов его семьи, получении компенсаций и иных выплат за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Государственной программой;
об оказании участникам Государственной программы и членам их семей услуг в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, занятости.
В случае обращения участнику Государственной программы предоставляется информация о возможности временного размещения на промежуточных пунктах следования, о видах транспорта, о последовательности действий на территории вселения, о правах и обязанностях, в том числе о необходимости и сроках постановки на регистрационный учет в территориальном подразделении Главного управления МВД России по Алтайскому краю.
2.2. Встреча и временное размещение участника Государственной программы и членов его семьи на территории муниципального образования в случае обращения участника Государственной программы могут быть организованы представителями подразделений органов местного самоуправления (по согласованию).
2.3. Участники Государственной программы имеют возможность самостоятельно подбирать себе временное и постоянное жилье, используя информацию местных СМИ, услуги риелторских фирм.
Представитель подразделения органа местного самоуправления в случае обращения участника Государственной программы, прибывшего на территорию вселения, оказывает ему информационное содействие в целях:
подбора вариантов временного жилищного размещения (гостиница, аренда жилья у физических лиц, общежитие, служебное жилье);
приобретения постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования;
обеспечения права участия в действующих в Алтайском крае программах по оказанию государственной поддержки при строительстве и приобретении жилья наравне с жителями Алтайского края.
2.4. В Алтайском крае имеются возможности для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в рамках действующих программ, в том числе:
государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края", также предусматривающей мероприятия по развитию ипотечного жилищного кредитования;
государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края".
3. Порядок оформления документов, удостоверяющих правовой статус участника Государственной программы
3.1. Государственная услуга по осуществлению миграционного учета предоставляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых в том числе многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденного приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. N 856.
3.2. Порядок оформления разрешения на временное проживание регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 8 июня 2020 г. N 407.
3.3. Порядок регистрации по месту жительства определен Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984.
3.4. Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", Инструкцией об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений, утвержденной приказом МВД России от 16 сентября 2019 г. N 623.
3.5. Подробную информацию об осуществлении указанных функций можно получить в ГУ МВД России по Алтайскому краю (656010, г. Барнаул, ул. 1-я Западная, д. 47, тел. 8 (3852) 33 03 85). Указанная информация размещена также на официальных сайтах УТЗН (http://portal.22trud.ru/), Главного управления МВД России по Алтайскому краю (https://22.мвд.рф).
4. Порядок предоставления участникам Государственной программы и членам их семей услуг по трудоустройству
4.1. На территории Алтайского края государственные услуги в области содействия занятости населения участникам Государственной программы и членам их семей оказывают центры занятости населения.
4.2. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - "Закон о занятости") центры занятости населения оказывают участникам Государственной программы и членам их семей следующие государственные услуги:
содействие гражданам в поиске подходящей работы;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организация сопровождения при содействии занятости инвалидов; содействие работодателям в подборе необходимых работников.
Участники Государственной программы и члены их семей, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на следующие государственные услуги:
психологическая поддержка безработных граждан;
организация профессионального обучения, включая обучение в другой местности, и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
содействие безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в переезде и безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
4.3. Контактная информация о центрах занятости населения Алтайского края, а также информация о порядке оказания услуг в сфере занятости населения размещены на официальном сайте УТЗН (http://portal.22trud.ru).
5. Порядок предоставления медицинских услуг
5.1. Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с федеральными законами от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
5.2. Документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования, является полис обязательного медицинского страхования.
5.3. Для получения полиса обязательного медицинского страхования участник Государственной программы или члены его семьи лично или через своего представителя подают в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, заявление о выборе страховой медицинской организации.
5.4. До получения полиса обязательного медицинского страхования участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на получение бесплатной скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной и неотложной формах; медицинской помощи в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
5.5. Бесплатное оказание медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями, включенными в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой является территориальная программа обязательного медицинского страхования.
5.6. Контактная информация о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, о представительствах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, а также реестр страховых медицинских организаций размещаются на официальном сайте указанного фонда (www.tfoms22.ru).
6. Порядок обеспечения права на образование
6.1. Предоставление участникам Государственной программы и членам их семей образования осуществляется образовательными организациями, расположенными на территории Алтайского края, которые обеспечивают реализацию основных общеобразовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных образовательных программ.
Урегулирование вопросов общего, профессионального образования осуществляется органами управления образованием, администрациями муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
6.2. Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236.
Участники Государственной программы и члены их семей, прибывающие на территорию Алтайского края, имеют право на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458.
6.3. При подаче заявления о приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет средств краевого бюджета соотечественники предъявляют следующие документы:
копию документа, удостоверяющего личность поступающего;
оригинал документа государственного образца об образовании (или его заверенную в установленном порядке копию) либо оригинал документа иностранного государства об уровне образования, признаваемый в Российской Федерации на уровне документа государственного образца об образовании (или его заверенную в установленном порядке копию), а также в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, копию свидетельства о признании данного документа;
заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об уровне образования и приложения к нему.
Отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания) соотечественника не является основанием для отказа в приеме документов на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
6.4. Соотечественникам предоставляется возможность изучения русского языка как в пределах освоения основной общеобразовательной программы, так и в рамках выбора факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, а также обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
6.5. Прием абитуриентов в образовательные организации высшего образования Алтайского края происходит на основе федеральных нормативных актов, локальных актов образовательных организаций, регламентирующих прием на обучение.
6.6. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. Общедоступность образования предоставляет право на дополнительное образование детей в организациях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, в спортивных школах и клубах, а также в иных организациях дополнительного образования).
6.7. Контактная информация об организациях, подведомственных Министерству образования и науки Алтайского края, размещена на официальном сайте указанного ведомства (www.educaltai.ru).
7. Порядок предоставления социальных услуг
7.1. Для получения на территории вселения социальных выплат, предусмотренных законодательством, социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, адресной материальной и иной помощи участники Государственной программы и члены их семей обращаются в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) (далее - "управления социальной защиты населения").
7.2. Социальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством в виде пособий и компенсаций, которые назначаются и выплачиваются по месту работы (службы) гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (работающим, служащим).
Гарантируются меры социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, семьям, имеющим детей, безнадзорным детям, ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, малоимущим гражданам и другим категориям населения.
7.3. Информация о пособиях и компенсациях, установленных законодательством Алтайского края, в том числе уточненный перечень необходимых документов, предоставляется соотечественнику в управлении социальной защиты населения на территории вселения.
7.4. Контактная информация об управлениях социальной защиты населения размещена на официальном сайте Министерства социальной защиты Алтайского края (www.aksp.ru).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.